logo search
военка / Наставл по АТО ВС РФ / GLAVA9

5. Автотехническое обеспечение боевых действий воздушного десанта

515. Автотехническое обеспечение боевых действий воздушного десанта организуется и осуществляется с учетом:

боевого состава, задач воздушного десанта и способов его применения;

возможной последующей высадки нескольких воздушных десантов в ходе выполнения соединением (частью) боевых задач;

напряженности, скоротечности действий десанта в тылу противника и возможного резкого изменения обстановки;

возможности захвата и использования трофейной автомобильной техники, других материальных средств, предприятий местной промышленности;

поддержки силами и средствами автотехнического обеспечения старшего начальника;

необходимости перевозки тяжелой воздушно-десантной техники к аэродромам и предварительной специальной подготовки автомобилей, предназначенных для десантирования;

значительного удаления аэродромов от мест постоянной дислокации, необходимостью организации маршей частей (подразделений) на большие расстояния;

необходимости доставки недесантируемых машин, ремонтных средств, автомобильного имущества в район десантирования;

возможного выхода из строя автомобильной техники при десантировании и от воздействия противника;

ограниченного количества ремонтных и эвакуационных средств в районе десантирования и сложностью снабжения автомобильным имуществом.

Кроме того, учитываются возможности по оказанию десанту помощи в районе десантирования и при ведении им боевых действий в тылу противника, а также другие условия конкретной обстановки.

Автотехничекое обеспечение воздушного десанта планируется и осуществляется по этапам, основными из которых являются автотехничекое обеспечение при сосредоточении десантируемых частей (подразделений) в исходном районе, при подготовке их в районе сосредоточения (ожидания) к десантированию и боевым действиям, и автотехничекое обеспечение в ходе боевых действий в тылу противника. Кроме того, предусматриваются мероприятия по автотехничекому обеспечению выведенных из боя частей (подразделений) десанта восстановлении их боеспособности.

516. При организации автотехнического обеспечения десанта начальник автомобильной службы соединения (части) руководствуется указаниями заместителя командира по вооружению, которыми определяются:

сроки, районы и порядок технического обслуживания автомобильной техники, проведения других работ, обеспечивающих ее надежное использование в ходе боевых действий;

размеры запасов автомобильного имущества, нормы его расхода;

сроки и порядок подачи автомобильного имущества, порядок его приема, сбора и доставки в подразделения;

порядок восстановления (оставления, уничтожения) поврежденных (неисправных) машин;

порядок использования трофейных машин и других материальных средств в интересах автотехнического обеспечения десанта.

517. При подготовке десанта к боевым действиям в тылу противника могут проводиться следующие мероприятия:

определение состава сил и средств АТО для десантирования, подготовка их к десантированию и работе в ходе боевых действий в тылу противника;

занятия и тренировки с личным составом по изучению правил загрузки и крепления (швартовки) автомобильной техники на парашютные платформы, монтажа парашютно-реактивных систем, загрузки в воздушный транспорт, приведения ее в готовность к использованию после десантирования, а также по изучению автомобильной техники противника, порядка использования трофейных материальных средств в интересах автотехнического обеспечения десанта;

подготовка автомобильной техники к десантированию и использованию в ходе боевых действий в тылу противника;

распределение, затаривание и крепление (швартовка) на парашютные платформы запасов автомобильного имущества, подлежащего десантированию, его маркировка, определение порядка его сбора и маскировки после десантирования.

518. Подготовка автомобильной техники, запасов автомобильного имущества к десантированию и последующему использованию в ходе боевых действий десанта в тылу противника в зависимости от сложившейся обстановки проводится в пунктах постоянной дислокации или в районах сосредоточения. Подготовка машин, десантируемых вертолетами, осуществляется в районах сосредоточения или непосредственно на посадочных площадках для вертолетных подразделений.

Десантируемой автомобильной технике проводится необходимое техническое обслуживание, регламентные и другие работы, обеспечивающие ее надежную работу в ходе всего периода боевых действий в тылу противника. Принимаются меры к завершению ремонта автомобильной техники до выхода частей (подразделений) в районы ожидания. Выполняются работы по подготовке машин к швартовке (загрузке).

