513. В решении на марш командир батальона (роты) определяет: замысел марша, задачи элементам походного порядка (подразделениям), основы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
В замысле на марш определяются: скорость движения по участкам маршрута и дистанции между машинами; построение походного порядка; состав, задачи и удаление походного охранения; порядок отражения ударов воздушного противника и поражения наземного противника в ходе марша; порядок действий подразделений батальона (роты) при нападении противника из засады; время начала и окончания марша.
При организации марша в предвидении вступления в бой командир батальона (роты), кроме того, указывает рубежи и время возможной встречи с противником, замысел на встречный бой и боевые задачи подразделениям.
Для противодействия нападению противника из засад командир должен предусмотреть построение походного порядка с учетом отражения внезапного нападении противника и определить: задачи подразделениям, совершающим марш в походном охранении и составе главных сил; порядок осмотра мест возможного устройства засад и их прохождения; порядок оборудования техники дополнительной защитой и обеспечения подразделений средствами постановки аэрозольных завес.
514. При совершении марша в составе главных сил бригады (полка) расчет марша производится старшим начальником. На основании решения на марш штаб батальона (командир роты) разбивает маршрут на участки, определяет дистанции между машинами, скорости движения и рассчитывает время движения по каждому из них. При совершении марша в составе других элементов походного порядка или самостоятельно, кроме того, производится расчет прохождения разведывательными органами и элементами походного порядка исходного пункта и пунктов регулирования.
515. При постановке боевых задач элементам походного порядка (подразделениям) указываются:
головной походной заставе (головному дозору, дозорным отделениям, танкам) — состав, задача, время прохождения исходного пункта, пунктов регулирования и порядок действий на привалах, в районах отдыха и при встрече с противником;
мотострелковым и танковым ротам (взводам) — средства усиления, задачи, места в походной колонне, порядок открытия и ведения огня по воздушным целям, а при совершении марша в предвидении вступления в бой с противником — порядок действий и поражения противника огнем;
подразделениям (подразделению) артиллерии и другим огневым средствам — задачи на марш, при вступлении в бой с противником и отражении его нападения из засад, места в походной колонне и в боевом порядке;
другим подразделениям батальона и подразделениям усиления — место в походной колонне и задачи, к выполнению которых быть готовыми.
При комбинированном передвижении задачи ставятся одним приказом. В первую очередь задачи ставятся подразделениям, которым требуется больше времени на подготовку и начинающим марш раньше других.
516. Огонь на марше организуется в целях уничтожения диверсионно-разведывательных групп, засад противника, поддержки боя органов походного охранения и разведки батальона (роты). При его организации командир батальона определяет: порядок применения вооружения и военной техники подразделений, развертывания и открытия огня штатной и приданной артиллерии с марша, вызова и наведения авиации; сигналы управления огнем, целеуказания и взаимодействия. Развертывание штатной и приданной артиллерии по возможности должно проводиться до вступления подразделений в бой, при преодолении барьерных рубежей может проводиться заблаговременно. Артиллерия может оставаться на огневых позициях до преодоления батальоном барьерного рубежа.
517. Взаимодействие в батальоне (роте) организуется на предстоящий суточный переход. При организации взаимодействия командир батальона (роты) уточняет и согласовывает порядок:
совершения марша;
действий подразделений при налете авиации противника, встрече с противником и его нападении из засад;
действий подразделений при применении противником ядерного, химического, биологического, зажигательного и высокоточного оружия, а также в случае потери ими боеспособности;
действий подразделений при преодолении зон заражения, районов разрушений, пожаров,
затоплений, дистанционно установленных минных полей;
преодоления барьерных рубежей;
действий при изменении маршрута движения (при получении новой задачи);
действий подразделений по окончании марша и при переходе к другим действиям.
При организации управления командир батальона (роты) определяет: организацию и порядок использования связи, перемещения командно-наблюдательного пункта в ходе марша и при встрече с противником; свое место и заместителей; порядок восстановления управления.
В указаниях по всестороннему обеспечению командир батальона (роты), кроме обычных вопросов, определяет: порядок преодоления заграждений, в том числе установленных дистанционным способом, и разрушений на маршруте; объем и порядок инженерного оборудования занимаемых районов; мероприятия по радиационной, химической и биологической защите, защите от зажигательного и высокоточного оружия; порядок пользования приборами ночного видения (освещения) и маскировки; порядок организации питания личного состава, заправки машин, пополнения ракет, боеприпасов и других материальных средств, ремонта и эвакуации вышедших из строя вооружения и военной техники в ходе марша и эвакуации раненых и больных, а также определяет требования безопасности и поддержания дисциплины марша.
-
При подготовке к маршу в батальоне (роте) разрабатываются: расчет времени на подготовку к маршу; решение на марш на рабочей карте командира подразделения; боевой приказ; указания (распоряжения) по всестороннему обеспечению; донесения о боевом и численном составе, в батальоне, кроме того, — заявки на обеспечение подразделений материальными средствами, донесения о дозах радиоактивного облучения личного состава.
-
На рабочей карте командира батальона (роты) отражаются: положение батальона (роты) на момент получения задачи; положение противника, рубежи досягаемости его средств поражения и положение впереди действующих войск; район сосредоточения (указанный рубеж) и время прибытия в него; маршрут движения; исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения органами походного охранения и главными силами; маршруты движения боковых походных застав (места выставления боковых неподвижных застав) и их задачи; места расположения постов регулирования и комендантских постов; барьерные рубежи, участки маршрута по условиям их прохождения, их размеры и скорости движения на каждом из них; места, время и продолжительность привалов для колонны главных сил и походного охранения; замысел боя на рубежах вероятной встречи с противником; состав и задачи походного охранения; организация противовоздушной обороны и управления; запасный маршрут,
маршруты движения соседей и их задачи; радиационная, химическая и биологическая обстановка на маршрутах движения.
