logo search
военка / БУ часть-2 / БУСВ часть

513. В решении на марш командир батальо­на (роты) определяет: замысел марша, задачи элементам походного порядка (подразделени­ям), основы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

В замысле на марш определяются: скорость движения по участкам маршрута и дистанции между машинами; построение походного по­рядка; состав, задачи и удаление походного ох­ранения; порядок отражения ударов воздушно­го противника и поражения наземного против­ника в ходе марша; порядок действий подразделений батальона (роты) при нападении противника из засады; время начала и окончания марша.

При организации марша в предвидении вступления в бой командир батальона (роты), кроме того, указывает рубежи и время возмож­ной встречи с противником, замысел на встреч­ный бой и боевые задачи подразделениям.

Для противодействия нападению противни­ка из засад командир должен предусмотреть построение походного порядка с учетом отра­жения внезапного нападении противника и определить: задачи подразделениям, соверша­ющим марш в походном охранении и составе главных сил; порядок осмотра мест возможного устройства засад и их прохождения; порядок оборудования техники дополнительной защи­той и обеспечения подразделений средствами постановки аэрозольных завес.

514. При совершении марша в составе глав­ных сил бригады (полка) расчет марша произ­водится старшим начальником. На основании решения на марш штаб батальона (командир роты) разбивает маршрут на участки, определя­ет дистанции между машинами, скорости дви­жения и рассчитывает время движения по каж­дому из них. При совершении марша в составе других элементов походного порядка или само­стоятельно, кроме того, производится расчет прохождения разведывательными органами и элементами походного порядка исходного пун­кта и пунктов регулирования.

515. При постановке боевых задач элементам походного порядка (подразделениям) указыва­ются:

головной походной заставе (го­ловному дозору, дозорным отделе­ниям, танкам) — состав, задача, время про­хождения исходного пункта, пунктов регулиро­вания и порядок действий на привалах, в районах отдыха и при встрече с противником;

мотострелковым и танковым ро­там (взводам) — средства усиления, задачи, места в походной колонне, порядок открытия и ведения огня по воздушным целям, а при со­вершении марша в предвидении вступления в бой с противником — порядок действий и по­ражения противника огнем;

подразделениям (подразделению) артиллерии и другим огневым сред­ствам — задачи на марш, при вступлении в бой с противником и отражении его нападения из засад, места в походной колонне и в боевом порядке;

другим подразделениям батальо­на и подразделениям усиления — место в походной колонне и задачи, к выполне­нию которых быть готовыми.

При комбинированном передвижении зада­чи ставятся одним приказом. В первую очередь задачи ставятся подразделениям, которым тре­буется больше времени на подготовку и начи­нающим марш раньше других.

516. Огонь на марше организуется в целях уничтожения диверсионно-разведывательных групп, засад противника, поддержки боя орга­нов походного охранения и разведки батальона (роты). При его организации командир баталь­она определяет: порядок применения вооруже­ния и военной техники подразделений, развер­тывания и открытия огня штатной и приданной артиллерии с марша, вызова и наведения авиа­ции; сигналы управления огнем, целеуказания и взаимодействия. Развертывание штатной и приданной артиллерии по возможности дол­жно проводиться до вступления подразделений в бой, при преодолении барьерных рубежей мо­жет проводиться заблаговременно. Артиллерия может оставаться на огневых позициях до прео­доления батальоном барьерного рубежа.

517. Взаимодействие в батальоне (роте) орга­низуется на предстоящий суточный переход. При организации взаимодействия командир батальона (роты) уточняет и согласовывает по­рядок:

совершения марша;

действий подразделений при налете авиации противника, встрече с противником и его напа­дении из засад;

действий подразделений при применении противником ядерного, химического, биологиче­ского, зажигательного и высокоточного оружия, а также в случае потери ими боеспособности;

действий подразделений при преодолении зон заражения, районов разрушений, пожаров,

затоплений, дистанционно установленных минных полей;

преодоления барьерных рубежей;

действий при изменении маршрута движе­ния (при получении новой задачи);

действий подразделений по окончании мар­ша и при переходе к другим действиям.

При организации управления командир бата­льона (роты) определяет: организацию и поря­док использования связи, перемещения коман­дно-наблюдательного пункта в ходе марша и при встрече с противником; свое место и заме­стителей; порядок восстановления управления.

В указаниях по всестороннему обеспечению командир батальона (роты), кроме обычных во­просов, определяет: порядок преодоления за­граждений, в том числе установленных дистан­ционным способом, и разрушений на маршруте; объем и порядок инженерного оборудования за­нимаемых районов; мероприятия по радиацион­ной, химической и биологической защите, за­щите от зажигательного и высокоточного ору­жия; порядок пользования приборами ночного видения (освещения) и маскировки; порядок организации питания личного состава, заправки машин, пополнения ракет, боеприпасов и дру­гих материальных средств, ремонта и эвакуации вышедших из строя вооружения и военной тех­ники в ходе марша и эвакуации раненых и боль­ных, а также определяет требования безопасно­сти и поддержания дисциплины марша.

  1. При подготовке к маршу в батальоне (роте) разрабатываются: расчет времени на подготовку к маршу; решение на марш на рабо­чей карте командира подразделения; боевой приказ; указания (распоряжения) по всесто­роннему обеспечению; донесения о боевом и численном составе, в батальоне, кроме того, — заявки на обеспечение подразделений материа­льными средствами, донесения о дозах радио­активного облучения личного состава.

