2.3. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
Г
В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего приведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера; (стр. 65)
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
• обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 5 января 2004 г., определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:
выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;
принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
В мирное время основными задачами гражданской обороны являются создание органов управления гражданской обороны, подготовка сил гражданской обороны, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС.
В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени.
В военное время основными задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Организационную основу гражданской обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).
Руководство гражданской обороной Российской Федерации определяет правительство Российской Федерации.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - руководители гражданской обороны) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях. (стр. 66 -67)
Они осуществляют непосредственное повседневное руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
на федеральном уровне - МЧС России;
на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в субъектах Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
в городах, районах - управления, отделы, группы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
в федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением создаются штатные структурные подразделения (отделы, сектора, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы), уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной, МЧС России, которое создает территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, по субъектам Российской Федерации.
В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
В организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и привлекаемые силы других ведомств.
К основным силам относятся:
войска ГО;
спасательные службы ГО;
нештатные аварийно-спасательные формирования ГО;
силы МЧС России и функциональных подсистем РСЧС.
Для решения задач в области гражданской обороны привлекаются, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.
Ведомственные аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы привлекаются для выполнения задач в области гражданской обороны по решению руководителей соответствующих уровней управления согласно Планам гражданской обороны и защиты населения, с учетом профессиональной подготовки.
Воинские части и подразделения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
Войска гражданской обороны организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие части и подразделения. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.
Самая массовая часть сил гражданской обороны - нештатные аварийно-спасательные формирования, которые создаются прежде всего в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты, определенные Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ, и эксплуатирующих их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и владеющих специальной техникой, имуществом и подготовленных для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, которые возникают при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.
Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасательные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механизации работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские отряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др. (стр. 68 - 69)
Значительная часть аварийно-спасательных формирований организационно сведена в спасательные службы ГО. Они представляют собой особый вид организационно-технического объединения сил ГО, наиболее подготовленных для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности формирований и высокопрофессиональной подготовки личного состава.
Руководство службами осуществляют их начальники, которые назначаются приказом руководителя объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых созданы эти службы.
Начальники служб обязаны поддерживать в постоянной готовности силы и средства служб. Они участвуют в разработке плана ГО объекта и самостоятельно разрабатывают необходимые документы служб. На них возлагается своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.
Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается организация своевременного оповещения руководящего состава, персонала объекта и населения, проживающего вблизи объекта, об угрозе чрезвычайной ситуации; организация связи и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе.
Медицинская служба организуется на базе медицинского подразделения (здравпункта, поликлиники). Начальником службы является, как правило, главный врач. Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты, осуществляет медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение, оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обслуживание рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.
Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите персонала и населения от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ, организует и подготавливает соответствующие формирования, осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники, проводит радиационную и химическую разведку, осуществляет контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного и химического заражения.
Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, контролирует режим соблюдения светомаскировки.
Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Служба обеспечивает бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект, проводит мероприятия по светомаскировке, первоочередные восстановительные работы на энергосетях.
Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Служба осуществляет мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, проводит работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта,
Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных цехов. Служба обеспечивает готовность убежищ и укрытий, контроль за правильностью их эксплуатации, организует строительство защитных сооружений ГО, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.
Транспортная служба создается на базе транспортного отдела (гаража). Она осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой к месту работы, организует подвоз сил и средств к очагу поражения, осуществляет перевозку пораженных, проводит работы по обеззараживанию транспорта.
Служба материально-технического обеспечения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она отвечает за снабжение формирований всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия, организует ремонт техники и имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечивает предметами первой необходимости персонала объекта как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.
На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.
Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
(стр. 70 – 71)
• планируют и организуют проведение мероприятии по гражданской обороне;
• проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
Для организации выполнения основных задач гражданской обороны из числа заместителей руководителя организации назначаются ответственные лица. Для организации и осуществления рассредоточения и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план эвакуации и рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, эвакуацию персонала и доставку рабочей силы к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.