Кроме того, на карту наносятся: схема походного порядка с указанием распределения сил и средств по колонне, глубины колонн подразделений, количества следующих в них машин и удаления походного охранения; таблица с расчетами на вытягивание к исходному пункту, прохождения колоннами подразделений исходного пункта, пунктов регулирования и сосредоточения в указанном районе (на рубеже); задачи, выполняемые силами и средствами старшего начальника по обеспечению марша; сигналы управления и взаимодействия.
520. В ходе проведения контроля готовности подразделений к маршу особое внимание обращается на подразделения, предназначенные для действия в органах походного охранения и разведки, понимание подчиненными командирами полученных ими задач и соответствию их решений этим задачам, готовность вооружения и военной техники, выполнение указаний по всестороннему обеспечению.
При совершении марша в условиях вероятных действий противника из засад с подразделениями проводятся тренировки по отражению внезапного нападения на колонну и оказанию помощи подразделению, попавшему в засаду.
521. При начале марша командир батальона(роты) осуществляет контроль выхода подразделений разведки и походного охранения. Рота(взвод), назначенная в головную походную заставу (головную походную заставу, головной или разведывательный дозор), в установленное время проходит исходный пункт и двигается по маршруту батальона с установленной командиром батальона скоростью. Командир роты сверяет по карте маршрут движения.
Теснины, тоннели и мосты головная походная застава проходит безостановочно. Разрушенные участки дорог, мосты, завалы на маршруте движения и заминированные участки рота (взвод) обходит, обозначая указками места разрушений (минирования) и направления обхода. Если обход невозможен или на устройство прохода в разрушениях (завалах) требуется времени меньше, чем на обход, то головная походная застава проделывает проход самостоятельно или во взаимодействии с отрядом обеспечения движения старшего начальника (группой разграждения батальона). При дистанционном минировании маршрута движения выход машин из минного поля осуществляется в колонне по проходу, проделанному в кратчайшем направлении, машины, находящиеся вне участка минирования, обходят его.
О заграждениях, зонах заражения, районах разрушений, затопления и путях их обхода, а также о встрече с противником командир роты (взвода) докладывает выславшему его командиру. Для обеспечения движения по участкам маршрута, где возможно нападение противника, головная походная застава может переходить к обороне выгодного рубежа и возобновлять движение после прохождения колонны. В этом случае в головную походную заставу выделяется другое подразделение.
В районах привала и с выходом в район отдыха головная походная застава занимает выгодный (указанный) рубеж и выполняет задачу сторожевого охранения, находясь в постоянной готовности к отражению нападения противника. Командир роты (взвода) указывает подразделениям позиции, полосы огня и уточняет порядок действий при появлении противника. В районе отдыха головная походная застава может заменяться сторожевым охранением.
522. Рота (взвод), назначенная в боковую походную заставу, двигается по определенному ей маршруту на уровне головы охраняемой колонны. Тыльная походная застава следует за охраняемой колонной. Их удаление от охраняемой колонны может быть до 5 км.
Боковая и тыльная походные заставы уничтожают мелкие группы противника, оказавшиеся на флангах охраняемой колонны и в тылу, и затем продолжают выполнять задачу. При угрозе нападения превосходящих сил противника они занимают выгодный рубеж и не допускают нападения на охраняемую колонну.
Неподвижная боковая застава выходит на указанный ей рубеж, полностью или частью сил развертывается в боевой порядок, организует оборону и находится на нем до указанного времени или команды (сигнала) выславшего ее
командира, в дальнейшем действует в соответствии с его указаниями. При встрече с противником вступает в бой, обеспечивает прохождение охраняемой колонны, после чего выходит из боя, отрывается от противника и продолжает движение по маршруту.
-
Вытягивание колонны батальона (роты) со средствами усиления и поддержки осуществляется в соответствии с расчетом марша по мере выдвижения подразделений из занимаемых ими районов. Выход на маршрут движения осуществляется в сформированном походном порядке. Заблаговременное построение колонны в занимаемом районе и ее остановки при выдвижении к исходному рубежу не допускаются. Исходный пункт и пункты регулирования подразделения батальона проходят головами колонн в определенное для них время, безостановочно с установленными скоростями движения.
-
Подразделения должны соблюдать установленный порядок совершения марша, особенно скорость движения, дистанции между машинами, требования безопасности и маскировку. Движение осуществляется по правой стороне дороги, ее левая сторона оставляется свободной для обгона и встречного движения. Обгон одной колонны другой допускается только с разрешения старшего начальника, при этом обгоняемая колонна останавливается на правой обочине или справа от дороги. Теснины, тоннели и мосты колонна батальона (роты)
проходит безостановочно с возможно большей скоростью. При движении по мостам, железнодорожным переездам, тоннелям и опасным участкам маршрута принимаются меры, обеспечивающие безопасность движения, исключающие заторы на маршруте и загазованность тоннелей.
Для защиты от высокоточного оружия противника в ходе движения и на привалах максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местности и местными предметами, населенные пункты и придорожная растительность, средства снижения заметности и аэрозольного противодействия. При движении по открытым и незамаскированным участкам маршрута не допускаются скопления машин и остановка колонн, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются.
Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения, светомаскировочных устройств, а при движении на участках местности, просматриваемых противником, и в светлую ночь — с приборами ночного видения, работающими в пассивном режиме, выключенным наружным и внутренним освещением.
525. Отражение ударов воздушного противника на марше осуществляется огнем зенитного подразделения, совершающего марш в составе колонны батальона (роты), в движении или с коротких остановок и огнем общевойсковых подразделений.
