logo search
Пособия по ВСР / spravochnik komandira

§ 5. Воинская часть как юридическое лицо

Легитимного (т. е. содержащегося в нормативных правовых актах) определения понятия «воинская часть» не существует. В Военном энциклопедическом словаре (М., 1983) дается следующее определение: «воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил. К воинским частям относятся все полки, корабли 1, 2 и 3 рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), не входящие в состав полков, а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков».

Существует и научное (доктринальное) толкование понятия воинской части: «воинские части можно определить как состоящие на государственном федеральном бюджете России боевые подразделения, являющиеся тактически и административно-хозяйственно самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил Российской Федерации, повседневная деятельность которых регламентируется специфическими военно-административными актами — общевоинскими и специальными уставами»52.

О военных организациях имеет смысл говорить как о разновидности юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и в которых предусмотрено прохождение военной службы. Все воинские части являются военными организациями, но не все военные организации являются воинскими частями. Так, в число военных организаций входят военные образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, военные совхозы и заводы, не являющиеся по своей сути боевыми подразделениями.

Наличие у воинской части статуса юридического лица в первую очередь имеет юридическое значение для участия части в налоговых правоотношениях, так как в соответствии с п. 2 ст. 11, ст.ст. 19 и 84 НК РФ налогоплательщиками, которым присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), могут быть лишь юридические или физические лица.

До вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ постановка на налоговый учет воинских частей особых проблем не вызывала. Однако после вступления в силу данного документа возник юридический пробел, который был устранен принятием «не совсем правового» документа — письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об учете в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами» от 22 сентября 2003 г. № ММ-6-09/986. В соответствии с указанным письмом ИНН присваивался воинским частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации независимо от их правового статуса, что позволяет сделать вывод о том, что государственные органы (в частности, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) фактически признавали юридическими лицами воинские части, официально не зарегистрированные в качестве юридического лица.

Однако впоследствии в связи с изменением законодательства было издано письмо Федеральной налоговой службы «О постановке на учет в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами» от 28 декабря 2004 г. № 09-0-10/5154@. В данном письме было указано, что у налоговых органов отсутствует возможность осуществлять постановку на учет вновь созданных воинских частей, не являющихся юридическими лицами, с присвоением ИНН в порядке, установленном для юридических лиц, однако воинские части, которым ИНН присваивался независимо от их правового статуса, остаются на учете в налоговых органах с сохранением присвоенного ИНН. В этом же письме указано, что письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22 сентября 2003 г. № ММ-6-09/986@ не применяется.

В настоящее время следует руководствоваться приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178.

Из анализа абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК РФ можно сделать вывод, что воинские части, предприятия и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как юридические лица могут создаваться и существовать в одной из 3 организационно-правовых форм: федеральное государственное предприятие; федеральное казенное предприятие; государственное учреждение. При этом некоммерческие организации Вооруженных Сил Российской Федерации, к которым относятся воинские части, могут создаваться и существовать только в форме государственного учреждения53.

Для признания воинских частей филиалами (представительствами) юридического лица — Министерства обороны Российской Федерации — оснований не имеется. В соответствии с п. 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, «Минобороны России является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации». В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, являющемся основным учредительным документом Министерства обороны как юридического лица, не содержится нормы о вхождении в его состав воинских частей. Не содержат подобную норму и федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации. В соответствии с п. 1 указанного Положения Министерство обороны Российской Федерации является органом военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации и состоит из служб Министерства обороны Российской Федерации и им равных подразделений, центральных органов военного управления, не входящих в службы и им равные подразделения, и иных подразделений.

Кроме того, в Министерстве обороны Российской Федерации дифференцируется правовое регулирование хозяйственной деятельности воинских частей и организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, и воинских частей и организаций, не зарегистрированных в качестве таковых (в частности, Временная инструкция о порядке изготовления, учета и хранения печатей и штампов и пользования ими в Вооруженных Силах Российской Федерации устанавливает различные формы мастичных печатей для воинских частей — юридических лиц и для иных воинских частей, а также различные случаи их применения в документах, имеющих отношение к хозяйственной деятельности).

Военные организации (за исключением федеральных государственных предприятий и казенных предприятий) обладают военной правосубъектностью с момента завершения их формирования как организационных структур Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включения в установленном порядке в состав указанных войск, формирований и органов. С указанного момента в соответствии с компетенцией, определенной военным законодательством, военные организации наделяются правовой возможностью по вступлению в военные правоотношения и участию в них. Федеральные государственные предприятия и казенные предприятия обладают военной правосубъектностью с момента создания в указанных организационно-правовых формах юридического лица и включения в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. В современных условиях не исключается ситуация, когда в таком же порядке, что и предприятия, будут наделяться военной правосубъектностью и федеральные государственные учреждения, не существовавшие ранее как субъекты права, в том числе и военного права54.

Отдельные органы военного управления в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О создании федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» от 26 января 2004 г. № 30 должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц. Кроме того, в соответствии с п. 4 приказа министра обороны Российской Федерации «О порядке выдачи, учета и контроля использования доверенностей, выдаваемых для ведения договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 18 августа 2005 г. № 350 главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами (кроме Черноморского флота), командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации приказано заключать договоры от имени юридических лиц, созданных в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации 2003 г. № 324, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации стороной договора должно выступать Министерство обороны Российской Федерации.