logo
Курс лекций 2 часть

3.1. Организация контроля хозяйственной деятельности

Анализ состояния сохранности и законности использования в ВС РФ материальных и денежных средств свидетельствует, что по-прежнему утратами и незаконным расходованием имущества и денежных средств государству наносится значительный материальный ущерб. Основной причиной этого являются отсутствие должного контроля со стороны командования, начальников родов войск и служб за выполнением подчиненным им личным составом обязанностей по обеспечению сохранности материальных и денежных средств, а также законностью их расходования. К сожалению, 96% выявленных нарушений в использовании материальных средств это следствие деятельности (или бездеятельности) должностных лиц в ходе выполнения функциональных обязанностей.

Многие должностные лица воспринимают это как должное, при этом, не давая оценку ни своим действиям, ни действиям своих подчиненных, не анализируют причины возникновения недостач и не принимают мер к их недопущению. Это привело к тому, что с 1998 по 2006 годы за нарушения, связанные с растратами военного имущества, привлечено к ответственности более 270 тыс. человек, а это четвертая часть от общего количества личного состава ВС РФ. Осуждено за этот период 1446 военнослужащих или почти половина мотострелкового полка постоянной готовности. Только за 9 месяцев 2006 г. за допущенные нарушения к различным видам ответственности было привлечено около 30 тыс. военнослужащих и гражданского персонала, из них более 26 тыс. к материальной ответственности, снижено в должности 24 военнослужащих, 17 досрочно уволено из рядов Вооруженных Сил РФ, а 29 привлечено к уголовной ответственности.

Однако принимаемые меры не приносят желаемого результата.

В связи с вышеуказанным, Министр обороны РФ требует от должностных лиц всех звеньев управления организовать изучение и проверку знаний подчиненными должностными лицами функциональных обязанностей по организации и осуществлению внутреннего финансового и хозяйственного контроля, установленных ст. ст.72 - 149 Устава внутренней службы ВС РФ, главами 3 и 21 Положения о финансовом хозяйстве в воинской части, Приказ МО 1973 г. № 80 и главами 3 и 11 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ. В целях организации беспрерывного и всеохватывающего контроля за внутренней финансовой и хозяйственной деятельностью вещевой службы воинских частей (соединений) с 1 сентября 1998 г. введена система контроля за выполнением должностными лицами обязанностей по обеспечению сохранности материальных ценностей и денежных средств, которая предусматривает представление докладов о выполненных мероприятиях по контролю за внутренней финансовой и хозяйственной деятельностью.

Система контроля предусматривает периодичность докладов о состоянии контроля за сохранностью материальных ценностей:

Вышеуказанные должностные лица обязаны представлять доклады о состоянии внутреннего финансового и хозяйственного контроля по установленной форме, в соответствии с Директивой МО РФ 1998 г. № Д-22.

В докладах отражаются мероприятия, сроки выполнения которых наступили в отчетном периоде и фактически проведенные в этом периоде. К числу мероприятий, отражаемых в докладах, относятся:

Должностные лица обязаны рассматривать состояние внутреннего финансового и хозяйственного контроля по донесениям и результатам проверок при подведении итогов финансово-хозяйственной деятельности на совещаниях руководящего состава объединения, соединения, воинской части (учреждения) – ежемесячно, на заседаниях военных Советов видов ВС РФ, военных округов, флотов, на итоговых совещаниях в Главных и Центральных управлениях МО РФ – один раз в квартал.

Министр обороны РФ требует привлекать к ответственности должностных лиц, не выполняющих свои функциональные обязанности по контролю за состоянием и наличием материальных ценностей и денежных средств. Выполняя требования МО РФ, с октября 1998 г. разработаны и введены в действие методические рекомендации командирам воинских частей, начальникам учреждений и председателям инвентаризационных комиссий по организации и проведению инвентаризации материальных средств, проверок войскового и финансового хозяйства воинских частей (учреждений).

Основными задачами контроля хозяйственной деятельности вещевой службы воинской части являются:

Основным содержанием контроля хозяйственной деятельности является:

Контроль осуществляется органами вневедомственного и ведомственного контроля.

Вневедомственный (внешний) контроль осуществляется соответствующими финансовыми и контрольно-ревизионными органами государства, Счётной палатой по вопросам проверкой законности и целесообразности расходования бюджетных средств, выделяемых МО РФ. Центральный банк РФ через подведомственные ему органы контролирует соблюдение установленной законности и сроков оплаты счетов поставщикам и порядок взаиморасчетов за поставляемую продукцию.

Ведомственный контроль в Министерстве обороны РФ осуществляют:

1. В центре:

2. В военных округах:

3. В соединениях:

4. В воинских частях:

Существующая система контроля предусматривает проверку наличия и качественного состояния материальных средств в подразделении 55 раз в течение года, в том числе должностной контроль – не менее 50 раз в год:

Инвентаризации – 4 раза в год (в т.ч. 2-при убытии в отпуск и возвращении из отпуска).

Ревизия – 1 раз в год.

На вещевом складе – 13 проверок в течение года, в том числе должностной контроль – не менее 8 раз в год:

Инвентаризации – 4 в год (в т.ч. 2-при убытии в отпуск и возвращении из отпуска).

Ревизия – 1 раз в год.

Таким образом, действенным фактором исключения недостач, хищений и утрат вещевого имущества является повседневный контроль за хозяйственной деятельностью вещевой службы воинской части. Должностной контроль, осуществляемый начальником вещевой службы, является одним из важнейших средств действенного управления службой.