logo search
Пособия по ВСР / spravochnik komandira

Организация охраны и сопровождения воинских грузов

Обязанности начальника караула. Начальник караула подчиняется военным комендантам железнодорожных участков и станций по пути следования транспорта и офицеру, сопровождающему груз. Кроме выполнения общих и дополнительных обязанностей, указанных в ст. 283 УГ и КС ВС РФ, перед отправлением из воинской части начальник караула обязан получить:

— удостоверение о назначении его начальником караула по охране и сопровождению транспорта с воинским грузом;

— командировочное удостоверение на себя и каждого караульного, в котором записываются наименование образца, серия, номер оружия, а также наименование и количество выданных к нему боеприпасов. Запись скрепляется подписью лица, подписавшего командировочное удостоверение, и гербовой печатью. Стрелковое оружие и боеприпасы записываются в командировочное удостоверение начальника караула (старшего команды) с указанием наименования образцов, количества, серий и номеров оружия, а также наименования и количества боеприпасов к ним. Номер и дата командировочного удостоверения записываются в книге выдачи оружия и боеприпасов роты;

— постовую ведомость с записью о проведенном инструктаже;

— оружие и боеприпасы к нему на весь личный состав караула, а также металлический ящик для их хранения и металлическую номерную печать для его опечатывания. Ящик оборудуется надежными запорами, замком и приспособлениями для опечатывания и должен иметь внешние габариты не более 50 х 50 х 100 см, а по диагонали — надпись «Воинский», сделанную красной краской;

— справку о допуске (по первой, второй или третьей формам);

— воинские перевозочные документы для возвращения в воинскую часть (раздельно на каждого караульного) или наличные деньги для приобретения проездных документов при следовании в пассажирских поездах и воздушных судах в межгосударственном сообщении, а также деньги для оплаты постельных принадлежностей;

— деньги на помывку в бане и приобретение газет в пути, радиоприемник;

— продовольствие и продовольственно-путевые деньги на путь следования в оба конца, авансовую тетрадь и аттестат на продовольствие25;

— посуду для приготовления и приема пищи, а также герметически закрывающуюся емкость для хранения питьевой воды согласно нормам;

— караульную форму одежды согласно ст. 103 УГ и КС ВС РФ;

— постовую форму одежды и дополнительные комплекты нательного белья26, постельные принадлежности на весь состав караула27;

— медицинскую аптечку первой помощи28;

— сигнальные красные флажки и осветительные фонари29;

— противогазы30;

— раздаточную ведомость на оружие и боеприпасы караула;

— план воспитательной работы с личным составом караула;

— комплект общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

— пломбировочные тиски.

При следовании в воинские части и учреждения, дислоцированные в Калининградской области, на территории других государств и обратно начальником караула назначается офицер или прапорщик, которому выдаются дополнительно заграничный паспорт и список личного состава караула, оформленные в установленном порядке.

По прибытии к месту назначения оружие и боеприпасы, если они не требуются для выполнения служебного задания, сдаются на временное хранение в воинскую часть или военному коменданту по месту командирования.

Для доставки караула на железнодорожную станцию или к месту погрузки груза выделяется автотранспорт воинской части или грузоотправителя.

В крупных городах при перевозках караулов используется транспорт комендатур. Переезды городским общественным транспортом запрещаются.

Начальник караула обязан при приеме груза:

— прибыть к отправителю груза вместе с караулом не позднее чем за 3 часа до погрузки и предъявить ему свое удостоверение о назначении его начальником караула;

— потребовать от отправителя груза жилое помещение для размещения личного состава караула;

— сдать ящик с оружием и боеприпасами согласно описи дежурному по воинской части.

Начальник караула обязан получить у отправителя:

— 2 экземпляра описи вагонов и отдельных мест на платформах и полувагонах с отметкой на них о приведении груза в транспортное состояние;

— табель постам;

— инструкцию начальнику караула и указания о свойствах груза, условиях его перевозки, перегрузки и сдачи;

— аварийную карточку или сертификат31;

— необходимое количество крепежного материала для крепления и устранения возможных повреждений креплений груза на платформах;

— вагоны (платформы) по описи, сверяя при этом соответствие номеров и количество вагонов, наличие и соответствие пломб контрольным знакам, указанным в табеле постам, в том числе людской вагон со съемным воинским оборудованием, топливом и свечами.

