logo search
ДИРЕКТИВА СНБ-68

IX. Возможные варианты наших действий

Bвegeнue. В нынешней ситуации можно выделить четыре возможных варианта действий для Соединенных Штатов, а именно:  а) Следование текущему курсу, включая уже реализуемые, а также планируемые к реализации программы.  б) Изоляция.  в) Война.  г) Ускоренное по сравнению с тем, что предполагает пункт (а), наращивание политической, экономической и военной мощи свободного мира, чтобы достигнуть по возможности приемлемого порядка в международных отношениях и подготовиться к обороне в случае нападения на свободный мир.  Роль переговоров. Возможность ведения переговоров должна рассматриваться в качестве дополнения к выбранному варианту действий. Переговорщик всегда пытается прийти к соглашению, которое выгодно отличается от действительности, но ни в коем случае не ухудшает имеющееся положение дел. Это в равной степени относится и к отношениям между суверенными государствами, и между людьми. При ведении переговоров по любым вопросам Советский Союз имеет несколько преимуществ перед свободным миром:  а) Он может позволить себе держать в тайне все существенные факты, касающиеся действительного положения дел в СССР. Следовательно, он располагает более подробными сведениями о реалиях свободного мира, нежели свободный мир о нем.  б) Он может позволить себе игнорировать общественное мнение.  в) Он не нуждается ни в переговорах с другими странами, ни в их согласии в отношении предлагаемых или принимаемых им условий.  г) Он способен оказывать влияние на общественное мнение других стран, при этом изолируя от внешнего воздействия народы, контролируемые им.  Это дает СССР серьезные преимущества. Принимая во внимание наше неблагоприятное положение, эти преимущества Советов препятствуют, как показано далее в разделе А, проведению переговоров по достижению договоренностей общего характера. Хотя Соединенные Штаты, вероятно, располагают атомным вооружением, достаточным для нанесения серьезного удара по Советскому Союзу, что будет первым шагом к победе в этой долгой войне, этого мало для укрепления позиций США в холодной войне.  Проблема заключается в необходимости создания в свободном мире таких политических и экономических условий (подкрепленных при этом военной мощью, необходимой для сдерживания советского наступления), что Кремль будет вынужден подстраиваться под них, постепенно отказываясь от выбранного курса. В конце концов это вынудит его кардинально изменить свой политический курс. Как следует из главы VIII, действительно эффективный контроль за атомной энергией потребует от Советского Союза открытости, подтверждения добросовестности намерений и стремления сосуществовать в мире. Это должно стать свидетельством идущих или хотя бы начинающихся перемен в советской системе.  Естественно, что при нынешних обстоятельствах мы не сможем вести переговоры по выработке соглашения, которое позволяло бы надеяться на перемены в советской системе. В чем же тогда заключается роль переговоров ?  Во-первых, общественность Соединенных Штатов и других свободных стран будет требовать от свободного мира постоянной готовности к переговорам с Советским Союзом на равноправных началах. В США и за рубежом бытует мнение, согласно которому заключение соглашений с СССР на равных началах все-таки представляется возможным. Эта точка зрения будет преобладать, если Советский Союз начнет выражать готовность пойти на компромисс, даже по незначительным вопросам.  Следовательно, свободные страны должны быть всегда готовы проводить переговоры и брать в переговорном процессе инициативу в свои руки. Им следует подготовить пере говорные позиции по вопросам, в которых они были бы готовы к поиску компромисса с Советским Союзом, а также по его условиям и этапам данного процесса. Условия соглашений должны быть честными с точки зрения общественного мнения свободного мира. Это означает, что они должны предусматривать установление эффективного контроля над всеми видами вооружений со стороны ООН либо организации-преемницы и не противоречить положениям Устава ООН. Не следует требовать от Советского Союза чего-либо кроме этого и конструктивного сотрудничества в рамках международной организации. Эти условия заведомо неприемлемы для Кремля, и даже если он согласится с ними, вряд ли он будет добросовестно относиться к их выполнению. Вот тогда-то и станет очевидна неспособность Кремля к позитивному партнерству без радикального изменения политического курса, а следовательно, и всей системы.  В рамках идеологического конфликта первостепенное значение имеют твердые переговорные позиции. Решившись укреплять свой потенциал, США могут предлагать методы урегулирования споров, придерживаясь основных положений выступления Госсекретаря в Беркли, однако это может стать лишь нашей краткосрочной тактикой. Тем не менее параллельно с принятием решения об усилении позиций свободного мира было бы целесообразно следовать данной тактической линии, так как это позволило бы заручиться общественной поддержкой и в то же время минимизировать риск войны. Для США сейчас крайне важно определить свою переговорную позицию и согласовать ее с союзниками.  Во-вторых, если США и другие свободные государства примут решение наращивать мощь свободного мира, а Кремль сделает выбор в пользу умеренного курса и поиска компромиссов, то помере расширения сфер сотрудничества необходимость в переговорах все равно будет возникать.  В переговорах с США Кремль ставит перед собой три основные задачи. Первая - ликвидация атомного потенциала США. Вторая - предотвращение эффективной мобилизации превосходящего по человеческим и материальным ресурсам потенциала свободного мира. Третья - вывод вооруженных сил США из Европы и Японии. Готовность СССР пойти на серьезные уступки в ходе переговоров будет зависеть от его оценки соотношения собственных сил с силами, имеющимися в распоряжении Запада; особенно от возможностей и желания последнего противостоять Кремлю. Однако нынешняя оценка Кремлем сложившейся ситуации вряд ли станет причиной существенных уступок с его стороны.  С другой стороны, цели США и других свободных стран на переговорах с СССР (помимо уже обозначенных идеологических) заключаются в обеспечении принятия Советским Союзом новой политической, идеологической и экономической ситуации в мире, которая станет следствием принятия четвертого плана действий. Не стоит забывать, что это будет сопровождаться повышением нашего военного потенциала, что является неотъемлемой частью вышеуказанного плана. Резюмируя, можно сказать, что нашей задачей является обеспечение сдачи Советским Союзом его позиций, по возможности подчеркивая преимущества переговорного процесса перед применением силы.  Осмелимся предположить, что Кремль пойдет на подобные соглашения, только если будет уверен в существовании возможности безнаказанно их нарушать и вследствие чего получать от них большую выгоду, чем свободный мир. Исходя из этого, нам следует принять меры по обеспечению возможности принудительного соблюдения данных соглашений и недопущению их скрытого нарушения, а также возможности принятия ответных мер, если подобное все-таки произойдет.  