  2. На рабочей карте командира батальона (роты) отражаются: положение батальона (роты) на момент получения задачи; положение противника, рубежи досягаемости его средств поражения и положение впереди действующих войск; район сосредоточения (указанный ру­беж) и время прибытия в него; маршрут движе­ния; исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения органами походного ох­ранения и главными силами; маршруты движе­ния боковых походных застав (места выставле­ния боковых неподвижных застав) и их задачи; места расположения постов регулирования и комендантских постов; барьерные рубежи, уча­стки маршрута по условиям их прохождения, их размеры и скорости движения на каждом из них; места, время и продолжительность прива­лов для колонны главных сил и походного ох­ранения; замысел боя на рубежах вероятной встречи с противником; состав и задачи поход­ного охранения; организация противовоздуш­ной обороны и управления; запасный маршрут,

маршруты движения соседей и их задачи; ради­ационная, химическая и биологическая обста­новка на маршрутах движения.

Кроме того, на карту наносятся: схема по­ходного порядка с указанием распределения сил и средств по колонне, глубины колонн под­разделений, количества следующих в них ма­шин и удаления походного охранения; таблица с расчетами на вытягивание к исходному пунк­ту, прохождения колоннами подразделений ис­ходного пункта, пунктов регулирования и со­средоточения в указанном районе (на рубеже); задачи, выполняемые силами и средствами старшего начальника по обеспечению марша; сигналы управления и взаимодействия.

520. В ходе проведения контроля готовности подразделений к маршу особое внимание обра­щается на подразделения, предназначенные для действия в органах походного охранения и разведки, понимание подчиненными команди­рами полученных ими задач и соответствию их решений этим задачам, готовность вооружения и военной техники, выполнение указаний по всестороннему обеспечению.

При совершении марша в условиях вероят­ных действий противника из засад с подразде­лениями проводятся тренировки по отражению внезапного нападения на колонну и оказанию помощи подразделению, попавшему в засаду.

521. При начале марша командир батальона(роты) осуществляет контроль выхода подраз­делений разведки и походного охранения. Рота(взвод), назначенная в головную походную за­ставу (головную походную заставу, головной или разведывательный дозор), в установленное время проходит исходный пункт и двигается по маршруту батальона с установленной команди­ром батальона скоростью. Командир роты све­ряет по карте маршрут движения.

Теснины, тоннели и мосты головная поход­ная застава проходит безостановочно. Разру­шенные участки дорог, мосты, завалы на марш­руте движения и заминированные участки рота (взвод) обходит, обозначая указками места раз­рушений (минирования) и направления обхода. Если обход невозможен или на устройство про­хода в разрушениях (завалах) требуется време­ни меньше, чем на обход, то головная походная застава проделывает проход самостоятельно или во взаимодействии с отрядом обеспечения движения старшего начальника (группой раз­граждения батальона). При дистанционном минировании маршрута движения выход ма­шин из минного поля осуществляется в колон­не по проходу, проделанному в кратчайшем на­правлении, машины, находящиеся вне участка минирования, обходят его.

О заграждениях, зонах заражения, районах разрушений, затопления и путях их обхода, а также о встрече с противником командир роты (взвода) докладывает выславшему его команди­ру. Для обеспечения движения по участкам маршрута, где возможно нападение противни­ка, головная походная застава может переходить к обороне выгодного рубежа и возобнов­лять движение после прохождения колонны. В этом случае в головную походную заставу выде­ляется другое подразделение.

В районах привала и с выходом в район от­дыха головная походная застава занимает вы­годный (указанный) рубеж и выполняет задачу сторожевого охранения, находясь в постоянной готовности к отражению нападения противни­ка. Командир роты (взвода) указывает подраз­делениям позиции, полосы огня и уточняет по­рядок действий при появлении противника. В районе отдыха головная походная застава мо­жет заменяться сторожевым охранением.

522. Рота (взвод), назначенная в боковую походную заставу, двигается по определенному ей маршруту на уровне головы охраняемой ко­лонны. Тыльная походная застава следует за охраняемой колонной. Их удаление от охраняе­мой колонны может быть до 5 км.

Боковая и тыльная походные заставы унич­тожают мелкие группы противника, оказавши­еся на флангах охраняемой колонны и в тылу, и затем продолжают выполнять задачу. При угро­зе нападения превосходящих сил противника они занимают выгодный рубеж и не допускают нападения на охраняемую колонну.

Неподвижная боковая застава выходит на указанный ей рубеж, полностью или частью сил развертывается в боевой порядок, органи­зует оборону и находится на нем до указанного времени или команды (сигнала) выславшего ее

командира, в дальнейшем действует в соответ­ствии с его указаниями. При встрече с против­ником вступает в бой, обеспечивает прохожде­ние охраняемой колонны, после чего выходит из боя, отрывается от противника и продолжает движение по маршруту.

  1. Вытягивание колонны батальона (роты) со средствами усиления и поддержки осуществ­ляется в соответствии с расчетом марша по мере выдвижения подразделений из занимае­мых ими районов. Выход на маршрут движения осуществляется в сформированном походном порядке. Заблаговременное построение колон­ны в занимаемом районе и ее остановки при выдвижении к исходному рубежу не допуска­ются. Исходный пункт и пункты регулирова­ния подразделения батальона проходят голова­ми колонн в определенное для них время, без­остановочно с установленными скоростями движения.

