logo search
Учебное пособие по СВП Для студентов

Структура органов государственной власти Республики Беларусь.

В современной политологии под государственным устройством страны понимают способ организации ее административно-территориального единства. Сегодня в мире различают два типа государств – простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация).

Республика Беларусь – унитарное государство. Ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Она едина, неотчуждаема и делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы, определяемые законодательством.

Столица Республики Беларусь – город Минск. Символами республики, как любого суверенного государства, являются Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.

Беларусь отвечает всем основным принципам устройства современных государств. Она имеет четкую структуру органов государственного управления, состоящую из представительного органа (Парламент), исполнительно-распорядительных органов, называемых еще «государственной администрацией» (Президент, Совет Министров, исполкомы местных Советов и т.д.), а также судебных органов, органов прокуратуры, государственного контроля, армии, органов госбезопасности и охраны общественного порядка.

В республике существует тройственное разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В совокупности они дополняют друг друга, создавая противовесы и осуществляя взаимный контроль.

Во главе государства стоит Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяющий единство народа и призванный обеспечивать суверенитет и безопасность страны.

Как глава государства, Прези­дент Республики Беларусь представляет нашу страну в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Он наделен действенными конкретными полномочиями в области внешней политики, обороны, в других сферах, обеспечивающих реа­лизацию его прав и обязанностей.

На президента возложена очень важная функция: он обес­печивает согласованное функ­ционирование и взаимодейст­вие органов государственной власти. Это способствует и вы­полнению его роли гаранта Кон­ституции, обеспечению реали­зации конституционных норм, регламентирующих организа­цию и деятельность органов го­сударственной власти, поддер­жанию законности в деятельнос­ти органов исполнительной власти. Он – своего рода арбитр в системе органов государствен­ной власти, способствующий разрешению противоречий между ними, согласованию их работы.

Президент занимает особое место, в государственном меха­низме, в системе разделения власти. В организационном от­ношении он самостоятелен, не включён ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в су­дебную власть. Ни одна из ветвей власти ему не подчинена, хотя Президент и может оказы­вать серьезное влияние на ис­полнительную власть, парла­мент, а также участвует в фор­мировании судебных органов, которые сохраняют свою неза­висимость.

Сложность социально-эконо­мической ситуации в республике продиктовала необходимость оперативного решения жизнен­но важных проблем общества, в том числе и на законодательном уровне. Парламент по тем или иным причинам не в состоянии своевременно реагировать на изменение ситуации в обществе и экономике. Поэтому, согласно Конституции Республики Бела­русь, Палата представителей и Совет Республики вправе деле­гировать Президенту пол­номочия на издание декретов, имеющих силу закона. При этом законодательный орган определяет срок и границы полномо­чий, а также вопросы, по кото­рым Президент наделяется пра­вом издавать декреты.

Сегодня Президенту предоставляется право в силу особой необходимости и сроч­ности по своей инициативе либо по предложению правительства издавать временные декреты, имеющие силу закона. Времен­ный декрет подлежит представ­лению в законодательный орган и действует только в том случае, если не будет отменен парла­ментариями. При этом Прези­дент не может издавать декре­ты, предусматривающие, в част­ности, изменение и дополнение Конституции, ее толкование, изменение и дополнение про­граммных законов, утверждение, республиканского бюджета и из­менение порядка выборов Пре­зидента страны.

Крайне важными полномо­чиями главы государства в сфере законотворчества является право на созыв и роспуск парламента. Согласно дейст­вующей Конституции Республи­ки Беларусь, Президент вправе досрочно прекратить полномо­чия Палаты представителей: при отказе в доверии правительству; при выражении вотума недоверия правительству; при двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Президент также вправе досрочно прекратить полномо­чия Палаты представителей либо Совета Республики на основании заключения Конституционного суда в случае система­тического или грубого нарушения палатами парламента Кон­ституции Республики Беларусь. В целом реализация Президентом права на роспуск палат пар­ламента дает возможность главе государства активно влиять на политическую ситуацию в стране, на взаимоотношения между различными ветвями власти, и в первую очередь между Национальным собранием и правительством. Как высшее долж­ностное лицо страны Прези­дент производит кадровые назначения в различные органы государства, роль и место кото­рых в правотворчестве велико. Большое значение в обеспече­нии контроля Президентом за ис­полнительной властью в целом и, следовательно, за ее право­творческой деятельностью имеет назначение должностных лиц в различные органы данной ветви власти.