Это соответственно предполагает, что нам нужно будет тщательно проработать порядок заключения соглашений. Соглашение по контролю за атомной энергией приведет к большему разоружению США в относительных показателях, нежели Советского Союза, даже если исходить из предположения, что свободный мир сможет в значительной степени увеличить потенциал обычных видов вооружения. Советский Союз может пойти на заключение этого соглашения, планируя при этом выступить против Западной Европы и других стратегически значимых регионов с обычными военными силами и вооружением. В этом случае США окажутся втянутыми в войну, будучи лишенными своего самого мощного оружия. Следовательно, нам придется вновь вступать в гонку повторного создания атомного оружия.  По этим причинам Соединенным Штатам и другим свободным странам, видимо, придется настаивать на параллельном заключении соглашений по контролю за неядерными вооружениями. Кроме того, возможно потребуется достижение компромисса и по другим вопросам: мирные договоры с Германией, Австрией и Японией и отказ СССР от давления на государства-сателлиты. Если вопреки нашим ожиданиям Советский Союз примет соглашения, гарантирующие эффективный контроль за атомной энергией и обычными видами вооружения, и при этом откажется изменить направленность политического курса, то нам придется серьезно подумать над целесообразностью заключения таких договоренностей. Тем не менее вероятность возникновения подобной ситуации крайне мала.  Гибкость, которой мы сможем обладать на переговорах (необходимость которых может возникнуть), будет зависеть от того, насколько Соединенные Штаты и остальной свободный мир преуспеют в наращивании мощи обычных видов вооружения, необходимой для предотвращения или сдерживания советского нападения с использованием аналогичного вооружения.  В-третьих, помимо укрепления уже обозначенных выше идеологических позиций, переговоры также смогут играть определенную роль и в усилении физических позиций свободного мира. В данном контексте наиболее показательным является пример Германии, Австрии и Японии. Если свободные страны намерены и в будущем укреплять свой потенциал, то им имеет смысл заключить с Японией, Западной Германией и Австрией сепаратные соглашения, позволяющие привлечь силы и ресурсы этих стран в поддержку свободного мира. Однако если с помощью попытки договориться с СССР не удастся доказать, что СССР не готов подписать мирные договоры, которые позволят этим странам гарантированно обрести свободу, стать членами ООН, участвовать в региональных или других глобальных организациях, существующих в соответствии с Уставом ООН, и стремиться к мирному развитию экономической и политической жизни, то добиться вышеизложенного будет весьма сложно.  Это подтверждает необходимость более тесного сотрудничества между свободными странами на региональном или более широком уровне, как с точки зрения переговорного процесса, так и в интересах наращивания потенциала свободного мира (см. раздел Г).  В заключение можно отметить, что переговоры не должны восприниматься как полноценная программа действий. Переговоры - это лишь средство, способствующее наращиванию сил, обретению более выгодных позиций в холодной войне и снижающее риск реальной войны. Нашей конечной целью является договоренность с Советским Союзом (либо государством или государствами-преемниками), которая будет являться гарантией мира во всем мире. Вместе с тем важно подчеркнуть, что достижение подобной договоренности может быть лишь результатом создания свободными странами такой политической и экономической системы, которая не оставит Кремлю ни малейшего шанса на осуществление своего плана по подчинению мира. Проводимый в последующих разделах анализ указывает на то, что формирование такой системы требует форсированной реализации текущего политического курса.

А. Первый курс - продолжение нынешней политической линии с текущими и планируемыми в настоящее время программами для претворения этой линии в жизнь

1. Военные аспекты. Программы, имеющиеся у США, предполагают значительный военный потенциал, но фактический уровень боеспособности, несмотря на некоторые улучшения по сравнению с уровнем боеспособности СССР, снижается. Особенно, если допустить наличие у последнего водородной и/или термоядерной бомбы. То же самое можно сказать о состоянии боеспособности всего свободного мира в целом по сравнению с состоянием общей боеспособности советского блока. Если война разразится в 1950 году или в последующие несколько лет, Соединенным Штатам и их союзникам, помимо нанесения мощного атомного удара, придется попытаться придерживаться выжидательной тактики, наращивая при этом силы для генерального наступления. Беспристрастная оценка требований обороны Соединныx Штатов и защиты их жизненных интересов на фоне сохранения активной позиции в ходе холодной войны, с одной стороны, и реально имеющихся возможностей - с другой, указывает на наличие существенного и при этом постоянно растущего разрыва между ними.  Анализ советской политики показывает, что состояние как фактической, так и потенциальной боеспособности Соединенных Штатов и остальной части свободного мира, с учетом открытой решимости свободного мира противостоять дальнейшей советской экспансии, не заставило Кремль ослабить давление или отказаться от инициативы в холодной войне. Напротив, Советский Союз последовательно проводит агрессивную внешнюю политику, которая смягчается только тогда, когда его действия наталкиваются на решимость и способность свободного мира сопротивляться посягательствам на его независимость. Относительное состояние боеспособности свободного мира ухудшается, может ослабить его волю к сопротивлению, а это может поставить под угрозу безопасность Соединенных Штатов и свободного мира в целом.  С военной точки зрения фактическая и потенциальная боеспособность США при условии продолжения выполнения нынешних и запланированных программ будет постепенно утрачивать свою эффективность в качестве фактора сдерживания. Повышение боеспособности будет приобретать все более серьезное значение не только в связи с необходимостью предотвращения развязывания войны Советским Союзом, но и в связи с необходимостью поддерживать национальную политику, направленную на изменение опасных тенденций в международных отношениях, имеющих место быть в настоящее время. Наращивание военной мощи США и свободного мира является важнейшим условием для достижения целей, указанных в настоящем докладе, а также для защиты Соединенных Штатов от катастрофы.  К счастью, благодаря политике, выработанной конгрессом, энергичному воплощению этой политики администрацией как в области организации, так и в области экономики, военная организация Соединенных Штатов превратилась в единую и эффективную силу. Теперь она является фундаментом, с помощью которого можно быстро наращивать потенциал с максимальной эффективностью и экономией.  