  2. Подразделения должны соблюдать уста­новленный порядок совершения марша, осо­бенно скорость движения, дистанции между машинами, требования безопасности и маски­ровку. Движение осуществляется по правой стороне дороги, ее левая сторона оставляется свободной для обгона и встречного движения. Обгон одной колонны другой допускается то­лько с разрешения старшего начальника, при этом обгоняемая колонна останавливается на правой обочине или справа от дороги. Тесни­ны, тоннели и мосты колонна батальона (роты)

проходит безостановочно с возможно большей скоростью. При движении по мостам, железно­дорожным переездам, тоннелям и опасным участкам маршрута принимаются меры, обес­печивающие безопасность движения, исключа­ющие заторы на маршруте и загазованность тоннелей.

Для защиты от высокоточного оружия про­тивника в ходе движения и на привалах макси­мально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местнос­ти и местными предметами, населенные пунк­ты и придорожная растительность, средства снижения заметности и аэрозольного противо­действия. При движении по открытым и неза­маскированным участкам маршрута не допус­каются скопления машин и остановка колонн, скорость движения и дистанции между маши­нами увеличиваются.

Ночью машины двигаются с использовани­ем приборов ночного видения, светомаскиро­вочных устройств, а при движении на участках местности, просматриваемых противником, и в светлую ночь — с приборами ночного видения, работающими в пассивном режиме, выключен­ным наружным и внутренним освещением.

525. Отражение ударов воздушного против­ника на марше осуществляется огнем зенитно­го подразделения, совершающего марш в со­ставе колонны батальона (роты), в движении или с коротких остановок и огнем общевойско­вых подразделений.

По сигналу оповещения о воздушном про­тивнике назначенные общевойсковые подраз­деления изготавливаются к открытию огня по воздушным целям, люки боевых машин пехоты (бронетранспортеров) и танков (кроме люков, из которых будет вестись огонь) закрываются. Личный состав переводит противогазы в поло­жение «наготове».

526. При нападении противника из засады личный состав подразделения спешивается и занимает огневые позиции под прикрытием техники и за ближайшими укрытиями. По об­наруженным и предполагаемым позициям за­сады открывается огонь из всех видов оружия. Старший колонны докладывает о месте нападе­ния, организует бой, вызывает огонь артилле­рии и авиацию. Неатакованные подразделения (машины) останавливаются на подступах к району (месту) засады, личный состав спеши­вается, организуется атака засады противника во фланг и тыл с учетом возможного наличия групп ее прикрытия. Выезд техники на обочину дороги опасен ввиду ее возможного минирова­ния. Вооружение и военная техника попавшего в засаду подразделения по возможности выво­дятся из зоны поражения. Подразделения, вы­деленные для оказания помощи попавшим в засаду подразделениям, при приближении к месту засады должны быть в готовности к бою с группой прикрытия засады.

Пассивные, неорганизованные, только обо­ронительные действия попавших в засаду под-

разделений ведут к поражению, уничтожению личного состава и техники. Для предотвраще­ния этого личный состав, попавший в засаду, должен перейти в атаку и во взаимодействии с подразделениями, атакующими засаду с флан­гов и тыла, сорвать план ее проведения.

На участках маршрута, удобных для органи­зации засад, и в местах, по которым колонны вынуждены двигаться с меньшей скоростью, увеличиваются дистанции между группами ма­шин для уменьшения количества машин, под­вергающихся нападению одновременно. В хо­роших дорожных условиях при возникновении опасности скорость движения и дистанции уве­личиваются. При выходе из строя (поврежде­нии) машин принимаются меры к освобожде­нию проезжей части.

527. По сигналам оповещения о радиоактив­ном, химическом и биологическом заражении батальон (рота) продолжает движение. В бое­вых машинах пехоты (бронетранспортерах) и танках перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы закрываются, включа­ются установленные на них системы коллек­тивной защиты. Личный состав при следовании в пешем порядке и на открытых машинах наде­вает средства индивидуальной защиты.

Зоны радиоактивного, химического и био­логического заражения в ходе марша в зависи­мости от обстановки обходятся или преодоле­ваются на максимальной скорости по направ­лениям с наименьшими уровнями радиации

(плотностями заражения) с использованием средств индивидуальной защиты и систем кол­лективной защиты. При наличии на маршруте зон с высоким уровнем радиации, обход кото­рых невозможен, по распоряжению старшего начальника войска могут быть остановлены на время, необходимое для спада уровня радиа­ции. На это время они рассредоточиваются, укрываются и тщательно маскируются.

Частичная специальная обработка прово­дится по распоряжению командира батальона в ходе выполнения боевых задач, а также после выхода из зон радиоактивного заражения, а при попадании отравляющих веществ на кожные по­кровы и стрелковое оружие — немедленно. Пол­ная специальная обработка проводится по распо­ряжению старшего начальника, как правило, в районах специальной обработки перед районами дневного (ночного) отдыха, перед входом в район сосредоточения, на маршрутах выдвижения или после выполнения боевых задач.

При применении противником оружия мас­сового поражения или высокоточного оружия командир батальона (роты) принимает меры к ликвидации последствий их применения, вос­становлению боеспособности подразделений и продолжению движения.

При применении противником зажигатель­ного оружия, а также при вынужденном прео­долении района пожара люки, бойницы и жа­люзи боевых машин закрываются. Колонна вы­водится из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавливается, орга­низуется тушение огня на вооружении и воен­ной технике, спасание личного состава и оказа­ние ему первой медицинской помощи, после чего движение продолжается.

