2. Предпосылки создания атомного оружия в сша
Немецкие физики первые начали работу по созданию атомной бомбы, но до самого
конца войны союзники по антигитлеровской коалиции не имели точных сведений о
том, на каком этапе находятся эти работы. Ученые-атомники США, среди которых
было много эмигрантов из Европы, опасались, что фашисты создадут ядерное
оружие прежде, чем закончится война, и сделали все возможное, чтобы
развернуть аналогичные разработки в США. Они начинали работать над бомбой,
руководствуясь высокими побуждениями: такое оружие было необходимо на случай,
если гитлеровская армия получит его первой и использует на полях сражений. Но
когда они завершили свое дело, стало ясно, что у фашистов бомбы нет и не
будет и Германия на пороге полного поражения.
Но тут вмешались американские политики и военные, решившие подвергнуть
атомной бомбардировке Японию, хотя в этом уже не было необходимости.
В США любят говорить, атом является уроженцем Америки. Это не так.
На рубеже XIX и XX вв. расщеплением атома занимались главным образом
европейские ученые.
С трудом убедив власти США, физики получили возможность в глубочайшей тайне,
вдали от войны, работать над проблемой овладения энергией атомного ядра, над
подготовкой ядерного реактора. Это был подлинный заговор науки против
фашизма, но участники заговора не до конца представляли себе будущее.
Был создан Урановый комитет (Консультативный комитет по урану). В него вошли
Л. Бриггс (председатель), два артиллерийских эксперта — капитан 3-го ранга
Дж. Гувер и полковник К. Адамсом. Бриггс включил в Комитет еще нескольких
человек, в том числе
Ф. Молера, А. Сакса, Л. Сциларда, Э. Вагнера, Э. Теллера, и Р. Робертса.
Первое заседание уранового комитета состоялось в октябре 1939 г. 1 ноября
1939 г. Комитет представил президенту Рузвельту доклад, где говорилось о
реальной возможности получения и атомной энергии и атомной бомбы.
17 июня 1942 г. Буш представил президенту доклад, в котором изложил план
расширения проекта по атомной бомбе. Доклад содержал следующие положения:
1. Несколько килограммов урана-235 или плутопия-239 представляют собой
взрывчатку, эквивалентную по мощи нескольким тысячам тонн обычных взрывчатых
веществ. Такую бомбу можно взрывать в нужный момент времени.
2.Существует четыре практически осуществимых метода получения делящихся
веществ: электромагнитное разделение урана, диффузионное разделение урана,
разделение урана на центрифугах с получением в этих случаях делящегося
изотопа урана-235, а также получение плутония -239 при помощи цепной реакции.
Нельзя определенно утверждать, что какой-то один из этих методов окажется
лучше других.
3.Можно проектировать и строить довольно крупные промышленные установки.
4.При наличии необходимых фондов и прерогатив всю программу действий, по-
видимому, можно было начать достаточно быстро, чтобы она приобрела военное
значение.
Материалы были возвращены Бушу с одобрением президента: Рузвельт отдал приказ
немедленно начать работы по созданию атомной бомбы. Летом 1942 г. проект был
передан в ведение армии. 18 июля 1942 г. полковник Дж. Маршалл получил
указание образовать новый округ инженерных войск для выполнения специальной
работы — огромный комплекс организационных мероприятий, исследовательских и
промышленных работ, которому придаются кадры ученых, лаборатории,
промышленные установки, разведывательные органы.
|
Все работы по созданию атомной бомбы протекали в обстановке абсолютной
секретности. Очень немногие знали о том, что скрывается за вывеской
Манхэттенского проекта. Даже госдепартамент США до начала Ялтинской
конференции в феврале 1945 г. ничего не знал о проекте создания атомной
бомбы. О целях проекта не было известно и объединенному комитету начальников
штабов. Знали лишь отдельные лица, по выбору президента Ф. Рузвельта.
Манхэттенский проект имел свою полицию, контрразведку, систему связи, склады,
поселки, заводы, лаборатории, свой колоссальный бюджет. По размаху работ и
размерам капиталовложений он был и поныне остается самым крупным научным
проектом.
В США засекретили даже опубликованные ранее книги и статьи, где говорилось о
возможности создания атомной бомбы. Так, из всех библиотек США были изъяты
номера газет «Нью-Йорк Таймс» и «Сатерди ивининг пост» со статьями У.