По сигналу оповещения о воздушном противнике назначенные общевойсковые подразделения изготавливаются к открытию огня по воздушным целям, люки боевых машин пехоты (бронетранспортеров) и танков (кроме люков, из которых будет вестись огонь) закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове».
526. При нападении противника из засады личный состав подразделения спешивается и занимает огневые позиции под прикрытием техники и за ближайшими укрытиями. По обнаруженным и предполагаемым позициям засады открывается огонь из всех видов оружия. Старший колонны докладывает о месте нападения, организует бой, вызывает огонь артиллерии и авиацию. Неатакованные подразделения (машины) останавливаются на подступах к району (месту) засады, личный состав спешивается, организуется атака засады противника во фланг и тыл с учетом возможного наличия групп ее прикрытия. Выезд техники на обочину дороги опасен ввиду ее возможного минирования. Вооружение и военная техника попавшего в засаду подразделения по возможности выводятся из зоны поражения. Подразделения, выделенные для оказания помощи попавшим в засаду подразделениям, при приближении к месту засады должны быть в готовности к бою с группой прикрытия засады.
Пассивные, неорганизованные, только оборонительные действия попавших в засаду под-
разделений ведут к поражению, уничтожению личного состава и техники. Для предотвращения этого личный состав, попавший в засаду, должен перейти в атаку и во взаимодействии с подразделениями, атакующими засаду с флангов и тыла, сорвать план ее проведения.
На участках маршрута, удобных для организации засад, и в местах, по которым колонны вынуждены двигаться с меньшей скоростью, увеличиваются дистанции между группами машин для уменьшения количества машин, подвергающихся нападению одновременно. В хороших дорожных условиях при возникновении опасности скорость движения и дистанции увеличиваются. При выходе из строя (повреждении) машин принимаются меры к освобождению проезжей части.
527. По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении батальон (рота) продолжает движение. В боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и танках перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы закрываются, включаются установленные на них системы коллективной защиты. Личный состав при следовании в пешем порядке и на открытых машинах надевает средства индивидуальной защиты.
Зоны радиоактивного, химического и биологического заражения в ходе марша в зависимости от обстановки обходятся или преодолеваются на максимальной скорости по направлениям с наименьшими уровнями радиации
(плотностями заражения) с использованием средств индивидуальной защиты и систем коллективной защиты. При наличии на маршруте зон с высоким уровнем радиации, обход которых невозможен, по распоряжению старшего начальника войска могут быть остановлены на время, необходимое для спада уровня радиации. На это время они рассредоточиваются, укрываются и тщательно маскируются.
Частичная специальная обработка проводится по распоряжению командира батальона в ходе выполнения боевых задач, а также после выхода из зон радиоактивного заражения, а при попадании отравляющих веществ на кожные покровы и стрелковое оружие — немедленно. Полная специальная обработка проводится по распоряжению старшего начальника, как правило, в районах специальной обработки перед районами дневного (ночного) отдыха, перед входом в район сосредоточения, на маршрутах выдвижения или после выполнения боевых задач.
При применении противником оружия массового поражения или высокоточного оружия командир батальона (роты) принимает меры к ликвидации последствий их применения, восстановлению боеспособности подразделений и продолжению движения.
При применении противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодолении района пожара люки, бойницы и жалюзи боевых машин закрываются. Колонна выводится из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавливается, организуется тушение огня на вооружении и военной технике, спасание личного состава и оказание ему первой медицинской помощи, после чего движение продолжается.
Минные поля, установленные системами дистанционного минирования противника, обозначаются и обходятся, а при невозможности их обхода преодолеваются по проходам, проделанным приданными инженерными подразделениями, группой разграждения батальона и группами разминирования рот с использованием возимых комплектов разминирования.
528. Машины, вышедшие из строя в ходе марша, останавливаются на правой обочине дороги или отводятся в сторону. Экипажи машин, механики-водители (водители) определяют причины неисправностей и принимают меры к их устранению. После устранения неисправностей машины продолжают движение, присоединяясь к проходящей колонне, места в колоннах своих подразделений они занимают на привалах. Обгон колонн в движении запрещается.
Замыкание колонны батальона оказывает помощь экипажам (расчетам), механикам-водителям (водителям) в устранении неисправностей, организует передачу неисправных (не подлежащих ремонту своими силами) и застрявших машин эвакуационным и ремонтным подразделениям старшего начальника и обеспечивает прибытие отставших машин в назначенный район. О машинах, отставших в пути, заместитель командира по вооружению (старший техник роты) докладывает своему командиру и заместителю командира по вооружению бригады (полка, батальона), а командиры подразделений — своим непосредственным начальникам.
Раненые и больные после оказания им первой медицинской помощи эвакуируются в ближайшие медицинские подразделения, части, учреждения, а при невозможности эвакуации следуют со своими подразделениями или с медицинским взводом (пунктом) батальона.
529. На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанции, установленной командиром. Боевые машины ставятся под кроны деревьев, в радиолокационной тени местных предметов, а на открытой местности маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными материалами.
Личный состав выходит из машин только по команде (сигналу) своих командиров и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели, дежурные пулеметчики (наводчики орудий) и дежурные на средствах связи. Экипажи машин, механики-водители (водители) проводят контрольный осмотр вооружения и военной техники, совместно с назначенным им в помощь личным составом проводят их техническое обслуживание.
Зенитное подразделение, совершающее марш в составе колонны батальона, развертывается на позициях или остается в колонне на своем месте в установленной готовности к отражению ударов воздушного противника. Дежурные стрелки-зенитчики располагаются вблизи своих машин в готовности к уничтожению воздушных целей противника.