2. Политические аспекты. Советский Союз удерживает инициативу в эскалации конфликта со свободным миром. Его атомный потенциал наряду с успехами на Дальнем Востоке подстегнул его уверенность и повысил нервозность в Западной Европе и в остальной части свободного мира. Конечно, у нас нет уверенности в том, насколько настойчиво Советский Союз будет следовать этой инициативе, как нет у нас уверенности и в том, насколько другие свободные страны проявят силу или слабость, реагируя на нее. Однако имеются зловещие признаки ухудшения ситуации на Дальнем Востоке. Кроме того, есть признаки ожидаемого падения уверенности и боевого духа в странах Западной Европы. В частности, ситуация в Германии остается нестабильной. Если среди свободных наций распространится убеждение или подозрение в том, что они не смогут помешать Советскому Союзу предпринять военные действия, описанные в главе V, если он того пожелает, решимость свободных стран оказывать сопротивление может ослабнуть и они могут уступить соблазну выбрать позицию нейтралитета.  С политической точки зрения признание военных последствий нынешних тенденций означает, что Соединенным Штатам и другим свободным странам придется отойти на оборонительные позиции или прибегнуть к опасной политике блефа, потому что удержание твердой инициативы в холодной войне тесно связано с высокой степенью боеготовности.  Проблема заключается главным образом вне соответствии имеющегося у свободного мира фактического военного потенциала и уровня угрозы, потому что свободный мир обладает экономическим и военным потенциалом, который намного превышает потенциал Советского Союза и его сателлитов. Однако советская угроза легла густой тенью на Западную Европу и Азию, подтверждая агрессивность политики СССР. У свободного мира отсутствуют достаточные средства - в форме имеющихся военных возможностей - для предотвращения такой экспансии в местном масштабе. Таким образом, Соединенным Штатам все чаще придется сталкиваться с дилеммой, реагировать ли им в широком масштабе на ограниченное увеличение советского контроля или не реагировать вообще (за исключением неэффективного выражения протеста и полумер). Поэтому следование существующим тенденциям скорее всего приведет к постепенному оставлению позиций под непосредственным или косвенным давлением Советского Союза, до тех пор пока однажды мы не увидим, что пожертвовали своими жизненно важными интересами. Другими словами, получится, что Соединенные Штаты в результате отказа принимать необходимые решения и предпринимать соответствующие действия окажутся изолированными в Западном полушарии. В лучшем случае такой курс приведет всего лишь к относительно кратковременному перемирию и закончится либо нашей капитуляцией, либо оборонительной войной вне благоприятных условиях и с невыгодных позиций против Советской империи, захватившей большую часть Евразии или всю ее целиком (см. раздел Б).  3. Экономический и социальный аспекты. Как говорилось в главе VI, нынешняя внешнеэкономическая политика и программы США не решат проблемы установления международного экономического равновесия, в особенности проблему курса доллара и не помогут создать экономический фундамент, способствующий политической стабильности во многих свободных государствах.  Программа восстановления Европы с точки зрения содействия восстановлению и расширению производства в Западной Европе сыграла ключевую роль в создании заслона распространению коммунистической заразы в Западной Европе. Однако уровень влияния Западной Европы на международные дела, соответствующий ее потенциальным возможностям, пока восстановлен лишь частично. Достижение прогресса в этом направлении потребует интегрированных политических, экономических и военных усилий и реализации программ, осуществляемых при поддержке Соединенных Штатов и стран Западной Европы, которые, возможно, будут подразумевать более активное участие Соединенных Штатов, чем это предусматривалось ранее.  Программа Пункт N (Point N Program) и другие программы помощи будут согласно нынешним ожиданиям не в состоянии поддержать усилия других важных государств по созданию эффективных институтов повышения качества управления своими делами и достижения достаточного уровня экономического развития. Умеренные режимы, находящиеся у власти во многих странах (таких, как Индия, Индонезия, Пакистан и Филиппины), могут не суметь восстановить или сохранить поддержку населения И власть, если им не будет оказана помощь для более скорого улучшения экономической и социальной структуры, чем могут обеспечить действующие программы.  Исполнительная ветвь власти в настоящее время взялась за изучение проблемы платежного баланса Соединенных Штатов и тех мер, которые Соединенные Штаты могут предпринять для установления международного экономического равновесия. Это очень важный проект, и работа над ним должна быть поставлена во главу угла. Однако если такая экономическая программа не будет сопровождаться и дополняться не менее дальновидной и энергичной военно-политической программой, нам не удастся остановить и повернуть вспять агрессию Кремля.  4. Переговоры. Следуя своему нынешнему курсу, свободный мир не сумеет эффективно воспользоваться огромным превосходством своего политического, экономического и военного потенциала, для того чтобы установить приемлемый порядок вещей во взаимоотношениях между нациями. Напротив, политическое, экономическое и военное положение в свободном мире уже является неудовлетворительным и продолжит усугубляться, если мы не предпримем действий для того, чтобы изменить направление действующих тенденций.  Эта ситуация препятствует успеху переговоров с Кремлем, так как условия соглашений по важнейшим вопросам, решаемым в настоящее время, будут отражать существующие реалии, а следовательно, будут неприемлемыми, если не сказать катастрофическими, для Соединенных Штатов и остальной части свободного мира. Если бы не были приняты решения и предприняты действия по наращиванию силы Соединенных Штатов и свободного мира в самом широком смысле, то попытки вести переговоры по всеобщему урегулированию на приемлемых для нас условиях оказались бы неэффективными, а сами переговоры, возможно, затянулись бы, тем самым значительно задержав принятие необходимых мер для наращивания нами военного потенциала.  Это правда, несмотря на тот факт, что у Соединенных Штатов сейчас имеется возможность нанести мощный удар по Советскому Союзу в случае войны, потому что реальность в настоящее время заключается в том, что Соединенные Штаты не готовы воспользоваться угрозой нашего нынешнего ядерного преимущества с целью заставить Советский Союз вступить в приемлемые для нас соглашения. При существующем развитии событий Советский Союз не отступит, и единственным возможным основанием для всеобщего урегулирования будут сферы влияния и отсутствия влияния - "урегулирование", которым Кремль воспользуется с готовностью в свою пользу. Идея, что Германия, или Япония, или другие важные регионы смогут существовать в виде нейтральных островов в разделенном мире, нереальна, если учесть планы Кремля на мировое владычество.