В районах ожидания завершается подготовка АТ, сил и средств АТО к десантированию и использованию в тылу противника. По прибытии в районы ожидания проводятся дозаправка машин, их контрольный осмотр и устранение неисправностей, обнаруженных при осмотре и в ходе марша, а также организуются работы по техническому обслуживанию АТ и по подготовке ее к швартовке, которые завершаются до начала выхода на аэродромы.

При подготовке воздушного десанта заблаговременно создаются войсковые запасы автомобильного имущества, обеспечивающие автономную работу ремонтных органов, как правило, на весь период боевых действий. Основу десантируемого АИ составляют ремонтные и групповые эксплуатационные комплекты.

Запасы АИ воздушного десанта подготавливаются к доставке воздушным транспортом парашютным (посадочным) способом. Подготовка десантируемых запасов осуществляется личным составом десанта. Подготовкой запасов автомобильного имущества к десантированию руководят специалисты парашютно-десантной службы (при парашютном способе доставки грузов) и военно-транспортной авиации (при посадочном способе).

В зависимости от сложившейся обстановки и возможного характера боевых действий воздушного десанта создаются ремонтные и ремонтно-эвакуационные группы, замыкания колонн частей (подразделений) и аэродромных групп, группы технической разведки, команды по погрузке и сбору (выгрузке) АИ, группы для захвата машин противника.

519. Недесантируемые автомобильная техника, запасы автомобильного имущества, силы и средства автотехнического обеспечения соединения (части, подразделения) сосредоточиваются в назначенных районах, подготавливаются к выдвижению в район соединения с десантом после выполнения им боевой задачи или к использованию по планам командира, определяющего применение воздушного десанта.

Погрузка в воздушный транспорт автомобильной техники, автомобильного имущества и личного состава осуществляется под руководством командиров подразделений и командиров авиатранспортных средств, с соблюдением требований маскировки. При этом обращается внимание на сохранение организационной целостности частей и подразделений АТО.

Десантируемые подразделения АТО соединения (части, подразделения) десантируются вслед за своими частями (подразделениями). Подразделения АТО оперативного звена, приданные воздушному десанту, десантируются посадочным способом после захвата боевыми частями аэродромов противника.

520. Для автотехнического обеспечения выдвижения десанта в исходный район, районы сосредоточения (ожидания) выделяются силы и средства автотехнического обеспечения соединения, от которого выделяется десант, а также силы и средства старшего командира, по плану которого применяется воздушный десант.

В состав замыкания колонн и аэродромных групп включаются ремонтные мастерские АТ, грузовые автомобили, не имеющие прицепной нагрузки на крюке, а также автомобильное имущество из недесантируемых запасов.

В ходе марша в районы ожидания эвакуация и текущий ремонт машин, вышедших из строя осуществляются силами и средствами, выделенными в состав замыкания колонн подразделений (частей).

Время восстановления поврежденных (неисправных) машин в ходе выдвижения устанавливается с таким расчетом, чтобы они прибыли в район сосредоточения (ожидания) ко времени начала подготовки части (подразделения к десантированию. При необходимости десантируемый личный состав с поврежденных (неисправных) машин может быть пересажен на исправные из числа машин недесантируемых частей (подразделений), а поврежденные (неисправные) машины после восстановления возвращаются в свои части (подразделения).

521. После десантирования автомобильная техника приводится в готовность к использованию по назначению. Ремонтные подразделения АТ, РемГ, команды по сбору (выгрузке) автомобильного имущества обеспечивают сбор (выгрузку) средств восстановления автомобильной техники, сосредоточиваются в назначенных районах (пунктах) или осуществляют выход за первым эшелоном под прикрытием общевойскового резерва на направлении действий воздушного десанта. Сбор машин на площадках приземления и подготовка их к использованию организуется в соответствии с решением командира десанта и сложившейся боевой, технической и тыловой обстановкой. В соответствии с обстановкой уточняются задачи силам и средствам АТО десанта.

522. Ввиду отсутствия штатных эвакуационных средств в парашютно-десантных частях и подразделениях эвакуация опрокинутой при десантировании, застрявшей и поврежденной автомобильной техники будет производится машинами частей и подразделений, а также ремонтными мастерскими. Подготовка автомобилей к эвакуации осуществляется водителями, личным составом ремонтных групп и резервными водителями.

