logo search
Пособия по ВСР / spravochnik komandira

Дознание в военных организациях

В Вооруженных Силах Российской Федерации, иных ведомствах, где законом предусмотрена военная служба, действует Инструкция органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, в действующей редакции утвержденная приказом заместителя Генерального прокурора — главного военного прокурора от 1 октября 2003 г. № 186 (далее — Инструкция). В Инструкции рассматриваются основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в кото­рых законом предусмотрена военная служба, по выявлению, преду­преждению, пресечению и расследованию преступлений с учетом требований но­вого уголовно-процессуального законодательства.

В Инструкции используются следующие понятия:

дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого доз­навателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство пред­варительного следствия необязательно;

органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполно­моченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессу­альные полномочия;

начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поруче­ния о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществ­лять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предва­рительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов пре­ступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;

процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ;

розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установ­ления лица, подозреваемого в совершении преступления;

сторона обвинения — прокурор, а также следователь, начальник следствен­ного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный пред­ставитель и представитель, гражданский истец и его представитель;

участники уголовного судопроизводства — лица, принимающие участие в уголовном процессе.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Воору­женных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей, соеди­нений, начальники военных учреждений или гарнизонов (далее — командиры воинских частей).

На органы дознания возлагаются:

— принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;

— принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по не­му процессуального решения (ст. 144 УПК РФ);

— выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключе­нием уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в поряд­ке, установленном ст. 157 УПК РФ;

— производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя по уголовным делам, расследуемым органами военной прокуратуры;

— принятие розыскных и опера­тивно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление, в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление.

Указанные функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют:

— командиры воинских частей, соединений — по уголовным делам о преступ­лениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполне­нием ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

— начальники военных учреждений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федера­ции, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

— начальники гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федера­ции, других войск, во­инских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях дан­ного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).

В соответствии со ст. 5 Инструкции командир воинской части как орган дознания, обладающий пол­номочиями начальника органа дознания, уполномочен давать поручения о рас­смотрении сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных ре­шений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, ус­тановленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотрен­ных УПК РФ.

Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций ор­ган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наи­более подготовленных подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, явля­ясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полно­мочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ (ст. 11 Инструкции). Один из них назначается старшим дознавателем. Старшим дознавателям поруча­ется расследование наиболее сложных дел. Копия приказа о назначении дознава­телей направляется военному прокурору.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на полк (корабль 1 ранга) — 5—6 дознавателей;

б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3—4 дознавателя;

в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1—2 дознавателя;

г) на штаб (выше полка) и учреждение (военное образовательное учрежде­ние профессионального образования) — 2—5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить боль­шее количество дознавателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для расследования конкретного уголовного дела. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им.

Не допускается возложение полномочий по производству неотложных следственных действий на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воин­ского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

Руководство процессуальной деятельностью дознавателей (долж­ностных лиц органов дознания) при производстве по уголовному делу осуществ­ляет начальник органа дознания (командир воинской части), который вправе да­вать дознавателю указания (ст. 6 Инструкции).

Письменные указания военного прокурора и начальника органа дознания (командира воинской части), данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника орга­на дознания (командира воинской части) военному прокурору, а указания воен­ного прокурора — вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных ука­заний не приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

В случае отсутствия командира воинской части лицо, его замещающее, принимает (выполняет) процессуальные решения (действия) только в том случае, если оно занимает должность заместителя командира части.

Заместители командира воинской части осуществляют процессуальные полномочия только в случае возложения на них обязанностей командира воин­ской части.

Органы дознания и дознаватели осуществляют уголовное пресле­дование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ).

В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению собы­тия преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей заключается в следующем (ст. 8 Инструкции):

а) принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся пре­ступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

б) производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшест­вия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уго­ловного дела;

в) принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступле­нии в порядке, предусмотренном ст. 145 (146) УПК РФ;

г) незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по за­креплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующих протоколов и постановлений.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следст­вия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ), после получения согласия военного про­курора на возбуждение уголовного дела орган дознания — командир воинской час­ти или дознаватель производит неотложные следственные действия в целях обна­ружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих не­замедлительного закрепления, изъятия и исследования, и, кроме того, вправе про­извести задержание подозреваемого в совершении преступления. Порядок произ­водства неотложных следственных действий изложен в гл. II Инструкции.