Б. Второй курс - изоляция

Следование существующим тенденциям, как было показано выше, постепенно приведет к отступлению Соединенных Штатов от своих нынешних обязательств в Европе и в Азии и к нашей изоляции в Западном полушарии и на подступах к нему. Такая ситуация явится результатом не сознательного решения, а нежелания предпринимать действия, необходимые для того, чтобы поднять уровень наших возможностей до такой степени, чтобы мы смогли выполнять свои обязательства, и, следовательно, отступления под давлением. Такое давление может исходить со стороны наших нынешних союзников, которые будут пытаться искать другие "решения", если они начнут сомневаться в нашей решимости усилить наши попытки по созданию успешно функционирующей политической и экономической системы в свободном мире.  Среди нас существуют сторонники добровольной изоляции.  С поверхностной точки зрения такой образ действий не лишен определенной привлекательности, поскольку он позволит привести в соответствие наши возможности и обязательства за счет сокращения первых и сосредоточения наших текущих, а возможно, и дополнительно сниженных военных расходов на обороне Соединенных Штатов.  Этот аргумент не учитывает относительности возможностей.  Если Соединенные Штаты окажутся в изоляции, то нам придется столкнуться с вероятностью, что Советский Союз быстро захватит большую часть Евразии, возможно, даже не встречая вооруженного сопротивления. За счет этого у него появится потенциал, который будет значительно превышать наш собственный, и он незамедлительно начнет наращивать этот потенциал с целью уничтожения нашей державы, которая, даже будучи изолирована, по-прежнему будет представлять для него угрозу и являться препятствием для установления его миропорядка. Мы перестанем представлять опасность для Кремля, лишь полностью подчинившись его воле. Таким образом, изоляция в конце концов заставит нас либо капитулировать, либо сражаться в одиночку и на оборонительных позициях, причем наши наступательные и контрнаступательные ресурсы будут несравнимо меньше, чем у Советского Союза. (Такое развитие событий является единственно возможным, если только мы не захотим рисковать своим будущим, полагаясь на то, что Советская империя из-за своих чрезмерных размеров или по другим причинам спонтанно разрушит сама себя изнутри.)  Этот аргумент также не предусматривает непредсказуемого, но тем не менее очень сильного воздействия добровольного решения изолироваться на нашу веру в свои силы и в правильность нашего образа жизни. Когда Советский Союз захватит свободные страны, очевидно, что многие американцы ощутят чувство глубокой ответственности и вины за то, что они бросили своих бывших друзей и союзников. Как только Советский Союз мобилизует ресурсы Евразии, повысив свой относительный военный потенциал и уровень угрозы для нашей безопасности, у некоторых появится соблазн принять "мир" на его условиях. В то же время многие будут пытаться защищать Соединенные Штаты за счет создания строго регламентированной системы, которая позволит направить большую часть имеющихся у нас ресурсов на оборонные цели. При таком порядке вещей наш национальный дух начнет разлагаться, а целостность и жизнеспособность нашей системы будут подорваны.  Если мы последуем по этому курсу, то все переговоры будут вестись только на условиях Кремля, потому что нам придется отказаться от всего самого важного.  Существует вероятность, что на определенном этапе нашей изоляции многие американцы начнут поддерживать идею внезапного нападения на Советский Союз и территорию, находящуюся под его контролем, в отчаянной попытке резко изменить равновесие сил нанесением сокрушительного удара с использованием оружия массового уничтожения. Вряд ли Советский Союз будет ждать такой атаки и не нападет первым. Но даже если бы это было так и даже если бы наше нападение было успешным, очевидно, что Соединенным Штатам придется столкнуться с тягостной необходимостью наведения относительного порядка в отношениях между нациями после такой войны и после многолетней оккупации большей части Евразии Советским Союзом. Эта задача выглядит столь масштабной, а успех столь маловероятным, что разумнее будет попытаться достичь наших целей другими средствами.

В. Третий курс - война

Некоторые американцы выступают за принятие решения начать войну против Советского Союза в ближайшем будущем. Нет никаких сомнений в том, что идея "упреждающего удара" ­ в значении военного нападения, не вызванного военным нападением на нас или наших союзников, - для американцев является неприемлемой ни при каких обстоятельствах. Ее сторонники утверждают, что, поскольку Советский Союз уже сейчас фактически находится в состоянии войны со свободным миром, поскольку тот факт, что Советский Союз не воспользовался своей боевой мощью в полной мере, диктуется исключительно вопросами целесообразности, мы находимся в состоянии войны и должны вести себя соответственно. Некоторые также утверждают, что свободный мир не способен мобилизовать и направить свои ресурсы на то, чтобы противостоять притязаниям Кремля на мировое господство, если только он не окажется в состоянии военного кризиса. В свете исторических событий это сильный аргумент, но соображения против войны настолько серьезны, что свободный мир обязан продемонстрировать неправильность этого аргумента. Доводы в пользу войны основаны на предположении, что Соединенные Штаты смогут осуществить нападение достаточной силы и начать наступление, с тем чтобы завладеть решающим преимуществом для свободного мира в длительной войне и возможно быстро прийти к ее быстрому завершению.  В настоящее время возможность осуществления активных наступательных операций Соединенными Штатами ограничивается нападением с применением атомного оружия. Можно было бы нанести мощный удар по Советскому Союзу, но, судя по оценкам, одних таких операций будет недостаточно, чтобы заставить или побудить Кремль капитулировать, и Кремль по-прежнему сможет воспользоваться силами, находящимися под его контролем, для того чтобы захватить Евразию полностью или частично. Это может означать трудную и длительную борьбу, в процессе которой свободные институты Западной Европы и большое количество свободолюбивого населения будут уничтожены, после чего Западной Европе будет очень трудно восстановиться.  Однако, помимо всего прочего, несмотря на провокационное поведение Советов, большинство американцев сочтет неожиданное нападение на Советский Союз недопустимым. Хотя американский народ, возможно, будет дружно ратовать за повышение боеспособности страны, шок, вызванный сознанием ответственности за совершение внезапного нападения, может оказаться губительным для морали народа. Многие будут сомневаться в справедливости такой войны и в том, что все разумные возможности для мирного урегулирования были добросовестно испробованы. Гораздо большее количество людей в других странах будет придерживаться такого же мнения, в частности в Западной Европе, в особенности в странах, переживших советскую оккупацию, хотя бы уже потому, что Советы к тому времени уничтожат всех своих явных противников. Победа в такой войне мало что нам даст, если это вообще можно будет считать победой в фундаментальном идеологическом конфликте.  Эти соображения не теряют своего значения, несмотря на их умозрительный характер, и они не позволят нам осуществить нападение, если только речь не идет о демонстративном контрударе в ответ на удар, который нам уже непосредственно собираются нанести. (Военные преимущества нанесения удара первыми приобретают особую важность в случае современных вооружений, и этот факт требует, чтобы мы всегда находились в состоянии готовности, с тем чтобы обрушить всю мощь нашего удара, как только на нас нападут, а по возможности еще до того, как Советы смогут нанести нам свой удар.) Если принять аргумент, приведенный в главе IV, то из него следует, что "простого" решения не существует и что единственный способ одержать уверенную победу заключается в том, чтобы разрушить планы Кремля, постоянно развивая моральные и материальные преимущества свободного мира и проецируя их в советский мир таким образом, чтобы способствовать изменению советской системы изнутри.

