Структура органов государственной власти Республики Беларусь.
В современной политологии под государственным устройством страны понимают способ организации ее административно-территориального единства. Сегодня в мире различают два типа государств – простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация).
Республика Беларусь – унитарное государство. Ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Она едина, неотчуждаема и делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы, определяемые законодательством.
Столица Республики Беларусь – город Минск. Символами республики, как любого суверенного государства, являются Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.
Беларусь отвечает всем основным принципам устройства современных государств. Она имеет четкую структуру органов государственного управления, состоящую из представительного органа (Парламент), исполнительно-распорядительных органов, называемых еще «государственной администрацией» (Президент, Совет Министров, исполкомы местных Советов и т.д.), а также судебных органов, органов прокуратуры, государственного контроля, армии, органов госбезопасности и охраны общественного порядка.
В республике существует тройственное разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В совокупности они дополняют друг друга, создавая противовесы и осуществляя взаимный контроль.
Во главе государства стоит Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяющий единство народа и призванный обеспечивать суверенитет и безопасность страны.
Как глава государства, Президент Республики Беларусь представляет нашу страну в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Он наделен действенными конкретными полномочиями в области внешней политики, обороны, в других сферах, обеспечивающих реализацию его прав и обязанностей.
На президента возложена очень важная функция: он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это способствует и выполнению его роли гаранта Конституции, обеспечению реализации конституционных норм, регламентирующих организацию и деятельность органов государственной власти, поддержанию законности в деятельности органов исполнительной власти. Он – своего рода арбитр в системе органов государственной власти, способствующий разрешению противоречий между ними, согласованию их работы.
Президент занимает особое место, в государственном механизме, в системе разделения власти. В организационном отношении он самостоятелен, не включён ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную власть. Ни одна из ветвей власти ему не подчинена, хотя Президент и может оказывать серьезное влияние на исполнительную власть, парламент, а также участвует в формировании судебных органов, которые сохраняют свою независимость.
Сложность социально-экономической ситуации в республике продиктовала необходимость оперативного решения жизненно важных проблем общества, в том числе и на законодательном уровне. Парламент по тем или иным причинам не в состоянии своевременно реагировать на изменение ситуации в обществе и экономике. Поэтому, согласно Конституции Республики Беларусь, Палата представителей и Совет Республики вправе делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. При этом законодательный орган определяет срок и границы полномочий, а также вопросы, по которым Президент наделяется правом издавать декреты.
Сегодня Президенту предоставляется право в силу особой необходимости и срочности по своей инициативе либо по предложению правительства издавать временные декреты, имеющие силу закона. Временный декрет подлежит представлению в законодательный орган и действует только в том случае, если не будет отменен парламентариями. При этом Президент не может издавать декреты, предусматривающие, в частности, изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение и дополнение программных законов, утверждение, республиканского бюджета и изменение порядка выборов Президента страны.
Крайне важными полномочиями главы государства в сфере законотворчества является право на созыв и роспуск парламента. Согласно действующей Конституции Республики Беларусь, Президент вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей: при отказе в доверии правительству; при выражении вотума недоверия правительству; при двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Президент также вправе досрочно прекратить полномочия Палаты представителей либо Совета Республики на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь. В целом реализация Президентом права на роспуск палат парламента дает возможность главе государства активно влиять на политическую ситуацию в стране, на взаимоотношения между различными ветвями власти, и в первую очередь между Национальным собранием и правительством. Как высшее должностное лицо страны Президент производит кадровые назначения в различные органы государства, роль и место которых в правотворчестве велико. Большое значение в обеспечении контроля Президентом за исполнительной властью в целом и, следовательно, за ее правотворческой деятельностью имеет назначение должностных лиц в различные органы данной ветви власти.
Так, Президент:
с согласия Палаты представителей назначает на должность премьер-министра, а в случае двукратного отказа в даче согласия на его назначение вправе назначить исполняющего обязанности премьер-министра (срок исполнения обязанностей в Конституции не установлен);
назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
определяет структуру правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, принимает решение, в том числе и по собственной инициативе, об отставке правительства или его членов;
имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, назначает своих представителей в парламенте и других должностных лиц, которые определены в законодательстве;
образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления.