Минные поля, установленные системами дистанционного минирования противника, обозначаются и обходятся, а при невозможно­сти их обхода преодолеваются по проходам, проделанным приданными инженерными под­разделениями, группой разграждения батальо­на и группами разминирования рот с использо­ванием возимых комплектов разминирования.

528. Машины, вышедшие из строя в ходе марша, останавливаются на правой обочине дороги или отводятся в сторону. Экипажи ма­шин, механики-водители (водители) определя­ют причины неисправностей и принимают меры к их устранению. После устранения неис­правностей машины продолжают движение, присоединяясь к проходящей колонне, места в колоннах своих подразделений они занимают на привалах. Обгон колонн в движении запре­щается.

Замыкание колонны батальона оказывает помощь экипажам (расчетам), механикам-во­дителям (водителям) в устранении неисправно­стей, организует передачу неисправных (не подлежащих ремонту своими силами) и за­стрявших машин эвакуационным и ремонтным подразделениям старшего начальника и обес­печивает прибытие отставших машин в назначенный район. О машинах, отставших в пути, заместитель командира по вооружению (стар­ший техник роты) докладывает своему коман­диру и заместителю командира по вооружению бригады (полка, батальона), а командиры под­разделений — своим непосредственным нача­льникам.

Раненые и больные после оказания им пер­вой медицинской помощи эвакуируются в бли­жайшие медицинские подразделения, части, учреждения, а при невозможности эвакуации следуют со своими подразделениями или с ме­дицинским взводом (пунктом) батальона.

529. На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на пра­вой обочине дороги не ближе 10 м одна от дру­гой или на дистанции, установленной коман­диром. Боевые машины ставятся под кроны де­ревьев, в радиолокационной тени местных предметов, а на открытой местности маскиру­ются штатными маскировочными покрытиями и местными материалами.

Личный состав выходит из машин только по команде (сигналу) своих командиров и распола­гается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели, дежурные пулеметчики (наводчики орудий) и дежурные на средствах связи. Экипажи машин, механики-водители (водители) проводят контрольный осмотр во­оружения и военной техники, совместно с на­значенным им в помощь личным составом про­водят их техническое обслуживание.

Зенитное подразделение, совершающее марш в составе колонны батальона, разверты­вается на позициях или остается в колонне на своем месте в установленной готовности к от­ражению ударов воздушного противника. Де­журные стрелки-зенитчики располагаются вблизи своих машин в готовности к уничтоже­нию воздушных целей противника.

В районе отдыха подразделения рассредото­чиваются в назначенных им районах в порядке, обеспечивающем поддержание постоянной бо­евой готовности и наименьшую затрату време­ни на вытягивание колонны. Районы отдыха (сосредоточения) подразделения должны зани­мать с марша без остановки.

530. При изменении обстановки или необ­ходимости обхода зон заражения, разрушений, пожаров, затопления командир батальона (роты) уточняет свое решение на марш, уточня­ет (ставит новые) задачи органам разведки и командирам подразделений. Колонна подраз­деления, как правило, безостановочно выво­дится на новый (запасный) маршрут движения и продолжает движение в прежнем походном порядке либо после необходимого перестрое­ния. При изменении задачи (направления дви­жения) командир передового отряда, авангарда (головной походной заставы) должен остано­вить подразделения, принять решение, выслать на новое направление (маршрут) органы раз­ведки и походного охранения, быстро поста­вить задачи подразделениям и указать им порядок дальнейших действий. Колонна в прежнем походном порядке или после необходимого пе­рестроения по кратчайшим путям выводится на новое направление (маршрут) и выполняет но­вую задачу.

531. В северных районах и зимой более дета­льно оценивается местность на всю глубину марша, уточняются труднопроходимые участки маршрута и определяются мероприятия по обеспечению их преодоления. Перед маршем организуется подготовка вооружения и воен­ной техники к работе в условиях низких темпе­ратур; принимаются меры по предупреждению отморожений у личного состава и обеспечению машин приспособлениями и средствами повы­шения проходимости; определяются мероприя­тия по организации обогрева личного состава и поддержанию вооружения и военной техники в готовности к движению на привалах и в райо­нах отдыха. Если марш совершается в условиях глубокого снежного покрова, в походное охра­нение включаются машины, оснащенные на­весным оборудованием.

В сильную пургу и при снежных зарядах движение, как правило, прекращается и возоб­новляется по приказу старшего командира или самостоятельно по мере улучшения погодных условий. При этом командир батальона (роты) должен подтянуть отставшие машины, органи­зовать круговое охранение, запретить одиноч­ное передвижение людей и машин, принять меры по обогреву личного состава.

  1. В лесисто-болотистой местности удале­ние походного охранения и дистанции между машинами в колонне сокращаются. На пере­крестках дорог (просек), в местах, где затрудне­но ориентирование, выставляются хорошо ви­димые указатели, посты регулирования движе­ния выставляются чаще. На лесных дорогах и просеках устраиваются разъезды, объезды, в от­дельных местах проводится расширение проез­жей части дороги. Предусматриваются меро­приятия по борьбе с лесными пожарами и рас­чистке дорог от возможных завалов и других препятствий, повышению проходимости тех­ники в зависимости от времени суток, года и погодных условий. На труднопроходимых уча­стках выставляются тягачи.