Лоуренса, в которых рассказывалось об атомной бомбе. Был отдан приказ
записывать фамилию каждого, кто интересовался этими номерами газет, и ФБР
затем выясняло его личность.
Руководил проектом американский физик Джулиус Роберт Оппенгеймер. Он уже имел
труды по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей,
разделению изотопов, нейтронным звездам. Исследуя уравнения энергетического
состояния атома, Оппенгеймер показал в 1930, что положительно заряженная
частица с массой электрона может существовать. Эта частица была обнаружена в
1932 и называлась позитроном. Руководил (1943-45) созданием американской
атомной бомбы (Манхеттенский проект). Председатель генерального
консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США (1946-52), директор
(1947-66) Института фундаментальных исследований в Принстоне.
Учился в Гарварде, продолжил обучение в аспирантуре с физиками Эрнестом
РЕЗЕРФОРДОМ в Кембридже, Англия, и Максом БОРНОМ в Германии. Между 1929 и
1942 он находился одновременно в штате Калифорнийского университета в Беркли
и Калифорнийского Института Технологии. Во время Второй мировой войны он
сообщил Федеральному Бюро Расследований о друзьях и знакомых, которые, как он
думал, могли быть коммунистическими агентами, физик Давид БОХМ был один из
них. Выступил против создания водородной бомбы, и в связи с этим в 1953
обвинен в "нелояльности" и отстранен от секретных работ.
Каждая операция в общем цикле работ была построена на принципе
изолированности. Каждый работник знал только те детали проекта, которые
касались его работы непосредственно. Даже в случае крайней необходимости для
обмена информацией между разными отделами требовалось особое разрешение.
Для Лос-Аламосской лаборатории сделали исключение. В ее библиотеке появились
отчеты других отделов и лабораторий, а с переводом в Лос-Аламос ученых из
других подразделений поступило много новой ценной информации. Правда, за
доступ к информации ученые заплатили ограничением личной свободы: с самого
начала лаборатории были окружены оградой и охрана пропускала только имевших
разрешение. Еще одна ограда окружала весь городок. При входе и выходе
проводилась проверка. На все поездки требовалось разрешение, корреспонденция
подвергалась цензуре. За каждым работающим велось тщательное наблюдение. Все
районы Лос-Аламоса, Ок-Риджа и Хэнфорда находились под постоянным контролем
служб безопасности, на его границах круглосуточно дежурили специальные
патрули. Жители трех засекреченных городов могли отправлять и получать
корреспонденцию только через цензуру, телефонные разговоры прослушивались.
Ученым дали другие фамилии. В служебных помещениях и на многих частных
квартирах были тайно установлены звукозаписывающие аппараты. К ведущим
специалистам были представлены «телохранители», которые не спускали с них
глаз.
Проблема привлечения нужных людей в Манхэттенский проект инженерный округ
была довольно сложной. Кадры научных работников страны использовались на
других важных оборонных работах. Помогло то обстоятельство, что, спасаясь от
фашистского террора, многие выдающиеся ученые вынуждены были эмигрировать на
американский континент. Эмиграция ученых объяснялась в основном усиленным
проникновением нацистской идеологии на университетские кафедры Германии, где
перестали уважать способности и таланты, а провозглашали верность фашизму,
прославляли чистоту «арийского» происхождения.
Одновременно с поисками и отбором специалистов в своей стране американцы вели
настоящую охоту за секретной научно-технической информацией, а также за
учеными-атомниками в Европе.
Американцы весьма ревностно относились к работам по урановой проблеме,
которые велись союзниками — Англией и Францией.
В самом начале Рузвельт и Черчилль пришли к следующему соглашению: большие
атомные заводы будут строиться в США, где им не угрожают немецкие бомбы, но
англичане внесут свой вклад в разработку атомной бомбы. Под этим
подразумевалось участие английских ученых в работе по созданию бомбы и
предоставление американцам результатов исследований. Но прошло немного
времени, и от идеального замысла пришлось отказаться. Английским ученым
начали чинить всяческие препятствия, их не допускали к проведению некоторых
важных работ.
Гровс умышленно тормозил сотрудничество с ними, чтобы закрепить преимущество
США в области производства атомного оружия на многие годы. Поэтому обмен
информацией с англичанами допускался только в тех случаях, когда она могла
чем-либо помочь созданию первых американских образцов атомного оружия. Как
только англичане заговорили о собственной атомной бомбе, все двери для них
наглухо закрылись.