Заключение
Государство, как сложная социальная организация, осуществляет многогранную деятельность, которая охватывает самые различные стороны общественной жизни. Практическая деятельность государства, его активность выражается в функциях. Именно они способствуют реализации государственной идеи, тех законодательных и конституционных положений, которые являются основой успешного развития государства и общества в целом. Функции государства устанавливаются в зависимости от стоящих перед ним на том или ином этапе развития задач.
Говоря о функциях современного российского государства, необходимо учитывать происходящий в нашей стране процесс высвобождения от примата идеологии над государством, а также новые цели российского государства и определяемые ими задачи. Взятый Россией курс на цивилизованные перемены связан с модернизацией России, ее демократическим обновлением и экономическим возрождением. В настоящее время система функций российского государства принципиальным образом трансформируется. Многие из них наполняются новым содержанием, а следовательно, меняется и сама сущность функций.
Подводя итог рассмотрению комплекса проблем, связанных с пониманием сущности, содержания правоохранительной функции правового государства и сложившейся правоохранительной системы как непосредственного реализатора охранительной функции в условиях становления правового государства, можно высказать ряд теоретических суждений, которые имеют методологическое значение для дальнейшей разработки указанной проблематики.
1. Структурно-функциональный анализ является способом организации научного исследования, лучше всего подходящим для решения комплекса вопросов, связанных с формированием определенного типа государства, в том числе и правового. Именно спецификой системы функций может быть определено становление структуры правового государства.
2. Функция должна быть понята как способ реализации тех или иных направлений деятельности государства, сообразный его природе; функции государства - это деятельность государства, взятого в его целостности;
3. В силу того, что функции правового государства в своей содержательной определенности и в способах реализации носят системный характер, отнесение правоохранительной функции к разряду системообразующих означает, что ее содержание можно рассматривать как определяющий элемент содержания всех других функций, реализация каждой функции правового государства прямо или косвенно связана с решением проблемы правоохраны.
4. Тот факт, что правоохранительная функция становится системообразующей функцией в правовом государстве, означает также, что принципы правового государства становятся принципами правоохраны, а это, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на содержание непосредственных задач правоохраны.
5. Правовое государство является не просто идеальной моделью политической организации общества, но становится закономерным следствием развития сферы управления современным обществом. Правовое государство становится необходимостью, когда дифференцированность и многообразие государственных институтов достигает определенного количественного и качественного «порога», требующего адекватных организующих усилий со стороны общества.
6. Правовые средства организации общественной и государственной жизни становятся наиболее важными средствами в деле поддержания общества на уровне, когда оно способно к прогрессирующему изменению. Именно по этой причине охрана права во всем объеме его институтов и отношений оказывается необходимым условием реализации всего многообразия стоящих перед современным государством задач;
7. Правовое государство в состоянии обеспечить всю полноту общественных отношений организационными формами. Причем эти формы позволяют современному человеку реализовать свои права и свободы в индивидуализированном виде, что связано с возможностью полноценно развивать личностные качества граждан.
8. В контексте развития институтов и средств организации, характерных для правового государства, содержанием правоохранительной функции становится деятельность, связанная, с одной стороны, с реализацией всего комплекса социальных задач на основе органичного сочетания мер охранительного, превентивного и защитного порядка, а с другой стороны, с объективной необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина как приоритетной задачи.
9. Системообразующий характер правоохранительной функции обусловлен сегодня тем местом, которое правовое государство занимает в общественной жизни, а именно тем, что границы его деятельности задаются не самим государством, а развитым гражданским обществом.
10. Формы осуществления функций государства нельзя рассматривать в отрыве от содержания его деятельности и от сущности государства, которые их определяют. Изменение форм осуществления функций государства предопределяется изменениями в государственной жизни, а также экономическими, социальными, политическими, идеологическими и иными отношениями в обществе.
11. Правоохранительная деятельность находится в неразрывной связи с осуществлением интересов тех членов социальной общности, для которых небезразлично, с какой целью организуется и осуществляется правоохранительная деятельность: направлена ли она на поддержание их социального положения и стимулирование их гражданской активности и правомерногоповедения или она развертывается лишь в интересах позитивного права, стоящего на страже главным образом интересов государственной власти. Если правоохранительная деятельность осуществляется в отрыве от социальных запросов общества, тогда она не отвечает своему назначению в качестве функции правового государства.
12. Правоохранительная деятельность как реализация правоохранительной функции в условиях становления правового государства оказывается высокодинамичной и с точки зрения ее форм и средств, и с точки зрения ее содержания, и с точки зрения дифференциации и разнообразности решаемых задач.
13. Правоохранительная система представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих не только защищенность человека от противоправных действий со стороны других граждан или представителей государства, но и достаточную обеспеченность действенности прав и свобод людей, выступающей как условием их гражданской активности, так и ограничителями полномочий представителей органов правоохраны.
