Подготовка кадров для гражданской авиации
Ленинградское Высшее авиационное училище ГВФ
Исторические корни Санкт-Петербургского университета гражданской авиации уходят в родословную первого транспортного вуза России - Петербуржского института инженеров путей сообщения, где в 1907 году по инициативе Н.А.Рынина началось чтение лекций по воздухоплаванию, а в 1909 был поставлен систематический курс "Воздухоплавание".
Созданный здесь в 1920 году факультет воздушных сообщений (декан - профессор Рынин Н.А.) послужил базой для организации в 1930 году первого вуза гражданской авиации - Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). На его основе в марте 1941 года была создана Военно-воздушная академия им. Можайского, которая в середине 60-х годов изменила свой профиль на военно-космический.
В послевоенные годы воспитанники и преподаватели ЛИИ ГВФ, политкурсов и партшколы ГВФ вернулись к идее создания в гражданской авиации своего высшего учебного заведения для подготовки командно летных и командно-инженерных кадров.
В 1955 году постановлением Правительства СССР в Ленинграде на базе Партшколы Политуправления ГВФ и Курсов усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава (КУНС) ГВФ было основано Высшее авиационное училище ГВФ (ВАУ ГВФ).
Сохранение традиций педагогических и авиационных школ и энтузиазм преподавателей первого десятилетия ВАУ (многих из которых ветераны помнят: Астафьев Г.П., Лабазин П.С., Федоров Н.Г., Шахвердов В.Г., Тетерин М.А. и др.) обеспечили Высшему авиационному училищу быстрый старт и высокие темпы развития.
Известный полководец периода Великой Отечественной войны Главнокомандующий ВВС Советской Армии, дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации, профессор Новиков А.А., был назначен первым начальником училища и посвятил нашему учебному заведению 10 лет своей жизни.
На рубеже 50-х - 60-х годов в ВАУ были организованы научно-исследовательский и редакционно-издательский отделы, вышли первые сборники научных трудов ВАУ ГВФ, открыта аспирантура, начато строительство и развитие учебно-материальной базы на территории Авиагородка.
1971 год отмечен сразу тремя значительными событиями награждением ВАУ высшей правительственной наградой того времени - орденом Ленина, реорганизацией училища в Академию гражданской авиации и переездом с Литейного проспекта в новые корпуса Авиагородка. 70-е годы в истории Университета характерны интенсивным строительством и развитием учебно-лабораторной и жилой базы. В это время построены и введены в действие учебный корпус (1971 г.), лабораторный корпус (1977 г.) столовая (1973 г.), гараж (1976 г.) общежития (Вертолетная, 9 -1974г., Вертолетная, 11 -1978 г.), складские и хозяйственные помещения. Открывались новые факультеты, специальности и специализации подготовки.
Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса.
Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса — высшее учебное заведение в Риге с углублённым изучением инженерной авиации; действовало в период Латвийской ССР, после ликвидации которой в начале 1990-х прекратило своё существование. Училище имени советского военачальника, командарма Второго ранга Якова Ивановича Алксниса было основано в 1938 году вСССР. Его основание связано с открытием курсов подготовки сотрудников спецслужб при Высшем военно-морском авиационном училище в Ейске в этом же году. Эта событие впоследствии повлияло на трансформацию этого специализированного учебного заведения; в 1940 году ейское военное училище поменяло статус и превратилось Военно-морское авиационное училище специальных служб. Таким образом, будущее рижское высшее авиационное училище развилось из углублённых курсов для спецслужбистов. Также в 1940 году учебное заведение с новым названием было переведено в город Сортавала.
В связи с началом нацистской агрессии Военно-морское авиационное училище спецслужб эвакуируется в город Молотов (такое название тогда носил город Пермь). В экстренных условиях военного времени там же курсы спецслужб получили «вторую жизнь». В 1942 году в Молотове был создан отдел связи, который после Великой Отечественной войны был переформирован в Военно-морское авиационное училище связи. Также после войны учебное заведение поменяло место дислокации — оно было переведено в Новоград-Волынский.
Наконец, в 1953 году Военно-морское училище с авиационным уклоном перебазируется в Ригу, столицу Латвийской ССР, которая постепенно становилась одним из крупных индустриальных центров Советской Прибалтики, в которую по решениям различных ведомств постепенно переводились учебные заведения военно-технической ориентации. Например, в 1960 году из Рижского военного инженерно-авиационного училища имени Ленинского комсомола возник всесоюзно известный Рижский институт гражданской авиации (РКИИГА). Военно-морское училище располагалось в специально построенном и оснащённом помещении по адресу Улица Эзермалас, 2.
В 1957 году училище было передано в состав учебных заведений, находившихся в ведомстве ВВС, в связи с этиму последовало новое переименование: заведение стало называться Рижским военным авиационным радио-техническим училищем(РВАРТУ). В 1967 году была произведена реорганизация училища — оно приобрело статус Высшего военного училища (РВВИАУ). В этом же 1967 году ему было присвоено имя командующего ВВС СССР с 1931 года Якова Ивановича Алксниса. Окончательное название, сохранившееся до политических перипетий в Латвии начала-середины 90-х, было оформлено в 1973 году.
В училище имени Алксниса существовало три факультета очного обучения: факультет пилотируемых летательных аппаратов; факультет авиационного оборудования; факультет радиолокационного оборудования летательных аппаратов. Также в училище существовал один факультет заочного обучения. В общем образовательная деятельность в училище была направлена на подготовку инженеров, обслуживающих авиацию ВВС страны. Более пятидесяти процентов преподавателей обладали учёными степенями. В училище проводили современные исследования, связанные с проблемой совершенствования летательных аппаратов с инженерно-технической точки зрения. Ставились задачи повышения надёжности, живучести, эксплуатации и ремонтопригодности авиационной техники. Учебное заведение имени Якова Алксниса имело достаточно современную учебно-материальную базу. Официально училище взяло шефство над 29 средними учебными заведениями (что было типично для образовательных традиций советского периода). Одной из традиций училища, ставшей его своеобразной визитной карточкой, стал совместный пробег до родного городка Якова Алксниса — города Наукшены.