Функциональная схема взрывателя. Назначение элементов.
Датчик команды является устройством, формирующим команду для срабатывания взрывателя. Эта команда формируется либо в результате взаимодействия датчика с целью, либо независимо от цели с помощью специальных временных механизмов, отсчитывающих время от момента выстрела (сбрасывания бомбы) или от момента падения бомбы на преграду. В зависимости от типа датчика создаваемая им команда может носить характер взрывного импульса, луча огня или электрического сигнала.
Блок передачи команды предназначен для передачи команды срабатывания от датчика исполнительному блоку с определенной временной задержкой. Задержка в передаче команды обеспечивает оптимальный в смысле максимизации эффекта момент взрыва снаряжения боеприпасов. За время задержки снаряд или бомба перемещаются относительно цели на определенное расстояние и занимают к моменту взрыва такое положение, при котором ущерб, наносимый цели, максимален.
В том случае, когда оптимальный момент взрыва совпадает с моментом создания команды, необходимость в задержке отпадает.
В некоторых взрывателях работой блока передачи команды могут управлять дополнительные устройства, изменяющие величину задержки в зависимости от условий сближения боеприпасов с целью и других факторов.
Исполнительный блок служит для создания мощного взрывного или теплового импульсов, вызывающих действие снаряжения боеприпасов.
Предохранительные устройства обеспечивают безопасность взрывателя на всех стадиях эксплуатации и при боевом применении. Конструктивно предохранительные устройства обычно являются составными частями датчиков и блоков, через которые проходит команда для срабатывания. Они не допускают нештатного срабатывания датчиков, а также прохождения команды через последующие блоки.
Механизмы дальнего взведения –устройства, выполняющие взведение взрывателей.
Срабатывание взрывателя становится возможным только после снятия всех предохранителей.
Процесс снятия предохранителей, называемый взведением взрывателя. Он обычно начинается с момента выстрела (сбрасывания бомбы) и заканчивается по истечении определенного времени, называемого временем дальнего взведения.
Величина времени дальнего взведения определяет расстояние (дальность взведения), на которое удаляется снаряд (бомба) от самолета-носителя к моменту снятия предохранителей.
Дальность взведения должна быть такова, чтобы взрыв боеприпасов при случайном срабатывании взрывателя после взведения был бы безопасным для самолета-носителя.
Время дальнего взведения является одной из важнейших характеристик взрывателей. Оно, с одной стороны, определяет безопасность боевого применения боеприпасов, а с другой – ограничивает условия их боевого применения (например, минимально допустимую высоту бомбометания, минимально допустимую дальность стрельбы).
Механизмы дальнего взведения в общем случае состоят из трех основных частей: пускового, замедлительного, исполнительного устройства.
Пусковое устройство приводит в действие замедлительное устройство, которое отрабатывает время дальнего взведения. По истечении этого времени исполнительное устройство МДВ переводит детали взрывателя в боевое положение
Пусковые устройства МДВ авиационных взрывателей могут быть двух типов: автономные и неавтономные.
Автономные пусковые устройства не предусматривают связи с ракетно-бомбардировочными и артиллерийскими установками самолета. Они приводятся в действие инерционными силами либо в момент выстрела, либо на траектории полета боеприпасов.
Неавтономные пусковые устройства после подвески боеприпасов на самолет связываются механическим или электрическим способами с установками самолета. Они приводятся в действие при отделении боеприпасов от установок, когда взрыватель теряет механическую (электрическую) связь с самолетом.