3. Опыт действий групп блокирования от подразделений ВВ МВД РФ в Северо-Кавказском регионе
По опыту действий внутренних войск в Чеченской республике в 1994 - 1996 г.г. и 2001 - 2003 г.г. блокирование бандгрупп, с целью последующего их уничтожения, заключается в занятии выгодных рубежей, надежном перекрытии дорог и других путей возможного выхода и просачивания боевиков из района сосредоточения, а также с целью полной их изоляции и лишения возможности получения оружия и боеприпасов извне.
Действия по блокированию обычно проводились в два этапа. На первом осуществлялось блокирование намеченного района, на втором - поиск. Мотострелковые и танковые подразделения привлекались для блокирования района, а подразделения внутренних войск МВД, ОМОН, СОБР и органов внутренних дел МВД - для поиска в блокированном районе. Последний делился на участки ответственности рот, которые, в свою очередь, разделялись на секторы для взводов. С целью исключения просачивания боевиков через цепи подразделений, осуществляющих поиск, блокировались отдельные объекты внутри района (населенные пункты, сады, «зеленки»). В целях повышения надежности блокирования промежутки между подразделениями прикрывались заграждениями.
Группа блокирования (прикрытия) включала от одной трети до половины сил, участвующих в блокировании. Для удобства управления район блокирования (прикрытия) разбивался на ротные, взводные участки и участки для отделений. Они назначались из расчета: на закрытой местности отделению 100-150 м, взводу - 400-500 м, роте - 1,5 км; на открытой местности отделению - до 500 м, взводу - до 1500 м, роте - до 3 км.
Рубеж блокирования выбирался из такого расчета, чтобы он проходил тактически выгодной местности, имел удобные условия для маневрирования и быстрого занятия его подразделениями, обеспечивал хороший обзор и обстрел местности, и скрытность расположения сил и средств.
Боевой порядок при блокировании строился, как правило, в один эшелон с выделением резерва. В состав первого эшелона включались подразделения занимающие оборону на рубеже блокирования и для действий в заслонах и несения службы на КПП.
Опыт также подсказывает, что успех операции в значительной степени определяет блокирование района её проведения.
Так, при проведении подобных операций войсками НКВД в 40-х на блокирование отводилось от 3-х до 5 дней. Примером недооценки этого могут служить выход в ночное время из села боевиков в ходе специальной операции в Самашках в апреле 1995 года, прорыв банды Радуева из блокированного района в районе Первомайского в январе 1996 года и другие.
Блокирование района операции осуществлялось силами армейских частей, а непосредственные действия по поиску, разоружению (ликвидации) НВФ - силами внутренних войск и подразделений ОМОН и СОБР.
Достичь внезапности блокирования с ходу, на всех участках и направлениях в ходе действий в Чечне практически не удавалось. Эффект давали нешаблонные, творческие решения. Так, при проведении специальной операции в Новогрозненском в феврале 1996 года войска блокировали поселок дважды. Первоначально - по шаблону, с соблюдением всех привычных для войск (и для боевиков) требований. Но поиск не проводился, оставили рубежи. Второй раз они заняли их внезапно, через три дня после своего ухода. В результате руководство НВФ не смогло подтянуть резервы (собранные ранее отряды были распущены) и оказать, как планировало, ожесточенного сопротивления.
Таким образом, в зависимости от обстановки блокирование проводилось заслонами или взводными опорными пунктами, подготовленными к круговой обороне. На маршрутах выхода населения из района, операции выставлялись КПП. В ночное время в составе заслонов действовали осветительные посты. Район освещался и артиллерией.
На этапе блокирования проходили переговоры с администрацией населенных пунктов. Основные требования - сдача оружия, ликвидация оборонительных сооружений, разблокирование участков дорог, выдача боевиков, а в 1996 году - подписание договоров о взаимном не открытии огня.
Заключение
Таким образом, в заключении необходимо сделать ряд выводов: 1)блокирование - действия подразделений (воинских частей) по изоляции участка местности (района, населенного пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания; 2)состав и численность группы блокирования определяется периметром района блокирования, боевыми возможностями подразделений по наблюдению и организации системы огня, физико-географическими условиями местности, времени года и суток; 3)группе блокирования назначаются участки блокирования. Экипировка личного состава: радиостанции; маскировочные костюмы (халаты); сигнальные пистолеты и патроны к ним; шанцевый инструмент; электрические фонари; специальные средства; приборы ночного видения и обнаружения; зимой - лыжи.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.- 96с.
2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О чрезвычайном положении" // Российская газета. 2001. 2 июня.
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».
4. Закон РФ от 21 декабря 1994 года №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.» // СЗ РФ. 1994. №35. Ст.36-48.
5. Закон РФ от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». // СЗ РФ. 1997. №6.Ст. 711
6. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Правовой режим чрезвычайного положения. Свердловский юридический институт.- Свердловск. 1992. - 70с.