В районе отдыха подразделения рассредоточиваются в назначенных им районах в порядке, обеспечивающем поддержание постоянной боевой готовности и наименьшую затрату времени на вытягивание колонны. Районы отдыха (сосредоточения) подразделения должны занимать с марша без остановки.
530. При изменении обстановки или необходимости обхода зон заражения, разрушений, пожаров, затопления командир батальона (роты) уточняет свое решение на марш, уточняет (ставит новые) задачи органам разведки и командирам подразделений. Колонна подразделения, как правило, безостановочно выводится на новый (запасный) маршрут движения и продолжает движение в прежнем походном порядке либо после необходимого перестроения. При изменении задачи (направления движения) командир передового отряда, авангарда (головной походной заставы) должен остановить подразделения, принять решение, выслать на новое направление (маршрут) органы разведки и походного охранения, быстро поставить задачи подразделениям и указать им порядок дальнейших действий. Колонна в прежнем походном порядке или после необходимого перестроения по кратчайшим путям выводится на новое направление (маршрут) и выполняет новую задачу.
531. В северных районах и зимой более детально оценивается местность на всю глубину марша, уточняются труднопроходимые участки маршрута и определяются мероприятия по обеспечению их преодоления. Перед маршем организуется подготовка вооружения и военной техники к работе в условиях низких температур; принимаются меры по предупреждению отморожений у личного состава и обеспечению машин приспособлениями и средствами повышения проходимости; определяются мероприятия по организации обогрева личного состава и поддержанию вооружения и военной техники в готовности к движению на привалах и в районах отдыха. Если марш совершается в условиях глубокого снежного покрова, в походное охранение включаются машины, оснащенные навесным оборудованием.
В сильную пургу и при снежных зарядах движение, как правило, прекращается и возобновляется по приказу старшего командира или самостоятельно по мере улучшения погодных условий. При этом командир батальона (роты) должен подтянуть отставшие машины, организовать круговое охранение, запретить одиночное передвижение людей и машин, принять меры по обогреву личного состава.
-
В лесисто-болотистой местности удаление походного охранения и дистанции между машинами в колонне сокращаются. На перекрестках дорог (просек), в местах, где затруднено ориентирование, выставляются хорошо видимые указатели, посты регулирования движения выставляются чаще. На лесных дорогах и просеках устраиваются разъезды, объезды, в отдельных местах проводится расширение проезжей части дороги. Предусматриваются мероприятия по борьбе с лесными пожарами и расчистке дорог от возможных завалов и других препятствий, повышению проходимости техники в зависимости от времени суток, года и погодных условий. На труднопроходимых участках выставляются тягачи.
-
В горных районах особое внимание уделяется проверке исправности ходовой части и механизмов управления машин, изучению труднопроходимых участков маршрута, определению порядка их преодоления и организации регулирования движения на этих участках. Для передвижения в высокогорье личный состав обеспечивается теплой одеждой, средствами обогрева и светозащитными очками, а машины заправляются зимними марками топлива (системы охлаждения — низкозамерзающими жидкостями), укомплектовываются средствами повышения проходимости и специальными приспособлениями для предотвращения их скатывания при остановках на подъемах и спусках.
Походное охранение высылается на меньшее, чем в обычных условиях, удаление. В его состав назначаются, как правило, мотострелковые подразделения. Для охранения колонны батальона с тыла назначается тыловая походная застава силой до взвода.
При движении по закрытым участкам маршрута, в местах возможных обвалов, камнепадов и осыпей, а также на участках, где возможно устройство противником заграждений, обычно высылается непосредственное охранение и выставляются наблюдатели, которые после прохождения колонны продолжают движение позади нее, а на очередном привале присоединяются к своим подразделениям.
Перевалы, тоннели, ущелья, каньоны и горные проходы подразделения преодолевают, как правило, безостановочно, а при невозможности преодоления их с ходу колонна останавливается, не допуская скопления, в укрытом месте, техника маскируется и организуется ее усиленное охранение. Скорость движения на подъемах, спусках и других труднопроходимых участках может снижаться, а дистанции между машинами увеличиваются до расстояний, обеспечивающих безопасность движения. В случае вынужденной остановки машины отводятся в места, где они не мешают движению колонн. При преодолении особо опасных участков дорог личный состав мотострелковых подразделений спешивается.
Для охлаждения двигателей машин командир батальона с разрешения командира бригады (полка) может останавливать колонну батальона. Остановки следует делать на ровных участках дорог в местах, безопасных от камнепадов и снежных лавин. В руслах высохших рек, на водостоках, крутых подъемах и спусках, в тоннелях, а также над обрывом или под ним остановки колонн запрещаются.
При движении в пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно повзводно или по отделениям с соблюдением требований безопасности. На крутых подъемах, спусках и других труднопроходимых участках маршрута при необходимости могут делаться короткие остановки.
534. В пустынных районах особое внимание уделяется тщательной подготовке вооружения и военной техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и по пескам; подробно изучаются маршрут движения и условия проходимости на отдельных его участках; указываются азимуты направлений движения по участкам маршрута и протяженность этих участков, а при наличии навигационной аппаратуры проводится ее подготовка к применению; уточняется порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование по местным предметам затруднено; подразделения обеспечиваются дополнительными емкостями, флягами, необходимым запасом воды, а также средствами для обеззараживания воды; предусматриваются меры по предохранению личного состава от тепловых и солнечных ударов. Во время песчаных бурь с разрешения старшего начальника движение может приостанавливаться. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.
535. В ходе марша подразделения всегда должны быть готовы к преодолению водных преград вброд, подразделения на плавающих боевых машинах — на плаву, танковые подразделения — под водой. При преодолении водной преграды батальоном (ротой) самостоятельно комендантами на этих переправах назначаются офицеры переправляемых подразделений. Водные преграды подразделения преодолевают безостановочно, при возникновении на переправе затора батальон (рота) останавливается на подступах к ней.
