logo search
военка / Наставл по АТО ВС РФ / GLAVA9

8. Автотехническое обеспечение при передвижении войск

545. Автотехническое обеспечение при передвижении войск организуется и осуществляется с учетом условий обстановки, целей и способов передвижения, состояния автомобильной техники, обеспеченности войск автомобильным имуществом, состояния и возможностей сил и средств автотехнического обеспечения, уровня технической и специальной подготовленности личного состава, а также наличия времени на подготовку к передвижению.

Независимо от способа и условий передвижения автотехническое обеспечение войск должно организовываться таким образом, чтобы они прибывали в назначенные районы своевременно, в возможно максимальном составе и в готовности к немедленному выполнению боевых задач.

Автотехническое обеспечение соединения (части) осуществляется взаимосогласованными действиями сил и средств войск, совершающих передвижение, а также приданных и действующих в их интересах сил и средств старших начальников.

546. При организации автотехнического обеспечения соединения (части), совершающего марш, особое внимание уделяется восстановлению (поддержанию) необходимого ресурса (запаса хода) машин, а также обеспечению их надежной работы на марше и при выполнении частями (подразделениями) боевых задач после его совершения. При этом учитываются мероприятия, проводимые силами и средствами старшего начальника в интересах войск, совершающих передвижение, основными из которых могут быть:

накопление и поддержание в установленных размерах запасов автомобильного имущества в намечаемой полосе выдвижения войск;

создание пунктов технической помощи и СППМ на маршрутах движения, выделение эвакуационных (ремонтно-эвакуационных) групп на водные и другие преграды, труднопроходимые участки местности (маршруты);

организация замыканий колонн войск;

выделение частям многоосных тяжелых колесных тягачей и большегрузных автопоездов для перевозки автомобильной техники (прежде всего гусеничной) с малым запасом ресурса и низкими маршевыми скоростями;

назначение (создание) путей эвакуации, пересекающих маршруты движения войск, и районов передачи машин, не восстанавливаемых войсками, совершающими передвижение.

При подготовке личного состава особое внимание уделяется совершенствованию навыков в вождении и обслуживании автомобильной техники. Во всех случаях с водителями (механиками-водителями) проводится инструктаж по особенностям предстоящего марша, правилам вождения машин в колоннах и при преодолении труднопроходимых участков, водных и других преград на маршрутах движения, а также о порядке обслуживания и восстановления автомобильной техники.

С личным составом подразделений автотехнического обеспечения проводятся занятия (инструктажи) по порядку и правилам выполнения работ по эвакуации и ремонту автомобильной техники, а также по действиям в ходе марша.

547. Подготовка автомобильной техники проводится в объеме, обеспечивающем ее надежную работу в ходе марша и выполнения последующей боевой задачи.

При подготовке к маршу проводится техническое обслуживание автомобильной техники в требуемом объеме, мероприятия по созданию необходимого ресурса, а также дополнительные работы, определяемые условиями совершения марша. При недостатке времени в первую очередь выполняются работы, обеспечивающие надежное использование и высокую подвижность машин. Выполнение остальных работ должно предусматриваться в ходе марша (в районах отдыха) или, как исключение, после его завершения (с выходом в назначенный район).

При проведении дополнительных работ особое внимание уделяется укомплектованию автомобильной техники дополнительными емкостями для горючего и охлаждающей жидкости, средствами повышения проходимости и самовытаскивания, приборами ночного видения и светотехническими устройствами, а также подготовке автомобильной техники к надежной работе в конкретных физико-географических и климатических условиях.

548. Восстановление автомобильной техники при подготовке к маршу осуществляется с таким расчетом, чтобы к его началу возвратить в строй максимальное ее количество и своевременно подготовить подразделения автотехнического обеспечения к выполнению задач на марше. В некоторых случаях для завершения восстановления машин в районах подготовки частей (подразделений) к маршу может быть оставлена часть ремонтных сил и средств АТ соединения (части), продолжительность работы которых устанавливается такой, чтобы они смогли прибыть к своим войскам до выхода их из района отдыха, назначенного после первого суточного перехода, а на марше в предвидении встречного боя - ко времени развертывания соединения (части) для боя.

Автомобильная техника, восстановление которой не может быть завершено силами и средствами ремонтных подразделений АТ соединения (части), передается средствам старшего начальника.

549. Для восстановления автомобильной техники на маршрутах создаются замыкания колонн. В их состав выделяются ремонтные и эвакуационные силы и средства с необходимыми запасами автомобильного имущества, горючего и смазочных материалов, медицинские и другие средства. Замыкания создаются на каждом маршруте, как правило, за колоннами частей (подразделений) технического обеспечения и тыла соединения (части).

