2.1.Внутренние войска мвд рф в реализации функций государства.
Государственная политика противодействия терроризму рассматривается в тесной взаимосвязи с решением социальных, экономических, правовых и собственно политических проблем не только внутри государства, но и на международной арене. Подчёркивается, что она является фактором регулирования взаимоотношений между государством и обществом, а на международной арене – между государствами, между одним государством и обществом другого государства, между группой государств и группой сообществ.
Государственная политика противодействия терроризму как часть его общей политики формируется и реализуется с возникновения и осмысления терроризма как социально-политического явления и осознания необходимости противодействия ему. В диссертации с логико- исторических позиций рассматривается процесс становления государственной политики противодействия терроризму. Выделяются и анализируются различные научные подходы к определению сущности, структуры и функций государственной политики противодействия терроризму, приводятся имеющиеся в научных работах и других источниках определения понятия «государственная политика противодействия терроризму». На основе их всестороннего осмысления и оценки автором формулируется собственное определение понятия «государственная политика противодействия терроризму».
Под государственной политикой по противодействию терроризму следует понимать деятельность государства по обеспечению государственной и общественной безопасности, урегулированию и разрешению социально-политических конфликтов и разногласий на правовой основе, созданию необходимых условий для эффективной деятельности государства и всего общества.
Государство обладает монопольным правом на разработку и реализацию политики противодействия терроризму. Основной целью этой политики является устранение причин терроризма, пресечение и предупреждение террористических актов, защита жизненно важных интересов личности, общества и государства. По своей сущности государственная политика противодействия терроризму представляет многообразную деятельность государства, его взаимоотношения и связи с другими субъектами социально-политической жизни по формированию и реализации ресурсов и условий для борьбы с терроризмом, устранению предпосылок и причин его возникновения как социального феномена.
Политика противодействия терроризму разрабатывается и осуществляется государством под влиянием совокупности условий и факторов, которые для отдельно взятого государства имеют своё конкретное содержание и характеристику. В диссертации рассматриваются условия и факторы, которые влияют на политику противодействия терроризму российского государства.
Среди них: межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия; наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений; недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму; ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации; недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций; заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса; отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил;наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом; отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.
Под влиянием этих условий, факторов и других обстоятельств в современных условиях в России сложилась и реализуется государственная политика противодействия терроризму, обладающая своей структурой, содержанием и особенностями.
С учётом содержания современных отечественных политико-правовых документов и нормативных актов, относящихся к области государственной антитеррористической деятельности, а также по аналогии со структурой других подобных явлений, проводимой в научных исследованиях, диссертант считает правомерным включить в структуру российской государственной политики противодействия терроризму следующие элементы: субъекты, объекты, цели, принципы, средства и инструменты.
К субъектам российской государственной политики противодействия терроризму относятся: Президент РФ, Правительство РФ, суды РФ, региональные органы власти, органы местного самоуправления, руководство политических партий, общественные и религиозные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Объектами российской государственной политики противодействия терроризму следует считать: идеологию терроризма, деятельность организаций и лиц, участвующих в подготовке и проведении террористических актов, условия и причины, способствующие сохранению террористических угроз.
Объектами антитеррористической политики в некоторых случаях могут быть и отдельные государственные служащие, оказывающие поддержку терроризму, криминальные и уголовные группы, лица и группы, занимающиеся наркоторговлей, и предприниматели, которые напрямую или косвенно оказывают помощь террористическим организациям.
Целями российской государственной политики противодействия терроризму являются: защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Принципами российской государственной политики противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; недопустимость политических и других уступок террористам.
В качестве основных средств политики противодействия терроризму автор рассматривает социальные институты как формы и типы политических сущностей, отношений и типов управления, которые реализуют мероприятия социально-экономического, силового и информационно-пропагандистского характера. Диссертант считает, что инструментами политики противодействия терроризму являются: внутригосударственные и региональные структуры, создаваемые для координации деятельности по противодействию терроризму, а также реагированию на конкретные проявления терроризма; уполномоченные органы исполнительной власти; создаваемые элементами гражданского общества структуры, призванные следить за соблюдением элементов политики противодействия терроризму, действующего законодательства и прав человека; правоохранительные органы и специальные службы по борьбе с терроризмом, внутренние войска МВД РФ, Вооруженные силы, налоговые органы, а также другие государственные службы и учреждения.
В диссертации подробно характеризуются перечисленные элементы структуры российской государственной политики противодействия терроризму.