  2. В горных районах особое внимание уде­ляется проверке исправности ходовой части и механизмов управления машин, изучению труднопроходимых участков маршрута, опреде­лению порядка их преодоления и организации регулирования движения на этих участках. Для передвижения в высокогорье личный состав обеспечивается теплой одеждой, средствами обогрева и светозащитными очками, а машины заправляются зимними марками топлива (сис­темы охлаждения — низкозамерзающими жид­костями), укомплектовываются средствами по­вышения проходимости и специальными при­способлениями для предотвращения их скатывания при остановках на подъемах и спу­сках.

Походное охранение высылается на мень­шее, чем в обычных условиях, удаление. В его состав назначаются, как правило, мотострелко­вые подразделения. Для охранения колонны батальона с тыла назначается тыловая походная застава силой до взвода.

При движении по закрытым участкам марш­рута, в местах возможных обвалов, камнепадов и осыпей, а также на участках, где возможно устройство противником заграждений, обычно высылается непосредственное охранение и вы­ставляются наблюдатели, которые после про­хождения колонны продолжают движение по­зади нее, а на очередном привале присоединя­ются к своим подразделениям.

Перевалы, тоннели, ущелья, каньоны и гор­ные проходы подразделения преодолевают, как правило, безостановочно, а при невозможности преодоления их с ходу колонна останавливает­ся, не допуская скопления, в укрытом месте, техника маскируется и организуется ее усилен­ное охранение. Скорость движения на подъе­мах, спусках и других труднопроходимых уча­стках может снижаться, а дистанции между машинами увеличиваются до расстояний, обеспечивающих безопасность движения. В случае вынужденной остановки машины отво­дятся в места, где они не мешают движению ко­лонн. При преодолении особо опасных участ­ков дорог личный состав мотострелковых по­дразделений спешивается.

Для охлаждения двигателей машин коман­дир батальона с разрешения командира брига­ды (полка) может останавливать колонну бата­льона. Остановки следует делать на ровных участках дорог в местах, безопасных от камне­падов и снежных лавин. В руслах высохших рек, на водостоках, крутых подъемах и спусках, в тоннелях, а также над обрывом или под ним остановки колонн запрещаются.

При движении в пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно повзводно или по отделениям с соблю­дением требований безопасности. На крутых подъемах, спусках и других труднопроходимых участках маршрута при необходимости могут делаться короткие остановки.

534. В пустынных районах особое внимание уделяется тщательной подготовке вооружения и военной техники к движению в условиях вы­соких температур, бездорожья и по пескам; подробно изучаются маршрут движения и условия проходимости на отдельных его участ­ках; указываются азимуты направлений дви­жения по участкам маршрута и протяженность этих участков, а при наличии навигационной аппаратуры проводится ее подготовка к при­менению; уточняется порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование по местным предметам затруднено; подразделе­ния обеспечиваются дополнительными емко­стями, флягами, необходимым запасом воды, а также средствами для обеззараживания воды; предусматриваются меры по предохранению личного состава от тепловых и солнечных уда­ров. Во время песчаных бурь с разрешения старшего начальника движение может при­останавливаться. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.

535. В ходе марша подразделения всегда должны быть готовы к преодолению водных преград вброд, подразделения на плавающих боевых машинах — на плаву, танковые подраз­деления — под водой. При преодолении водной преграды батальоном (ротой) самостоятельно комендантами на этих переправах назначаются офицеры переправляемых подразделений. Во­дные преграды подразделения преодолевают безостановочно, при возникновении на пере­праве затора батальон (рота) останавливается на подступах к ней.

536. В распутицу проводятся мероприятия по повышению проходимости колесных и гусе­ничных машин. На труднопроходимые участки маршрута и в состав замыкания колонн выде­ляются тягачи, машины повышенной проходи­мости равномерно распределяются по колонне. При выходе из строя участков маршрута движе­ние осуществляется по параллельным дорогам, колонным путям или вне дорог.

2. ПЕРЕВОЗКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

537. Перевозка батальона железнодорожным(водным) транспортом осуществляется одним-двумя воинскими эшелонами, воздушным транспортом — несколькими воинскими командами, седельными автотягачами с грузо­выми полуприцепами (трайлерами) — одной колонной.

Для погрузки (посадки) на платформы (в ва­гоны), на суда, в самолеты (вертолеты) и вы­грузки (высадки) из них батальону указывается станция (порт, пристань, аэродром, площадка) погрузки (посадки) и выгрузки (высадки).

До погрузки (посадки) батальон (рота) нахо­дится в районе ожидания, а после выгрузки (высадки) выходит в район сбора. Время пре­бывания в районе ожидания используется для подготовки к погрузке (посадке) и последую­щим действиям.

538. В ходе принятия решения на перевозку железнодорожным (водным) транспортом командир батальона (начальник воинского эшелона) дополнительно: отдает распоряжения на подготовку к перевозке; совместно с воен­ным комендантом на путях сообщения уточня­ет план погрузки воинского эшелона и расчеты на перевозку личного состава, вооружения, во­енной техники и имущества подразделений по вагонам, платформам (судам или судовым по­мещениям); устанавливает очередность погруз­ки (посадки) подразделений, время ее начала и окончания; определяет порядок выдвижения подразделений к местам погрузки (посадки); проводит рекогносцировку района ожидания, станции (порта, пристани) погрузки (посадки),маршрутов выдвижения к ним и ставит задачи подразделениям.

