logo search
Пособия по ВСР / spravochnik komandira

§ 5. Организация управления в части (подразделении)

Управление в части (подразделении) представляет собой специфический вид управления. Как и любая система управления, управление в части (подразделении) имеет свой субъект управления (должностные лица и органы управления), объект управления (отдельные военнослужащие и воинские коллективы), прямую связь (управляющее воздействие субъекта на объект) и обратную связь (движение информации о морально-психологическом состоянии личного состава и формирующих его факторах).

Перечисленные элементы образуют замкнутый контур управления, по которому непрерывно движется информация от субъекта к объекту и обратно. Этим и обеспечивается функционирование системы управления в части (подразделении).

Надежное, а главное, эффективное функционирование данной системы во многом зависит от профессионализма командира (начальника) части (подразделения) и офицеров органов воспитательной работы.

Процесс управления в части (подразделении) неразрывным образом связан со служебной и боевой деятельностью. Поэтому он начинается с получением задачи и заканчивается ее выполнением.

В принципе, как это было отмечено выше, всякий управленческий процесс состоит из 2 основных ярко выраженных стадий: подготовка к воздействию на управляемый объект и собственно управленческое воздействие.

Для практического управленца очень важно понять, что успешное решение управленческих задач на второй стадии целиком и полностью зависит от того, насколько успешно решены задачи на первой стадии. И чем выше орган управления, тем больше эта зависимость.

Существует немало путей совершенствования управленческой деятельности. Но основными являются 2. Во-первых, это совершенствование на научной основе методик, техник и технологий изучения состояния в части (подразделении). Во-вторых, совершенствование на этой основе системы управленческого воздействия на отдельных военнослужащих и воинские коллективы.

Подготовка к управленческому воздействию начинается с получения задачи. Опыт и практика войск показывают, что на этой стадии решаются следующие вопросы:

— уяснение задачи старшего командира (начальника);

— выявление, изучение, всесторонняя оценка обстановки;

— планирование деятельности;

— разработка распоряжения (приказа).

Успех работы командира (начальника) по управлению частью (подразделением) во многом зависит от того, насколько правильно он определил алгоритм своей деятельности, а значит, и деятельности своих подчиненных. При определении алгоритма деятельности необходимо учесть целый ряд факторов. В первую очередь:

— полученную задачу;

— условия ее выполнения;

— распоряжение вышестоящего органа управления;

— время на подготовку к ее выполнению;

— время готовности планирующих документов;

— содержание и последовательность работы командира (начальника), штаба;

— объем выполняемых задач частями, подразделениями.

Учет указанных обстоятельств позволяет выработать оптимальный вариант содержания и последовательности работы по управлению в части (подразделении), максимально интегрировать деятельность должностных лиц и органов управления в общую систему всестороннего обеспечения служебной деятельности.

В период подготовки к управленческому воздействию очень важно грамотно распределить имеющееся время. Для расчета времени необходимо иметь следующие данные: время получения задачи; время готовности к ее выполнению; сколько всего имеется времени на подготовку, в частности, сколько светлого и темного (это особенно важно, когда время на подготовку к выполнению задачи ограниченно); время готовности планирующих документов.

При этом следует учесть, что большая часть времени должна выделяться на собственно управленческое воздействие, т. е. на работу в частях и подразделениях по подготовке личного состава к выполнению задач.

С уяснения задачи начинается деятельность всех должностных лиц части (подразделения) по подготовке к ее выполнению.

В общей логике деятельности любого управленца оценка условий, в которых будет выполняться принятое решение, имеет исключительно важное значение. Только на основе глубокого анализа и оценки этих условий можно принять верное управленческое решение.

Планирование является завершающим этапом логической цепочки подготовки к управленческому воздействию. Планирование — это деятельность субъектов управления, направленная на разработку и оценку различных вариантов воздействия на управляемый объект и документальное оформление принятого решения.

Результатом планирования является план. Он представляет собой комплекс целей и соответствующих им задач, мероприятий, которые необходимо реализовать в определенной последовательности в установленные сроки, а также сил и средств для их достижения.

Цели в плане в зависимости от срока его действия (текущий, краткосрочный, среднесрочный) представляют собой не ожидаемый результат всего социального процесса, а результат какой-то одной его стадии или всего лишь нескольких элементов этой стадии. Цели в плане делают его способным не только вести деятельность к намеченному результату, но и выполнять роль критерия. Если в плане нет целей, то нет и плана: нет основания для выбора средств, заданий, работ, нечем оценить их эффективность и качество выполнения. Иногда цели плана формулируются должностными лицами не как желаемый и возможный результат, а как задача с неопределенной целью. Когда за цель принимается «сплочение коллектива» как процесс, а не его «сплоченность» как результат этого процесса, то можно с уверенностью сказать, что сплочение не будет достигнуто.

Планирование включает:

1. Определение совокупности целей, достигаемых последовательно или параллельно в установленный период времени.

2. Выбор средств и методов, соответствующих плановым целям.

3. Подбор исполнителей и организаторов, установление ответственности и сроков исполнения работ.

4. Организация подготовки исполнителей.

5. Определение организации работы исполнителей.

6. Организация контроля и проверки исполнения, подведение итогов.

7. Текстовое или графическое оформление плана, его утверждение.