Президент обладает широкими полномочиями в вопросах формирования судебных, контрольных и надзорных органов. С согласия Совета Республики глава государства назначает председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного суда, судей Высшего хозяйственного суда, председателя, а также шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка; назначает на должность и освобождает от должности председателя Комитета государственного контроля.
Все это позволяет сегодня Президенту Республики Беларусь оперативно решать актуальные государственные вопросы, не выходя при этом за рамки правового поля, предоставленного ему Конституцией.
Важное место в системе взаимоотношений высших, органов государства занимает парламент республики – Национальное собрание, которое является основным законодательным органом в стране, осуществляет контроль над исполнительной властью, играя роль её противовеса. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Она рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрины, о ратификации и денонсации международных договоров, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан и многие другие.
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, являясь палатой территориального представительства, избирается от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседании депутатов соответствующих местных Советов депутатов базового уровня: от каждой области и города Минска - по восемь членов Совета Республики. Еще восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Итого – в состав Совета Республики входит 64 человека.
Согласно действующей Конституции, палаты парламента ежегодно собираются на две очередные сессии 2 октября и 2 апреля продолжительностью соответственно 80 и 90 дней. Внеочередные сессии парламента созываются Указами Президента Республики Беларусь по его инициативе, а также по требованию не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.
Совет Республики дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, избирает шесть судей Конституционного суда и шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству.
Палата представителей дает согласие Президенту на назначение премьер-министра; заслушивает доклад премьер-министра о программе деятельности правительства или отклоняет эту программу; выдвигает большинством голосов от полного состава палаты обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления и т.д.
Палаты Национального собрания в соответствии со своими регламентами избирают из своего состава постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.
Согласно регламенту Палаты представителей, для организации ее работы, комиссий и иных органов, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, создается Совет Палаты представителей, который является постоянно действующим органом, подотчетным ей и в состав которой входят председатель Палаты представителей, его заместитель и председатели постоянных комиссий. Решение об образовании Совета Палаты представителей и его состав оформляются соответствующим постановлением.
В Совете Республики создан аналогичный орган – Президиум Совета Республики. Данные органы организуют работу по подготовке сессий, готовят проекты повестки дня сессий, решают другие вопросы, связанные с их созывом и проведением. Совет Палаты представителей и Президиум Совета Республики осуществляют свою работу, как правило, в форме открытых заседаний. В случаях, если этого требуют интересы государства, большинством голосов от полного состава они могут принять решения о проведении закрытых заседаний.
На постоянные комиссии палат возложена основная нагрузка по ведению законопроектной работы, по предварительному рассмотрению и подготовке вопросов, относящихся к компетенции палат. Перечень постоянных комиссий, функциональная направленность их деятельности определяется палатами парламента.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет правительство - Совет Министров Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.
Согласно пункту 7 статьи 84 Конституции Республики Беларусь, Президент определяет структуру правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства.
Правительство в настоящее время включает в себя Премьер-министра, Первого заместителя Премьер-министра, 25 министров, 17 председателей государственных комитетов, Главу Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления национального банка и Президента Национальной академии наук Беларуси.
В своей деятельности правительство подотчетно Президенту и ответственно перед парламентом. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии правительству по представленной им программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке правительства или роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки правительство продолжает осуществлять свои полномочия. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке правительства и освободить от должности любого его члена.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В случае отставки или сложения полномочий правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до момента формирования нового правительства.
Правительство Республики Беларусь:
руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти;
разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
разрабатывает и представляет Президенту для внесения в парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда:
принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
Таким образом, являясь органом общей компетенции, правительство руководит многими отраслями хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферами.
В соответствии с частью 1 статьи 108 Конституции правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Соединяя организацию исполнения Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента с распорядительством, оно издает нормативные акты – постановления, являющиеся важным звеном правовой системы государства.
Администрация Президента является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль исполнения решений Президента.
Главными задачами Администрации Президента являются:
обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии;
координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;
обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;
организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента.
К органам государственного управления, подчиненным Президенту, относится Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь, главными задачами которой являются:
создание теле- и радиопрограмм, распространение их на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
обеспечение высокого профессионального уровня телерадиопрограмм, их благотворного воздействия на процессы политического и социально-экономического развития республики, демократизации общества;
создание и распространение национальных и народных ценностей в области культуры и искусства.
Белтелерадиокомпания в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и Положением о ней.