Российская государственная политика противодействия терроризму имеет своё содержание. Анализ политико- правовых документов и нормативных актов, научных и публицистических работ, реальной практики позволяет определить, что основное содержание современной государственной политики противодействия терроризму в России представляет собой совокупность мероприятий по противодействию терроризму, проводимых на основе нормативно- правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
В соответствии с содержанием государственной политики противодействия терроризму в России реализуются ряд направлений. Наиболее важными из них являются:
- предупреждение (профилактика) терроризма;
- борьба с терроризмом;
- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В работе анализируются и рассматриваются каждые из этих направлений, выделяются наиболее важные их аспекты.
Государственная политика противодействия терроризму в России, разрабатываемая и осуществляемая в конкретной среде, имеет свои особенности. Оценка и анализ её структуры, содержания, практики осуществления позволяет выделить следующие особенности в современных условиях:
1. Аккумулирование основных полномочий по противодействию терроризму в руках Президента Российской Федерации, который определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму, а также устанавливает компетенцию субъектов противодействия терроризму.
2. Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации. Изучение алгоритма работы НАК позволило автору прийти к выводу о доминировании в политике противодействия терроризму, с одной стороны, одной из структур исполнительной власти (ФСБ) над остальными, и с другой – органов исполнительной власти над другими органами государственной власти.
3. Практически не используется потенциал иных элементов институциональной подсистемы – оппозиционных политических партий, общественных организаций и движений, СМИ, а также церкви.
Автором в диссертации конкретизированы и рассмотрены эти особенности.
2. Характеристика места и роли внутренних войск МВД РФ в реализации государственной политики противодействия терроризму.
Внутренние войска МВД РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают непосредственное участие в борьбе с терроризмом. Они являются инструментом реализации государственной политики противодействия терроризму, занимают особое место в структуре сил и средств её реализации. Особое место и роль внутренних войск МВД РФ в реализации политики противодействия терроризму, по мнению диссертанта, определяются их предназначением, задачами, которые выполняют внутренние войска МВД РФ в антитеррористической борьбе, их составом, наличием в структуре специальных антитеррористических подразделений, средствами, приёмами и методами, используемыми в борьбе с терроризмом.
Внутренние войска МВД РФ предназначены для обеспечения внутренней безопасности государства, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
На основе всестороннего анализа содержания отечественных политико- правовых документов и нормативных актов в диссертации выделяются и систематизируются задачи, которые решают внутренние войска МВД РФ в государственной политике противодействия терроризму в России. К ним следует отнести:
1. Участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения.
2. Охрана важных государственных объектов и специальных грузов.
3. Участие в территориальной обороне Российской Федерации.
4. Оказание содействия пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране государственной границы Российской Федерации.
5. Борьба с терроризмом и обеспечение режима контртеррористической операции.
Задачи, которые выполняют внутренние войска МВД РФ в политике противодействия терроризму, свидетельствуют об их высоком значении в данной политике, так как их выполнение непосредственно связано с предотвращением и локализацией террористических актов, ликвидацией террористических сил.
Место и роль внутренних войск МВД РФ в реализации государственной политики противодействия терроризму в значительной мере определяются их составом и структурой. Их составляют:
1.Соединения и воинские части оперативного и специального назначения, являющиеся основой внутренних войск МВД РФ. Именно они выполняют важнейшие задачи в ходе реализации политики по противодействию терроризму в Северо-Кавказском регионе.
2.Специальные моторизованные воинские части (СМВЧ), личный состав которых совместно с органами внутренних дел участвует в охране общественного порядка в крупных городах (несет патрульно-постовую службу и обеспечивает общественную безопасность при проведении массовых мероприятий).
3.Воинские части по охране важных государственных объектов, в том числе промышленных предприятий ядерного и химического комплексов.
При характеристике структуры внутренних войск МВД РФ в диссертации особое место уделено частям специального назначения, так как они являются основной компонентой войск и эффективно выполняют задачи по противодействию терроризму:
- участие в разоружении и ликвидации незаконных вооружённых формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков;
- участие в пресечении актов терроризма;
- участие в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты;
- участие в обеспечении безопасности должностных лиц и отдельных граждан РФ в соответствии с российским законодательством.
Дальнейшее развитие сил специального назначения внутренних войск предполагает в первую очередь их антитеррористическую направленность. Вместе с тем в борьбе с терроризмом принимают участие и другие силы внутренних войск, роль которых рассматривается в работе.