Так, Президент:

Президент обладает широкими полномочиями в вопросах формирования судебных, контрольных и надзорных органов. С согласия Совета Республики глава государства назначает председателя Конституционного суда, председателя Верховного суда, председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного суда, судей Высшего хозяйственного суда, председателя, а также шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка; назначает на должность и освобождает от должности председателя Комитета государственного контроля.

Все это позволяет сегодня Президенту Республики Беларусь оперативно решать актуальные государственные вопросы, не выходя при этом за рамки правового поля, предоставленного ему Конституцией.

Важное место в системе взаимоотношений высших, органов государства занимает парламент республики – Национальное собрание, кото­рое является основным законодательным органом в стране, осуществляет контроль над исполнительной властью, играя роль её противовеса. Национальное собрание Рес­публики Беларусь состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Она рассматривает по предложению Прези­дента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассматривает проекты зако­нов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, военной доктрины, о ратификации и денонсации международных договоров, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан и многие другие.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, являясь палатой тер­риториального представительства, избирается от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседании депутатов соответствующих местных Советов депутатов базового уровня: от каждой области и города Минска - по восемь чле­нов Совета Республики. Еще восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Итого – в состав Совета Республики входит 64 человека.

Согласно действующей Кон­ституции, палаты парламента ежегодно собираются на две очередные сессии 2 октября и 2 апреля продолжительностью соответственно 80 и 90 дней. Внеочередные сессии парламента созываются Указами Президента Республики Бела­русь по его инициативе, а также по требованию не менее двух третей голосов от полного со­става каждой из палат по определенной повестке дня.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и чле­нов правления Национального банка, избирает шесть судей Конституционного суда и шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству.

Палата представителей дает согласие Президенту на назначение премьер-министра; заслушивает доклад премьер-министра о программе деятельности правительства или отклоняет эту программу; выдвигает большинством голосов от полного состава палаты обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления и т.д.

Палаты Национального со­брания в соответствии со свои­ми регламентами избирают из своего состава постоянные ко­миссии и иные органы для веде­ния законопроектной работы, предварительного рассмотре­ния и подготовки вопросов, от­носящихся к ведению палат.

Согласно регламенту Палаты представителей, для организа­ции ее работы, комиссий и иных органов, предвари­тельного рассмотрения и подго­товки вопросов, относящихся к ведению Палаты представите­лей, создается Совет Палаты представителей, который явля­ется постоянно действующим органом, подотчетным ей и в со­став которой входят председа­тель Палаты представителей, его заместитель и председатели постоянных комиссий. Решение об образовании Совета Палаты представителей и его состав оформляются соответствую­щим постановлением.

В Совете Республики создан аналогичный орган – Президиум Совета Республики. Данные ор­ганы организуют работу по под­готовке сессий, готовят проекты повестки дня сессий, решают другие вопросы, связанные с их созывом и проведением. Совет Палаты представителей и Пре­зидиум Совета Республики осу­ществляют свою работу, как правило, в форме открытых за­седаний. В случаях, если этого требуют интересы государства, большинством голосов от полного состава они могут принять решения о проведении закры­тых заседаний.

На постоянные комиссии палат возложена основная нагрузка по ведению законопро­ектной работы, по предвари­тельному рассмотрению и под­готовке вопросов, относящихся к компетенции палат. Перечень постоянных комиссий, функцио­нальная направленность их де­ятельности определяется пала­тами парламента.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет правительство - Совет Министров Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав правитель­ства могут входить и руководи­тели иных республиканских ор­ганов государственного управления.