Количество машин, подлежащих эвакуации в ходе боевых действий воздушного десанта, определяется боевой обстановкой, боевыми задачами частей ( подразделений), характером боевых действий противника, темпом продвижения, способом организации ремонта и производственными возможностями ремонтных органов.

Очередность эвакуации поврежденной АТ устанавливается с учетом сложившейся боевой обстановки, местонахождения и состояния машин. В первую очередь эвакуируются боевые и специальные автомобили с наименьшей трудоемкостью работ по их восстановлению, а также машины, предназначенные для разборки на агрегаты, узлы и детали. В отдельных случаях РемГ могут выдвигаться к поврежденным машинам в целях организации их восстановления в боевых порядках подразделений.

Для эвакуации вышедшей из строя АТ в районе десантирования и в ходе выполнения поставленных боевых задач в обороне развертываются полковые СППМ в районах наибольшего выхода машин из строя и СППМ дивизии, который размещается, как правило, в районе размещения дивизионного тыла.

При перемещении дивизионного (полкового) тыла в ходе боевых действий в новый район поврежденная автомобильная техника, требующая среднего и особенно капитального ремонта, подготавливается к дальнейшей эвакуации и сосредоточивается вблизи путей эвакуации для последующей передачи ремонтно-восстановительным органам фронта (армии) после соединения с его основными частями или уничтожаются.

523. В ходе боевых действий контрольный осмотр машин проводится в перерывах между выполнением боевых задач, ежедневное техническое обслуживание проводится после выхода в новые районы, а также в конце дня боевых действий Обслуживание машин проводится силами водителей (механиков-водителей).

Текущий ремонт машин проводится на местах их выхода из строя и на СППМ силами десантируемых ремонтных подразделений.

524. Ремонтные группы соединений и частей в ходе боя размещаются и перемещаются за боевыми порядками первого эшелона на направлении главного удара.

Ремонтные подразделения АТ соединения и частей развертываются в районах значительного выхода машин из строя.

В случае получения подразделениями десанта самостоятельных задач на отдельные направления выделяются ремонтные мастерские АТ, которые выдвигаются непосредственно в боевые порядки подразделений.

Размещение, перемещение и действия ремонтных органов АТ десанта осуществляется под прикрытием войск. Для усиления их охраны и обороны решением командира соединения (части) могут выделяться боевые подразделения. Продолжительность работы ремонтных органов АТ десанта определяется временем пребывания десанта в данном районе.

Автомобильная техника, которая не может быть восстановлена и эвакуирована силами и средствами десанта и которая может быть захвачена противником, уничтожается по решению командира десанта (в случае отсутствия связи с ним - по решению командира части с последующим докладом старшему командиру (начальнику).

525. Группы резервных водителей в случае захвата автомобильной техники противника проверяют ее техническое состояние и подготавливают к использованию по указанию командира воздушного десанта.

526. Организация обеспечения автомобильным имуществом соединения (части) при ведении боевых действий в тылу противника определяется задачами АТО, направлением сосредоточения основных усилий, размерами десантируемых запасов автомобильного имущества порядком и сроком десантирования этого имущества.

Восполнение расхода и потерь автомобильного имущества в ходе боевых действий осуществляется за счет десантируемых запасов, дополнительной подачи по воздуху парашютным или посадочным способом, использования захваченных трофеев.

При отсутствии необходимых для ремонта запасных частей по решению командира десанта они могут сниматься с поврежденных образцов, восстановление которых за время выполнения боевых задач в тылу противника невозможно.

527. Управление АТО воздушного десанта в ходе боевых действий организуется с его командного пункта. Для этого используются все имеющиеся средства связи, в первую очередь радио и подвижные. Управление подразделениями АТО десанта осуществляется, как правило, отдельными короткими распоряжениями.

528. После выполнения боевой задачи и выхода подразделений воздушного десанта к передовым частям (подразделениям) своих войск, его автотехническое обеспечение может осуществляться силами и средствами командира, по плану (в интересах) которого применялся десант, или силами и средствами соединения (части), к передовым частям (подразделениям) которого вышел десант. В это время основные усилия автотехнического обеспечения направляются на первоочередное восстановление машин подразделений, участвовавших в воздушном десанте. Принимаются меры по пополнению личным составом, автомобильной техникой, запасов автомобильного имущества, а также по боевому слаживанию подразделений.