§ 5. Воинская часть как юридическое лицо
Легитимного (т. е. содержащегося в нормативных правовых актах) определения понятия «воинская часть» не существует. В Военном энциклопедическом словаре (М., 1983) дается следующее определение: «воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил. К воинским частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), не входящие в состав полков, а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков».
Существует и научное (доктринальное) толкование понятия воинской части: «воинские части можно определить как состоящие на государственном федеральном бюджете России боевые подразделения, являющиеся тактически и административно-хозяйственно самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил Российской Федерации, повседневная деятельность которых регламентируется специфическими военно-административными актами — общевоинскими и специальными уставами»52.
О военных организациях имеет смысл говорить как о разновидности юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и в которых предусмотрено прохождение военной службы. Все воинские части являются военными организациями, но не все военные организации являются воинскими частями. Так, в число военных организаций входят военные образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, военные совхозы и заводы, не являющиеся по своей сути боевыми подразделениями.
Наличие у воинской части статуса юридического лица в первую очередь имеет юридическое значение для участия части в налоговых правоотношениях, так как в соответствии с п. 2 ст. 11, ст.ст. 19 и 84 НК РФ налогоплательщиками, которым присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), могут быть лишь юридические или физические лица.
До вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ постановка на налоговый учет воинских частей особых проблем не вызывала. Однако после вступления в силу данного документа возник юридический пробел, который был устранен принятием «не совсем правового» документа — письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об учете в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами» от 22 сентября 2003 г. № ММ-6-09/986. В соответствии с указанным письмом ИНН присваивался воинским частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации независимо от их правового статуса, что позволяет сделать вывод о том, что государственные органы (в частности, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) фактически признавали юридическими лицами воинские части, официально не зарегистрированные в качестве юридического лица.
Однако впоследствии в связи с изменением законодательства было издано письмо Федеральной налоговой службы «О постановке на учет в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами» от 28 декабря 2004 г. № 09-0-10/5154@. В данном письме было указано, что у налоговых органов отсутствует возможность осуществлять постановку на учет вновь созданных воинских частей, не являющихся юридическими лицами, с присвоением ИНН в порядке, установленном для юридических лиц, однако воинские части, которым ИНН присваивался независимо от их правового статуса, остаются на учете в налоговых органах с сохранением присвоенного ИНН. В этом же письме указано, что письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22 сентября 2003 г. № ММ-6-09/986@ не применяется.
В настоящее время следует руководствоваться приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.
Из анализа абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК РФ можно сделать вывод, что воинские части, предприятия и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как юридические лица могут создаваться и существовать в одной из 3 организационно-правовых форм: федеральное государственное предприятие; федеральное казенное предприятие; государственное учреждение. При этом некоммерческие организации Вооруженных Сил Российской Федерации, к которым относятся воинские части, могут создаваться и существовать только в форме государственного учреждения53.
Для признания воинских частей филиалами (представительствами) юридического лица — Министерства обороны Российской Федерации — оснований не имеется. В соответствии с п. 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, «Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, являющемся основным учредительным документом Министерства обороны как юридического лица, не содержится нормы о вхождении в его состав воинских частей. Не содержат подобную норму и федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации. В соответствии с п. 1 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации является органом военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации и состоит из служб Министерства обороны Российской Федерации и им равных подразделений, центральных органов военного управления, не входящих в службы и им равные подразделения, и иных подразделений.
Кроме того, в Министерстве обороны Российской Федерации дифференцируется правовое регулирование хозяйственной деятельности воинских частей и организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, и воинских частей и организаций, не зарегистрированных в качестве таковых (в частности, Временная инструкция о порядке изготовления, учета и хранения печатей и штампов и пользования ими в Вооруженных Силах Российской Федерации устанавливает различные формы мастичных печатей для воинских частей — юридических лиц и для иных воинских частей, а также различные случаи их применения в документах, имеющих отношение к хозяйственной деятельности).
Военные организации (за исключением федеральных государственных предприятий и казенных предприятий) обладают военной правосубъектностью с момента завершения их формирования как организационных структур Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включения в установленном порядке в состав указанных войск, формирований и органов. С указанного момента в соответствии с компетенцией, определенной военным законодательством, военные организации наделяются правовой возможностью по вступлению в военные правоотношения и участию в них. Федеральные государственные предприятия и казенные предприятия обладают военной правосубъектностью с момента создания в указанных организационно-правовых формах юридического лица и включения в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. В современных условиях не исключается ситуация, когда в таком же порядке, что и предприятия, будут наделяться военной правосубъектностью и федеральные государственные учреждения, не существовавшие ранее как субъекты права, в том числе и военного права54.
Отдельные органы военного управления в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О создании федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» от 26 января 2004 г. № 30 должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц. Кроме того, в соответствии с п. 4 приказа министра обороны Российской Федерации «О порядке выдачи, учета и контроля использования доверенностей, выдаваемых для ведения договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 18 августа 2005 г. № 350 главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами (кроме Черноморского флота), командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации приказано заключать договоры от имени юридических лиц, созданных в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации 2003 г. № 324, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации стороной договора должно выступать Министерство обороны Российской Федерации.
