3.1. Организация контроля хозяйственной деятельности
Анализ состояния сохранности и законности использования в ВС РФ материальных и денежных средств свидетельствует, что по-прежнему утратами и незаконным расходованием имущества и денежных средств государству наносится значительный материальный ущерб. Основной причиной этого являются отсутствие должного контроля со стороны командования, начальников родов войск и служб за выполнением подчиненным им личным составом обязанностей по обеспечению сохранности материальных и денежных средств, а также законностью их расходования. К сожалению, 96% выявленных нарушений в использовании материальных средств – это следствие деятельности (или бездеятельности) должностных лиц в ходе выполнения функциональных обязанностей.
Многие должностные лица воспринимают это как должное, при этом, не давая оценку ни своим действиям, ни действиям своих подчиненных, не анализируют причины возникновения недостач и не принимают мер к их недопущению. Это привело к тому, что с 1998 по 2006 годы за нарушения, связанные с растратами военного имущества, привлечено к ответственности более 270 тыс. человек, а это четвертая часть от общего количества личного состава ВС РФ. Осуждено за этот период 1446 военнослужащих или почти половина мотострелкового полка постоянной готовности. Только за 9 месяцев 2006 г. за допущенные нарушения к различным видам ответственности было привлечено около 30 тыс. военнослужащих и гражданского персонала, из них более 26 тыс. к материальной ответственности, снижено в должности 24 военнослужащих, 17 досрочно уволено из рядов Вооруженных Сил РФ, а 29 привлечено к уголовной ответственности.
Однако принимаемые меры не приносят желаемого результата.
В связи с вышеуказанным, Министр обороны РФ требует от должностных лиц всех звеньев управления организовать изучение и проверку знаний подчиненными должностными лицами функциональных обязанностей по организации и осуществлению внутреннего финансового и хозяйственного контроля, установленных ст. ст.72 - 149 Устава внутренней службы ВС РФ, главами 3 и 21 Положения о финансовом хозяйстве в воинской части, Приказ МО 1973 г. № 80 и главами 3 и 11 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ. В целях организации беспрерывного и всеохватывающего контроля за внутренней финансовой и хозяйственной деятельностью вещевой службы воинских частей (соединений) с 1 сентября 1998 г. введена система контроля за выполнением должностными лицами обязанностей по обеспечению сохранности материальных ценностей и денежных средств, которая предусматривает представление докладов о выполненных мероприятиях по контролю за внутренней финансовой и хозяйственной деятельностью.
Система контроля предусматривает периодичность докладов о состоянии контроля за сохранностью материальных ценностей:
командиры подразделений ежемесячно докладывают до 5 числа следующего месяца командиру воинской части;
заместитель командира воинской части по тылу, начальник вещевой службы воинской части докладывают командиру части, заместителю командира соединения по тылу и начальнику вещевой службы соединения до 10 числа следующего месяца;
командир воинской части, заместитель командира соединения по тылу, начальник вещевой службы соединения – командиру соединения до 15 числа следующего месяца;
командиры подразделений, непосредственно подчиненные командиру соединения, докладывают ему ежемесячно до 5 числа;
командиры частей и подразделений, непосредственно подчиненные командованию соединения, докладывают ежемесячно до 5 числа заместителю командира соединения по тылу и начальнику вещевой службы соединения;
командир соединения, командиры соединений и частей, непосредственно подчиняющиеся командующему объединения, заместитель командующего объединения по тылу, начальник вещевой службы объединения докладывают ежемесячно до 20 числа командующему объединения, а зам. командующего объединения по тылу и начальник вещевой службы объединения, в свою очередь, в указанный срок докладывают заместителю командующего войсками округа по тылу – начальнику тыла округа;
командующий объединением – ежеквартально, до 5 числа следующего за кварталом месяца докладывает командующему войсками военного округа и главнокомандующему видом ВС;
командиры соединений и частей, непосредственно подчиненные командующему войсками военного округа или главнокомандующему видом ВС, докладывают им ежемесячно до 15 и 20 числа. Вышеуказанным должностным лицам, а также начальнику ЦВУ МО РФ командующие войсками военных округов, начальники вещевой службы военных округов докладывают ежеквартально до 5 числа следующего за кварталом месяца;
начальники армейских вещевых складов ежемесячно, до 15 числа докладывают заместителям командующих объединениями по тылу и начальникам вещевой службы объединений;
начальники вещевых складов и баз военных округов ежемесячно, до 15 числа – заместителям командующих войсками военных округов по тылу – начальникам тыла округов и начальникам вещевой службы военных округов;
командиры тыловых частей и учреждений центрального подчинения ежемесячно, до 20 числа, докладываю начальнику ЦВУ МО РФ.