  1. В ходе принятия решения на перевозку воздушным транспортом командир батальона (роты) дополнительно: отдает распоряжения на подготовку к перевозке; совместно с команди­ром части (подразделения) военно-транспорт­ной (армейской) авиации или командиром от­ряда (группы) гражданской авиации и военным комендантом аэропорта уточняет порядок по­грузки (посадки), места стоянок и бортовые но­мера самолетов (вертолетов), план погрузки (посадки), расчет на перевозку личного соста­ва, вооружения, военной техники, ракет, бое­припасов, горючего и других материальных средств подразделений по самолетам (вертоле­там), списки личного состава воинских команд на каждый самолет (вертолет); определяет оче­редность, время начала и окончания погрузки (посадки) и выхода подразделений; проводит рекогносцировку района ожидания, аэродрома (площадок), маршрутов выхода подразделений к ним и к местам стоянки самолетов (вертоле­тов) и ставит задачи подразделениям.

  2. В приказе на перевозку командир бата­льона указывает:

в первом пункте — выводы из оценки обстановки (прогноз ее развития при подготов­ке, в ходе и после выполнения задачи);

во втором пункте — задачу батальона, номер (номера) воинского эшелона (команды, команд), наименование судна (судов), бортовые номера самолетов (вертолетов), станцию (порт, пристань, аэродром, площадки) погрузки (по­садки), район ожидания и маршруты выхода к ним; время начала и окончания погрузки;

в третьем пункте — замысел на пере­возку — распределение подразделений, лично­го состава, вооружения и военной техники по воинским эшелонам (командам), вагонам, платформам (судам, судовым помещениям, са­молетам, вертолетам); очередность и порядок погрузки и посадки подразделений; организа­цию противовоздушной обороны (дежурные подразделения и огневые средства, порядок де­журства, наблюдения, открытия и ведения огня по воздушным целям), количество, состав су­точного наряда и погрузочно-выгрузочных команд;

в четвертом пункте после слова «при­казываю» — задачи подразделениям: места (ко­личество вагонов, платформ, номера самоле­тов, вертолетов, кают, палуб, трюмов и других помещений, номера воинских команд) для раз­мещения личного состава, вооружения и воен­ной техники; очередность и порядок погрузки (посадки), место в походной колонне батальона (эшелоне) при выдвижении из района ожидания к местам погрузки (посадки) и порядок дейст­вий после выгрузки; зенитному подразделению, следующему в составе воинского эшелона, кро­ме того, задачи по прикрытию эшелона в пути следования и при выгрузке, а подразделениям, от которых выделяются погрузочно-выгрузочные команды и суточный наряд, — состав команд (наряда), их задачи и время готовности;

в пятом пункте — основы взаимодейст­вия (в приказе командира роты — организация взаимодействия);

в шестом пункте — основы всесторон­него обеспечения (в боевом приказе командира роты — организация всестороннего обеспече­ния);

в седьмом пункте — основы управле­ния (в боевом приказе командира роты — орга­низация управления), в том числе должностных лиц эшелона, место их нахождения в эшелоне (на судне) или номер самолета (вертолета), в котором они следуют, сигналы оповещения, управления и взаимодействия;

в восьмом пункте — время готовности к выдвижению из района ожидания и к погрузке.

Командир роты в четвертом пункте приказа обычно указывает: места размещения личного состава, вооружения и военной техники взво­дов на подвижном составе (судне, самолете, вертолете); очередность и порядок их погрузки (посадки); места взводов в колонне роты при выдвижении из района ожидания к месту по­грузки и в район сбора после выгрузки; состав погрузочно-выгрузочных команд, кто старший, их задачи, время и порядок выполнения ими задач; состав суточного наряда и порядок его подготовки; требования безопасности при по­грузке (посадке), в пути следования и при вы­грузке (высадке). Кроме того, в восьмом пункте

приказа он вместо должностных лиц эшелона указывает старших по вагонам и свое место в поезде (на судне) или номер самолета (вертоле­та), в котором он следует.

541. После отдачи приказа на перевозку командир батальона (начальник воинского эшелона) дает указания о порядке подготовки подвижного состава для погрузки эшелона; способах размещения и крепления вооружения и военной техники на подвижном составе (суд­не); об организации охраны в эшелоне или на судне (уточняет состав суточного наряда, время и порядок его смены, места постов, обязанно­сти часовых и порядок связи с ними); о поряд­ке действий по сигналам оповещения и управ­ления; доводит требования безопасности при погрузке (выгрузке) и в ходе перевозки, а также дает указания по взаимодействию с органами военных сообщений и организации всесторон­него обеспечения, по защите от зажигательного оружия и противопожарной защите (аварий­но-спасательных работ).

542. Взаимодействие организуется команди­ром батальона (роты) на всю глубину перевоз­ки, при этом уточняются и согласовываются: порядок выдвижения подразделений из зани­маемых районов и занятие ими района ожида­ния погрузки (посадки); порядок выдвижения на станции (порты, пристани, пункты, аэродромы, площадки) погрузки (посадки) и ее проведения; порядок отражения ударов воз­душного противника и действий подразделений при применении противником ядерного, химического, биологического, высокоточного оружия в ходе погрузки (посадки), перевозки и выгрузки (высадки); порядок действий подраз­делений в случае прекращения перевозки, при переходе к движению своим ходом и возобнов­лении перевозки; порядок проведения высадки (выгрузки); выдвижение батальона (роты) в район сосредоточения после выгрузки (высад­ки); подготовка к последующим действиям.

