logo search
Учебное пособие по СВП Для студентов

Порядок совершения марша, его цель, виды и условия совершения.

Марш – это организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж к определенному моменту времени.

При совершении марша танки, самоходная артиллерия и другая гусеничная техника, а также техника, имеющая малый запас хода, могут перевозиться на автопоездах, включаемых в состав колонн.

Марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. Он может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.

Марш совершается скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в ходе боя и в глубоком тылу своих войск – и днем. При этом танковые и мотострелковые подразделения совершают марш, как правило, одной колонной со своими средствами усиления.

Воинской части или подразделению для совершения марша обычно выделяются 1-2 маршрута движения. Они должны выбираться по дорогам, прилегающим преимущественно к лесным массивам или лесопосадкам, а также проходящим вдоль небольших населенных пунктов и по другой закрытой местности. Они по возможности не должны проходить через крупные населенные пункты, узлы дорог, вблизи железнодорожных станций и аэропортов, предприятий атомной энергетики и химической промышленности. В случае, если крупный населенный пункт обойти невозможно, для движения используются окраинные улицы. Открытые участки маршрутов заблаговременно маскируются придорожными или вертикальными масками, а также аэрозолями (дымами). Маскировка обычно осуществляется силами и средствами старшего командира.

Во всех случаях назначаются запасные маршруты, которые подготавливаются одновременно с основными, и используются по указанию командира бригады.

Исходный рубеж (пункт) и рубежи (пункты) регулирования назначаются для своевременного, организованного начала и совершения марша. С этой целью указывается время их прохождения головными частями колонн.

Удаление исходного рубежа (пункта) должно обеспечить возможность вытягивания колонн батальонов (дивизионов) из района расположения войск.

Рубежи (пункты) регулирования, как правило, назначаются через 3-4 часа движения.

Привалы, дневной (ночной) отдых назначаются для проверки состояния вооружения и техники, их технического обслуживания, приема пищи и отдыха личного состава. Привалы назначаются продолжительностью до 1 часа через 3–4 часа движения, а один привал продолжительностью до 2 часов — во второй половине суточного перехода. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых. Для дневного (ночного) отдыха и для привала продолжительностью до 2 часов выбираются районы с условиями, благоприятными для защиты от ядерного и высокоточного оружия и маскировки войск.

Походный порядок части, совершающей марш в предвидении вступления в бой, включает разведывательный дозор, если он высылается, головную походную заставу, походное охранение (либо боковые походные заставы), отряды обеспечения движения, колонны главных сил, колонны подразделений тактического обеспечения и тыла, тыловую походную заставу.

От головного батальона вперед по маршруту целесообразно высылать разведывательный дозор (до усиленного разведывательного или мотострелкового взвода) на удалении 1-3 км от колонны основных сил. В его состав могут входить 2-3 сапера с миноискателем, а иногда со специально подготовленными собаками, проводники из числа местных жителей.

Вслед за разведывательным подразделением целесообразно выдвигать головную походную заставу в составе роты (взвода), а непосредственно за ней – отряд обеспечения движения. В стороны флангов от каждого батальона желательно выдвигать боковые походные заставы (до мотострелкового отделения), с тыла колонны – тыловую походную заставу. Поскольку в вооруженном конфликте задачи обеспечения выдвижения в основном возлагаются на отряды обеспечения движения (ООД), то в отличие от обычных условий целесообразно иметь их более сильными, включая в состав ООД, помимо инженерных подразделений, подразделений РХБЗ и мотострелковые подразделения. По возможности ООД может сопровождаться вертолетами. Командиром ООД целесообразно назначать офицера, имеющего боевой опыт и хорошо знающего не только маршрут выдвижения, но и прилегающую к нему местность, что позволит облегчить выполнение задач инженерной и войсковой разведки. Вслед за ООД целесообразно высылать специально подготовленные подразделения для охраны проверенных мостов, путепроводов, предварительного занятия господствующих высот, а также создания сторожевых постов. По опыту боевых действий ООД в таких условиях целесообразно высылать не за 3-4 часа до выдвижения главных сил, как это принято в обычных условиях, а непосредственно впереди них.