7. Введенский Б.А. Малая советская энциклопедия. - М.: Наука, 1960. Т.9. - 774с.
8. Гобозов Т.Я. Организационные и правовые основы реализации управленческих решений органов внутренних дел в современных условиях. Дисс … канд. юрид. наук. - М.: Академия упр. МВД РФ.1999.
9. Гущин В.В. Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации: Монография - М.: ВНИИ МВД России, 1996. - С. 19-20,22.
10. Можаев М.Н. Управление соединениями (воинскими частями) внутренних войск при совместном выполнении с органами внутренних дел задач в условиях введения чрезвычайного положения. Дисс…канд. юрид. наук. - М.: Академия управления МВД РФ. 2001. - С. 15-85.
11. Боевой опыт действий внутренних войск МВД России на территории Чеченской республики (1994-1996 г.). Отчет по НИР «Терек». - М.: ГКВВ. 1998. 107с
1.
"right">Приложение 2Возможности подразделений по блокированию района
Условия местности |
Протяженность рубежей блокирования подразделений (м) |
|||
Отделение |
Взвод |
Рота |
||
Открытая |
до 500 |
до 1500 |
до 5000 |
|
Закрытая |
до 250 |
до 750 |
до 2000 |
Вариант постановки задачи заслону
«Взвод-заслон № ____ , блокирует рубеж ________________с задачей не допустить прорыва нарушителей в направлении _____________________________.
Приказываю:
1 отделению к _______(время) тремя наблюдательными постами блокировать рубеж _____________. Полоса наблюдения и ведения огня: справа _____,____, слева ______,_____, дополнительный сектор обстрела _____________________.
2 отделению к _____(время) тремя наблюдательными постами блокировать рубеж ______________. Полоса наблюдения и ведения огня: справа ______,______, слева _____,______, дополнительный сектор обстрела ______________________.
3 отделению к _____(время) тремя наблюдательными постами блокировать рубеж ________,________. Полоса наблюдения и ведения огня: справа _____,______, слева ____,_____, дополнительный сектор обстрела ____________________.
Для осмотра местности в промежутках между нарядами и поддержания связи выслать дозор по маршруту ____________.
Резерв _____________________.
При обнаружении нарушителей принять меры к их задержанию, при их прорыве и попытке скрыться наблюдательным постам, в секторах которых произошел прорыв, перейти на преследование.
Оружие применять порядком установленным Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Связь со мной по радиостанции, сигналами и через связных.
Сигналы:
Внимание - правая рука поднята вверх, ракета белого огня в зенит, по радио 111.
Вижу преступников - левая рука поднята вверх, ракета красного огня в зенит, по радио 122.
Прорыв преступников - правая рука в направлении прорыва, ракета зеленого огня в направлении прорыва, по радио133.
Окружай - обе руки подняты вверх, две ракеты красного огня, по радио 144.
Сбор (ко мне) - круговые движения правой рукой над головой, две ракеты белого огня, по радио 155.
Преступники задержаны - три ракеты красного цвета в зенит, по радио - 166.
Сигналы взаимного опознавания:
Кто вы - автомат вертикально в поднятой правой руке.
Мы свои - автомат горизонтально в поднятой правой руке.
Пропуск ____________, отзыв _____________. Я нахожусь ____________________».
"right">Приложение 4Вариант постановки боевой задачи наблюдательному посту командиром отделения:
«Сержант Иванов, рядовые Петров, Сидоров - наблюдательный пост. На-чальник войскового наряда - сержант Иванов. Место несения службы - окоп на северной окраине пос. Горный.
Ориентиры: № 1 - кирпичный дом, № 2 - восточная опушка леса "Темный".
Группа боевиков предположительно численностью от 20 до 30 человек может скрываться в 3-5 км в лесу севернее пос. Горный.
Задача - вести наблюдение в секторе: кирпичный дом, восточная опушка леса "Темный". Особое внимание обратить на выход из оврага "Глубокий".
О результатах наблюдения докладывать по радиостанции через каждый час службы, а при обнаружении боевиков - немедленно.
Службу нести до смены.»
Вариант постановки боевой задачи начальником наблюдательного поста:
«Слушай боевую задачу!
Ориентиры: № 1 - кирпичный дом, № 2 - восточная опушка леса "Темный".
Группа боевиков предположительно численностью от 20 до 30 человек может скрываться в 3-5 км в лесу севернее пос. Горный.
Рядовой Петров - наблюдатель первой смены. Задача - вести наблюдение в секторе: кирпичный дом, восточная опушка леса "Темный". Особое внимание обратить на выход из оврага "Глубокий".
О результатах наблюдения докладывать голосом. Службу нести до смены.
Рядовой Сидоров - наблюдатель второй смены. Вести журнал наблюдений.
Порядок смены наблюдателей согласно графику.»