Г. Оставшийся курс действий - быстрое наращивание политического, экономического и военного потенциала в свободном мире

Ускоренное по сравнению с тем, что предусматривалось ранее, наращивание политического, экономического и военного потенциала, а тем самым и уверенности свободного мира в своих силах представляет собой единственный курс, который сообразуется с прогрессом в достижении нашей фундаментальной цели. Подрыв планов Кремля требует создания свободным миром успешно функционирующей политической и экономической системы и энергичного политического наступления на Советский Союз. Для этого, в свою очередь, требуется надежный военный щит, под прикрытием которого эти системы смогут развиваться. Необходимо обладать достаточной военной мощью для того, чтобы сдержать по возможности советскую экспансию и разгромить в случае необходимости Советы или инспирируемые Советами силы при осуществлении агрессии как ограниченного, так и тотального характера. Свободный мир обладает огромным силовым потенциалом; его способность развивать свою военную мощь к сопротивлению советской экспансии будет определяться мудростью и волей, которые необходимы для решения его политических и экономических проблем.  1. Военные аспекты. В главе VI говорилось, что военные силы CШA в стратегическом смысле носят скорее оборонительный характер, нежели наступательный, и скорее потенциальный характер, нежели фактический. Из анализа прошлого и из тенденций развития вооружений в их нынешнем виде и в том, который они приобретут в будущем, очевидно, что абсолютно неуязвимой обороны не существует. История военных действий также указывает на то, что благоприятного исхода можно добиться исключительно наступательными действиями. Даже оборонительная стратегия для достижения успеха требует не только сил обороны для удержания жизненно важных позиций, при мобилизации и подготовке к наступлению, но и наступательных сил для нападения на противника и лишения его равновесия.  Силы, которыми мы располагаем или которые находятся в состоянии боевой готовности, должны удовлетворять двум требованиям: поддержанию внешней политики и защите от катастрофы. Для того чтобы обеспечить выполнение второго требования, силы, которыми мы располагаем или которые находятся в боевой готовности, должны быть в состоянии как минимум выполнить определенные базовые задачи: а) Защитить Западное полушарие и ключевые территории союзников, с тем чтобы последние могли наращивать свой военный потенциал.  б) Создать и защитить мобилизационную базу на то время, пока будет осуществляться накопление наступательных сил, необходимых для достижения победы.  в) Вести наступательные операции с целью уничтожения основных элементов советской боеспособности и не давать противнику обрести равновесие до тех пор, пока Соединенные Штаты и их союзники не накопят достаточный потенциал для полномасштабного наступления.  г) Защищать и сохранять за собой линии коммуникаций и места расположения баз, необходимые для выполнения вышеуказанных задач.  д) Предоставлять союзникам помощь, необходимую для выполнения ими отведенной им роли в вышеуказанных задачах.  В широком смысле способность выполнить эти задачи потребует от Соединенных Штатов и их союзников поднять свою военную мощь до такого уровня, чтобы как на начальном этапе, так и на протяжении войны их объединенные силы превосходили силы, которые смогут выставить Советский Союз и его сателлиты. Если говорить более конкретно, то нет необходимости обеспечивать соответствие сил с силами Советского Союза по каждому пункту, но следует обеспечить адекватную оборону на случай воздушной атаки на Соединенные Штаты и Канаду и на случай воздушной и наземной атаки на Соединенное Королевство и Западную Европу, Аляску, западную часть Тихого океана, Африку и Ближний и Средний Восток, а также на протяженные линии коммуникации, ведущие к этим территориям. Кроме того, обязательным условием при наращивании нашей военной мощи является рост нашего технического превосходства за счет усиленной эксплуатации научного потенциала Соединенных Штатов и наших союзников.  Силы такого масштаба и характера нужны не только для защиты от катастрофы, но и для поддержки нашей внешней политики. На самом деле можно возразить, что увеличение имеющихся военных сил и сил повышенной готовности необходимо скорее для сдерживания будущего агрессора, чем для создания силового ядра и мобилизационной базы, на основе которых будет строиться гигантская мощь, необходимая для обеспечения победы. Например, как в Первой, так и во Второй мировой войне победители обладали достаточными для победы силами в конце войны, при том что они не располагали достаточным потенциалом и силами повышенной боеготовности для того, чтобы предотвратить войну. Частично это произошло потому, что они не обладали достаточным военным потенциалом для того, чтобы обеспечить жесткую линию внешней политики. В любом случае, очевидно, что быстрое и значительное наращивание силы в свободном мире необходимо для поддержания твердой политики, направленной на то, чтобы остановить стремление Кремля к мировому господству.  Более того, Соединенные Штаты и другие свободные страны не обладают готовыми силами для противодействия Советам в местных конфликтах, поэтому им придется смириться с потерей позиций или воспользоваться такими действиями в местном масштабе в качестве повода для войны, к которой мы не готовы. Эта ситуация вызывает серьезное беспокойство наших союзников, особенно в Западной Европе, для которых тотальная война означает прежде всего советскую оккупацию. Таким образом, если наши совокупные силы не будут значительно увеличены в ближайшем будущем, наши союзники постепенно станут проявлять нежелание поддерживать проводимую нами твердую внешнюю политику и начнут все более активно искать другие решения, несмотря на то что они понимают, что политика умиротворения означает поражение. Важное преимущество четвертого курса действий состоит в наличии психологического фактора ­ возрождения уверенности и надежд на будущее. Разумеется, мы понимаем, что любое публичное объявление о принятии рекомендованного курса будет эксплуатироваться Советским Союзом в его кампании по борьбе за мир и может вызвать нежелательный психологический эффект в определенных частях свободного мира, пока не осуществлено значительное увеличение военного потенциала. Поэтому в любых публичных заявлениях относительно политического курса и характера принимаемых мер следует делать акцент на их оборонительную суть и постараться по возможности свести к минимуму отрицательные реакции внутри страны и за рубежом.  2. Политический и экономический аспекты. Ближайшие задачи, для выполнения которых наращивание военной силы является необходимым, хотя и недостаточным условием, заключаются в возобновлении инициативы в холодной войне и создании ситуации, в которой Кремль сочтет целесообразным изменить свою линию, прежде всего ослабив напряженность и давление, а затем постепенно отступив. Соединенные Штаты не могут в одиночку обеспечить ресурсы, необходимые для такого наращивания военной силы. Другие свободные страны должны взвалить на себя часть этого бремени, но их способность и решимость сделать это будет зависеть от тех действий, которые Соединенные Штаты предпримут для наращивания собственного потенциала и от проводимой ими соответствующей внешнеэкономической политики. Улучшение политических и экономических условий в свободном мире, как уже было подчеркнуто выше, необходимо в качестве основы для укрепления воли к сопротивлению и обеспечения необходимых средств, динамичного утверждения цельности и жизнеспособности нашего свободного и демократического образа жизни, от которого будет зависеть наша окончательная победа.  