Справочно:
В предыдущей военной доктрине давалось другое определение: «Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации».
Структурно Военная доктрина Российской Федерации состоит из 4 разделов:
Общие положения.
Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации.
Военная политика Российской Федерации.
Военно-экономическое обеспечение обороны.
В разделе «Общие положения» даны определения тем категориям, которые используются в Военной доктрине: военная безопасность РФ, военная опасность, военная угроза, военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война, военная политика, военная организация государства, военное планирование. Эти определения приведены и используются для целей данной военной доктрины. Они могут иметь отличия от классических определений, но пониматься должны именно так, как это определено в тексте Военной доктрины.
Особый интерес вызывает определение “Военные конфликты”, которое приводит современную, новую классификацию видов вооруженной борьбы. В ст.6, п.г) отмечено: “Военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)”.
Пункт д): “Вооруженный конфликт – вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт)”.
В пунктах е, ж, з дано определение локальной, региональной и крупномасштабной войны.
Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации
В разделе 2 Военной доктрины обращается внимание на неурегулированность многих региональных конфликтов и сохраняющиеся тенденции к их силовому разрешению. Существующая архитектура международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств. Несмотря на снижение вероятности развязывания против РФ крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности России усиливаются.
Среди военных опасностей в первую очередь отмечается стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам России, в том числе путем расширения блока. Одной из важнейших опасностей называется создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание неядерных систем высокоточного оружия.
Эти опасности, сформулированные в Военной доктрине, уже вызвали серьезный международный резонанс, особенно со стороны администрации США и Генерального секретаря НАТО. Нас обвиняют в необъективности и агрессивности, поскольку цели НАТО – исключительно «благотворительные».
Военные опасности разделены на внешние и внутренние. Всего сформулировано 11 внешних военных опасностей, которые при определенных условиях могут перерасти в угрозы Российской Федерации:
Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам РФ, в т.ч. путем расширения блока.
Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.
Развертывание воинских контингентов иностранных государств на территориях, сопредельных с РФ.
Создание и развертывание систем ПРО, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, милитаризация космоса.
Территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела.
Распространение ОМП, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием.
Нарушение отдельными государствами международных договоренностей, несоблюдение заключенных договоров.
Применение военной силы на территориях сопредельных с РФ государств в нарушение Устава ООН.
Наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств.
Распространение международного терроризма.
Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного экстремизма в отдельных регионах мира.
В пункте 9 приведены внутренние военные опасности:
попытки насильственного изменения конституционного строя РФ;
подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности страны;
дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных объектов и информационной инфраструктуры России.
В доктрине сформулированы 5 военных угроз:
Резкое обострение военно-политической обстановки и создание условий для применения военной силы.
Воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, потенциально опасных объектов.
Создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории РФ или ее союзников.
Демонстрация военной силы в ходе проведения учений на сопредельных территориях с провокационными целями.
Активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с проведением мобилизации, переводом органов управления на работу в условиях военного времени.
Как видим, в Военной доктрине приведены военные опасности Российской Федерации (внешние и внутренние) и военные угрозы. В предыдущей Военной доктрине (2000г.) указывались только внешние и внутренние угрозы.
В современном понимании / 10, стр. 433/ военная опасность – это потенциальная или реальная возможность причинить зло, нанести ущерб тем или иным жизненно важным интересам личности, общества, государства с помощью военных средств, путем преднамеренных действий со стороны деструктивных сил внутри страны (преступных сообществ, экстремистских, националистических, политических и др. групп), а также других государств, их союзов, претендующих на гегемонию в регионе, в мире в целом. Военная угроза – высшая степень военной опасности, обозначившееся реальное, адресное и целенаправленное намерение каких-либо сил нанести военными средствами ущерб национальным интересам конкретной страны, в нашем случае – России.
Характеристика и особенности современных военных конфликтов
В Военной доктрине приведены характерные черты и особенности военных конфликтов.
Военные конфликты характеризуются:
целями;
способами и средствами достижения этих целей;
масштабами и сроками военных действий;
формами и способами вооруженной борьбы;
применяемым оружием и военной техникой.
Характерные черты современных военных конфликтов:
Комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера.
Массированное применение систем оружия, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием.