14. Полнота реализации правоохранительной функции государства в любой сфере социальной жизни и в отношении любого объекта правоохраны непосредственно зависят от того, в какой мере в них обеспечены права и свободы граждан. Основным способом реализации указанной задачи является развитие системы гарантий как системы, которая должна быть в полной мере создана самим государством. В качестве правового государство оценивается тогда, когда система гарантий прав и свобод граждан оказывается первичной, определяющей, а система гарантий властных полномочий, обеспеченности государственных структур и сфер управления становится вторичной.
15. В условиях правового государства система принципов правоохраны расширяется таким образом, чтобы обеспечивать связь охранительной деятельности государственных органов с решением широкого субъектов социальных отношений и с более объемной сферой социальных задач. При этом для системы принципов охранительной деятельности в правовом государстве характерна первичность содержательных принципов, посредством которых правоотношения реализуются по существу, и вторичность организационных принципов, направленных на совершенствование субъектов правоохраны в соответствии с требованием эффективного действия права в системе отношений гражданского общества.
16. Система субъектов правоохранительной деятельности представляет собой единство трех их групп: специализированных субъектов (правоохранительных государственных органов, наделенных специальными полномочиями), не специализированных на правоохране государственных органов, но занимающихся ею в рамках осуществления своей предметной деятельности, негосударственных организаций и объединений. При этом значимость развития второй и третьей групп неуклонно возрастает.
17. В правовом государстве все большую активность приобретает механизм передачи негосударственным субъектам, прежде всего органам местного самоуправления, государственных по существу полномочий по осуществлению правоохранительной функции, что позволяет привлечь население к решению насущных задач, стоящих перед обществом и обеспечить эффективность реализации правоохранительной функции.
18. В процессе осуществления правоохранительной функции перед органами внутренних дел постоянно возникает проблема обеспеченности форм деятельности адекватными полномочиями. Развитие форм правоохранительной деятельности органов внутренних дел обусловлено постоянно возобновляющимся несоответствием между формами правоприменения и организационными формами, а потому оно должно быть органично связано с совершенствованием системы их полномочий. Их сбалансированность, полная согласованность являются необходимыми условиями реализации правоохранительной функции правового государства. Функции органов внутренних дел в условиях правовой государственности приобретают преимущественно охранительный, правозащитный характер.
19. Правоохранительная функция в условиях становления правового государства не должна быть сведена исключительно к решению проблемы защиты прав и свобод граждан. Она должна быть понята как деятельность, лишь в конечном счете позволяющая решить указанную задачу по всем направлениям деятельности государства, но непосредственно направленная на обеспечение объективных условий развития правового государства, создание системы условий, позволяющих решить вопросы правоохраны в полном объеме.
20. Правоохранительная система в условиях правового государства представляет собой весьма динамичное образование. Ее действие в единстве всех составляющих структурных элементов является одним из решающих условий осуществления принципов правового государства, развития институтов гражданского общества.
Таким образом, задача построения правового государства требует теоретического переосмысления содержания, форм и методов реализации правоохранительной функции. В условиях построения в России правового государства становится очевидным использование таких государственных средств и методов, которые могут обеспечить реальную защиту прав и свобод отдельных граждан и безопасное существование всего общества. Ведь в правовом государстве человек является первичной основой системы государственных субъектов правоохранительной деятельности. Поэтому одной из главных задач современной юридической науки является дальнейшее осмысление правоохранительной деятельности в условиях правового государства, ее механизма, тенденций и закономерностей развития.
Воплощая в жизнь идею о высшей ценности прав человека, государство посредством правоохранительной функции обеспечивает надежный механизм защиты прав и свобод человека и безопасность всего общества. Значительную роль в реализации правоохранительной функции играют органы внутренних дел. Задача построения правовой государственности предусматривает коренное изменение форм и методов их деятельности. Социализация функции ОВД ведет к их сближению с населением, к пониманию задач в области охраны общественного порядка, охраны прав и свобод человека.
В предложенных выше обобщениях определен целый ряд перспективных направлений дальнейшего исследования проблем развития правового государства в контексте функционирования в нем разветвленной и эффективной системы правоохраны
- Тема: «Правоохранительная функция правового государства. Формы реализации правоохранительной функции внутренними войсками мвд России»
- Глава 1. Особенности содержания правоохранительной функции правового государства………………………………………………………………………...7
- Глава 2. Формы реализации правоохранительной функции внутренними войсками мвд России.
- Введение
- Глава 1. Особенности содержания правоохранительной функции правового государства
- Сущность, принципы и цели правового государства
- 1.2 Правоохранительная направленность функций правового государства
- 1.3. Особенности методов реализации правоохранительной функции в правовом государстве
- Глава 2. Формы реализации правоохранительной функции внутренними войсками мвд России
- 2.1.Внутренние войска мвд рф в реализации функций государства.
- 2.2. Внутренние войска мвд рф как гарант безопасности Российского государства
- Заключение
- Список используемой литературы