После направления уголовного дела военному прокурору орган дознания — командир воинской части или дознаватель производит отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению военного прокурора, следователя.

Предварительное расследование в форме дознания в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ, по уголовным делам, по которым производ­ство предварительного следствия необязательно, органами дознания Вооружен­ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и орга­нов, в которых законом предусмотрена военная служба, не производится, за ис­ключением пограничных органов федеральной службы безопасности и органов Государственной противопожарной службы МЧС России по уголовным делам, указанным в п. 3 и п. 6 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Перечень преступлений, предвари­тельное следствие по уголовным делам о которых необязательно, приведен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоро­вью), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 (угроза убийством или причинением тяж­кого вреда здоровью), ч. 1 ст. 127 (незаконное лишение свободы), чч. 1 и 2 ст. 158 (кража), ч. 1 ст. 159 (мошенничество), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата), ч. 1 ст. 161 (грабеж), ч. 1 ст. 163 (вымогательство), чч. 1 и 2 ст. 165 (причинение иму­щественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), ч. 1 ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), ч. 1 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имуще­ства), ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), чч. 1 и 2 ст. 213 (хулиганство), ч. 1 ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности), чч. 1 и 4 ст. 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), чч. 1 и 4 ст. 223 (незаконное изготовление оружия), ст. 224 (небрежное хранение огнестрельного оружия), чч. 1 и 5 ст. 228 (незаконные изго­товление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотиче­ских средств или психотропных веществ), ч. 1 ст. 264 (нарушение правил дорож­ного движения и эксплуатации транспортных средств) УК РФ и др.).

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по указанным уголов­ным делам в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ, производится следова­телями военной прокуратуры. Кроме того, по письменному указанию военного прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, могут быть пе­реданы следователю (прокурору) для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей по указанной категории уголовных дел заключается в выполнении действий, указанных в пп. «а», «б», «в» и «г» ч. 1 ст. 8 Инст­рукции. После представления военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия является необязательным, и получения согласия военного прокурора на возбуждение дела следователем военной прокуратуры по данному делу произво­дится дознание.

После принятия таких дел к производству следователем военной прокура­туры орган дознания — командир воинской части или дознаватель вправе произво­дить по ним отдельные следственные действия и розыскные мероприятия по по­ручению военного прокурора, следователя.

Розыскная деятельность органа дознания включает в себя преду­смотренные уголовно-процессуальным законодательством и уставами Вооружен­ных Сил Российской Федерации меры, принимаемые для установления лица, по­дозреваемого в совершении преступления, и розыска обвиняемого, место нахождения ко­торого неизвестно, а также общие и индивидуальные профилактические меро­приятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, органи­зацию в необходимых случаях его преследования по следам совершенного пре­ступления, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершен­ного преступления.

Розыскные мероприятия проводятся во взаимодействии с военной прокура­турой и другими правоохранительными органами.

Дознаватели уполномочены (ст. 11 Инструкции):

а) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей­ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания (командира воинской части), санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

б) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъяв­ленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для ис­полнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уго­ловного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы.

В соответствии со ст. 12 Инструкции дознаватель обязан:

а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам стро­го руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции;

б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий, оп­ределять их последовательность и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечи­вать возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспе­чивается право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяс­нить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами;

г) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и ме­ры по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ);

д) докладывать командиру воинской части обо всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, настав­лений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

е) принимать активное участие в работе по предупреждению правонаруше­ний среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, разъяснять личному составу законы Российской Федерации;

ж) исполнять письменные указания военного прокурора и командира воин­ской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 и пп. 4, 5 ч. 2 ст. 38 и (или) ч. 1 ст. 152 УПК РФ соответственно (ч. 4 ст. 41 УПК РФ; приложения 45 и 46 к ст. 476 УПК РФ).

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимае­мых им процессуальных решений, своевременное и законное производство про­цессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу.

Орган дознания и дознаватель не может принимать участие в расследовании уголовного дела и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела, а также при наличии иных ос­нований, указанных в ст. 61 УПК РФ.

При наличии оснований для отвода орган дознания — командир воинской части или дознаватель обязан устраниться от участия в про­изводстве по уголовному делу независимо от того, известно ли об этих обстоя­тельствах сторонам или другим участникам уголовного судопроизводства и на­стаивают ли они на его устранении или нет (ч. 1 ст. 62 УПК РФ).

