Военные преобразования Российской армии в 1905-1912 г.Г.
Поражение в русско-японской войне значительно поколебало международный престиж России и развеяло миф о ее военной мощи. На фоне усиления межгосударственных противоречий и роста милитаризма, бурное развитие науки и техники привели к кардинальным преобразованиям технического оснащения армий развитых европейских государств. Перед Россией встала проблема выбора: проведение широкомасштабной военной реформы или отказ от традиционной роли в мировой политике.
Первым шагом на пути реформирования стало изменение принципов разработки военной политики. В мае 1905 г. создается Совет Государственной Обороны, обладающий широкими полномочиями в сфере выработки и решении вопросов военной доктрины и всей военной политики.
В ноябре 1907 г. Третья Государственная Дума создает комиссию по государственной обороне под председательством Александра Гучкова.
Организация обороноспособности страны начинает строиться на законодательной основе. Цели и задачи военной реформы стали широко обсуждаться в обществе и на страницах периодической печати.
Выдвигается значительное количество различных проектов и программ реформирования вооруженных сил. В августе 1908 г. на высочайшее рассмотрение был представлен подготовленный под руководством начальника Генерального штаба Федора Палицына «Доклад о мероприятиях по обороне государства, подлежащих осуществлению в ближайшее десятилетие». Именно на его основе разрабатывались все последующие документы, касающиеся проведения военной реформы. Доклад предусматривал последовательное проведение трех групп мероприятий, связанных с реформированием вооруженных сил. Во-первых, восстановление боеспособности армии и ликвидация последствий русско-японской войны. Во-вторых, совершенствование военного управления, реорганизация сухопутных сил и улучшение вооружения. В-третьих, воссоздание флотов на Балтике и в Тихом океане, обеспечение армии современной военной техникой и реформирование системы подготовки офицерских кадров. Начинается активная работа по выработке военной доктрины. В подготовке военной доктрины впервые приняли участие практически все министерства и ведомства. При этом значительную координирующую роль сыграл Совет Государственной Обороны.
Основные положения военной доктрины были изложены в утвержденном императором плане. В стране резко возросли ассигнования на армию. Вместо предельного военного бюджета на пятилетие армия получила ежегодный бюджет, который стал рассматриваться и контролироваться бюджетной комиссией Государственной Думы. Появилась возможность более четко распределять статьи военных расходов. Стал складываться военно-промышленный комплекс. Однако отсталость экономической базы не позволяла в оптимальные сроки и в нужных количествах производить и поставлять в армию современное вооружение и боевую технику, что значительно сдерживало ход военной реформы.
Существенным изменениям подверглась система военного управления в стране. Она стала состоять из подчиненных непосредственно царю и независимых между собой органов: Военного министерства, Главного управления Генерального штаба, четырех генерал-инспекторов (по артиллерии, кавалерии, пехоте и инженерной части) и Совета Государственной Обороны (СГО). Новая структура, наряду с определенными положительными моментами, привела к несогласованности и дублированию в работе, что значительно осложнило руководство войсками. Поэтому в скором времени СГО был упразднен, начальник Генерального штаба был подчинен военному министру, создан Комитет Обороны под председательством Николая II.
Уже на начальном этапе реформы были сокращены сроки действительной военной службы на флоте до 5 лет, в пехоте и пешей артиллерии до 3 лет, в остальных родах войск до 4 лет, что позволило значительно увеличить подготовленные мобилизационные резервы.
Военнослужащие запаса были разделены на два разряда, их стали призывать на сборы. Начинается переход на территориальную систему комплектования вооруженных сил. Но политические интересы возымели верх над собственно военными, и от территориальной системы отказались.
В 1910 г. армия перешла на новую организацию. Значительно сократился ее состав в мирное время, но повысилась боеспособность и улучшилось взаимодействие родов войск. Были упразднены крепостные и резервные войска в пехоте. Практически все полки получили пулеметные команды. Создается тяжелая полевая и корпусная артиллерия, на вооружение начинают поступать новые артиллерийские системы.
Значительные изменения происходят в инженерных и железнодорожных войсках, они получают новую технику: приемопередаточные станции с радиусом действия до 150 км, привязные и управляемые аэростаты, автомобили и т.д.
Существенные изменения происходят в системе подготовки офицерских кадров. В 1911 г. из Военно-интендантского курса создается Интендантская академия. Существующие академии переводятся на новые программы, а в Артиллерийской и Генерального штаба вводятся новые штаты. Юнкерские училища преобразуются в военные училища, что позволяет значительно поднять уровень знаний их выпускников. При приеме в училища отменяются сословные ограничения. Значительно расширяется сеть офицерских школ и курсов, которые предназначались для повышения квалификации офицерских кадров. Открылись авиационные, автомобильная, железнодорожная школы, был расширен прием в электротехническую, гимнастическо-фехтовальную и офицерские школы по родам оружия. Принятые меры смогли снизить некомплект офицеров в войсках и повысить уровень их профессиональной подготовки.
Военная реформа, проведенная в России в начале ХХ века, хотя и не смогла решить весь комплекс задач преобразования военной системы государства, позволила значительно повысить боеспособность вооруженных сил накануне первой мировой войны.
События октября 1917 года и последовавшая за ними гражданская война привели к созданию новой военной организации государства, основу которой составили Рабоче-крестьянская красная армия (РККА) и Рабоче-крестьянский красный флот (РККФ). Новой военной организации государства тоже пришлось пройти через ряд реформ и преобразований. И в наши дни в стране проводится очередная затянувшаяся военная реформа, которая должна реорганизовать военную структуру государства в соответствии с реалиями времени.