Вышеуказанные должностные лица обязаны представлять доклады о состоянии внутреннего финансового и хозяйственного контроля по установленной форме, в соответствии с Директивой МО РФ 1998 г. № Д-22.
В докладах отражаются мероприятия, сроки выполнения которых наступили в отчетном периоде и фактически проведенные в этом периоде. К числу мероприятий, отражаемых в докладах, относятся:
проверки, проведенные должностными лицами подразделений, в т.ч. и внезапные;
проверки, проведенные заместителем командира части по тылу и начальником вещевой службы, в т.ч. и внезапные;
документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности подсобных предприятий и хозяйств;
проведение проверки хозяйственной деятельности по вещевой службе воинской части внутренней проверочной комиссией;
проведение инвентаризации материальных средств, в т.ч. плановых , а также при приеме (сдаче) дел и должности и убытии в отпуск материально-ответственных лиц, при передаче, переподчинении, переходе на обеспечение в другую воинскую часть (соединение), при расформировании воинской части;
проведение командиром воинской части проверок наличия, состояния учета вещевого имущества, в т.ч. и внезапных.
Должностные лица обязаны рассматривать состояние внутреннего финансового и хозяйственного контроля по донесениям и результатам проверок при подведении итогов финансово-хозяйственной деятельности на совещаниях руководящего состава объединения, соединения, воинской части (учреждения) – ежемесячно, на заседаниях военных Советов видов ВС РФ, военных округов, флотов, на итоговых совещаниях в Главных и Центральных управлениях МО РФ – один раз в квартал.
Министр обороны РФ требует привлекать к ответственности должностных лиц, не выполняющих свои функциональные обязанности по контролю за состоянием и наличием материальных ценностей и денежных средств. Выполняя требования МО РФ, с октября 1998 г. разработаны и введены в действие методические рекомендации командирам воинских частей, начальникам учреждений и председателям инвентаризационных комиссий по организации и проведению инвентаризации материальных средств, проверок войскового и финансового хозяйства воинских частей (учреждений).
Основными задачами контроля хозяйственной деятельности вещевой службы воинской части являются:
проверка соблюдения законодательства РФ, правовых актов МО;
оказание помощи должностным лицам в организации хозяйственной деятельности;
выявление и предотвращение возможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, ответственных за хозяйственную деятельность.
Основным содержанием контроля хозяйственной деятельности является:
правильность определения потребности в материальных и денежных средствах, их истребования, получения, распределения, выдачи по назначению, а также наличия, полноты и своевременности доведения до военнослужащих материальных средств по установленным нормам;
соблюдение законности в использовании материальных и денежных средств;
организация учета, хранения, правильности эксплуатации, ремонта и своевременности освежения запасов вещевого имущества;
соблюдение сроков и качества проведения инвентаризации материальных средств, ревизий, организация и состояние внутреннего контроля;
организация экономии, рационального расходования материальных и денежных средств, обеспечение сохранности федеральной собственности, состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных средств;
организация противопожарной защиты объектов вещевой службы, соблюдение требований пожарной безопасности при хранении, ремонте и эксплуатации материальных средств службы;
выполнение требований обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
соблюдение установленных норм расходования материальных средств службы;
качество планирования производственной деятельности, выполнения утвержденных планов;
организация бытового обслуживания военнослужащих и членов их семей;
выполнение предложений и устранение недостатков по актам предыдущих инвентаризаций и ревизий, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов военного управления;
Контроль осуществляется органами вневедомственного и ведомственного контроля.
Вневедомственный (внешний) контроль осуществляется соответствующими финансовыми и контрольно-ревизионными органами государства, Счётной палатой по вопросам проверкой законности и целесообразности расходования бюджетных средств, выделяемых МО РФ. Центральный банк РФ через подведомственные ему органы контролирует соблюдение установленной законности и сроков оплаты счетов поставщикам и порядок взаиморасчетов за поставляемую продукцию.
Ведомственный контроль в Министерстве обороны РФ осуществляют:
1. В центре:
Финансовая Инспекция МО РФ;
Инспекция тыла МО РФ;
Инспекция ЦВУ МО РФ.
2. В военных округах:
Финансовая Инспекция военного округа;
ревизоры вещевой службы военного округа;
начальник вещевой службы Армии;
начальник финансовой службы Армии.
3. В соединениях:
командование соединения;
инвентаризационная комиссия соединения;
начальник вещевой службы соединения;
начальник финансовой службы соединения;
должностные лица, согласно служебным обязанностям.
4. В воинских частях:
командование;
инвентаризационная комиссия;
должностные лица, согласно служебным обязанностям.
