3. Объекты для проведения террористических актов
Транспортные средства, вокзалы, общественные и жилые здания Спортивные сооружения, концертные и выставочные залы, супермаркеты, станции метро
Потенциально опасные промышленные объекты, плотины
Системы водоснабжения, производства мяса, молока и хлебопродуктов
Территории крупных мегаполисов
Системы связи и управления
Схема 1.
Типы веществ | Наименова-ние веществ (рецептур) | Величины поражаю- щих доз | Время проявле-ния эффекта | Устойчи- вость на местности | Средства защиты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Радио-нуклиды | Цезий-137
Стронций-90 |
500 рад.
500 рад. |
Сутки
Сутки |
Десятилетия
Десятилетия | Распира-торы, радиопротекторы |
Отравля-ющие и химичес- ки опасные вещества | Хлор Синильная кислота Хлорциан Фосген Зарин Ви-икс Иприт | 5 мг. 1 мг.
3 мг. 2 мг. 0,02 мг. 0, 005 мг. 0,1 мг. | Минуты Минуты
Минуты Минуты Минуты Часы Часы | Минуты Минуты
Минуты Минуты Сутки Недели Месяцы |
Противо-газы, антидоты |
Биологи-ческие агенты | Сибирская язва Натуральная оспа Чума Геморги-ческие лихорадки Туляремия Бутолото-ксия Риции | 1500 мт.
3 мт. 100 мт.
10 мт. 50 мт.
0,0001 мт. 0,001 мт. | Сутки
Недели Сутки
Недели Недели
Недели Недели | Годы
Сутки Часы
Сутки Сутки
Сутки Сутки |
Распира-торы, антибио-тики, вакцины, противо-газы, анаток-сины |
Таблица 1.
Анализ представленных в таблице данных и опыта применения веществ позволяют сделать следующие выводы:
– применение долгоживущих радионуклидов может вывести из хозяйственного оборота на 100 и более лет территорию, которая подвергалась радиоактивному загрязнению;
– применение отравляющих веществ в помещениях крупных объектов инфраструктуры городов может вызвать массовую гибель людей, находящихся в них, в течение нескольких минут;
– использование биологических агентов для заражения воды в системах водоснабжения или продуктов на мясокомбинатах, хлебо и молокозаводах приведет к массовым эпидемиям по типу той, которая имела место на юге России в результате заражения молока на Кропоткинском заводе.
Не меньшую опасность представляют террористические акты на промышленных потенциально опасных объектах (таблица 2).
Типы чрезвычайных ситуаций | Характеристика объектов | Основные виды поражения | Расчетные показатели возможных последствий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Диверсия на топливонасы-щенном объекте | Площадь объекта – 2,5 км2. Количество нефтепродуктов – 200 тыс. т. Численность персонала – 2 тыс. чел. | 1. Ударные волны. 2. Тепловые излучения. 3. Заражение приземного слоя атмосферы. 4. Осколочные поля. | Площадь очага поражения – 1,5 км2. Количество пострадавших – 15 тыс. чел. Количество погибших – до 2 тыс. чел. |
Диверсия на химически опасном объекте с выбросом АХОВ | Площадь объекта – 4,5 км2. Количество АХОВ – 100 тыс.т. Численность персо-нала – 5 тыс. чел. | Заражение приземного слоя атмосферы | Площадь очага поражения – 30 км2. Количество пострадавших – 60 тыс.чел. Количество погибших – до 5 тыс.чел. |
Диверсия на радиационно опасном объекте | Площадь объекта – 10 км2. Масса ядерного топлива – 200 т. Численность персо-нала – 5 тыс. чел. | Заражение природной среды радионуклидами | Площадь заражения – 1200 км2. Количество пострадавших – 10 тыс. чел. |
Подрыв плотины на гидроэлектро-станции | Объем воды – 10 млн.м3. Расход воды – 60 тыс.м3. Уровень воды – 15 м. | Затопление городов и населенных пунктов, обрушение строений | Площадь зоны затопления – 1 000 км2. Количество пострадавших – 120 тыс. чел. |
Таблица 2
Особенно тяжелые последствия могут иметь технологические теракты на атомных станциях, расположенных вблизи больших городов, на хранилищах с гигантскими запасами АХОВ, на плотинах гидроэлектростанций, размещенных в густонаселенной местности.
Недостаточная эффективность действий государственных институтов по обеспечению национальной безопасности, проявившаяся в событиях 11 сентября 2001 г., вынудила администрацию США принять экстраординарные меры по реформированию органов государственной власти, изменению действующего законодательства страны, совершенствованию системы предупреждения и реагирования на теракты и другие возможные угрозы. Цель всеобъемлющих преобразований – кардинальное укрепление внутренней безопасности страны от всех возможных угроз и вызовов.
