logo
103-109

Функциональная схема взрывателя. Назначение элементов.

Датчик команды является устройством, формирующим команду для сра­батывания взрывателя. Эта команда формируется либо в результате взаимо­действия датчика с целью, либо независимо от цели с помощью специальных временных механизмов, отсчитывающих время от момента выстрела (сбра­сывания бомбы) или от момента падения бомбы на преграду. В зависимости от типа датчика создаваемая им команда может носить характер взрывного импульса, луча огня или электрического сигнала.

Блок передачи команды предназначен для передачи команды срабатыва­ния от датчика исполнительному блоку с определенной временной задерж­кой. Задержка в передаче команды обеспечивает оптимальный в смысле мак­симизации эффекта момент взрыва снаряжения боеприпасов. За время за­держки снаряд или бомба перемещаются относительно цели на определенное расстояние и занимают к моменту взрыва такое положение, при котором ущерб, наносимый цели, максимален.

В том случае, когда оптимальный мо­мент взрыва совпадает с моментом создания команды, необходимость в за­держке отпадает.

В некоторых взрывателях работой блока передачи команды могут управлять дополнительные устройства, изменяющие величину задерж­ки в зависимости от условий сближения боеприпасов с целью и других фак­торов.

Исполнительный блок служит для создания мощного взрывного или те­плового импульсов, вызывающих действие снаряжения боеприпасов.

Предохранительные устройства обеспечивают безопасность взрывателя на всех стадиях эксплуатации и при боевом применении. Конструктивно предохранительные устройства обычно являются составными частями датчи­ков и блоков, через которые проходит команда для срабатывания. Они не до­пускают нештатного срабатывания датчиков, а также прохождения команды через последующие блоки.

Механизмы дальнего взведенияустройства, выполняющие взведение взрывателей.

Срабатывание взрывателя становится возможным только после снятия всех предохранителей.

Процесс снятия предохраните­лей, называемый взведением взрывателя. Он обычно начинается с момента вы­стрела (сбрасывания бомбы) и заканчивается по истечении определенного времени, называемого временем дальнего взведения.

Величина времени дальнего взведения определяет расстояние (дальность взведения), на которое удаляется снаряд (бомба) от самолета-носителя к моменту снятия предохра­нителей.

Дальность взведения должна быть такова, чтобы взрыв боеприпасов при случайном срабатывании взрывателя после взведения был бы безопас­ным для самолета-носителя.

Время дальнего взведения является одной из важнейших характеристик взрывателей. Оно, с одной стороны, определяет безопасность боевого применения боеприпасов, а с другой – ограничивает условия их боевого применения (например, мини­мально допустимую высоту бомбометания, минимально допустимую дальность стрельбы).

Механизмы дальнего взведения в общем случае состоят из трех основных частей: пускового, замедлительного, исполнительного устройства.

Пусковое устройство приводит в действие замедлительное устройство, которое отрабатывает время дальнего взведения. По ис­течении этого времени исполнительное устройство МДВ переводит детали взрывателя в боевое положение

Пусковые устройства МДВ авиационных взрывателей могут быть двух типов: автономные и неавтономные.

Автономные пусковые устройства не предусматривают связи с ракетно-бомбардировочными и артиллерийскими установками самолета. Они приводятся в действие инерционными силами либо в момент выстрела, либо на траектории полета боеприпасов.

Неавтономные пусковые устройства после подвески боеприпасов на са­молет связываются механическим или электрическим способами с установ­ками самолета. Они приводятся в действие при отделении боеприпасов от ус­тановок, когда взрыватель теряет механическую (электрическую) связь с са­молетом.