При приеме груза наружным осмотром начальник караула обязан проверить состояние вагонов, надежность закрытия люков, дверей, бортов, грузы, перевозимые на платформах, принять по числу мест (боевую и другую технику по счету), проверяя состояние укрытия, исправность хранения и упаковки грузов.

Начальнику караула запрещается принимать под охрану транспорт и выставлять часовых на платформы, не оборудованные специальным ограждением, если в табеле постам нет разрешения часовому находиться в теплушке.

Начальник караула имеет право потребовать тщательно стереть с охраняемых вагонов все меловые надписи и запретить личному составу производить на вагонах какие-либо надписи о характере груза, станциях погрузки и выгрузки, фотографироваться с оружием у вагонов.

При нахождении в пути следования начальник караула обязан докладывать военным комендантам железнодорожных участков или станций лично или по телефону, телеграфу, радио о происшествиях, нарушениях правил перевозки, задержках в пути, о необходимости получения продуктов, топлива, средств освещения, о прибытии транспорта в пункт назначения, сдачи груза получателю.

Караул размещается в оборудованном крытом или специальном вагоне сопровождения. Вагон должен быть промыт и продезинфицирован. Для обогрева личного состава в вагоне и приготовления пищи органами железной дороги с выполнением требований пожарной безопасности устанавливается печь.

При следовании караулов (отдельных команд) в пассажир­ских вагонах личный состав во главе с начальником караула (старшим команды) размещается в отдельном купе купейного ваго­на.

Оружие и боеприпасы хранятся и перевозятся в металлическом ящике, закрытом на замок и опечатанном печатью начальника караула (команды). Ключи хранятся у начальника караула, передача их другим лицам кате­горически запрещена.

При следовании караула в грузовом вагоне ящик с оружием и боепри­пасами размещается в удаленном от дверей и печки месте.

При следовании караула в пассажирском вагоне к месту приема груза или при возвращении в свою часть после сдачи груза личный состав во главе с начальником караула размещается в одном вагоне. Для них выделяются 1 или 2 купе (в зависимости от состава караула). Ящик с оружием и боеприпасами укладывается в отсек для ручной клади под нижними полками. Личный состав караула осуществляет постоянный контроль за его сохранностью.

Окна (люки) и двери вагона должны постоянно находиться под охраной назначенного караульного.

В случае утраты оружия или боеприпасов в пути следования начальник караула (старший команды) обязан немедленно доло­жить об этом на первой остановке военному коменданту железно­дорожного участка (станции), начальнику станции и органам МВД России на транспорте.

Оружие и боеприпасы выдаются только на стоянках и только сменам, несущим охрану.

Заряжание оружия производится рядом с людским вагоном на междупутье в соответствии с требованиями УГ и КС ВС РФ, при этом ствол автомата направляется вверх вдоль состава.

Часовые размещаются:

— во время движения — на тормозных площадках вагонов, а при их отсутствии — на платформах со специальным ограждением, при отсутствии платформ — в вагоне, где размещается караул;

— во время стоянки — на междупутье или обочине земляного полотна по обеим сторонам охраняемых вагонов, причем каждому часовому поручается охрана одной стороны транспорта.

На стоянках охрана усиливается караульными бодрствующей смены.

Смена часовых производится в зависимости от остановок поезда, но по возможности через каждые 2 часа в летнее время и через 1 час в зимнее время. Сменившиеся часовые во избежание отставания от поезда немедленно направляются в людской вагон.

Начальник караула отдыхает, как правило, во время движения поезда, чередуясь с разводящим (если он назначен) или с одним из караульных.

Категорически запрещается перебегать пути перед движущимся подвижным составом.

Переходить пути можно на расстоянии 5 м от головы или хвоста поезда или группы вагонов, убедившись при этом, что по соседнему пути не движется состав.