- Правовая энциклопедия военнослужащего
- Справочник
- Командира
- Практическое издание
- Isbn 5-93297-071-5
- § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы) 271
- Глава 1. Боевая подготовка
- § 1. Общевойсковой бой и его характерные черты. Боевой приказ и требования к нему
- § 2. Организация боевой подготовки в части, подразделении и анализ ее результатов
- § 3. Проведение занятий по тактической (тактико-специальной) и огневой подготовке
- § 4. Тактические нормативы
- § 5. Современное российское вооружение и военная техника
- § 6. Системы вооружений России и стран нато Вооруженные Силы Российской Федерации
- Страны нато
- § 7. Деятельность командиров, направленная на поддержание установленных запасов, сохранение вооружения и военной техники, материальных средств
- Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
- § 1. Распорядок дня. Регламент служебного времени. Учет служебного времени военнослужащих
- Распорядок дня войсковой части 00000 на _______ период обучения 200_ года
- Регламент служебного времени военнослужащих войсковой части 00000, проходящих военную службу по контракту, на __________период обучения 200___ года
- § 2. Приказы по строевой части. Приказы о поощрениях, взысканиях (требования к их составлению). Установочный приказ
- § 3. Административное (служебное) расследование. Дознание
- Административное расследование по факту __________________________________
- Заключение по результатам расследования по факту утери удостоверения личности майором борцовым Александром Владимировичем
- Особенности проведения административного расследования в отдельных случаях
- Заключение № _____ об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим
- Дознание в военных организациях
- § 4. Списание имущества. Инспекторское свидетельство. Полномочия инвентаризационной комиссии в рамках проведения проверок наличия имущества
- § 5. Работа командиров по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений
- § 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
- § 7. Деятельность командования по организации обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия
- Денежное довольствие
- Продовольственное обеспечение
- Вещевое обеспечение
- Медицинское обеспечение
- § 8. Деятельность командира по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
- § 9. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в казарменных помещениях. Содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда, противопожарная защита
- Глава 3. Организация внутренней, караульной, гарнизонной и боевой служб
- § 1. Организация внутренней службы
- Работа командира и штаба воинской части по осуществлению контроля состояния внутренней службы
- Содержание закрепленной территории
- Суточный наряд
- Оборудование контрольно-пропускного пункта (кпп)
- Дежурный (дневальный) по роте
- Организация помывки личного состава
- Учет личного состава в воинской части, подразделении
- § 2. Организация караульной службы
- Подбор и подготовка караула11
- Особенности оборудования караульного помещения, постов
- Внутренний порядок в караулах15
- Обеспечение сохранности оружия и боеприпасов в караулах
- Особенности охраны Боевого Знамени воинской части
- Караульная служба с применением технических средств охраны
- Охрана объектов караульными собаками
- Особенности организации и несения караульной службы по охране и сопровождению транспортов с воинскими грузами
- Организация охраны и сопровождения воинских грузов
- Материально-бытовое и медицинское обеспечение
- Контроль за организацией и несением караульной службы
- § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы)36
- Подготовка личного состава к несению боевого дежурства
- Боевое дежурство (боевая служба)38
- § 4. Организация гарнизонной службы
- Особенности организации подготовки и несения гарнизонной службы
- Военная автомобильная инспекция гарнизона
- Глава 4. Управленческая деятельность командиров
- § 1. Общая подготовка к руководству
- Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
- § 2. Управленческое общение командира
- Некоторые общие принципы общения с «трудными» людьми
- § 3. Профилактика и разрешение конфликтов
- § 4. Сущность и содержание управленческой деятельности командира
- § 5. Организация управления в части (подразделении)
- § 6. Управление деятельностью подчиненных
- § 7. Содержание планирования в части Требования к организации планирования в части
- Документы плана боевой подготовки
- Планирование в батальоне и роте
- Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
- § 1. Деятельность командиров при заключении контрактов о прохождении военной службы
- Организация привлечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения военной службы по контракту
- Мероприятия по заключению контракта
- § 2. Комплекс действий командиров при назначении военнослужащих на должности, освобождении от должности, переводе к новому месту военной службы
- Общие условия назначения военнослужащих на должности
- § 3. Действия командира при увольнении военнослужащих и исключении их из списка воинской части
- § 4. Полномочия командиров по присвоению военнослужащим воинских званий
- § 5. Особенности комплектования воинских частей гражданским персоналом
- Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
- § 1. Сущность и содержание воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
- § 2. Планирование и организация воспитательной работы в части
- § 3. Организация общественно-государственной подготовки в части (подразделении)
- § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
- § 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
- Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
- § 1. Основные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность воинских частей Приказы министра обороны
- Директивы министра обороны и Генерального штаба
- Приказы начальника Тыла Вооруженных Сил
- § 2. Порядок и правовые последствия расформирования (ликвидации) воинской части
- § 3. Разрешенная деятельность воинских частей, направленная на извлечение прибыли
- § 4. Действительные и условные наименования воинских частей и порядок их использования в хозяйственной деятельности
- § 5. Воинская часть как юридическое лицо
- § 6. Полномочия командира воинской части в сфере хозяйственной деятельности. Права командира по заключению договоров
- § 7. Правомочия командира по распоряжению доходами воинской части. Особенности деятельности подсобных хозяйств воинских частей и распределения доходов от их деятельности
- § 8. Ответственность командира воинской части за нарушения в сфере хозяйственной деятельности
- § 9. Финансовая деятельность в воинской части. Системы расчетов, которыми вправе пользоваться воинские части
- § 10. Полномочия отдельных командиров (начальников) в сфере хозяйственной деятельности