logo search
Учебное пособие по СВП Для студентов

Проверка и оценка знаний, навыков и умений военнослужащих.

Военнослужащие усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к выполнению задач по предназначению. Поэтому как для них, так и для командиров важно знать, как они овладели учебным материалом. Это достигается с помощью проверки знаний, умений и навыков. Проверка – важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки командир стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний военнослужащими, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли осмысливать его, делать соответствующие выводы и применять материал на практике. Командир устанавливает также отношение подчиненного к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений.

По результатам проверки командиры отчитываются перед вышестоящими начальниками. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она – важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков.

В соответствии с теми данными, которые получил командир в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала. Но эта система будет нацелена не на какого-то абстрактного военнослужащего, командир построит ее с учетом недостатков в знаниях одного, неустойчивости и нетвердости взглядов другого, пробелов в качестве запоминания у третьего. В ходе дальнейшей работы с подчиненными командир стремится устранить эти недостатки и добивается совершенствования знаний.

При правильном подходе к проверке знаний оценка может стать важным средством управления воспитательной и учебной деятельностью военнослужащих, интенсификации их развития и воспитания.

Важное значение приобретает органическое сочетание проверки теоретических знаний с контролем за ходом самостоятельных, практических занятий военнослужащих, учет приобретенных ими навыков и умений. Весьма актуальна разработка наиболее экономных, объективных методов проверки знаний военнослужащих и их оценки.

Дня правильной постановки проверки уровня знаний военнослужащих большое значение имеет знание некоторых дидактических требований ее проведения.

Внимание и прилежание учитываются, конечно, при проверке знаний, но не как главный их компонент. Учету подлежат прежде всего качество и глубина знаний, навыков и умений. Эти показатели являются определяющими при проверке и оценке знаний. Проверка знаний должна быть всесторонней и проводиться систематически.

Разнообразие видов и методов проверки, недопустимость преимущественного использования одних видов в ущерб другим – следующее важное требование к проверке.

Большое значение имеет соблюдение объективности в подходе к военнослужащим при проверке знаний, а также осуществление единства требований всех командиров к подчиненному.

Виды и методы проверки

В белорусской армии используются три вида проверки знаний: текущая, периодическая и итоговая. Основными методами проверки знаний являются: текущие наблюдения, опрос, письменные работы, отработка практических умений.

По способу организации различают индивидуальную и фронтальную проверку знаний.

Большое распространение при оценке знаний военнослужащих получила текущая проверка знаний. Она дает возможность проконтролировать, как усвоен учебный материал, выявить пробелы в знаниях военнослужащих, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы.

Результаты текущей проверки командир фиксирует в специальном журнале, а затем обобщает при подведении итогов работы за определенный период. Такая постановка работы позволяет командиру исключить всякий элемент случайности в оценке знаний военнослужащих.

Проверенные командиром знания должны быть оценены. В Вооруженных силах РБ принята пятибалльная система оценки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «посредственно» («3»), «плохо» («2») и «очень плохо» («1»).