При подготовке к маршу на большое расстояние в состав замыкания колонн соединения (части) выделяется, как правило, большая часть ремонтных и эвакуационных подразделений АТ, а при подготовке к маршу в предвидении вступления в бой - меньшая их часть.

При подготовке к маршу в предвидении вступления в бой за передовыми отрядами, авангардами, частями (подразделениями), предназначенными для действий в первом эшелоне соединения (части), могут выделяться РЭГ (РемГ, ЭГ), которые к работе в ходе марша не привлекаются.

Для обеспечения преодоления водных и других преград, труднопроходимых участков маршрутов из ремонтно-восстановительных органов АТ соединения и частей выделяются необходимые эвакуационные силы и средства. Они обычно включаются в состав отрядов обеспечения движения соединения (части) или выдвигаются к преградам заблаговременно.

Силы и средства, выделяемые для работы в составе отрядов ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, подготавливаются и содержатся в постоянной готовности к выдвижению для работы в очагах поражения.

Ремонтное подразделение АТ соединения (части) без сил и средств, выделенных в замыкания колонн, готовится к совершению марша в указанный район и к выполнению задач по восстановлению машин в районах сосредоточения (отдыха), а также в районах значительного выхода их из строя в ходе марша или с завязкой боя.

550. Запасы автомобильного имущества пополняются до установленных норм, загружаются на автотранспорт и эшелонируются с таким расчетом, чтобы потребности в нем для обеспечения работ по обслуживанию и восстановлению машин в ходе марша и с прибытием в назначенный район или выходом на указанный рубеж удовлетворялись без затраты времени на его подачу в части (подразделения). Создаются необходимые запасы автомобильного имущества в созданных РЭГ (РемГ) и замыкании колонн.

551. Техническое обслуживание автомобильной техники в ходе марша проводится на привалах и в районах сосредоточения (отдыха). На привалах обычно проводится контрольный осмотр машин, устраняются обнаруженные неисправности и при необходимости проводится дозаправка горючим из дополнительных емкостей или подвижных средств заправки. В районах отдыха проводится ежедневное техническое обслуживание автомобильной техники.

В ходе совершения марша на большое расстояние автомобильной технике могут проводиться номерные виды технического обслуживания. Они обычно проводятся в одном - двух районах отдыха до их полного завершения к моменту выхода войск на последний суточный переход или в районе сосредоточения. Кроме того, в районах отдыха могут проводиться работы по восстановлению (увеличению) запаса хода (ресурса), а также дополнительные работы, необходимость в которых вызывается условиями марша на последующих суточных переходах. Для оказания помощи подразделениям в проведении технического обслуживания привлекаются силы и средства из ремонтных подразделений АТ соединения и частей, которые при возможности заблаговременно выдвигаются в районы отдыха частей (подразделений).

552. Восполнение расхода автомобильного имущества в частях (подразделениях) осуществляется в районах отдыха (сосредоточения) со складов соединения (части) или за счет запасов старшего начальника, расположенных в полосе выдвижения. Запасы автомобильного имущества на складах соединения и частей пополняются за счет его получения или доставки со складов старших начальников.

553. Восстановление автомобильной техники в ходе марша осуществляется: на маршрутах движения - силами и средствами, выделенными в замыкание колонн соединения (части); в районах отдыха и массового выхода машин из строя на маршрутах - ремонтными подразделениями АТ соединения и частей.

Техническая разведка на марше ведется силами и средствами, выделенными в замыкание колонн, а также специально выделенными группами. В целях технической разведки могут использоваться вертолеты.

554. В ходе марша замыкания колонн оказывают помощь водителям в устранении неисправностей, проводят текущий ремонт машин на местах выхода их из строя, осуществляют эвакуацию машин в районы отдыха и передачи для последующего ремонта.

Продолжительность работы замыкания колонн на маршрутах устанавливается с расчетом его прибытия:

в подразделении - в район привала (отдыха) вместе со своим подразделением;

в части (соединении) - в район отдыха не позднее чем за 2-3 ч до начала выдвижения колонн части (соединения) на следующий переход.

На марше в предвидении вступления в бой продолжительность работы замыкания колонн может сокращаться в два и более раза с таким расчетом, чтобы они своевременно прибыли к планируемым местам их дальнейших действий в ходе предстоящего боя.