536. В распутицу проводятся мероприятия по повышению проходимости колесных и гусеничных машин. На труднопроходимые участки маршрута и в состав замыкания колонн выделяются тягачи, машины повышенной проходимости равномерно распределяются по колонне. При выходе из строя участков маршрута движение осуществляется по параллельным дорогам, колонным путям или вне дорог.
2. ПЕРЕВОЗКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
537. Перевозка батальона железнодорожным(водным) транспортом осуществляется одним-двумя воинскими эшелонами, воздушным транспортом — несколькими воинскими командами, седельными автотягачами с грузовыми полуприцепами (трайлерами) — одной колонной.
Для погрузки (посадки) на платформы (в вагоны), на суда, в самолеты (вертолеты) и выгрузки (высадки) из них батальону указывается станция (порт, пристань, аэродром, площадка) погрузки (посадки) и выгрузки (высадки).
До погрузки (посадки) батальон (рота) находится в районе ожидания, а после выгрузки (высадки) выходит в район сбора. Время пребывания в районе ожидания используется для подготовки к погрузке (посадке) и последующим действиям.
538. В ходе принятия решения на перевозку железнодорожным (водным) транспортом командир батальона (начальник воинского эшелона) дополнительно: отдает распоряжения на подготовку к перевозке; совместно с военным комендантом на путях сообщения уточняет план погрузки воинского эшелона и расчеты на перевозку личного состава, вооружения, военной техники и имущества подразделений по вагонам, платформам (судам или судовым помещениям); устанавливает очередность погрузки (посадки) подразделений, время ее начала и окончания; определяет порядок выдвижения подразделений к местам погрузки (посадки); проводит рекогносцировку района ожидания, станции (порта, пристани) погрузки (посадки),маршрутов выдвижения к ним и ставит задачи подразделениям.
-
В ходе принятия решения на перевозку воздушным транспортом командир батальона (роты) дополнительно: отдает распоряжения на подготовку к перевозке; совместно с командиром части (подразделения) военно-транспортной (армейской) авиации или командиром отряда (группы) гражданской авиации и военным комендантом аэропорта уточняет порядок погрузки (посадки), места стоянок и бортовые номера самолетов (вертолетов), план погрузки (посадки), расчет на перевозку личного состава, вооружения, военной техники, ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств подразделений по самолетам (вертолетам), списки личного состава воинских команд на каждый самолет (вертолет); определяет очередность, время начала и окончания погрузки (посадки) и выхода подразделений; проводит рекогносцировку района ожидания, аэродрома (площадок), маршрутов выхода подразделений к ним и к местам стоянки самолетов (вертолетов) и ставит задачи подразделениям.
-
В приказе на перевозку командир батальона указывает:
в первом пункте — выводы из оценки обстановки (прогноз ее развития при подготовке, в ходе и после выполнения задачи);
во втором пункте — задачу батальона, номер (номера) воинского эшелона (команды, команд), наименование судна (судов), бортовые номера самолетов (вертолетов), станцию (порт, пристань, аэродром, площадки) погрузки (посадки), район ожидания и маршруты выхода к ним; время начала и окончания погрузки;
в третьем пункте — замысел на перевозку — распределение подразделений, личного состава, вооружения и военной техники по воинским эшелонам (командам), вагонам, платформам (судам, судовым помещениям, самолетам, вертолетам); очередность и порядок погрузки и посадки подразделений; организацию противовоздушной обороны (дежурные подразделения и огневые средства, порядок дежурства, наблюдения, открытия и ведения огня по воздушным целям), количество, состав суточного наряда и погрузочно-выгрузочных команд;
в четвертом пункте после слова «приказываю» — задачи подразделениям: места (количество вагонов, платформ, номера самолетов, вертолетов, кают, палуб, трюмов и других помещений, номера воинских команд) для размещения личного состава, вооружения и военной техники; очередность и порядок погрузки (посадки), место в походной колонне батальона (эшелоне) при выдвижении из района ожидания к местам погрузки (посадки) и порядок действий после выгрузки; зенитному подразделению, следующему в составе воинского эшелона, кроме того, задачи по прикрытию эшелона в пути следования и при выгрузке, а подразделениям, от которых выделяются погрузочно-выгрузочные команды и суточный наряд, — состав команд (наряда), их задачи и время готовности;
в пятом пункте — основы взаимодействия (в приказе командира роты — организация взаимодействия);
в шестом пункте — основы всестороннего обеспечения (в боевом приказе командира роты — организация всестороннего обеспечения);
в седьмом пункте — основы управления (в боевом приказе командира роты — организация управления), в том числе должностных лиц эшелона, место их нахождения в эшелоне (на судне) или номер самолета (вертолета), в котором они следуют, сигналы оповещения, управления и взаимодействия;
в восьмом пункте — время готовности к выдвижению из района ожидания и к погрузке.
Командир роты в четвертом пункте приказа обычно указывает: места размещения личного состава, вооружения и военной техники взводов на подвижном составе (судне, самолете, вертолете); очередность и порядок их погрузки (посадки); места взводов в колонне роты при выдвижении из района ожидания к месту погрузки и в район сбора после выгрузки; состав погрузочно-выгрузочных команд, кто старший, их задачи, время и порядок выполнения ими задач; состав суточного наряда и порядок его подготовки; требования безопасности при погрузке (посадке), в пути следования и при выгрузке (высадке). Кроме того, в восьмом пункте
приказа он вместо должностных лиц эшелона указывает старших по вагонам и свое место в поезде (на судне) или номер самолета (вертолета), в котором он следует.