Существующая система контроля предусматривает проверку наличия и качественного состояния материальных средств в подразделении 55 раз в течение года, в том числе должностной контроль – не менее 50 раз в год:
командир взвода (группы, башни) - не реже 16 раз в год (раз в 3 недели);
командир роты (корабля 4 ранга) – не реже 14 раз в год;
заместитель командира батальона по снабжению – не реже 4 раз в год;
начальник штаба батальона – не реже 4 раз в год;
командир отдельного батальона (корабля 2 ранга) – не реже 4 раз в год;
начальник вещевой службы – не реже 6 раз в год;
заместитель командира полка по тылу – не реже 2-х раз в год;
начальник штаба полка – не реже 2-х раз в год.
Инвентаризации – 4 раза в год (в т.ч. 2-при убытии в отпуск и возвращении из отпуска).
Ревизия – 1 раз в год.
На вещевом складе – 13 проверок в течение года, в том числе должностной контроль – не менее 8 раз в год:
начальник вещевой службы – не реже 6 раз в год;
заместитель командира полка по тылу – не реже 2-х раз в год.
Инвентаризации – 4 в год (в т.ч. 2-при убытии в отпуск и возвращении из отпуска).
Ревизия – 1 раз в год.
Таким образом, действенным фактором исключения недостач, хищений и утрат вещевого имущества является повседневный контроль за хозяйственной деятельностью вещевой службы воинской части. Должностной контроль, осуществляемый начальником вещевой службы, является одним из важнейших средств действенного управления службой.
- Экономика и менеджмент вещевого обеспечения
- Часть II Курс лекций
- Глава 12 Голосной л.В., Базаров ю.А.
- Глава 13 канд. Воен. Наук, доц. Булавин в.Н.
- Глава 14 канд. Воен. Наук Бурлаков в.И.
- Введение
- 1. Отчётность по вещевой службе в воинской части
- 1.1. Значение и требования, предъявляемые к отчетности
- Раздел I. Наличие и движение материальных средств.
- 1.2. Мероприятия по подготовке к составлению отчетов
- 2. Планирование хозяйственной деятельности по вещевой службе в воинской части
- 2.1. Организация планирования хозяйственной деятельности
- 2.2. Порядок планирования хозяйственной деятельности
- 3. Контроль хозяйственной деятельности вещевой службы воинской части
- 3.1. Организация контроля хозяйственной деятельности
- 3.2. Виды и формы контроля
- Периодичность личных проверок должностными лицами
- 4. Экономическая работа по вещевой службе в воинской части
- 4.1. Сущность и основные направления экономической работы
- 4.2. Организация планирования и учет экономической работы
- 5. Работа вещевой службы при формировании воинской части
- 6. Работа вещевой службы при расформировании воинской части
- 7. Работа вещевой службы при передислокации воинской части
- 8. Операционная деятельность окружного вещевого склада
- 8.1. Организация приема и отправки вещевого имущества
- 9. Особенности работы вещевой службы соединения
- 9.1. Организация обеспечения частей соединения вещевым имуществом
- 9.2. Истребование вещевого имущества
- 9.3. Организация получения вещевого имущества
- 9.4. Организация хранения вещевого имущества
- 9.5. Порядок выдачи вещевого имущества воинским частям
- 9.6. Организация контроля за эксплуатацией вещевого имущества
- 9.7. Организация банно-прачечного обслуживания
- 9.7.1. Порядок составления штатного расписания банно-прачечного предприятия
- Соответствующая запись о проведении ревизии производится на последнем листе в соответствующих книгах учета вещевой службы.
- 9.8.1. Методика проверки отдельных вопросов работы вещевой службы
- Наличие и оборудование пункта приема организационного ядра:
- При проверке банно-прачечного обслуживания личного состава проверяются:
- 9.8.2. Оформление материалов ревизии
- Командиру (начальнику) ______________________________________
- Командиру (начальнику) ______________________________________
- Командиру (начальнику) ______________________________________
- 10. Приём-сдача дел и должности специалистами вещевой службы воинской части
- 10.1. Порядок приема – сдачи дел и должности начальником вещевой службы воинской части
- 10.2. Особенности приема дел и должности начальника вещевой службы для временного ее исполнения
- 10.3. Порядок приёма-сдачи дел и должности младшими специалистами вещевой службы
- 11. Особенности работы начальника вещевой службы сборного пункта субъекта Российской федерации
- 12. Особенности вещевого обеспечения личного состава кораблей и судов Военно-Морского Флота
- 13. Особенности вещевого обеспечения войск, участвующих в миротворческих операциях
- 14. Особенности вещевого обеспечения в видах и родах войск
- 14.1. Особенности вещевого обеспечения в воинских частях ракетных войск стратегического назначения и военно-космических сил
- 14.2. Особенности вещевого обеспечения в воинских частях ввс и пво
- Заключение
- Список использованных источников