В то же время мы должны постоянно предпринимать шаги для того, чтобы снизить влияние Кремля внутри Советского Союза и в других регионах, находящихся под его контролем. Нашей целью будет установление дружественных нам режимов, неподвластных влиянию Кремля. Такие действия необходимы для того, чтобы отвлечь внимание Кремля, лишить его почвы под ногами и заставить Советы затрачивать значительные ресурсы на осуществление контрмер. Другими словами, мы воспользуемся методами холодной войны, которые применяет Советский Союз, против самого Советского Союза.  Программа по быстрому наращиванию силы и улучшению политических и экономических условий потребует с нашей стороны недюжинного ума и смелости; она будет дорогостоящей; она будет опасной. Но полумеры будут еще более дорогостоящими и опасными, потому что они являются недостаточными и могут фактически послужить поводом для войны. Бюджетные соображения потребуется подчинить жесткому факту, который заключается в том, что на карту может быть поставлена независимость нашей нации, не более и не менее.  Необходима подробная и решительная программа по достижению мира и подрыву планов Кремля, составленная таким образом, чтобы она могла на долговременной основе обеспечивать осуществление наших национальных задач. Она должна включать в себя по возможности:  Развитие политической и экономической системы, необходимой для осуществления наших долговременных задач.  Значительное увеличение расходов на военные цели для выполнения задач, перечисленных в пункте Г-1.  Значительное увеличение программ военной помощи, рассчитанных на развитие сотрудничества, которые бы в необходимой мере эффективно удовлетворяли потребности наших союзников для выполнения задач, перечисленных в пункте Г-l-д.  Рост программ экономического содействия и признание необходимости продолжения этих программ до тех пор, пока их цели не будут достигнуты.  Объединение усилий по разрешению проблемы платежного баланса США, следуя курсу, уже получившему одобрение Президента.  Развитие программ, рассчитанных на повышение и поддержание уверенности среди других народов в нашей силе и решимости и на ведение открытой психологической войны, направленной на поощрение массового отказа населения от соблюдения верности Советам и подрыв планов Кремля всяческими способами.  Усиление активных и своевременных мер и операций тайными средствами в сфере методов ведения экономической, политической и психологической войны с целью разжигания и поддержания недовольства и бунтарских настроений в отдельных стратегических государствах-сателлитах.  Развитие системы внутренней безопасности и программ гражданской обороны.  Усовершенствование и повышение активности действий разведки.  Снижение федеральных расходов на цели, не связанные с обороной и помощью иностранным государствам, в случае необходимости в ущерб некоторым важным программам.  Повышение налогов.  Важнейшими предпосылками успеха этой программы являются: (а) консультации с руководителями конгресса, направленные на то, чтобы добиться для программы законодательной поддержки, не связанной с партийными взглядами, и (б) представление общественности подробного разъяснения фактов и последствий действующих международных тенденций.  Программа будет дорогостоящей, но здесь уместно будет вспомнить о диспропорции, существующей между потенциальными возможностями советского и несоветского миров. Советский Союз в настоящее время направляет 40 процентов имеющихся у него ресурсов (национальный валовой продукт плюс репарации, в совокупности составившие в 1949 году около 69 млрд долларов США), на военные расходы (14 процентов) и на инвестиции (26 процентов), большая часть из которых поступает в отрасли, связанные с развитием обороны. В случае необходимости Советский Союз может увеличить количество ресурсов, выделяемых на эти цели, до 50 процентов, или одну четвертую часть.  Соединенные Штаты в настоящее время выделяют около 22 процентов своего национального валового продукта (225 млрд долларов в 1949 году) на военные расходы (6 процентов) и в виде инвестиций (14 процентов), малая толика которых поступает в оборонную отрасль. (Как говорилось в главе V, "боевая ценность", получаемая на один доллар расходов в Советском Союзе, значительно превышает аналогичную величину в Соединенных Штатах главным образом за счет чрезвычайно низкого уровня жизни военного и гражданского населения в Советском Союзе.) В случае острой необходимости Соединенные Штаты могли бы выделять до 50 процентов своего национального валового продукта на эти цели (как это было во время последней войны), что будет означать увеличение нынешних расходов непосредственно и косвенно на военные цели и помощь иностранным государствам в несколько раз.  С точки зрения экономики в целом программа необязательно приведет к снижению уровня жизни, потому что экономические результаты программы могут способствовать увеличению национального валового продукта на большую сумму, чем та, которая уходит на удовлетворение военных целей и оказание помощи иностранным государствам. Одним из наиболее важных уроков, извлеченных из опыта Второй мировой войны, является тот факт, что американская экономика, когда она работает на уровне, близком к максимальной производительности, может обеспечивать огромные ресурсы для целей, не связанных с гражданским потреблением, при сохранении высокого уровня жизни. В период между 1939 и 1944 годом, с учетом скидки на ценовые изменения, расходы на персональное потребление выросли примерно на одну пятую, несмотря на то что тем временем в экономике увеличилось количество ресурсов, поступающих в распоряжение правительства, на 60-65 млрд долларов (по ценам 1939 года).  Такое соотношение между потенциалами Советского Союза и Соединенных Штатов совпадает с соотношением потенциалов советского мира и свободного мира и играет важнейшую роль при рассмотрении возможных курсов Соединенных Штатов.  Это сравнение дополнительно подчеркивает тот факт, что проблемы, с которыми сталкиваются свободные страны в своих попытках построить эффективно функционирующую систему, относятся не столько к сфере экономики, сколько к сфере политики. Построение такой системы может потребовать ускоренного движения по направлению к более тесному сотрудничеству свободных государств в соответствии с концепцией Объединенных Наций. Очевидно, что наши долгосрочные задачи требуют укрепления Объединенных Наций или организации, которая ее заменит, которая будет отвечать за поддержание мира и порядка в системе, основанной на свободе и справедливости. Очевидно также, что объединяющий идеал такого типа сможет разбудить и активизировать в свободных людях скрытую духовную энергию, и они с энтузиазмом поддержат позитивную программу, направленную на обеспечение мира, далеко не ограничивающуюся подрывом кремлевских планов и открывающую такие широкие горизонты для будущего, которые сторицей оправдают временные жертвы.  Угроза свободному миру, связанная с разработкой Советским Союзом атомных и других вооружений, будет расти неуклонно и достаточно быстро. В настоящее время Соединенные Штаты обладают заметным ядерным превосходством над Советским Союзом, которое в сочетании с потенциальными возможностями Соединенных Штатов и других свободных государств в области других сил и вооружений сдерживает агрессивные действия Советов. Это дает возможность Соединенным Штатам в сотрудничестве с другими свободными государствами начать действия по наращиванию вооружений для поддержания жесткой политики, направленной на подрыв планов Кремля. Ближайшая цель наших усилий по построению в свободном мире эффективной политической и экономической системы, поддерживаемая соответствующей военной силой, - отложить и предотвратить катастрофическую ситуацию, которая может возникнуть в 1954 году, если мы будем следовать нашим действующим программам в свете возможного наличия у СССР водородной бомбы. Если мы будем действовать незамедлительно и энергично, таким образом, чтобы, так сказать, отодвинуть эту дату в более позднее будущее, то за это время возможно изменение условий, отступление Советов и расстройство их планов, которое вызовет необходимые изменения в советской системе. Однако времени у нас мало, а риск войны, пока мы решаем, наращивать ли нам вооружения, растет неуклонно.