541. После отдачи приказа на перевозку командир батальона (начальник воинского эшелона) дает указания о порядке подготовки подвижного состава для погрузки эшелона; способах размещения и крепления вооружения и военной техники на подвижном составе (судне); об организации охраны в эшелоне или на судне (уточняет состав суточного наряда, время и порядок его смены, места постов, обязанности часовых и порядок связи с ними); о порядке действий по сигналам оповещения и управления; доводит требования безопасности при погрузке (выгрузке) и в ходе перевозки, а также дает указания по взаимодействию с органами военных сообщений и организации всестороннего обеспечения, по защите от зажигательного оружия и противопожарной защите (аварийно-спасательных работ).
542. Взаимодействие организуется командиром батальона (роты) на всю глубину перевозки, при этом уточняются и согласовываются: порядок выдвижения подразделений из занимаемых районов и занятие ими района ожидания погрузки (посадки); порядок выдвижения на станции (порты, пристани, пункты, аэродромы, площадки) погрузки (посадки) и ее проведения; порядок отражения ударов воздушного противника и действий подразделений при применении противником ядерного, химического, биологического, высокоточного оружия в ходе погрузки (посадки), перевозки и выгрузки (высадки); порядок действий подразделений в случае прекращения перевозки, при переходе к движению своим ходом и возобновлении перевозки; порядок проведения высадки (выгрузки); выдвижение батальона (роты) в район сосредоточения после выгрузки (высадки); подготовка к последующим действиям.
543. Управление в воинском эшелоне (на судне) осуществляется с использованием проводных (стационарных) средств связи, личным общением, при помощи связных, а также световыми и звуковыми сигналами.
Командир батальона со штабом (начальник воинского эшелона) в пути следования размещается при перевозке железнодорожным транспортом, как правило, в середине эшелона, имея проводную связь с начальником караула, наблюдательными постами, а также с машинистом тепловоза (электровоза), а при перевозке водным транспортом — в одной из кают или в отдельном судовом помещении. При перевозке воздушным транспортом командир батальона (роты) и штаб следуют в составе воинских команд.
544. На рабочей карте командира батальона (роты) отображаются: положение батальона (роты) на момент получения задачи; исходный район, основной и запасный районы погрузки(посадки), район ожидания перед погрузкой, время их занятия и маршруты выхода в них; исходный пункт, построение походного порядка и расчеты на выдвижение; организация комендантской службы; станция (порт, пристань, пункт, аэродром, площадки) погрузки (посадки) и выгрузки (высадки); порядок выгрузки и выхода в район сосредоточения после выгрузки (высадки), время сосредоточения и расположение подразделений в нем; очередность и сроки погрузки и отправки; задачи и состав походного и непосредственного охранения; организация противовоздушной обороны; места пунктов управления в исходном районе, в ходе перевозки и в районе сосредоточения после выгрузки; схема связи; сигналы оповещения, управления и взаимодействия; задачи соседей, а также необходимые вопросы обеспечения погрузки (посадки).
Штаб батальона, как правило, на рабочей карте командира батальона (начальника штаба батальона) производит расчеты на перевозку и согласовывает их с представителями соответствующего вида транспорта.
В расчетах на перевозку железнодорожным транспортом указываются: номер воинского эшелона, количество вагонов (платформ) в эшелоне и их построение; распределение подразделений по вагонам с расчетами на перевозку личного состава, вооружения, военной техники и имущества подразделений по вагонам, платформам; время начала и окончания погрузки.
В расчетах на перевозку водным транспортом указываются: номер воинского эшелона, порты, пункты погрузки (посадки); выделенные десантно-транспортные средства с указанием бортовых номеров десантных кораблей, названий транспортных судов для каждого подразделения и порядок их подхода к берегу с расчетами на перевозку личного состава, вооружения, военной техники и имущества подразделений по судам или судовым помещениям.
В расчетах на перевозку воздушным транспортом указываются: перевозимое подразделение, количество личного состава, масса и габариты грузов; количество и типы привлекаемых к перевозке самолетов (вертолетов); расчет на перевозку личного состава, вооружения, военной техники, ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств подразделений по самолетам (вертолетам); списки личного состава воинских команд на каждый самолет (вертолет); время начала и окончания погрузки (посадки).
Для сокращения времени на организацию перевозки командир батальона должен иметь готовые варианты расчетов на перевозку батальона различными видами транспорта. Начальник штаба батальона должен иметь заранее разработанные формализованные документы на перевозку различными видами транспорта (варианты расчетов, планов и заявок), исходя из возможных боевых задач подразделений, их боевого и численного состава, технических условий крепления вооружения и военной техники на транспортных средствах. Расчет составляется без нарушения организационной целостности подразделений и обеспечения их готовности к ведению боя после выгрузки (высадки).
545. При формировании воинского поезда крытые вагоны, занятые людьми и действующими кухнями, ставят в среднюю часть поезда, а платформы и полувагоны с боевой техникой — в головную и хвостовую части. Вагоны с опасными грузами отделяют специальным прикрытием от локомотива, хвоста поезда, людских вагонов, а при необходимости — друг от друга. Платформы с зенитными средствами ставят в головной и хвостовой частях поезда, для удобства ведения огня их отделяют от тепловоза (электровоза), крытых вагонов или полувагонов одной или несколькими платформами с грузом небольших габаритов по высоте.
546. До начала выдвижения на погрузку (посадку) командир батальона (роты) проверяет знания личным составом требований безопасности, правил погрузки (посадки), размещения и крепления в вагонах и на платформах (на судах, в самолетах, вертолетах) вооружения и военной техники, правил их выгрузки и поведения личного состава во время перевозки, готовность вооружения, военной техники, ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств к погрузке, а также построение колонны батальона в соответствии с планом погрузки.