Расширение масштабов применения войск и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве.
Усиление роли информационного противоборства.
Сокращение временных параметров подготовки к ведению боевых действий.
Повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками и оружием.
Создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.
Особенности современных военных конфликтов:
Непредсказуемость их возникновения.
Наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей.
Возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы.
Заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.
В Военной доктрине подчеркивается, что современные военные конфликты будут отличаться:
скоротечностью;
избирательностью и высокой степенью поражения объектов;
быстротой маневра войсками и огнем;
применением различных мобильных группировок войск.
Решающими факторами достижения поставленных целей в современных военных конфликтах станут:
овладение стратегической инициативой;
сохранение устойчивого государственного и военного управления;
обеспечения превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве.
В ходе военных действий будет возрастать роль и значение:
высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия;
информационно-управляющих систем;
беспилотных летательных и морских автономных аппаратов;
управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.
Таким образом, в новой Военной доктрине понятием «военные конфликты» охвачено три вида войн (крупномасштабные, региональные, локальные) и два вида вооруженных конфликтов (международные и внутренние). В отличии от предыдущей Военной доктрины, нет деления войн на справедливые и несправедливые, с применением ядерного оружие или только обычных средств поражения. Не рассматривается также особая форма – приграничный вооруженный конфликт.
Военная политика Российской Федерации
Прежде всего, обращаясь к определению военной политики, данном нами ранее и в Военной доктрине, отметим их различия. Военная доктрина гласит: Военная политика – деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников. Здесь не говорится об обществе, других субъектах военной политики, а подчеркивается лишь деятельность государства в области обороны, как главного субъекта военной политики. Возможно, как для государственного документа, это допустимое отступление от классического определения.
Военная политика РФ ведется в целях обороны и обеспечения безопасности страны, ее союзников и направлена на решение следующих задач:
недопущение гонки вооружений;
сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
совершенствование военной организации государства;
совершенствование форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения.
Особое внимание в направлениях военной политики уделено деятельности РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. «Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта – важнейшая задача Российской Федерации».
Считается правомерным применение ВС РФ для отражения агрессии против России и ее союзников, поддержания (восстановления) мира, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.
Впервые в Военной доктрине записано положение, разрешающее Президенту РФ применение Вооруженных Сил за пределами нашей территории для защиты российских граждан.
Очень важные положения содержит п.22 Военной доктрины: Российская Федерация оставляет за собой право применять ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
Этот тезис, подтверждающий справедливое право нашего государства на применение всего имеющегося арсенала средств вооруженной борьбы в критических для него ситуациях, вызывает особое возмущение в администрации президента США и расценивается как «игра мускулами».
Основные задачи Вооруженных Сил РФ
В п.27 сформулированы основные задачи Вооруженных Сил РФ и других войск в мирное время; в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. Они более детально рассматриваются при изучении других тем.
Следует отметить, что перечень задач, поставленных перед Вооруженными Силами, значительно расширен и конкретизирован по сравнению с предыдущей Военной доктриной. Прежде всего это касается задач мирного времени: своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего ВС РФ о воздушно-космическом нападении; готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения; развертывание орбитальных группировок космических аппаратов; защита граждан РФ за пределами РФ; участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Вместе с тем, не вошли в перечень задач, решаемых Вооруженными Силами, несколько предыдущих пунктов, содержащихся в старой Военной доктрине: обеспечение информационной безопасности; охрана и защита государственной границы РФ; содержание вооружения и техники в готовности к боевому применению; несение боевого дежурства; выполнение планов и программ боевой подготовки, воспитания личного состава. Часть из них сформулированы в качестве задач и приоритетов развития военной организации Российской Федерации.
- Тема 2: Военная доктрина и структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
- Учебно-материальное обеспечение:
- Введение
- 1. Основные положения Военной доктрины Российской Федерации
- Справочно:
- Основные задачи и приоритеты развития военной организации государства
- 2. Структура и предназначение Вооруженных Сил России
- Состав и структура Вооруженных Сил Российской Федерации
- Виды Вооруженных Сил Российской Федерации
- Рода войск Вооруженных Сил рф
- 3. Предмет и задачи тактико-специальной подготовки.
- Заключение