В случае если орган дознания — командир воинской части или дознаватель не устранился от участия в производстве по уголовному делу, отвод ему может быть заявлен участниками уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 62 УПК РФ).

Решение об отводе органа дознания — командира воинской части или дозна­вателя принимает военный прокурор. Предыдущее участие органа дознания — ко­мандира воинской части или дознавателя в производстве предварительного рас­следования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ст. 67 УПК РФ).

Оформленный в письменной форме отвод или самоотвод приобщается к ма­териалам уголовного дела. Отвод, заявленный устно, заносится в протокол след­ственного действия.

Уголовное дело незамедлительно направляется военному прокурору для решения вопроса об отводе органа дознания — командира воинской части или доз­навателя в порядке, предусмотренном УПК РФ.

В соответствии со ст. 15 Инструкции процессуальные решения, принимаемые дознавателем, в преду­смотренных УПК РФ случаях подлежат утверждению органом дознания — коман­диром воинской части.

Постановления органа дознания или дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК РФ).

Нарушение норм УПК РФ органом дознания или дознавателем в ходе уго­ловного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми получен­ных таким путем доказательств (ч. 3 ст. 7 УПК РФ).

Процессуальные действия и решения оформляются органом дознания — командиром воинской части или дознавателем на бланках процессуальных документов для досудебного производства, предусмотренных ст. 476 УПК РФ.

Бланки процессуальных документов изготавливаются органами дознания в соответствии с установленными УПК РФ образцами. При отсутствии в воинской части не­обходимых бланков орган дознания — командир воинской части или дознаватель должен обратиться в военную прокуратуру гарнизона.

При составлении процессуальных документов орган дознания — командир воинской части или дознаватель может использовать электронные версии бланков процессуальных документов для досудебного производства, имеющиеся в воен­ных прокуратурах гарнизонного и окружного звеньев.

Процессуальные документы могут быть выполнены типографским, элек­тронным или иным способом. В случае отсутствия бланков процессуальных до­кументов, выполненных типографским, электронным или иным способом, они могут быть написаны от руки.

При использовании бланка процессуального документа допускаются изменение наименования должности лица, осуществляющего про­цессуальное действие либо принимающего процессуальное решение, а также вне­сение в него дополнительных граф, строк, ссылок на статьи УПК РФ, если этого требует содержание процессуального действия или решения и если это не проти­воречит требованиям УПК РФ.

В бланке процессуального документа, выполненном электронным способом или написанным от руки, подстрочный текст не является обязательным (ст. 474 УПК РФ).

При отсутствии требуемого процессуального документа в перечне бланков процессуальных документов, предусмотренных ст. 476 УПК РФ, указанный доку­мент составляется должностным лицом с соблюдением структуры аналогичного бланка и требований УПК РФ, регламентирующих осуществление соответствую­щего процессуального действия либо принятие соответствующего процессуально­го решения (ст. 475 УПК РФ).

Орган дознания или дознаватель обеспечивает участникам уго­ловного судопроизводства, указанным в ст. 119 УПК РФ, право на заявление хо­датайств о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений.

Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголов­ному делу. Орган дознания или дознаватель обязан рассмотреть каждое заявлен­ное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия (ст.ст. 120, 159 УПК РФ).

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления (ст. 121 УПК РФ).

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении орган дознания — командир воинской части или дознаватель вы­носит постановление (приложение 156 к ст. 476 УПК РФ), которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Постановление об отказе в удовлетворе­нии ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ (ст. 122, ч. 4 ст. 159 УПК РФ).

Данные предварительного расследования не подлежат разгла­шению. Порядок предупреждения органом дознания — командиром воинской час­ти или дознавателем участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, отбора подписки (приложение 50 к ст. 476 УПК РФ), а также предания гласности данных предварительного расследования регу­лируется ст. 161 УПК РФ.

В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществле­ние действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинст­во обращению (ст. 9 УПК РФ).

В случаях превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), привле­чения заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), неза­конного освобождения от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст. 300 УК РФ), незаконного задержа­ния, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК РФ), при­нуждения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показа­ний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий (ст. 302 УПК РФ), фальсификации доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве (чч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ), нарушения не­прикосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) орган дознания — командир воинской части, дознаватель подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Орган дознания — командир воинской части обязан оказывать содействие прокурорско-следственному составу органов военной прокуратуры в течение всего времени расследования уголовных дел, обеспечивая их беспрепят­ственный допуск в расположение части, выделяя необходимое количество дозна­вателей, средства связи, помещения для работы, автотранспорт, а также в необхо­димых случаях — конвой для своевременной доставки и сопровождения подозре­ваемых и обвиняемых в военную прокуратуру и в суд, к месту производства след­ственных действий (ст. 20 Инструкции).