Судебная власть как одна из ветвей государственной власти предполагает включение в свою систему самостоятельных и независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений. Иногда полномочия судебной власти не ограничиваются осуществлением правосудия, и ей предоставляются правомочия по обязательному толкованию норм права, а также нормотворческие полномочия.
Конституционный суд Республики Беларусь как орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, был избран в 1994 году в соответствии с Конституцией 1994 года и Законом Республики Беларусь «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 года. Согласно ныне действующей Конституции Республики Беларусь, он формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом Республики Беларусь, еще шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет, их предельный возраст – 70 лет.
Конституционный суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Совета Министров дает заключения:
о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международным правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
о соответствии Постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Верховный суд Республики Беларусь как высшая судебная инстанция в системе общих судов республики осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов, к которым, помимо самого Верховного суда, относятся областные, Минский городской, районные (городские) и военные суды.
Хозяйственным судам подведомственны споры юридических и физических лиц, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо осуществлении иной хозяйственной деятельности, а также споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования.
- Специальная военная подготовка
- Часть I
- Введение
- Список сокращений
- Идеологическая подготовка Глава 1. Система государственной власти Республики Беларусь
- Структура органов государственной власти Республики Беларусь.
- Характеристика основ конституционного строя.
- Раздел 2 посвящен правам, свободам, и обязанностям человека и гражданина.
- Раздел 7 содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
- Местные Советы депутатов – важнейшее звено белорусской демократии.
- Глава 2. Законодательство и Вооруженные Силы Республики Беларусь
- Законодательство Республики Беларусь об обороне. Закон Республики Беларусь «Об обороне».
- Закон Республики Беларусь «о статусе военнослужащих»
- Закон Республики Беларусь «о Вооруженных Силах»
- Закон Республики Беларусь «о воинской обязанности и воинской службе»
- Глава 3. Порядок прохождения военной службы офицерским составом в Вооруженных Силах Республики Беларусь
- Порядок присвоения воинского звания.
- Назначение на должности, перемещение и продвижение по службе.
- Предоставление отпусков офицерскому составу. Увольнение с военной службы.
- Особенности прохождения военной службы офицерами, призванными на военную службу из запаса.
- Глава 4. Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих
- Сущность процесса обучения и воспитания воинов.
- Принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих и условия их реализации в деятельности командиров подразделений.
- Проверка и оценка знаний, навыков и умений военнослужащих.
- Общевоенная подготовка Глава 5. Введение в военную специальность.
- Организация подготовки офицеров медицинской службы запаса в медицинских высших учебных заведениях Республики Беларусь.
- Воинская специальность и ее место в решении задач Вооруженных Сил.
- Организация учебно-воспитательного процесса на кафедре.
- Поощрения:
- Дисциплинарные взыскания:
- Основные правовые акты по сохранению государственных секретов и обеспечению режима секретности.
- Глава 6. Военнослужащие и порядок взаимоотношений между ними
- Общие обязанности военнослужащих.
- Воинские звания военнослужащих.
- Начальники и подчиненные, старшие и младшие.
- Порядок отдачи и выполнения приказаний.
- О воинской вежливости и поведении военнослужащих.
- Глава 7. Воинская дисциплина. Поощрения и дисциплинарные взыскания.
- Воинская дисциплина.
- Права командиров и начальников объявлять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания.
- Порядок приведения в исполнение ареста, наложенного на военнослужащего в дисциплинарном порядке.
- Огневая подготовка Глава 8. Тактико-технические характеристики и устройство автомата Калашникова (ак-74) и пистолета Макарова
- Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
- Назначение, боевые свойства и общее устройство ак-74.
- Общий вид автомата Калашникова
- Тактико-технические характеристики акм и ак-74
- Основные части и механизмы автомата
- Принадлежность
- Ремень и сумка для магазинов
- Назначение, боевые свойства и общее устройство пм.
- Пистолет Макарова 1971 года выпуска
- Рамка со стволом и спусковой скобой:
- Затвор с ударником, выбрасывателем и предохранителем:
- Возвратная пружина
- Части ударно-спускового механизма:
- Принадлежность к пистолету.
- Глава 9. Порядок неполной разборки и сборки ак-74 и пм
- Неполная разборка и сборка ак-74.
- Присоединить, шомпол.
- Неполная разборка и сборка пм.
