logo
РпоМЭнаТСЭПЛ

2.1 Первая подводная лодка в России

Впервые идея подводного судна для военных целей была осуществлена в России изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым, который в 20-е годы XVIII века построил "судомодель" и "потаенное огненное судно большого корпуса". Вооружение этой первой российской подводной лодки состояло из "огненных труб" - огнеметов и инструментов для проделывания отверстий водолазом в корпусах вражеских кораблей. Для водолаза Никоновым был изобретен водолазный костюм. Неудачные испытания "потаенного судна" в 1724-1728 г, секретность его создания и длительное пренебрежение властями делами флота надолго прервали попытки создания новых подводных судов.[6]

Только в конце XVIII века появились проекты Роводановского и Торгованова, также впрочем, не нашедшие поддержки у властей. Российские изобретатели подводных судов XVIII века были самоучками, иногда совершенно не связанные с судостроением. Каждый разрабатывал свой проект самостоятельно, без учета опыта предшественников. Общим для всех проектов, как и проектов, начала XIX века, являлось применение мускульной силы для движения под водой.

Несмотря на то, что в последующие сто лет не производилось строительства каких-либо подводных судов, интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся. Свидетельством к тому служат статьи, напечатанные в журнале "Московский телеграф" за 1825 год. В № XII и XIII под рубрикой "Новые изобретения и открытия" первым номером помещен исторический обзор "Подводный корабль", подробно и со знанием дела рассказывающий о работах изобретателей подводных лодок, в том числе Фултона и Монжери. Репликой на этот обзор стала статья В.Н. Берха в XXIII номере этого же журнала "Об изобретении подводных судов в России в 1719 году", явившаяся первым печатным трудом по истории русского подводного кораблестроения. В 1827 году журнал "Славянин" публикует статью уже упоминавшегося Монжери "О подводном мореплавании и войне". Нет сомнения, что создатель первой железной подводной лодки К.А. Шильдер был знаком с этими статьями.[6]

В первой половине XIX века в России продолжали разрабатываться проекты подводных судов с мускульным приводом. Из числа этих проектов - К. Черновского, А.Подолецкого и К.Шильдера - подводная лодка Карла Андреевича Шильдера занимает выдающееся место в истории отечественного подводного кораблестроения.Построенная в марте 1834 г., подводная лодка стала первым железным судном, созданным в России, вооружение составляли 6 ракетных станков и мина с электрическим взрывателем, для наблюдения из-под воды использовалась оптическая труба, а в качестве движителей и для маневрирования в вертикальной плоскости использовались специальные гребки. Шильдером была высказана идея о возможности использования "электродвижения" спитанием электродвигателя от гальванических элементов. Для транспортировки лодки на большие расстояния предназначались специальный понтон, вооруженный ракетными станками и специальные буксирные пароходы с элементами бронирования. По замыслу конструктора - выдающегося военного инженера, подводная лодка являлась активным средством защиты морских крепостей. Военное ведомство России, вплоть до 1911 г. с этой целью заказывало малые подводные лодки (К. Джевецкого, затем Ф. Голланда).[3]

Подводная лодка К. Шильдера представлена на рисунке 2

Рисунок 2 Подводная лодка К. Шильдера

Подводная лодка Шильдера была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы. 23 сентября 1840 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодка была погружена, насколько позволяла глубина реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через 3 часа лодка всплыла. 8 человек команды "стеснения воздуха не чувствовали". До боевого применения эта подводная лодка не дошла, т.к. сама не могла находить направление под водой. [2]