В целях улучшения качества производства по уголовным делам орган дознания — командир воинской части изучает работу дознавателей, прини­мает меры по ее совершенствованию и устранению недочетов, организует занятия по повышению юридической подготовки дознавателей. Для получения практиче­ских навыков по расследованию преступлений дознаватели по плану, составлен­ному надзирающим военным прокурором, участвуют в учебных сборах дознава­телей и проходят ежегодную стажировку в течение 10 рабочих дней в военной прокуратуре (ст. 21 Инструкции).

Вышестоящие командиры и начальники обязаны заботиться о повышении юридической подготовки командиров воинских частей, включать ее в планы командирской подготовки, ежегодно подводить итоги работы органов дознания и принимать меры к ее улучшению, отражать в служебных аттестациях деятель­ность органов дознания и дознавателей. В случае обнаружения нарушений уго­ловно-процессуального законодательства при производстве по уголовному делу вышестоящий командир ставит об этом в известность военного прокурора, кото­рый обязан принять меры к восстановлению нарушенной законности.

При выявлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, орган дознания — командир воинской части и дознаватель обязаны своевременно принимать меры, направленные на их устранение.

Если совершению преступления способствовали ненадлежащие действия или упущения со стороны вышестоящих органов (служб, должностных лиц), ор­ган дознания — командир воинской части докладывает об этом вышестоящему ко­мандиру и информирует военного прокурора.

При возникновении вопросов, связанных с производством пред­варительного расследования, и невозможности их разрешения собственными си­лами орган дознания — командир воинской части или дознаватель обязан обра­титься к надзирающему военному прокурору (следователю военной прокуратуры) для получения практической и методической помощи (ст. 38 Инструкции).

Надзор от имени государства за процессуальной деятельностью органов дознания уполномочен осуществлять военный прокурор (ст. 37 УПК РФ).

Организация надзора имеет целью обеспечение своевременного возбужде­ния уголовных дел о преступлениях, всестороннее и объективное их расследова­ние, обеспечение строгого соблюдения органами дознания законности по каждому уголовно­му делу.

Оценка деятельности командира воинской части как органа дознания дается вышестоящим командиром по согласованию с военным прокурором.

Военный прокурор при осуществлении данного вида надзора:

— осуществляет надзор за своевременным и законным разрешением сообщений о преступлениях, требуя принятия необходимых оперативно-розыскных, розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступ­лений и лиц, их совершивших;

— следит за исполнением органами дознания требований закона о немед­ленном извещении военного прокурора об обнаружении преступления и соблю­дением установленного порядка возбуждения уголовных дел;

— осуществляет надзор за неуклонным соблюдением установленного зако­ном порядка расследования преступлений, процессуальных сроков по уголовным делам, прав участников уголовного судопроизводства и других граждан, правиль­ным применением уголовных и уголовно-процессуальных норм;

— поддерживает постоянную связь и контакты с органами дознания, прини­мает меры к устранению выявленных в их деятельности нарушений, повышению юридической подготовки дознавателей и органов дознания.

В ходе досудебного производства по уголовному делу военный прокурор при осуществлении надзора уполномочен (ст. 41 Инструкции):

— требовать от органов дознания для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе производства проверки и расследования уголовного дела; установления лиц, совершивших преступления; проверять исполнение требований федерального закона при прие­ме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

— участвовать в производстве предварительного расследования и в необхо­димых случаях давать письменные указания о направлении расследования, произ­водстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

— давать согласие органу дознания или дознавателю на возбуждение уго­ловного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

— разрешать отводы, заявленные органу дознания — командиру воинской части или дознавателю, а также его самоотводы;

— отстранять орган дознания — командира воинской части или дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение тре­бований УПК РФ при производстве процессуальных действий;

— изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следо­вателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Незамедлительному (как правило, при даче согласия на возбуждение уголовного дела) изъятию под­лежат уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе по­влекших причинение смерти, тяжкого вреда здоровью; о неочевидных преступле­ниях, требующих раскрытия; при необходимости обеспечения участия в произ­водстве следственных действий защитника; при необходимости возбуждения пе­ред судом ходатайств в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ; иные уголовные дела, расследование которых связано с производством сложных следственных действий. Если в силу исключительных обстоятельств (климатические условия и т. п.) незамедлительно изъять у органа дознания уго­ловные дела указанной категории не представляется возможным, орган дознания — командир воинской части или дознаватель может произвести по ним неотлож­ные следственные действия;

— передавать уголовное дело от одного органа дознания другому в соответ­ствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ, с обяза­тельным указанием оснований такой передачи;

— отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания или дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

— поручать органу дознания производство следственных действий по уго­ловным делам, находящимся в производстве прокурорско-следственного состава военных прокуратур, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Письменные указания военного прокурора органу дознания и дознавателю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными.

Военный прокурор оказывает всемерную помощь командирам воинских частей при осуществлении полномочий органа дознания, в том числе при проведении расследования по конкретным уголовным делам. Помощь воен­ного прокурора командирам воинских частей является составной частью надзора военного прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания. В связи с этим военный прокурор уполномочен знакомиться с организацией работы по осуществлению уголовного преследования в воинской части, с материалами про­верок, служебных разбирательств и уголовных дел, давать рекомендации и ука­зания командирам воинских частей, дознавателям о тактике и методике проведе­ния следственных действий. Методическую помощь органам дознания и дознава­телям оказывает также иной прокурорско-следственный состав военной прокура­туры.

Работа органов дознания периодически обобщается военным прокурором, а результаты анализа используются для организации учебных мероприятий и по­становки перед командованием вопросов об улучшении деятельности органов дознания.

Поводами для возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 140 УПК РФ служат:

— заявление о преступлении;

— явка с повинной;

— сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточ­ных данных, указывающих на признаки преступления.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к ст. 476 УПК РФ), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следст­венного действия, то оно заносится в протокол следственного действия.

В случае когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т. е. рапортом об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст. 476 УПК РФ).

Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается от­метка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Такое предупреждение должно сопровождать и письменное заявление о преступлении. Если письменное заявление получено по почте, то предупреждение об ответственности производится при явке заявителя для получения объяснений, допросе либо производстве иных процессуальных действий с его участием.

Анонимное заявление о преступлении, не содержащее сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 УПК РФ). Однако содержащиеся в нем сведения могут быть использованы для проведения проверки (служебного разби­рательства) и решения в дальнейшем вопроса о наличии признаков преступления. Также такие заявления, при наличии в них сообщений о готовящихся или совер­шенных преступлениях, могут направляться в правоохранительные органы (опе­ративные службы) по принадлежности для использования в пресечении и раскры­тии преступлений.

Дознаватель и орган дознания обязаны принять, зарегистриро­вать и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступле­нии и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При провер­ке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель вправе требовать про­изводства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специа­листов (ст. 50 Инструкции).

Орган дознания — командир воинской части вправе по письменному ходатайству дознавателя, оформленному в соответствии с приложением 9 к ст. 476 УПК РФ, продлить установленный 3-суточный срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток, а при необхо­димости проведения документальных проверок или ревизий военный прокурор вправе по ходатайству органа дознания или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

При удовлетворении ходатайства дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении орган дознания — командир воинской части незамед­лительно направляет его копию со своим решением по нему надзирающему воен­ному прокурору.

Заявителю выдается документ (справка, уведомление и т. п.) о принятии со­общения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также да­ты и времени его принятия (ст. 144 УПК РФ).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован заявите­лем военному прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания — командир воинской части или дознаватель принимает одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 15 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения, при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела, — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания или дознаватель принимает меры по сохранению следов преступления (ст. 145 УПК РФ).

При наличии повода и основания, предусмотренных ст. 14 УПК РФ, орган дознания — командир воинской части или дознаватель (должностное лицо органа дознания) с согласия прокурора в пределах компетенции, установленной УПК РФ (ст. 20, п. 1 ч. 3 ст. 150, п. 3 ч. 2 ст. 157), возбуждает уголовное дело публичного обвинения, о чем выносится соответствующее постановление (приложение 14 к ст. 476 УПК РФ; см. также приложения 1 и 2 к Инструкции с образцом постановления о возбуждении уголовного дела органов дознания и образцом его заполнения).