Согласно пункту 7 статьи 84 Конституции Республики Бела­русь, Президент определяет структуру правительства Рес­публики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства.

Правительство в настоящее время включает в себя Премьер-министра, Первого заместителя Премьер-министра, 25 министров, 17 председателей государственных комитетов, Главу Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государст­венного контроля, Председателя Правления национального банка и Президента Национальной академии наук Беларуси.

В своей деятельности прави­тельство подотчетно Президен­ту и ответственно перед парла­ментом. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о дове­рии правительству по представ­ленной им программе или по конкретному поводу. Если Пала­та представителей в доверии от­казывает, Президент вправе в десятидневный срок принять ре­шение об отставке правительст­ва или роспуске Палаты пред­ставителей и назначении новых выборов. При отклонении от­ставки правительство продол­жает осуществлять свои полно­мочия. Президент вправе по собственной инициативе при­нять решение об отставке правительства и освободить от должности любого его члена.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом. В слу­чае отставки или сложения пол­номочий правительство Респуб­лики Беларусь по поручению Президента продолжает осу­ществлять свои полномочия до момента формирования нового правительства.

Правительство Республики Беларусь:

Таким образом, являясь органом общей компетенции, прави­тельство руководит многими от­раслями хозяйства, социально-культурной и административно-политической сферами.

В соответствии с частью 1 ста­тьи 108 Конституции правитель­ство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Соединяя организа­цию исполнения Конституции, законов, декретов, указов и рас­поряжений Президента с распорядительством, оно издает нор­мативные акты – постановления, являющиеся важным звеном правовой системы государства.

Администра­ция Президента является ор­ганом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеоло­гии, осуществляющим подго­товку, выполнение и кон­троль исполнения решений Президента.

Главными задачами Админи­страции Президента являются:

К органам государственного управления, подчиненным Пре­зиденту, относится Националь­ная государственная телера­диокомпания Республики Бе­ларусь, главными задачами которой являются:

Белтелерадиокомпания в своей деятельности руководст­вуется законодательством Рес­публики Беларусь и Положени­ем о ней.

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти предполагает включение в свою систему самостоятельных и не­зависимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению споров, применению предусмот­ренных законом мер государст­венного воздействия к лицам, виновным в совершении право­нарушений. Иногда полномочия судебной власти не ограничива­ются осуществлением правосу­дия, и ей предоставляются пра­вомочия по обязательному тол­кованию норм права, а также нормотворческие полномочия.

Конституционный суд Рес­публики Беларусь как орган, осуществляющий контроль за конституционностью норматив­ных актов в государстве, был из­бран в 1994 году в соответствии с Конституцией 1994 года и За­коном Республики Беларусь «О Конституционном суде Респуб­лики Беларусь» от 30 марта 1994 года. Согласно ныне действую­щей Конституции Республики Беларусь, он формируется в ко­личестве 12 судей из высококва­лифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного суда назначаются Президентом Рес­публики Беларусь, еще шесть судей избираются Советом Рес­публики. Председатель Консти­туционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет, их предельный возраст – 70 лет.

Конституционный суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Рес­публики, Верховного суда, Выс­шего хозяйственного суда и Со­вета Министров дает заключе­ния:

Верховный суд Республики Беларусь как высшая судебная инстанция в системе общих судов республики осуществляет правосудие и надзор за судеб­ной деятельностью общих судов, к которым, помимо самого Верховного суда, относятся об­ластные, Минский городской, районные (городские) и военные суды.

Хозяйственным судам под­ведомственны споры юридичес­ких и физических лиц, возникаю­щие при заключении, измене­нии, расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо осуществлении иной хозяйственной деятельности, а также споры о признании недействительными актов государствен­ных и иных органов, не соответ­ствующих законодательству и затрагивающих интересы субъ­ектов хозяйствования.