Перед погрузкой командир батальона (начальник воинского эшелона) с должностными лицами эшелона прибывают на станцию (в порт, на пристань, аэродром, площадку) погрузки (посадки), где проверяют наличие подвижного состава, организуют прием вагонов (судовых помещений), съемного воинского оборудования и подготовку подвижного состава к погрузке эшелона, вносят при необходимости изменения в план погрузки (посадки) и в расчет на перевозку и дают команду (сигнал) на выдвижение подразделений к месту погрузки (посадки).
547. Выдвижение из района ожидания осуществляется в порядке и в сроки, установленные командиром бригады (полка).
Погрузка вооружения, военной техники и посадка личного состава проводятся строго в указанное время, скрытно, с соблюдением требований безопасности и предотвращения поломок подвижного состава (судов), вооружения и военной техники.
В первую очередь грузятся вооружение, военная техника, запасы ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств. При этом вооружение и военная техника размещаются с учетом очередности их выгрузки, а зенитные средства — с учетом возможности ведения огня по воздушным целям. Плавающая техника и зенитные средства, выделенные для прикрытия района погрузки, а также тягачи, предназначенные для обеспечения быстрой погрузки (выгрузки) гусеничной техники, грузятся на платформы (суда) в последнюю очередь.
Посадка личного состава в вагоны (на суда), в самолеты (вертолеты) проводится по окончании погрузки вооружения, военной техники и имущества обычно непосредственно перед отправкой воинского эшелона (команды) или выхода судна в море, но не позднее чем за 10 мин до отправления. Погрузка вооружения, военной техники, грузов и посадка личного состава в самолеты (вертолеты) начинаются по указанию командира авиационной части (подразделения).
Вооружение, военная техника и другие материальные средства, погруженные на подвижной состав (на суда, в самолеты, вертолеты), надежно закрепляются, а машины, кроме того, ставятся на тормоз и низшую передачу. Поворотные устройства башен боевых машин застопориваются, а стопоры пломбируются.
Ответственность за погрузку, размещение и крепление вооружения и военной техники, а также за посадку личного состава возлагается на начальника воинского эшелона, а при перевозке воздушным транспортом — на командиров экипажей самолетов (вертолетов).
Зенитные и другие огневые средства, выделенные для прикрытия воинского эшелона (судна) в пути следования, занимают указанные начальником воинского эшелона места на платформах в голове и хвосте поезда (на верхних палубах судов). Для отражения внезапных налетов воздушного противника назначаются дежурные зенитные и другие огневые средства, которые должны находиться в постоянной готовности к ведению огня.
-
Батальон, перевозимый железнодорожным (водным) транспортом, обеспечивается на весь путь следования, кроме войсковых запасов, путевым и выгрузочным запасами продовольствия. Для своевременного оказания медицинской помощи во время перевозки в воинском эшелоне (на судне) развертывается медицинский пункт батальона. Эвакуация раненых и больных из воинского эшелона (с судна) осуществляется в ближайшие медицинские подразделения, части, учреждения.
-
Для тушения пожаров в пути следования назначается дежурное подразделение, которое обеспечивается необходимыми средствами пожаротушения и находится в постоянной готовности к действиям. При перевозке водным транспортом дежурное подразделение усиливает штатную судовую аварийно-спасательную команду и действует по указанию капитана судна.
-
Для наблюдения за воздушным противником и прилегающей местностью (акваторией) в воинском эшелоне (на судне) выставляются наблюдательные посты (посты воздушного наблюдения, наблюдатели) и посты радиационного, химического и биологического наблюдения. В пути следования данные о воздушной, радиационной, химической и биологической обстановке начальник воинского эшелона получает также от военных комендантов железнодорожных (водных) участков, станций (портов) и аэропортов. Оповещение о воздушном противнике, радиоактивном, химическом и биологическом заражении осуществляется сигналами, применяемыми на транспорте и установленными начальником воинского эшелона (судна).
По сигналу оповещения о воздушном противнике воинский эшелон (судно) продолжает движение. Двери, окна (иллюминаторы) и люки вагонов (судовых помещений) закрываются, средства индивидуальной защиты переводятся в положение «наготове». Зенитные и другие огневые средства, выделенные для отражения нападения воздушного противника, открывают огонь по команде начальника воинского эшелона (капитана судна), а при внезапном нападении — самостоятельно с немедленным докладом начальнику воинского эшелона (капитану судна).
По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом, биологическом заражении личный состав использует средства индивидуальной защиты.
551. Зоны радиоактивного заражения местности и районы акватории, зараженные радиоактивными веществами при перевозке железнодорожным и водным транспортом, личный состав преодолевает в средствах индивидуальной защиты. При прохождении воинского эшелона через зону радиоактивного заражения экипажи танков и других бронированных машин по указанию начальника воинского эшелона (капитана судна) могут размещаться в машинах. После прохождения зоны заражения по указанию начальника воинского эшелона (капитана судна) проводится частичная специальная обработка подразделений. Полная специальная обработка подразделений и полная санитарная обработка личного состава проводятся после выгрузки.
552. В пути следования в зависимости от сложившейся обстановки батальон (рота) должен быть всегда готов к выгрузке (высадке) в неподготовленном месте, следованию маршем к месту назначения в обход (с преодолением) зон заражения, районов разрушений, пожаров, затоплений и к вступлению в бой.
С прибытием в конечный пункт перевозки батальон (рота) быстро выгружается (высаживается) и с выполнением мероприятий всестороннего обеспечения выходит в район сбора в готовности к выходу в район сосредоточения или к выполнению боевой задачи.
Глава одиннадцатая
- Основы общевойскового боя
- 3. Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским.
- 17. При выполнении поставленных задач батальон (рота) в зависимости от обстановки действует в походном, предбоевом и боевом порядках.