Выводы и рекомендации

ВЫВОДЫ

Вышеприведенный анализ показывает, что вероятность наличия у Советского Союза водородной бомбы и термоядерной бомбы значительно повышает угрозу безопасности Соединенных Штатов. Эта угроза носит тот же характер, что и угроза, описанная в документе NSC 20/4 (утвержденном Президентом 24 ноября 1948 года), но она гораздо более актуальна, чем считалось раньше. В частности, Соединенные Штаты в настоящее время вынуждены рассмотреть вероятность того, что в течение последующих четырех-пяти лет Советский Союз будет обладать военным потенциалом, достаточным для нанесения внезапного ядерного удара такой силы, что Соединенным Штатам необходимо будет обладать гораздо более значительными количествами общих воздушных, наземных и морских вооружений, ядерных вооружений, а также возможностями противовоздушной и гражданской обороны для предотвращения войны и обеспечения разумной уверенности в том, что в случае войны они сумеют пережить изначальный удар и продолжать осуществление своих конечных задач. В свою очередь, такая вероятность потребует от нас активизации наших усилий в области разведки, а также исследований и разработок.  Учитывая близость опасности, нижеследующее перечисление угроз со стороны Советов, содержащееся в документе NSC 20/4, остается актуальным:  14. Наиболее серьезную угрозу для безопасности Соединенных Штатов в обозримом будущем представляют враждебные планы и чудовищная мощь СССР, а также сам характер советской системы.  15. Методы политической, экономической и психологической войны, которые в настоящее время использует СССР, грозят ослабить позиции Соединенных Штатов в мире и помешать работе традиционных институтов за счет применения средств, граничащих с методами ведения открытой войны, если им не будет оказано достойное сопротивление со стороны нашего государства и других некоммунистических стран.  16. Риск войны с СССР является достаточно высоким для того, чтобы Соединенные Штаты в соответствии с соображениями здравого смысла занялись вплотную адекватной и своевременной подготовкой к войне.  Несмотря на то что нынешние оценки показывают, что советские лидеры, возможно, не намереваются начинать по своей инициативе вооруженные действия, в которые могут оказаться вовлечены Соединенные Штаты, вероятность того, что они могут намеренно прибегнуть к войне, не исключена.  В настоящее время и в обозримом будущем имеется постоянная опасность, что война может разразиться либо в результате просчета Советов в отношении решимости Соединенных Штатов воспользоваться всеми имеющимися у них средствами для обеспечения собственной безопасности из-за неправильного истолкования Советами наших намерений, либо из-за неправильного восприятия Соединенными Штатами реакции Советов на меры, которые могут быть предприняты нами.  17. Возможное советское господство над территорией Евразии независимо от того, будет ли оно достигнуто путем агрессии или подрывными и политическими средствами, является неприемлемым для Соединенных Штатов со стратегической и политической точек зрения.  18. Способность Соединенных Штатов в мирных условиях или в случае войны противостоять угрозе собственной безопасности или добиваться своих целей будет значительно ослаблена причинами внутреннего характера, среди которых важную роль играют:  Тщательно организованный шпионаж, подрывная работа и саботаж, в частности осуществляемые за счет хорошо организованных и согласованных действий коммунистов.  Длительная или повышенная экономическая нестабильность. Отсутствие внутриполитического и социального единства. Недостаточность или избыточность вооружений или затраты на помощь иностранным государствам.  Чрезмерное и непредусмотрительное растрачивание наших ресурсов в мирное время.  Падение престижа и влияния США, связанное с колебаниями или политикой умиротворения, или недостатком умений и воображения в проведении внешней политики, или попытками уйти от ответственности за судьбы мира.  Появление ложного чувства безопасности, связанного с обманными изменениями советской тактики.  Хотя тенденции, перечисленные в параграфе 18, могут значительно ослабить силы Соединенных Штатов и их союзников при попытках бороться с советской угрозой их безопасности, с 1948 года был достигнут существенный прогресс в закладывании фундамента, на котором можно было бы быстро построить достаточный силовой потенциал.  Анализ также подтверждает, что наши задачи в отношении Советского Союза как в мирное, так и в военное время, как указано в документе NSC 20/4 (параграф 19), остаются по-прежнему в силе, равно как и цели и указанные там меры (параграфы 20 и 21). Наши действующие программы по обеспечению безопасности и стратегические планы базируются на этих задачах, целях и мерах:  19. Снизить мощь и влияние СССР до такой степени, чтобы он перестал представлять угрозу для мира, национальной независимости и стабильности в мировой семье наций.  В корне изменить построение международных отношений, осуществляемое действующим правительством России, таким образом, чтобы они соответствовали целям и принципам, изложенным в Уставе ООН.  При выполнении этих задач необходимо приложить усилия, чтобы не нанести непоправимого вреда нашей экономике, а также базовым ценностям и институтам, определяющим наш образ жизни.  20. Мы должны попытаться добиться выполнения наших основных задач невоенными способами, за счет достижения следующих целей:  а) Способствовать и содействовать постепенному удалению неправомерно применяемой российской силы и влияния из регионов, которые в настоящее время располагаются по периметру традиционных российских границ, и превращению государств­сателлитов в независимые от СССР государства.  б) Способствовать появлению у народов России настроений, которые могли бы помочь изменить нынешнее поведение Советов, и создать условия для возрождения национальной жизни групп, демонстрирующих способность и решимость добиться национальной независимости и удержать ее.  в) Развеять миф, благодаря которому народы, не подверженные советскому военному влиянию, находятся в подчиненном по отношению к Москве положении, и заставить мир в целом распознать истинный характер СССР и мировой коммунистической партии, находящейся под руководством Советов, заняв логичную и реалистичную позицию по отношению к ним.  г) Создавать ситуации, которые заставили бы советское правительство признать нежелательность с практической точки зрения действий на основании его нынешних концепций и необходимость вести себя в соответствии с правилами международного поведения, как предписывают цели и принципы Устава ООН.  21. для достижения этих целей Соединенным Штатам необходимо:  а) Поднять уровень своей боеготовности и поддерживать его, насколько это будет необходимо, для сдерживания советской агрессии, в качестве незаменимой опоры для наших взаимоотношений с СССР, для повышения уверенности наций, сопротивляющихся советской политической агрессии, в качестве адекватной базы для незамедлительного выполнения военных обязательств и быстрой мобилизации, в случае если война окажется неизбежной.  