При движении через район активных действий вооруженных групп противника безопасность движения колонн может обеспечиваться, кроме того, сторожевыми заставами (постами) до усиленного мотострелкового взвода, которые последовательно должны развертываться по маршруту движения. При этом расстояние между заставами (постами) должно перекрываться огнем артиллерии и составлять не более 3-5 км. Во всех случаях, выделение сторожевых застав (постов) не освобождает командиров от организации непосредственного охранения колонны.

Населенные пункты, мосты, перевалы следует преодолевать, как правило, на максимальной скорости, чтобы избежать поражения боевых машин и другой техники из ручных противотанковых гранатометов. Колонны главных сил в зависимости от условий обстановки могут иметь различное построение на каждом маршруте, но в любом случае их следует строить с учетом быстрого развертывания в боевой порядок и вступления в бой с ходу. В связи с вероятностью подрыва личный состав десанта боевых машин целесообразно размещать на броне.

Пункты управления командиров всех степеней должны выдвигаться в голове колонны своих главных сил. Управление осуществляется по радио и сигнальными средствами. Связь с прикрывающей авиацией – через авианаводчика, находящегося рядом с командиром батальона.

В случае нападения противника на колонну, подразделениям охраны необходимо завязать с ними бой и огнем всех видов оружия отразить нападение, а колонна главных сил в это время должна увеличить скорость и выйти из-под удара.

Охрана дорог (маршрутов) наилучшим образом может быть обеспечена тогда, когда она рассматривается как неотъемлемая часть задачи охраны района. Иногда важность дороги требует организации отдельного охранения. В последнем случае дорогу целесообразно разделить на ротные и взводные участки, в наиболее опасных пунктах выставить посты, на участках иметь разведдозоры, а главные силы располагать вдоль дороги. Опыт локальных войн показывает, что рота может обеспечить охрану участка дороги протяженностью до 50 км. Считается, что охрана колонны сопровождением наименее эффективна. При этом способе ограничивается количество проводимых колонн, связываются силы и средства охранения, на машинах повышается износ гусеничных лент, утомляются экипажи. Кроме того, охранение может попасть в ту же засаду, что и сопровождаемая колонна. К такому способу охранения следует прибегать только в крайнем случае.

Охрану маршрутов постоянно действующими сторожевыми заставами целесообразно организовывать на главных дорогах, по которым идет основной поток грузов. На других дорогах обеспечение безопасности движения необходимо осуществлять сопровождением колонн общевойсковыми подразделениями, распределяемыми по всей колонне, а также сторожевыми заставами, временно выставляемыми на опасных участках на период прохождения колонн. Сторожевые заставы целесообразно выставлять в местах наиболее сложных участков местности (на переправах, у мостов, в зеленой зоне и др.), создающих благоприятные условия для совершения диверсии и нападения противника на колонну. На каждой заставе (посту) следует иметь дежурные силы и средства в пятиминутной готовности к убытию на место нападения на колонну. Кроме того, на маршрутах должны нести службу подвижные патрульно-комендантские посты на бронетранспортерах, ведя разведку дорог и прилегающей местности путем наблюдения и опроса местных жителей.

При движении по дорогам, не охраняемым сторожевыми заставами, автомобильные колонны целесообразно сопровождать штатными мотострелковыми подразделениями, силы и средства которых необходимо распределять по колонне из расчета один бронетранспортер на 10 автомобилей. На опасные участки маршрутов, а также в места остановок нужно заранее высылать подразделения для организации их охраны по господствующим высотам и выгодным рубежам. Во всех случаях в состав колонн целесообразно включать саперов, авианаводчика и артиллерийского корректировщика. Кроме того, колонны могут постоянно сопровождаться боевыми вертолетами со сменой пар в воздухе.

Колонны на марше должны максимально использовать воздушную разведку, заранее планировать артиллерийский и минометный огонь; между колоннами следует соблюдать определенную дистанцию, с тем, чтобы уменьшить вероятность попадания двух колонн в одну и ту же засаду; весь личный состав подразделений должен овладеть приемами борьбы с засадами.

Оповещение об обстрелах и нападениях противника должно осуществляться немедленно по всем каналам связи. В случае нападения на колонну из засады водители, не останавливая машин, должны вывести их из зоны поражения. Выезжать на обочины дороги не рекомендуется, так как они могут быть заминированы. Личный состав непосредственного охранения при нападении на колонну должен спешиться, поставить дымовую завесу для прикрытия колонны и открыть огонь по противнику. БМП (БТР) огнем с занимаемых позиций должны поддерживать мотострелков.