- Глава 10. Правила проведения учебных стрельб из ак-74 и пм
- Начальное упражнение стрельб из автомата ак-74.
- Упражнения учебных стрельб из пистолета Макарова.
- 1 Упражнение:
- 1А упражнение:
- Изготовка к стрельбе.
- Изготовка к стрельбе из автомата.
- Изготовка к стрельбе лежа с упора
- Изготовка к стрельбе из пистолета.
- Порядок прицеливания.
- Подготовка автомата к стрельбе и прицеливание.
- Подготовка пистолета к стрельбе и прицеливание.
- Военная топография Глава 11. Назначение дисциплины «военная топография». Общие сведения о топографических картах.
- Предмет и задачи военной топографии. Классификация, разграфка и номенклатура топографических карт.
- Вырезка из сборной таблицы карты масштаба 1:100 000
- Подбор и склеивание листов карты. Складывание топографической карты.
- Ознакомление с картой.
- Склеивание карты.
- Складывание карты.
- Склеивание карты:
- Подъем карты.
- Численный и линейный масштаб.
- Глава 12. Условные знаки. Правила работы с топографическими картами.
- Условные знаки топографических карт.
- Определение расстояний по карте различными способами.
- Курвиметр
- Сущность изображения рельефа на картах горизонталями.
- Определение по карте абсолютных высот и взаимного превышения точек, определение крутизны скатов.
- Высота сечения – 10 м
- Определение крутизны ската по шкале заложений.
- Общая тактика Глава 13. Основы современного общевойскового боя
- Тактическая структура Вооруженных Сил Республики Беларусь.
- Современный общевойсковой бой его сущность, основные принципы и характерные черты.
- Полное напряжение моральных и физических сил, использование морально-психологического фактора в интересах выполнения боевой задачи.
- Основные виды общевойскового боя.
- Виды оружия и их влияние на общевойсковой бой.
- К ракетно-артиллерийскому вооружению относятся:
- К бронетанковому вооружению и технике относятся:
- К автомобильной технике относятся:
- К средствам инженерного вооружения относятся:
- К вооружению и средствам рхб защиты относятся:
- Глава 14. Взвод, отделение, танк в основных видах боя
- Предназначение, задачи и возможности взвода в обороне.
- Построение обороны. Ведение оборонительного боя.
- Предназначение, задачи и возможности взвода в наступлении.
- Боевой порядок в наступлении.
- Глава 15. Организация и вооружение воинских частей отдельной механизированной бригады
- Механизированная бригада, ее боевое предназначение и состав.
- Назначение воинских частей бригады, их организация и вооружение.
- Танк т-72б с навесной динамической защитой
- Глава 16. Организация и назначение войскового тыла
- Общая характеристика тыла Вооруженных Сил Республики Беларусь.
- Задачи и состав войскового тыла.
- Требования, предъявляемые к войсковому тылу.
- Материальное обеспечение соединений и воинских частей.
- Управление войсковым тылом.
- Глава 17. Передвижение механизированного (танкового) батальона
- Способы передвижения войск.
- Порядок совершения марша, его цель, виды и условия совершения.
- Перевозка войск по железной дороге.
- Характер действий тыловых подразделений в ходе передвижения механизированного (танкового) батальона.
- Глава 18. Основы обороны батальона (роты)
- Основы обороны батальона (роты). Боевой порядок.
- Система опорных пунктов и огневых позиций.
- Система огня и инженерных заграждений батальона.
- Подготовка и занятие обороны. Ведение оборонительного боя.
- Глава 19. Основы наступления батальона
- Основы наступления батальона. Задачи батальона в наступлении.
- Виды наступления, место и роль батальона в наступлении. Возможные средства усиления. Боевые возможности.
- Построение боевого порядка батальона в наступлении.
- Ведение наступательного боя из различных положений и в особых условиях местности.
- Глава 20. Отдельная механизированная бригада в основных видах боя
- Задачи и боевой порядок отдельной механизированной бригады в обороне.
- Ведение оборонительного боя. Размещение и перемещение тыловых подразделений в обороне.
- Задачи и боевой порядок механизированной бригады в наступлении.
- Порядок ведения наступления на обороняющегося противника. Размещение и перемещение тыловых подразделений в ходе наступления.
- Библиография
- Специальная военная подготовка
- 246000, Г. Гомель, ул. Ланге, 5