- Управление подразделениями
- Командир и начальник штаба батальона (командир роты) в любых условиях обстановки обязаны иметь постоянную и устойчивую связь с подчиненными и вышестоящими командирами и штабами.
- 56. Уяснение задачи проводится в целях изучения исходных данных для организации боя (выполнения полученной задачи).
- 57. После уяснения полученной задачи командир с привлечением необходимых должностных лиц приступает к оценке обстановки, в ходе которой вырабатывает замысел боя (выполнения полученной задачи).
- 62. Организация огня осуществляется на всех этапах организации боя.
- Если подчиненные подразделения не готовы к выполнению боевой задачи, командир обязан немедленно доложить об этом старшему начальнику и запросить разрешение на перенос сроков готовности.
- Оборона
- 82. Батальону назначается район обороны, а роте и взводу — опорный пункт.
- 97. При проведении рекогносцировки командир батальона (роты) на местности уточняет:
- 98. При постановке боевых задач элементам боевого порядка (подразделениям) указываются:
- 123. Основным требованием к обороне батальона (роте) ночью и в других условиях ограниченной видимости является готовность к отражению внезапной атаки противника.
- 191. Боевой порядок батальона (роты), переходящего к обороне на направлении сосредоточения основных усилий старшего начальника, строится в два эшелона, на другом направлении — в один эшелон.
- Наступление
- 211. Для ведения наступления создаются боевой порядок батальона (роты), системы огня и управления.
- 222. В ходе проведения рекогносцировки
- 223. При постановке боевых задач элементам боевого порядка (подразделениям) командиром батальона указываются:
- 224. Огонь командир батальона (роты) организует на основе принятого решения и задач, поставленных старшим начальником.
- 225. Взаимодействие организуется на всю глубину наступления по задачам, направлениям, времени, рубежам и способам выполнения задач. Более детально оно организуется на глубину ближайшей задачи.
- 233. Атака начинается с выходом в установленное время танковых и мотострелковых батальонов первого эшелона в боевом порядке на рубеж перехода в атаку.
- 244. Контратака противника отражается подразделениями первого эшелона, гранатометными и противотанковыми подразделениями.
- 251. Наступление ночью может начаться с прорыва обороны противника или явиться продолжением дневного боя.
- 257. Штурмовому отряду (группе) указываются ближайшая задача и направление дальнейшего наступления.
- 261. Атака укрепленного района начинается одновременно штурмовым отрядом (группами), танковыми и мотострелковыми подразделениями первого эшелона.
- 264. При форсировании водной преграды с ходу батальон может быть назначен для действий в качестве передового отряда или авангарда соединения (части).
- 269. Взаимодействие организуется на всю глубину наступления по задачам, рубежам, времени и способам выполнения задач.
- 281. Командир батальона заблаговременно по крупномасштабной карте (плану, фотоснимкам) изучает населенный пункт, особенности обороны противника в нем и организует разведку.
- 290. Для высадки в морском десанте батальону назначаются: основной и запасный пункты посадки (погрузки) и пункты высадки (выгрузки) шириной до 2 км.
- 306. Командно-наблюдательный пункт батальона (роты) высаживается вместе с передовыми подразделениями. Командир батальона
- Встречный бой
- 361. Во встречном бою батальону (роте) указываются ближайшая задача и направление дальнейшего наступления.
- Бой в окружении и выход из окружения
- 397. При организации прорыва и выхода из окружения самостоятельно.
- 401. Взаимодействие организуется по этапам действий подразделений на участке прорыва и направлениях отвлекающих действий, остальном фронте окружения и при выходе из окружения.
- Мотострелковый батальон (рота) в тактическом воздушном десанте
- 418. Боевой порядок тактического воздушного десанта, как правило, состоит из передовой группы и главных сил.
- 445. Эвакуация десанта может проводиться вертолетами непосредственно с уничтоженного объекта или из района сбора после выполнения боевой задачи (эвакуации).
- Действия в разведывательном отряде
- 455. При постановке задач командиром разведывательного отряда указываются:
- Применение батальона (роты) в вооруженном конфликте
- Передвижение войск
- 513. В решении на марш командир батальона (роты) определяет: замысел марша, задачи элементам походного порядка (подразделениям), основы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
- Расположение на месте и сторожевое охранение
- 576. Основой системы опорных пунктов и огневых позиций батальона (роты), назначенного в сторожевое охранение, являются отдельные опорные пункты взводов, подготовленные к круговой обороне.
- Всестороннее обеспечение
- 586. В батальоне (роте) ведется войсковая, радиолокационная, артиллерийская, инженерная, радиационная и химическая разведка.
- 622. Разведка в интересах применения тактического воздушного десанта ведется силами и средствами разведки старшего начальника.
- 624. При подготовке и в ходе марша разведка устанавливает состояние маршрутов движения,
- 625. При расположении на месте разведка ведется с целью исключить внезапное нападение воздушного и наземного противника.
- 633. На каждые сутки для опознавания своих военнослужащих устанавливаются пропуск и отзыв.
- Радиоэлектронная борьба
- Инженерное обеспечение
- 647. Проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях осуществляются подразделениями инженерных войск, а также нештатными группами разминирования подразделений.
- Радиационная, химическая и биологическая защита
- 701. Командир батальона (роты) руководит техническим обеспечением лично и через заместителя по вооружению и тылу.
- 702. Основным организатором и непосредственным руководителем технического обеспечения является заместитель командира по вооружению.
- 729. При переходе в наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником подразделения тыла занимают исходное положение за ротами второго эшелона.
- 733. Особенностями организации тылового обеспечения в особых условиях являются:
- 734. Захоронение погибших (умерших) военнослужащих организует старший начальник специально назначенными подразделениями под командой офицера.
- Порядок разработки и ведения боевых документов