543. Управление в воинском эшелоне (на судне) осуществляется с использованием про­водных (стационарных) средств связи, личным общением, при помощи связных, а также све­товыми и звуковыми сигналами.

Командир батальона со штабом (начальник воинского эшелона) в пути следования разме­щается при перевозке железнодорожным транспортом, как правило, в середине эшелона, имея проводную связь с начальником караула, наблюдательными постами, а также с машини­стом тепловоза (электровоза), а при перевозке водным транспортом — в одной из кают или в отдельном судовом помещении. При перевозке воздушным транспортом командир батальона (роты) и штаб следуют в составе воинских команд.

544. На рабочей карте командира батальона (роты) отображаются: положение батальона (роты) на момент получения задачи; исходный район, основной и запасный районы погрузки(посадки), район ожидания перед погрузкой, время их занятия и маршруты выхода в них; ис­ходный пункт, построение походного порядка и расчеты на выдвижение; организация комен­дантской службы; станция (порт, пристань, пункт, аэродром, площадки) погрузки (посад­ки) и выгрузки (высадки); порядок выгрузки и выхода в район сосредоточения после выгрузки (высадки), время сосредоточения и расположе­ние подразделений в нем; очередность и сроки погрузки и отправки; задачи и состав походно­го и непосредственного охранения; организа­ция противовоздушной обороны; места пунк­тов управления в исходном районе, в ходе пере­возки и в районе сосредоточения после выгрузки; схема связи; сигналы оповещения, управления и взаимодействия; задачи соседей, а также необходимые вопросы обеспечения по­грузки (посадки).

Штаб батальона, как правило, на рабочей карте командира батальона (начальника штаба батальона) производит расчеты на перевозку и согласовывает их с представителями соответст­вующего вида транспорта.

В расчетах на перевозку железнодорожным транспортом указываются: номер воинского эшелона, количество вагонов (платформ) в эшелоне и их построение; распределение под­разделений по вагонам с расчетами на перевоз­ку личного состава, вооружения, военной тех­ники и имущества подразделений по вагонам, платформам; время начала и окончания по­грузки.

В расчетах на перевозку водным транспортом указываются: номер воинского эшелона, порты, пункты погрузки (посадки); выделенные десантно-транспортные средства с указанием борто­вых номеров десантных кораблей, названий транспортных судов для каждого подразделения и порядок их подхода к берегу с расчетами на перевозку личного состава, вооружения, воен­ной техники и имущества подразделений по су­дам или судовым помещениям.

В расчетах на перевозку воздушным транс­портом указываются: перевозимое подразделе­ние, количество личного состава, масса и габа­риты грузов; количество и типы привлекаемых к перевозке самолетов (вертолетов); расчет на перевозку личного состава, вооружения, воен­ной техники, ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств подразделений по самолетам (вертолетам); списки личного соста­ва воинских команд на каждый самолет (верто­лет); время начала и окончания погрузки (по­садки).

Для сокращения времени на организацию перевозки командир батальона должен иметь готовые варианты расчетов на перевозку бата­льона различными видами транспорта. Началь­ник штаба батальона должен иметь заранее раз­работанные формализованные документы на перевозку различными видами транспорта (ва­рианты расчетов, планов и заявок), исходя из возможных боевых задач подразделений, их бо­евого и численного состава, технических условий крепления вооружения и военной техники на транспортных средствах. Расчет составляет­ся без нарушения организационной целостно­сти подразделений и обеспечения их готовно­сти к ведению боя после выгрузки (высадки).

545. При формировании воинского поезда крытые вагоны, занятые людьми и действую­щими кухнями, ставят в среднюю часть поезда, а платформы и полувагоны с боевой техни­кой — в головную и хвостовую части. Вагоны с опасными грузами отделяют специальным при­крытием от локомотива, хвоста поезда, людских вагонов, а при необходимости — друг от друга. Платформы с зенитными средствами ставят в головной и хвостовой частях поезда, для удобства ведения огня их отделяют от теп­ловоза (электровоза), крытых вагонов или по­лувагонов одной или несколькими платформа­ми с грузом небольших габаритов по высоте.

546. До начала выдвижения на погрузку (по­садку) командир батальона (роты) проверяет знания личным составом требований безопас­ности, правил погрузки (посадки), размещения и крепления в вагонах и на платформах (на су­дах, в самолетах, вертолетах) вооружения и во­енной техники, правил их выгрузки и поведения личного состава во время перевозки, готовность вооружения, военной техники, ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств к погрузке, а также построение колонны батальо­на в соответствии с планом погрузки.

Перед погрузкой командир батальона (нача­льник воинского эшелона) с должностными лицами эшелона прибывают на станцию (в порт, на пристань, аэродром, площадку) по­грузки (посадки), где проверяют наличие по­движного состава, организуют прием вагонов (судовых помещений), съемного воинского оборудования и подготовку подвижного соста­ва к погрузке эшелона, вносят при необходи­мости изменения в план погрузки (посадки) и в расчет на перевозку и дают команду (сигнал) на выдвижение подразделений к месту погрузки (посадки).

547. Выдвижение из района ожидания осу­ществляется в порядке и в сроки, установлен­ные командиром бригады (полка).