б) Обеспечить внутреннюю безопасность Соединенных Штатов перед лицом угроз саботажа, подрывной деятельности и шпионажа.  в) Максимально увеличить наш экономический потенциал, включая усиление нашей экономики в мирное время и создание ключевых резервов, которыми можно было бы незамедлительно воспользоваться в случае войны.  г) Усилить ориентацию несоветских наций на дружественные взаимоотношения с Соединенными Штатами; и помочь таким нациям, которые способны и хотят внести важный вклад в обеспечение безопасности CШA, повысить свою экономическую и политическую стабильность и увеличить свой военный потенциал.  д) Обеспечить максимальное давление на советскую властную структуру и, в частности, создать напряженность в отношениях между Москвой и государствами-сателлитами.  е) Постоянно информировать общественность CШA об угрозах нашей национальной безопасности, с тем чтобы она была готова поддержать меры, которые нам придется предпринять в этой связи.  Однако в условиях наличия у Советского Союза атомных вооружений существует опасность, что действий, которые могут быть предприняты в соответствии с ныне действующими программами и планами, окажется недостаточно как с точки зрения сроков, так и с точки зрения их масштабов для быстрого достижения Соединенными Штатами политических, экономических и военных целей, которые в настоящее время являются жизненно необходимыми.  Следование нынешним тенденциям приведет к существенному сокращению силы вооружений в свободном мире по сравнению с Советским Союзом и его сателлитами. Эта неблагоприятная тенденция является скорее следствием неадекватности наших нынешних программ и планов, нежели ошибок в постановке наших целей и задач. Такие тенденции ведут нас по направлению к изоляции, связанной не с нашим добровольным выбором, а с отсутствием необходимой базы для активных и инициативных действий в конфликте с Советским Союзом.  То, что мы являемся центром власти свободного мира, налагает на Соединенные Штаты суровую обязанность по принятию на себя функций лидера. Мы должны организовать и мобилизовать энергию и ресурсы свободного мира в рамках позитивной программы мира, которая позволила бы сорвать планы Кремля на мировое господство, и создать такое положение в свободном мире, под которое Кремлю придется подстраиваться. Без осуществления таких совместных усилий под руководством Соединенных Штатов нам придется постепенно отступать под давлением до тех пор, пока однажды мы не обнаружим, что пожертвовали позициями, представляющими для нас жизненно важный интерес.  Эту тенденцию необходимо переломить, обеспечив быстрое совместное наращивание фактических вооружений Соединенными Штатами и другими государствами свободного мира. Анализ показывает, что это будет дорого стоить и потребует значительных финансово-экономических изменений.  Осуществление такого наращивания силы, однако, потребует от Соединенных Штатов позитивной программы, выходящей за рамки исключительно оборонительных и контрнаступательных целей в отношении угрозы, которую представляет собой Советский Союз. Программа должна освещать путь к миру и порядку во взаимоотношениях между нациями в рамках системы, основанной на свободе и справедливости, как это предусматривает Устав Организации Объединенных Наций. Кроме того, она должна предусматривать политические и экономические меры и создание военного щита, под защитой которого свободный мир сможет работать над срывом кремлевских планов, используя стратегию холодной войны; потому что все соображения сохранения приверженности нашим фундаментальным ценностям и требованиям нашей национальной безопасности требуют, чтобы мы осуществляли выполнение своих задач с помощью стратегии холодной войны, наращивая свой военный потенциал с тем, чтобы нам по возможности не пришлось им воспользоваться. Единственный путь к уверенной победе заключается в срыве планов Кремля за счет непрерывного развития моральной и материальной мощи свободного мира и ее проецирования в советский мир таким образом, чтобы спровоцировать изменения внутри советской системы. Такая позитивная программа, которая соответствует нашей фундаментальной национальной цели и нашим задачам, необходима, если мы хотим завладеть инициативой и удержать ее, а также обеспечить себе необходимую поддержку и сотрудничество населения в Соединенных Штатах и в остальной части свободного мира.  Программа должна включать в себя план переговоров с Советским Союзом, разработанный и согласованный с нашими союзниками и соответствующий нашим задачам. Соединенные Штаты и их союзники, в особенности Соединенное Королевство и Франция, должны быть всегда готовы к переговорам с Советским Союзом на условиях, соответствующих нашим задачам. Существующее в мире положение, однако, препятствует успеху переговоров с Кремлем, так как условия соглашений по важнейшим вопросам, решаемым в настоящее время, будут отражать существующие реалии, а следовательно, будут неприемлемыми, если не сказать катастрофическими, для Соединенных Штатов и остальной части свободного мира. После того как будет принято соответствующее решение и свободный мир начнет активно наращивать военную силу, возможно, Соединенные Штаты попытаются начать переговоры в надежде, что им удастся заставить Кремль изменить свою позицию с учетом новой ситуации. Если этого сделать не удастся, то нежелание Кремля принять разумные условия или их соблюдать будет способствовать консолидации общественного мнения в свободном мире, направленного на поддержку мер, необходимых для продолжения наращивания вооружений.  В общем, мы должны за счет ускоренного и непрерывного наращивания политических, экономических и военных сил свободного мира, а также с помощью позитивной программы, направленной на то, чтобы вырвать инициативу у Советского Союза, представить ему убедительные доказательства решимости и способности свободного мира сорвать планы Кремля по установлению своего господства над миром. Такие доказательства являются единственным средством, за исключением войны, которое может в конечном итоге заставить Кремль отказаться от его нынешнего курса и пойти на переговоры о приемлемых соглашениях по вопросам ключевой важности.  Успех предлагаемой программы полностью зависит от того, насколько наше правительство, американский народ и все свободные народы сумеют в конечном итоге признать, что холодная война - это на самом деле настоящая война, в которой на карту поставлено выживание свободного мира. Важнейшими предпосылками успеха являются консультации с руководителями конгресса, направленные на то, чтобы добиться для программы законодательной поддержки, не связанной с партийными взглядами, и представление общественности подробного разъяснения фактов и последствий действующих международных тенденций. Выполнение этой программы потребует от нас всех находчивости, жертвенности и единства, диктуемых суровостью проблемы, и настойчивого упорства в достижении наших национальных задач.