Внутренние войска МВД РФ по сравнению с другими органами и силами политики противодействия терроризму имеют специфические средства, приёмы и методы в борьбе терроризмом. Средствами внутренних войск в антитеррористической борьбе являются: боевая и специальная техника; оружие; специальные средства. В настоящее время внутренние войска МВД РФ противодействуют терроризму двумя методами: с применением оружия (проведение специальных операций по ликвидации террористических групп и активных членов незаконных вооружённых формирований или внезапно возникающих задач в соответствии с действующим законодательством) и без применения оружия, путём проведения профилактических мероприятий.
Представляется, что создание и развитие внутренних войск МВД России и использование их в антитеррористической деятельности было вызвано исторической необходимостью в процессе становления политики противодействия терроризму. Их роль и значение в государственно-политической системе страны, в ее военной и правоохранительной организациях продолжают оставаться и сегодня весьма весомыми. А это требует к ним соответствующего внимания как со стороны политического и военного руководства, так и общества.
В результате анализа задач, которые выполняют внутренние войска МВД РФ в политике противодействия терроризму российского государства, их состава, наличия в них специальных подразделений, используемые средства, приёмы и методы в антитеррористической борьбе свидетельствуют об их высоком статусе и роли в борьбе с терроризмом. В диссертации подчёркивается, что внутренние войска МВД РФ при реализации политики противодействия терроризму тесно взаимодействуют с её другими силами и органами. Раскрываются некоторые аспекты этих взаимоотношений и взаимодействия.
3. Результаты анализа специфики применения внутренних войск МВД РФ в реализации политики государства по противодействию терроризму.
Раскрытие в диссертации структуры, содержания и особенностей политики противодействия терроризму российского государства, выяснение в ней места и роли внутренних войск МВД РФ позволили автору констатировать, что применение внутренних войск МВД РФ в данной политике имеет свою специфику. Эта специфика определяется особенностями внутренних войск МВД РФ как силовой структуры государства, его военной организации, их задачами, составом, используемыми средствами, методами и способами решения поставленных задач в борьбе с терроризмом.
На основе анализа содержания политико- правовых документов, нормативных актов, научных исследований, реального участия внутренних войск МВД РФ в борьбе с терроризмом в России автором в диссертации делается вывод, что специфика применения внутренних войск МВД РФ в реализации политики противодействия терроризму, заключается в объёме и характере задач, решаемых ими в борьбе с терроризмом:
- участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации;
- участие совместно с органами внутренних дел в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных конфликтов;
- участие совместно с органами внутренних дел, Вооружёнными силами, подразделениями МЧС, ФСБ в проведении контртеррористической операции;
- участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения;
- участие в поиске и задержании лиц, противоправным способом проникших на территории охраняемых объектов и сооружений;
- выделение пограничным органам Федеральной службы безопасности сил и средств для участия в пограничных поисках и ликвидации террористов и операциях в порядке, определяемом совместными решениями органов управления МВД и ФСБ.
Направленность этих задач – правоохранительная:
- участие совместно с органами внутренних дел в борьбе с преступностью в порядке, определяемом федеральными законами;
- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;
- участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях.
Специфика применения заключается в том, что внутренние войска МВД РФ применяются в определённых условиях для достижения конкретных целей: защита прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Специфика применения выражается в руководстве и управлении внутренними войсками МВД РФ в период проведения контртеррористических мероприятий: структурно входят в состав объединенных сил и средств, оперативно подчиненных ГрОУ (группа оперативного управления), в состав ОГВ(с) ( Объединённой группировки войск) для предупреждения и пресечения деятельности незаконных вооруженных бандформирований, террористических акций, а также для ликвидации последствий таких акций в субъектах Российской Федерации.
Специфика также состоит в характере и содержании взаимодействия внутренних войск с правоохранительными органами и другими составляющими военной организации российского государства в предотвращении терроризма, ликвидации террористических сил:
- с Вооружёнными силами и ФСБ при проведении контртеррористической операции, ликвидации её последствий;
- с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
- с подразделениями МЧС в ликвидации последствий террористических актов.
Внутренние войска МВД РФ решают особые задачи в политике противодействия терроризму российского государства, являются её основным инструментом в современных условиях. Их участие в реализации данной политики в России играет основную роль в предотвращении террористических угроз национальным интересам страны, безопасности личности, общества и государства.
4. Направления оптимизации деятельности внутренних войск МВД РФ по осуществлению государственной политики противодействия терроризму.
