logo
Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации

2. ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПУТИ ЕЕ УКРЕПЛЕНИЯ

Укрепление воинской дисциплины-- задача, которую коман-дир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения; организации службы и боевой подготовки личного состава л полном соответствии с тре-бованиями уставов и Других руководящих документов; создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности ка-ждым воином и воинским коллективом.

Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, ко-мандир получает возможность качественно и эффективно ре-шать задачи обучения и воспитания личного состава и успеш-но вести боевые действия в военное время.

Сущность и функции воинской дисциплины

Поддержание и совершенствование воинской дисциплины строится на ряде уставных положений, которые определяют, каким воинской должен быть порядок в воинском подразделении и каким образом он обеспечивается.

В.Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплина определяется как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами коман-диров (начальников)». Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина начинается с правил. Без них дисциплины не бывает. Их необходимость, нерушимость и обязательность выполнения должны быть осознаны каждым воен-нослужащим. Одновременно благодаря деятельности командиров, специфической обстановке воинского коллектива происходят при-обретение практического опыта и формирование привычки к по-рядку, который этими правилами определяется. Дисциплина суще-ствует только там, где внедрены четкие правила действий и взаи-моотношений и где они надлежащим образом исполняются. Пра-вила же фактически отсутствуют; если они четко не определены, если военнослужащие их не знают, неправильно толкуют или иг-норируют, пользуясь бесконтрольностью попустительством.

Воинская дисциплина выполняет в жизни и деятельности под-разделения и каждого воина важные функции. Во-первых, она гарантирует «уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего». Дис-циплина позволяет воину «быть уверенным в неприкосновенно-сти его личности, уважении его чести». Она создает в подразде-лении здоровый психологический климат, в котором каждый воин чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышений боевого мастерства, решении служебных задач. Во-вторых, дисциплина обеспечивает ( высокую управляемость подразделения и тем самым определяет его боевые возможности. В-третьих, дисциплина дает возможность с наибольшей эффек-тивностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Работа по укреплению воинской дисциплины

Требуемое состояние воинской дисциплины подразделении достигается усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:

формирование у военнослужащих мораль-ных и боевых качеств, необходимых для ус-пешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Сила-ми, в том числе чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);

четкая организация боевой подготовки и поддержание в под-разделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;

постоянная забота о подчиненных, создание и совершенство-вание в подразделении материально-бытовых условий, благопри-ятствующих дисциплинированному поведению личного состава.

Решая эти задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя в не-обходимых случаях меры убеждения, принуждения и обществен-ного воздействия, справедливо поощряя достойных и взыскивая с нерадивых.

Надежная дисциплина, порядок в подразделении являются ре-зультатом общих усилий каждого военнослужащего в отдельно-сти и коллектива в целом. Они зависят от командования подраз-деления, а также от подготовленности и ответственности млад-ших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы общественных организаций. И чем эффективнее деятель-ность всех перечисленных субъектов, чем выше взаимопонима-ние между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в дан-ном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.

Условия поддержания уставного порядка

Командир эффективно справляется с возложенной на него задачей по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных, если ему удается соблюсти ряд не-обходимых условий.

Одним из важнейших условий является его личная дисципли-нированность. Дисциплина подразделения начинается с дисцип-лины командира, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Молодому воину прежде всего необхо-димо сформировать в своем сознании образ дисциплинированно-го солдата, а это трудно сделать, не имея перед собой авторитет-ного, уважаемого человека, который образцово соблюдает зако-ны, уставы, воинские традиции и приказания начальников.

Личная дисциплинированность командира -- это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения дисципли-нарных функций. Командир, допустивший личную недисципли-нированность, утративший в глазах подчиненных авторитет справедливого и требовательного к себе начальника, теряет фактически и дисциплинарную власть над ними. Внушить мысль «делай то, что говорю, а не то, что делаю» -- напрасный труд.

Личная дисциплинированность командира имеет две состав-ляющие. Первая -- это безукоризненное соблюдение общих обя-занностей военнослужащих, т. е. тех дисциплинарных норм, ко-торые в равной степени относятся ко всем -- и начальникам, и подчиненным. Вторая -- это дисциплина власти, которая означа-ет, недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляе-мых подчиненным.

Если требования начальника произвольны, капризны, свое-корыстны, не согласуются с положениями законов и уставов, они не могут лечь в основу работы по укреплению дисципли-ны, поскольку противоречат ее духу. Предъявляющий подоб-ные требования начальник сам является нарушителем дисцип-лины и может привлекаться к дисциплинарной и даже уголов-ной ответственности.

Другое условие - командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хо-рошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделе-нием и частью. При этом необходимо твердо знать функциональ-ные обязанности подчиненных и морально-психологические воз-можности своего подразделения. Командирское искусство вклю-чает также умение конкретизировать задачу каждого должност-ного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зре-ния исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих при-казаний, приказов вышестоящего командования.

Важным условием в работе по укреплению воинской дисцип-лины является опора на положительное. Необходимо чуткое отно-шение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности. Так; например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановле-ние порядка -- это очень ценное проявление дисциплинированно-сти. На это нацеливают и требования воинских уставов; всем воен-нослужащим предписывается «содействовать командирам (началь-никам) в поддержании порядка и дисциплины» (статья 16 Устава внутренней службы; статья 8 Дисциплинарного устава).

Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубо-кое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, иму-щества. Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчи-ненных. Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.

Одним из наиболее сложных направлений в укреплении дис-циплины является борьба с «дедовщиной» во всех ее проявлени-ях. Воинская дисциплина, пока еще не изжита «дедовщина», строится фактически в конкурентной среде. «Дедовщина»-- это тоже своего рода «порядок», который можно" охарактеризовать как «антидисциплина», поскольку там тоже есть свои «правила» и «традиции». Негативный потенциал этих «правил» и «тради-ций» направлен прежде всего против личного достоинства воен-нослужащих, против войскового товарищества. Это создает серь-езные проблемы в решении задач, стоящих перед подразделени-ем и частью, так как разрушает воинский коллектив, подрывает сами основы воинской дисциплины. Чем планомернее № глубже работа командиров по наведению твердого уставного порядка, тем меньше шансов у «дедовщины» и других нарушений дисцип-лины на укоренение в воинском коллективе.

Важным дисциплинарным механизмом в коллективе выступают воинские традиции. В них отражается опыт, примеры образцовой дисциплинированности, имевшие место в военной истории. В по-вседневных условиях люди ведут себя чаще всего так, как это предписано традициями. Однако не все традиции являются нравст-венно здоровыми и полезными для дела дисциплины. Поэтому не-обходимо поддерживать и развивать положительные традиции и создавать предпосылки отторжения традиций негативных.