Погрузка вооружения, военной техники и посадка личного состава проводятся строго в указанное время, скрытно, с соблюдением тре­бований безопасности и предотвращения поло­мок подвижного состава (судов), вооружения и военной техники.

В первую очередь грузятся вооружение, во­енная техника, запасы ракет, боеприпасов, го­рючего и других материальных средств. При этом вооружение и военная техника размеща­ются с учетом очередности их выгрузки, а зе­нитные средства — с учетом возможности веде­ния огня по воздушным целям. Плавающая техника и зенитные средства, выделенные для прикрытия района погрузки, а также тягачи, предназначенные для обеспечения быстрой погрузки (выгрузки) гусеничной техники, грузят­ся на платформы (суда) в последнюю очередь.

Посадка личного состава в вагоны (на суда), в самолеты (вертолеты) проводится по оконча­нии погрузки вооружения, военной техники и имущества обычно непосредственно перед от­правкой воинского эшелона (команды) или вы­хода судна в море, но не позднее чем за 10 мин до отправления. Погрузка вооружения, воен­ной техники, грузов и посадка личного состава в самолеты (вертолеты) начинаются по указа­нию командира авиационной части (подразде­ления).

Вооружение, военная техника и другие мате­риальные средства, погруженные на подвиж­ной состав (на суда, в самолеты, вертолеты), надежно закрепляются, а машины, кроме того, ставятся на тормоз и низшую передачу. Пово­ротные устройства башен боевых машин засто­пориваются, а стопоры пломбируются.

Ответственность за погрузку, размещение и крепление вооружения и военной техники, а также за посадку личного состава возлагается на начальника воинского эшелона, а при пере­возке воздушным транспортом — на команди­ров экипажей самолетов (вертолетов).

Зенитные и другие огневые средства, выде­ленные для прикрытия воинского эшелона (судна) в пути следования, занимают указанные начальником воинского эшелона места на платформах в голове и хвосте поезда (на верх­них палубах судов). Для отражения внезапных налетов воздушного противника назначаются дежурные зенитные и другие огневые средства, которые должны находиться в постоянной го­товности к ведению огня.

  1. Батальон, перевозимый железнодорож­ным (водным) транспортом, обеспечивается на весь путь следования, кроме войсковых запа­сов, путевым и выгрузочным запасами продо­вольствия. Для своевременного оказания меди­цинской помощи во время перевозки в воин­ском эшелоне (на судне) развертывается медицинский пункт батальона. Эвакуация ра­неных и больных из воинского эшелона (с суд­на) осуществляется в ближайшие медицинские подразделения, части, учреждения.

  2. Для тушения пожаров в пути следова­ния назначается дежурное подразделение, ко­торое обеспечивается необходимыми средства­ми пожаротушения и находится в постоянной готовности к действиям. При перевозке во­дным транспортом дежурное подразделение усиливает штатную судовую аварийно-спасате­льную команду и действует по указанию капи­тана судна.

  3. Для наблюдения за воздушным против­ником и прилегающей местностью (акваторией) в воинском эшелоне (на судне) выставляются наблюдательные посты (посты воздушного на­блюдения, наблюдатели) и посты радиационно­го, химического и биологического наблюдения. В пути следования данные о воздушной, радиа­ционной, химической и биологической обстановке начальник воинского эшелона получает также от военных комендантов железнодорож­ных (водных) участков, станций (портов) и аэропортов. Оповещение о воздушном против­нике, радиоактивном, химическом и биологиче­ском заражении осуществляется сигналами, применяемыми на транспорте и установленны­ми начальником воинского эшелона (судна).

По сигналу оповещения о воздушном про­тивнике воинский эшелон (судно) продолжает движение. Двери, окна (иллюминаторы) и люки вагонов (судовых помещений) закрыва­ются, средства индивидуальной защиты пе­реводятся в положение «наготове». Зенитные и другие огневые средства, выделенные для от­ражения нападения воздушного противника, открывают огонь по команде начальника во­инского эшелона (капитана судна), а при вне­запном нападении — самостоятельно с немед­ленным докладом начальнику воинского эше­лона (капитану судна).

По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом, биологическом заражении лич­ный состав использует средства индивидуаль­ной защиты.

551. Зоны радиоактивного заражения мест­ности и районы акватории, зараженные радио­активными веществами при перевозке желез­нодорожным и водным транспортом, личный состав преодолевает в средствах индивидуаль­ной защиты. При прохождении воинского эше­лона через зону радиоактивного заражения экипажи танков и других бронированных ма­шин по указанию начальника воинского эше­лона (капитана судна) могут размещаться в ма­шинах. После прохождения зоны заражения по указанию начальника воинского эшелона (ка­питана судна) проводится частичная специаль­ная обработка подразделений. Полная специа­льная обработка подразделений и полная сани­тарная обработка личного состава проводятся после выгрузки.

552. В пути следования в зависимости от сложившейся обстановки батальон (рота) дол­жен быть всегда готов к выгрузке (высадке) в неподготовленном месте, следованию маршем к месту назначения в обход (с преодолением) зон заражения, районов разрушений, пожаров, затоплений и к вступлению в бой.

С прибытием в конечный пункт перевозки батальон (рота) быстро выгружается (высажи­вается) и с выполнением мероприятий всесто­роннего обеспечения выходит в район сбора в готовности к выходу в район сосредоточения или к выполнению боевой задачи.

Глава одиннадцатая