Внутренние войска МВД РФ широко применяются в реализации политики противодействия терроризму российского государства, решению различных по содержанию и характеру задач в антитеррористической борьбе. Вместе с тем изучение и анализ автором различных источников, результатов исследований, собственные оценки, оценки политиков, командного состава внутренних войск МВД РФ, опыта и результатов применения внутренних войск МВД РФ в реализации политики противодействия терроризму позволяют сделать вывод, что в этом процессе имеется ряд проблем. Среди них:
- отсутствие специальных отделов и служб в органах управления внутренних войск МВД РФ по анализу и оценке результатов служебно-боевой деятельности войск в сфере противодействия терроризму и выработке рекомендаций по эффективному их использованию;
- недостаточный уровень координации деятельности внутренних войск МВД РФ с другими силовыми структурами, участвующими в противодействии терроризму;
- слабая информационная составляющая участия внутренних войск МВД РФ в контртеррористических операциях, в охране общественного порядка и общественной безопасности;
- низкий уровень взаимодействия с общественными организациями в вопросах противодействия терроризму.
Наличие этих и других проблем означает, что деятельность внутренних войск МВД РФ по осуществлению политики противодействия терроризму российского государства нуждается в совершенстве и улучшении. На основе использования различных научных подходов, приёмов и методов научного познания, осмысления источников разного содержания и характера, эмпирического материала в диссертации выделяются направления оптимизации деятельности внутренних войск МВД РФ по реализации политики противодействия терроризму в России. Важными, являются:
1. Совершенствование политико- правового обеспечения деятельности внутренних войск МВД РФ по реализации политики противодействия терроризму в России: формирование нормативно- правовой базы использования внутренних войск; разработка эффективной системы социального обеспечения личного состава и членов их семей, создание условий для реализации прав и законных интересов военнослужащих и работников внутренних войск МВД РФ.
2. Повышение эффективности управления и служебно- боевой деятельности: внедрение современных информационных технологий в процесс управления; повышение уровня боевой готовности войск, оптимизация процессов принятия решения в области применения внутренних войск МВД РФ в антитеррористической деятельности.
3. Максимальное использование положительно зарекомендовавших себя на практике форм и методов оперативной, служебной и служебно- боевой деятельности, обеспечение внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта противодействия терроризму.
4. Оснащение внутренних войск МВД РФ, особенно частей специального назначения, современными средствами борьбы с терроризмом.
5. Улучшение работы с кадрами, повышение уровня профессионализма и воинской дисциплины в целях формирования высокопрофессионального кадрового ядра.
Для осуществления этого необходимо: организовать систему обучения командного состава внутренних войск МВД РФ тактике борьбы с терроризмом, проведению контртеррористических операций; создать эффективный механизм повышения квалификации, переподготовки кадров; реализовать меры, позволяющие формировать у личного состава психологическую устойчивость к воздействию разного рода стрессовых факторов и способствующих укреплению духовно- нравственных основ военной службы; определить с учётом структурных изменений потребности внутренних войск МВД РФ в специалистах с высшим образованием.
6. Укрепление делового сотрудничества с органами внутренних дел, ФСБ, Вооружёнными силами, МЧС по реализации политики противодействия терроризму.
7. Расширение и углубление взаимовыгодных сотрудничества и взаимодействия с подобными войсками других государств с целью повышения их уровня в рамках существующих межправительственных договорных отношений. Для этого необходимо соблюсти ряд условий:
- обеспечить безопасность важных государственных объектов в рамках международных договоров;
- продолжить практику совместных тренировок правоохранительных органов и войск стран СНГ в борьбе с терроризмом;
- расширить прямые контакты с зарубежными структурами, подобными внутренним войскам, в целях обмена положительным опытом применения внутренних войск в рамках их компетенции, определённой действующим законодательством;
- совершенствовать правовые основы взаимодействия и сотрудничества внутренних войск МВД РФ с аналогичными структурами странах СНГ и за рубежом.
- Тема: «Правоохранительная функция правового государства. Формы реализации правоохранительной функции внутренними войсками мвд России»
- Глава 1. Особенности содержания правоохранительной функции правового государства………………………………………………………………………...7
- Глава 2. Формы реализации правоохранительной функции внутренними войсками мвд России.
- Введение
- Глава 1. Особенности содержания правоохранительной функции правового государства
- Сущность, принципы и цели правового государства
- 1.2 Правоохранительная направленность функций правового государства
- 1.3. Особенности методов реализации правоохранительной функции в правовом государстве
- Глава 2. Формы реализации правоохранительной функции внутренними войсками мвд России
- 2.1.Внутренние войска мвд рф в реализации функций государства.
- 2.2. Внутренние войска мвд рф как гарант безопасности Российского государства
- Заключение
- Список используемой литературы