Колонны главных сил части на марше расчленяются по глубине на колонны подразделений. Дистанции между батальонами (дивизионами) – 2-3 км, между машинами 25–50 м.

При движении по открытой местности в условиях угрозы применения противником разведывательно-ударных комплексов дистанции между машинами могут быть 100-150 м, дистанции между батальонами (дивизионами) в этом случае сокращаются до 1 км. При движении по пыльным дорогам и в других условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые повороты и при движении на повышенной скорости, дистанции между машинами увеличиваются.

Механизированные подразделения на боевых машинах пехоты, а также танковые, в предвидении вступления в бой следуют, как правило, в составе колонн главных сил.

Подразделения артиллерии, привлекаемые к огневому поражению, в зависимости от обстановки, следуют за головными подразделениями главных сил в постоянной готовности к немедленному развертыванию и нанесению ударов.

Подразделения противотанковой артиллерии и инженерных войск, предназначенные для устройства минновзрывных заграждений, следуют между авангардами и главными силами в готовности к отражению атак танков противника.

Зенитно-ракетный дивизион бригады следует по-батарейно в составе колонн главных сил, а иногда и передового отряда в готовности к немедленному развертыванию и отражению ударов противника с воздуха. Кроме того, его подразделения могут заблаговременно выдвигаться вперед для прикрытия главных сил бригады при прохождении ими переправ, других узких мест на маршрутах.

Большая часть инженерно-саперного батальона следует, как правило, с авангардами и головными батальонами для обеспечения их развертывания и вступления в бой с марша.

Рота радиационной, химической и биологической разведки бригады следует за одним из головных батальонов в готовности к немедленному выполнению возложенных на нее задач.

Колонны подразделений технического обеспечения и тыла на марше движутся самостоятельно за главными силами. В предвидении вступления в бой отдельный медицинский отряд бригады, а также часть группы технического обеспечения, автомобильные подразделения с горючим и боеприпасами, следуют непосредственно за одним из головных батальонов.

Походный порядок воинской части для марша вне угрозы столкновения с противником строится с учетом удобства движения, достижения высокой скорости, наименьшего напряжения сил личного состава и сохранения боевой техники. Иногда для гусеничной техники может назначаться отдельный маршрут движения. Состав походного охранения и его удаление от главных сил могут быть меньшими, чем на марше в предвидении вступления в бой.

До начала и в ходе марша, организуется и ведется разведка противника и местности, особенно маршрутов движения, с целью определения состояния дорог, мостов и переправ, уточнения направлений прокладывания колонных путей, обнаружения заграждений, зон заражения, районов разрушений, пожаров и затоплений, и отыскания путей их обхода.

При подготовке к маршу проводится техническое обслуживание вооружения и техники, принимаются меры к увеличению запаса хода техники; запасы ракет, боеприпасов и других материальных средств пополняются до установленных норм, при машинах создаются дополнительные запасы горючего. Запасы военно-технического имущества эшелонируются так, чтобы работы по обслуживанию и ремонту вооружения и техники в ходе марша и по прибытию в назначенный район обеспечивались без затраты времени на его подачу в подразделения.

Неисправные вооружение и технику, которые к началу марша не могут быть отремонтированы, передаются силам и средствам старшего командира, а раненые и больные эвакуируются.

На марше войска должны строго соблюдать установленный порядок, скорость движения, дистанции, меры безопасности и маскировку.

На привалах построение колонн не нарушается: дистанции между подразделениями, установленные для марша, сохраняются; машины в колоннах подразделений останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанции, установленной командиром.

В районах отдыха войска сходят с дорог и размещаются в назначенных им районах по-батальонно, в порядке, обеспечивающем поддержание постоянной боевой готовности и наименьшую затрату времени на вытягивание колонны.

Пополнение израсходованных запасов на марше производится, как правило, в районах отдыха, а дозаправка машин горючим – и на привалах. Раненые и больные на марше после оказания им медицинской помощи на месте, эвакуируются в ближайшие медицинские пункты (учреждения), а при невозможности эвакуации, следуют с медицинскими подразделениями своих батальонов.

Связь на марше обеспечивается, главным образом, подвижными средствами, а в подразделениях, кроме того, и сигнальными.