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

— дата, время и место его вынесения;

— кем оно вынесено;

— повод и основание для возбуждения уголовного дела;

— пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголов­ное дело.

Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, до согласования с военным прокурором подлежит утверждению органом дозна­ния — командиром воинской части.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследст­венности, то об этом в постановлении делается соответствующая отметка (ст. 146 УПК РФ).

Орган дознания — командир воинской части или дознаватель обязан незамедлительно, т. е. в день вынесения постановления о воз­буждении уголовного дела, представить военному прокурору гарнизона либо его заместителю указанное постановление с приложением материалов проверки со­общения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных дей­ствий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершив­шего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующие протоколы и постановления.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела орган дознания — командир воинской части или дознаватель выносит постановле­ние об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ; приложение 21 к ст. 476 УПК РФ).

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, подлежит утверждению органом дознания — командиром воинской части.

Уголовное дело не может быть возбуждено при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 УПК РФ, и в частности:

— за отсутствием события преступления (п. 1 ч. 1);

— за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1);

— за истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1);

— в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1).

Отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) допускается лишь в отношении конкретного лица.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, орган дознания обязан рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, направляется органом дознания по согласованию с военным прокурором в данное средство массовой информации для обязательного опубликования.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и военному прокурору. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное постановление.

Если дознавателю (должностному лицу органу дознания) поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он в соответствии с ч. 2 ст. 156 УПК РФ выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения на­правляется военному прокурору (см. приложения 1 и 2 к Инструкции с образцом постановления о принятии уголовного дела к производству должност­ным лицом органа дознания, а также образцом его заполнения).

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголов­ное дело надзирающему военному прокурору в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ, о чем дознавателем (должностным лицом органа дознания) выносится соот­ветствующее постановление (см. приложения 1 и 2 к Инструкции с образцом постановления о направлении уголовного дела прокурору должностным лицом органа дознания, а также образцом его заполнения).

Постановление о направлении уголовного дела прокурору, вынесенное доз­навателем (должностным лицом органа дознания), подлежит утверждению орга­ном дознания — командиром воинской части.

После направления уголовного дела военному прокурору орган дознания или дознаватель может производить по нему следственные действия и оператив­но-розыскные мероприятия только по поручению прокурора или следователя. В случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обна­ружено лицо, совершившее преступление, орган дознания — командир воинской части обязан принимать розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).

В соответствии со ст. 87 Инструкции орган дознания или дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено нака­зание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосред­ственно после его совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совер­шившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут об­наружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совер­шении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согла­сия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанно­го лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК РФ).

Кроме того, орган дознания или дознаватель вправе задержать лицо по по­дозрению в совершении преступления при наличии письменного поручения сле­дователя или прокурора об исполнении постановления о задержании, в соответст­вии с п. 4 ч. 2 ст. 38 и п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

В срок не более 3 часов после фактического задержания органом дознания — командиром воинской части или дознавателем должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ).

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписы­вается лицом, его составившим (органом дознания — командиром воинской части или дознавателем), и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания — командир воинской части или дознаватель обязан сообщить военному прокурору в письменном виде в тече­ние 12 часов с момента задержания подозреваемого (ст. 92 УПК РФ; приложение 27 к ст. 476 УПК РФ).

Подозреваемый при задержании может быть подвергнут лично­му обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ, с участием понятых.

Основанием для производства личного обыска подозреваемого является на­личие достаточных оснований полагать, что при нем могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск подозреваемого производится в целях обнаружения и изъя­тия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела.

Личный обыск подозреваемого при задержании производится без соответ­ствующего постановления.

Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Порядок проведения личного обыска, перечень обнаруженных и изъятых у подозреваемого предметов или документов с точным указанием их количества, меры, веса или индивидуальных признаков, фиксируется в протоколе задержания подозреваемого (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ).

Лица, задержанные по подозрению в совершении одного и того же преступ­ления, по письменному указанию органа дознания — командира воинской части содержатся раздельно.

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения органа дознания — командира воинской части или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело (ст. 95 УПК РФ).

Орган дознания — командир воинской части или дознаватель не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет об этом кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части.

О неразглашении факта задержания подозреваемого орган дознания — ко­мандир воинской части или дознаватель выносит постановление (приложение 26 к ст. 476 УПК РФ).

Защитник приглашается подозреваемым, его законным предста­вителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого. Подозреваемый вправе пригласить несколько защитников.