Главный инженер предприятия руководит разработкой мероприятий по переводу предприятия на особый режим работы, организует выполнение мероприятий по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время, непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также организует техническое обеспечение выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Заместитель (помощник) руководителя объекта по материально-техническому обеспечению организует накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение работ по строительству защитных сооружений ГО, проведению спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.
Структурное подразделение по ГО организации (отдел, сектор, группа и т.п.) является органом, осуществляющим управление и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта.
Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний руководителя объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.
Структурное подразделение ГО осуществляет мероприятия по защите персонала объекта, разрабатывает план ГО объекта и организует его выполнение, организует обучение персонала объекта по гражданской обороне и подготовку нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- Раздел I. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения………… 7
- Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера..……………………….. 7
- Глава 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени …………………………................... 53
- Глава 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени……… 74
- Глава 7. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы 152
- Введение
- Раздел I чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения
- Глава 1
- Контрольные вопросы и задания
- 1.2. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.3. Чрезвычайные ситуации военного характера.
- Контрольные вопросы и задания
- 1.4. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3
- 3.1. Основные принципы и нормативная правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
- Контрольные вопросы и задания
- 3.3. Лабораторная работа
- Отрабатываемые вопросы
- 3.4. Семинар
- Обсуждаемые вопросы
- 3.5. Практическое занятие
- 3.6. Лабораторная работа
- Необходимо определить:
- Глава 4
- 4.1 Порядок оценки устойчивости функционирования объектов экономики к воздействию поражающих факторов.
- Контрольные вопросы и задания
- 4.2. Мероприятия, проводимые по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чс.
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II основы военной службы
- Глава 5
- 5.1. Военная организация государства.
- Контрольные вопросы и задания
- Осуществление силовых операций мирного времени
- Специальные войска
- Военно-административное деление
- Контрольные вопросы и задания
- 5.3. Виды Вооруженных сил, рода войск.
- Сухопутные войска
- Мотострелковые войска
- Танковые войска
- Ракетные войска и артиллерия
- Войска пво сухопутных войск
- Инженерные войска
- Военно-воздушные силы
- Дальняя авиация
- Военно-транспортная авиация
- Фронтовая истребительная авиация
- Армейская авиация
- Зенитно-ракетные войска
- Радиотехнические войска
- Военно-морской флот
- Космические войска
- Государственные испытательные космодромы министерства обороны российской федерации Космодром «Байконур»
- Космодром «Плесецк»
- Космодром «Свободный"
- Контрольные вопросы и задания
- 5.4. Семинар на тему:
- Основные вопросы для обсуждения
- Глава 6
- 6.1. Основные понятия воинской обязанности.
- 6.2. Организация воинского учета и его предназначение.
- Контрольные вопросы
- 6.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
- Контрольные вопросы
- 6.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
- Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
- Контрольные вопросы
- 6.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7
- 7.1. Правовые основы военной службы.
- Статус военнослужащих
- Права военнослужащих
- Контрольные вопросы и задания
- 7.2. Прохождение военной службы по призыву и военная служба по контракту.
- Контрольные вопросы
- 7.3. Ответственность граждан по вопросам призыва.
- Контрольные вопросы
- 7.4. Как стать офицером российской армии
- Порядок проведения профессионального отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения
- Военные университеты
- Военные институты
- 7 5 Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
- Состав запаса
- Контрольные вопросы
- 7.6. Семинар на тему: «Правовые основы военной службы».
- Вопросы для обсуждения
- Вопросы для обсуждения
- 7.8. Собеседование на тему: «Порядок подготовки военных кадров».
- Глава 8
- 8.1. Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации.
- Контрольные вопросы и задания
- 8.2. Воинские символы и ритуалы.
- Воинские ритуалы
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9
- 9.1. Размещение и быт военнослужащих. В
- Контрольные вопросы
- 9.2. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
- Контрольные вопросы
- 9.3. Организация караульной службы, обязанности часового.
- Контрольные вопросы
- 9.4. Строевая подготовка.
- Контрольные вопросы
- 9.5. Огневая подготовка.
- Контрольные вопросы