На стоянках поезда часовой должен находиться на междупутье или обочине земляного полотна у охраняемого вагона. Если по соседнему пути идет поезд, необходимо подняться на тормозную площадку.

При отсутствии тормозной площадки часовой должен внимательно наблюдать за движущимся составом и следить, не окажется ли в нем выступающих частей, при их обнаружении — лечь посредине междупутья головой в сторону движения поезда, подобрать под себя полы шинели или постовой одежды.

При следовании смены на посты двигаться следует по междупутью или обочине земляного полотна в колонну по одному.

Во время движения поезда запрещается:

— сидеть на борту платформы, на краю и ступеньках тормозной площадки;

— переходить с одной платформы на другую;

— находиться на крыше вагонов;

— высовываться из люков, дверей крытых вагонов;

— сидеть на полу в дверном проеме крытого вагона;

— опираться на дверную закладку.

По прибытии поезда на станцию разрешается сходить с подвижного состава лишь после полной остановки поезда, предварительно осмотрев место стоянки.

Запрещается выходить из вагонов со стороны проходящего поезда.

При маневрах с охраняемым грузом часовым нельзя ездить на подножках, предназначенных для составителей поездов, а также на раме или буксе платформы, держать за ее борта.

Категорически запрещается пользоваться водой из случайных источников.

На эксплуатирующихся электрифицированных железнодорожных участках провода контактной сети и непосредственно соединенные с ними тросы, детали, а также электрическое оборудование электроподвижного состава находятся под высоким напряжением:

— 3 тыс. вольт — на участках постоянного тока;

— 25 тыс. вольт — на участках переменного тока.

На подвижном составе, находящемся на электрифицированных путях, запрещается:

— подниматься на крышу, находиться или производить какие-либо работы на крышах вагонов и контейнерах, становиться на башни танков, крыши специальных машин;

— открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов или проводить какие-либо работы на них;

— подлезать под электропоездами;

— производить погрузку или разгрузку с открытого подвижного состава, когда сами работающие или применяемые ими приспособления могут во время работы приближаться на расстояние менее 2 м к частям контактной сети;

— приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м, а также прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы.

При необходимости приближения для устранения нарушений в состоянии груза (сдвиг на платформах, поворот башен танков и стволов артиллерийских систем, неисправность тары, течь груза) к находящимся под напряжением частям контактной сети на расстояние менее 2 м начальник караула обязан доложить об этом военному коменданту железнодорожного участка (станции), а там, где его нет, — начальнику станции.

Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли или заземленных конструкций или нет.

Воинский караул, обнаружив обрыв контактной сети или линий электропередач, пересекающих железнодорожные пути, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить военному коменданту железнодорожного участка (станции), а где его нет — начальнику станции и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам ближе 10 м.

Лица, оказавшиеся на расстоянии 10 м от лежащего на земле контактного провода, должны выходить из опасной зоны маленькими (не более 0,1 м) шагами, чтобы уменьшить опасность поражения электрическим током.

При погрузке и следовании машин на железнодорожном подвижном составе нельзя оставлять или выдвигать штыревые антенны.

При сдаче груза получателю начальник караула обязан:

— проверить у грузополучателя документы на право получения груза и сдать ему по описи, под пломбами отправителя вагоны и по числу мест груз, перевозимый на платформах и полувагонах, а боевую и другую технику под пломбами — по счету;

— один экземпляр описи с распиской грузополучателя, заверенной гербовой печатью, оставить у себя;

— о сдаче груза доложить военному коменданту железнодорожной станции.

По возвращении в свою воинскую часть начальник караула обязан:

— доложить командиру (начальнику штаба) о выполнении задачи;

— сдать оружие, боеприпасы, имущество, полученные перед убытием;

— отчитаться в израсходовании денежных средств и продовольствия;

— сдать документы по сопровождению груза в штаб воинской части.

Часовые выполняют свои обязанности по охране воинских грузов в соответствии со ст.ст. 284, 285 УГ и КС ВС РФ.