Ремонтные подразделения АТ соединения и частей без средств, выделенных в замыкание колонн, следуют за колоннами главных сил соединения и частей и развертываются для работы на маршрутах лишь в тех случаях, когда войска в результате потерь вынуждены будут остановиться и восстанавливать своею боеспособность. В таких случаях обычно создается СППМ соединения (части). СППМ соединения (части) может также создаваться и в районах отдыха. Продолжительность работы ремонтных средств АТ на СППМ будет зависеть от времени, отведенного на восстановление боеспособности частей и подразделений, или времени нахождения их в районах отдыха.

Отремонтированные (эвакуированные) на маршрутах движения машины направляются в свои части (подразделения) группами или они следуют до ближайших районов привалов, отдыха совместно с замыканием колонны.

Управление автотехническим обеспечением соединения (части) осуществляется с командного и тылового пунктов управления. При необходимости офицеры автомобильной службы могут выделяться на маршруты движения, выезжать в места массового выхода автомобильной техники из строя и другие места в зависимости от сложившейся обстановки.

555. Автотехническое обеспечение соединения (частей) при перевозке железнодорожным, водным, воздушным транспортом или комбинированным способом организуется в тесном взаимодействии с органами военных сообщений.

Начальник автомобильной службы соединения (части) должен постоянно иметь расчеты, перечень основных мероприятий автотехнического обеспечения и порядок их осуществления при перевозке войск различными видами транспорта.

556. Подготовка автомобильной техники к перевозке проводится в исходном районе, занимаемом соединением (частью) перед погрузкой, или в районе расположения части (подразделения), находящемся в непосредственной близости от районов погрузки.

Непосредственно перед выходом подразделений на погрузку они обеспечиваются крепежными материалами, проводится проверка наличия и состояния табельных устройств и приспособлений для крепления машин, приведения их в габариты, отвечающие требованиям на перевозку соответствующим видом транспорта (снятие подкрылков, фальшбортов, навесного и другого оборудования). Эти работы выполняются в районах ожидания или исходном районе.

При подготовке и в ходе погрузки машин выполняются требования статей 133-138 настоящего Наставления.

Погрузка автомобильной техники на транспортные средства, их размещение, центровка и крепление осуществляются водителями (механиками-водителями) под руководством командиров подразделений.

В состав каждого эшелона обычно включаются эвакуационные, а по возможности и ремонтные средства АТ. Проверка правильности выполнения работ проводится совместно с представителями транспортных служб.

557. Завершение восстановления автомобильной техники при подготовке к погрузке организуется с учетом возможностей погрузки на транспортные средства всех восстановленных образцов и ремонтно-эвакуационных средств АТ, выполнявших восстановительные работы, до отправки последнего эшелона (судна, самолета, вертолета). Машины, которые не могут быть восстановлены ко времени отправки последнего эшелона (судна, самолета, вертолета), обычно передаются силам и средствам старшего начальника.

При подготовке к перевозке из ремонтных подразделений АТ соединения и частей выделяются необходимые ремонтно-эвакуационные силы и средства для обеспечения выдвижения частей (подразделений) из исходного района (района расположения перед погрузкой) в районы ожидания и на станции (в порты, на пристани, аэродромы, площадки), а также для обеспечения погрузки автомобильной техники на транспортные средства. Погрузка этих сил и средств в свои эшелоны (на суда, в самолеты, вертолеты) проводится в последнюю очередь.

При комбинированном передвижении войск из ремонтных подразделений АТ соединения и частей выделяются силы и средства АТ, необходимые для автотехнического обеспечения частей (подразделений), совершающих передвижение своим ходом (маршем). Остальные их силы и средства перевозятся соответствующим видом транспорта.

558. Часть сил и средств ремонтных подразделений АТ соединения и частей распределяется по эшелонам (судам, самолетам, вертолетам) с таким расчетом, чтобы обеспечить части и подразделения при выдвижении их после выгрузки в районы сосредоточения, а в случае срыва или нарушения перевозки обеспечить быстрый переход войск от перевозки к маршу.

Ремонтное подразделение АТ соединения, без средств, выделенных в другие эшелоны, как правило, делится на две автономные части, которые перевозятся в разных воинских эшелонах (командах, судах).

Ремонтное подразделение АТ части без средств, убывших на усиление подразделений, обычно перевозится в одном из воинских эшелонов (команд, судов), совместно со своей частью.

559. При подготовке к перевозке автомобильное имущество пополняется до установленных размеров и эшелонируется с учетом удобства обеспечения работ по обслуживанию и восстановлению машин в ходе перевозки войск, при срыве или прекращении перевозки войск, в ходе выполнения боевой задачи после перевозки (марша).

Место следования начальника автомобильной службы соединения (части) при любом виде передвижения определяет заместитель командира соединения (части) по вооружению.