По просьбе подозреваемого участие защитника обеспечивается органом дознания — командиром воинской части или дознавателем.

Если защитник не приглашен самим подозреваемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, то орган дознания — командир воинской части или дознаватель обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (ст. 51 УПК РФ).

В исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ, орган дознания — командир воинской части или дознаватель в пределах предоставленных ему полномочий вправе избрать в отношении подозреваемого меру пресечения (подписку о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; залог). При этом обвинение должно быть предъявлено подозре­ваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ст. 100 УПК РФ).

Вопрос об избрании меры пресечения согласовывается дознавателем с органом дознания — командиром воинской части и надзирающим военным прокурором.

Решения об избрании в ходе досудебного производства меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста принимаются только судом по ре­зультатам рассмотрения соответствующих ходатайств следователя в порядке, пре­дусмотренном ст. 108 УПК РФ.

В целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголов­ного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора орган дознания — ко­мандир воинской части или дознаватель вправе применить к подозреваемому сле­дующие меры процессуального принуждения:

— обязательство о явке;

— привод;

— наложение ареста на имущество.

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступле­нием причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридиче­ское лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением ор­гана дознания — командира воинской части или дознавателя в соответствии с при­ложением 53 к ст. 476 УПК РФ.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществля­ет представитель (ст. 42 УПК РФ).

Потерпевший и свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам органа дознания — командира воинской части, дознавателя, давать заведомо лож­ные показания либо отказываться от дачи показаний, разглашать данные предва­рительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в по­рядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части (ст. 188 УПК РФ).

Допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Орган дознания — командир воинской части, дознаватель вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемо­го.

Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов.

Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в тече­ние дня не должна превышать 8 часов.

При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанав­ливается на основании заключения врача (ст. 187 УПК РФ).

Перед допросом орган дознания — командир воинской части, дознаватель выполняет требования, предусмотренные ч. 5 ст. 164 УПК РФ. Если у органа дознания — командира воинской части, дознавателя возникают сомнения, владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведется производство по уго­ловному делу, то он выясняет, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания.

Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном орган дознания — командир воинской части, дознаватель свободен при выборе тактики допроса.

Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

По инициативе органа дознания — командира воинской части, дознавателя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опеча­тываются.

Если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются сущест­венные противоречия, то орган дознания — командир воинской части или дознава­тель в соответствии со ст. 164 УПК РФ вправе провести очную ставку.

Орган дознания — командир воинской части или дознаватель выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предла­гается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводит­ся очная ставка. После дачи показаний орган дознания — командир воинской части или дознаватель может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения органа дознания — командира воинской части или дознавателя задавать вопросы друг другу.

В ходе очной ставки орган дознания — командир воинской части или дозна­ватель вправе предъявить вещественные доказательства и документы.

Орган дознания — командир воинской части или дознаватель может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему или подозреваемому. Для опознания может быть предъявлен и труп.

В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению органа дознания — командира воинской части или дознавателя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.

Орган дознания — командир воинской части, дознаватель вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий.

Факт присутствия органа дознания — командира воинской части, дознавателя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта.

При производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении орган дознания — командир воинской части или дознаватель направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

Орган дознания — командир воинской части или дознаватель вправе получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого, а также у свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах, и составить протокол в соответствии со ст.ст. 166 и 167 УПК РФ (приложение 122 к ст. 476 УПК РФ).

Документы уголовного дела следует исполнять четким и разборчивым почерком. Все зачеркивания, исправления и дописки должны быть оговорены в конце протокола и удостоверены подписями лиц, участвовавших в следственном действии. На каждом листе с левой стороны оставляются поля для подшивки (2,5—3 см).

Все документы уголовного дела должны быть подшиты в обложку, пронумерованы и занесены в опись. Если воинская часть имеет условное наименование, то запрещается в документах уголовного дела указывать ее действительное наимено­вание.

Уголовные дела хранятся и пересылаются по правилам секретного делопроизводства.

В случае внесения представления военным прокурором, следо­вателем военной прокуратуры или вынесения частного определения (постановле­ния) военным судом в адрес командира воинской части об устранении обстоя­тельств, способствовавших совершению преступления, командир воинской части принимает необходимые меры, о чем не позднее чем в месячный срок сообщает соответствующему органу, направившему представление (частное определение, постановление).