Предупреждение угроз террористического характера в целом относится к компетенции правоохранительных органов, которые осуществляют его с помощью различных видов агентурно-розыскной деятельности, организации контроля за информационными потоками и контроля за незаконным оборотом оружия, опасных веществ и материалов. Вместе с тем эксперты по борьбе с терроризмом считают, что угроза совершения крупномасштабного террористического акта носит неопределенный характер, трудно прогнозируется и подвержена постоянным изменениям. Это затрудняет заблаговременную подготовку к ее отражению и вызывает необходимость разработки стратегии противодействия данной угрозе, которая должна быть нацелена на проведение всех этапов антитеррористической деятельности от ее предотвращения, оперативного реагирования до смягчения возможных последствий.
В качестве одной из первоочередных мер противодействия представляется целесообразным на основе анализа состояния современных средств терроризма и возможных вариантов их применения по критическим инфраструктурам определить наиболее уязвимые места, для которых необходимо осуществить дополнительный комплекс мероприятий по их физической защите, смягчению возможных последствий, обеспечению защиты персонала и населения.
К критическим инфраструктурам следует отнести: места массового скопления людей, потенциально опасные объекты, пункты управления и крупные объекты жизнеобеспечения.
Возможные критические инфраструктуры и способы воздействия на них приведены в таблице 3.
- 11. Тактика действий сил овд при попытке захвата преступниками объектов овд, иных важных и особо важных объектов.
- 11.1. Подготовка овд к действиям по отражению нападения на объекты овд и иные важные и особо важные объекты
- Раздел 1. Краткая характеристика здания.
- Раздел 2. Задача овд по обороне здания.
- Раздел 3. Действия личного состава овд при нападении в рабочее время.
- Раздел 4. Действия личного состава при нападении на здания (объекты) овд в нерабочее время.
- Раздел 5. Действия дежурного наряда в случае внезапного нападения и невозможности исполнения своих служебных обязанностей.
- Раздел 6 и Раздел 7 (эти два раздела можно совместить в один). Организация эвакуации и уничтожения документов и спецтехники. Организация эвакуации задержанных и арестованных.
- Раздел 8. Материально-техническое и медицинское обеспечение.
- Раздел 9. Эвакуация членов семей сотрудников и организация их охраны.
- 12. Правовые организационные и тактические аспекты борьбы с терроризмом
- 12.1. Сущность и основные черты терроризма
- 12.2. Предупреждение, выявление и пресечение терроризма
- 12.3. Проблемы повышения эффективности мероприятий по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях террористического характера
- Типовые характеристики террористических актов
- 1. Источники террористических угроз
- 2. Средства, используемые при проведениии террористических актов
- 3. Объекты для проведения террористических актов
- Критические инфраструктуры и возможные способы воздействия
- 12.4. Первоначальные действия сотрудников полиции зарубежных государств при совершении террористических актов с применением взрывных устройств
- Почему:
- 13. Действия нарядов милиции при проведении мероприятий по обезвреживанию преступников, захвативших воздушное судно
- 13.1. Правовые основы борьбы с воздушным терроризмом
- Организация и органы обеспечения авиационной безопасности.
- II. Нормы и правила авиационной безопасности:
- 111. Ответные меры в связи с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
- 13.2. Действия оперативного дежурного овд при поступлении информации о готовящемся либо совершенном захвате воздушного судна
- 13.3. Организация, управление и тактика действий нарядов и специальных групп овд в операции по обезвреживанию воздушных террористов
- 14. Особенности организации и проведения специальных мероприятий по освобождению заложников
- 14. 1. Планирование действий органов внутренних дел по пресечению захвата заложников
- 14.2. Организация и проведение специальной операции по освобождению заложников
- 14.3. Тактические особенности проведения специальной операции по освобождению заложников
- 15. Организация и тактика действий овд по задержанию вооруженных преступников в различных ситуациях
- 15.1. Подготовка органов внутренних дел к задержанию вооруженных преступников
- 15.2. Тактика задержания вооруженных преступников в различных условиях
- 15.2.1. Задержание вооруженных преступников, находящихся в доме (на лестничной клетке)
- 15.2.2. Задержание вооруженных преступников в подвалах и на чердаках
- 15.2.3. Задержание вооруженных преступников в квартире
- 15.2.4. Задержание вооруженных преступников в общественных местах и в условиях ограниченной видимости
- 15.2.5. Задержание вооруженных преступников на улице (в парке, сквере)
- 15.2.6. Задержание вооруженных преступников, передвигающихся на автотранспорте
- 15.2.7. Задержание вооруженных преступников ночью
- 15.3. Тактика действий после задержания преступника