logo
lection 3

Вопрос 14. Специальные технико-криминалистические средства и методы собира­ния данных о внешнем облике человека.

1. Система методов габитоскопии.

2. Технико-криминалистические методы собирания данных о внешнем облике человека.

Успешное и своевременное установление личности скрывшихся преступников и дру­гих лиц, интересующих правоохранительные органы, зависит в значительной мере от того, насколько умело, точно и полно собрано и зафиксирована информация о признаках внешно­сти лиц, подлежащих установлению.

Криминалистическое понятие собирания сведений о признаках внешности чело­века базируются на общепризнанном понятие собирания доказательств и включает действия по обнаружению, фиксации, изъятию и сохранению полученных данных, о внеш­нем облике человека.

Таким образом, содержанием процесса собирания являются поиск и фиксация полу­ченных данных о признаках внешности.

Поиск информации начинается с определения объектов-носителей информации о внешности человека: память лица, описание, содержащиеся в различных документах, на­глядное изображение.

1.1) Данные о внешности одного человека, содержащиеся в памяти другого (мыслен­ный образ), является наиболее распространенным носителем информации о признаках внешности человека.

Мысленный образ - это представление о внешности, созданное на базе восприятия в процессе сложной деятельности человеческого сознания, это относительно устойчивый образ человека, который в данный момент не вызывает ощущений и не воспринимается.

Формирование мысленного образа происходит под влиянием факторов субъективного и объективного характера.

Факторы субъективного характера включают в себя постоянные (врожденные или приобретенные) и временные свойства и состояния личности.

К постоянным свойствам и состояниям личности относятся: возраст, пол, антрополо­гические признаки человека, качество его зрения, зрительной памяти, наблюдательности, изобразительных способностей, рода постоянных занятий, профессии и другие.

Возраст оказывает воздействие на восприятие многих признаков внешности и, в осо­бенности признаков внешности, корректирующих с возрастом наблюдаемого человека. Так, дети редко воспринимают и запоминают признаки, требующие известного жизненного опы­та, развитой наблюдательности. К таким признакам относятся признаки роста, телосложения, возраста, жестикуляции и т.п. Дети подробно описывают одежду, обувь, прическу, цветовые характеристики прически, глаз.

1) Имеет значение и пол очевидца. Женщины и мужчины по-разному воспринимают внешность. Экспериментально доказано, что мужчины поверхностно знакомятся с предъяв­ляемым объектом, а женщины больше времени тратят на прием информации, доходя до более глубокой детализации объекта. В результате, как правило, женщины имеют более яркий и более детальный образ, меньше затрачивают времени на опознание, чем мужчины.

Принадлежа к определенному антропологическому типу человек, в состоянии точно воспринимать особенности внешности лиц своего типа и не всегда в состоянии вос­принять особенности лиц другого антропологического типа, поскольку представители по­следнего чаще всего кажутся ему похожими друг на друга.

Качество и полнота мысленного образа зависят от состояния зрения и внимания. Чем слабее зрение, рассеянное внимание, тем беднее окажется мысленный образ.

Особое значение имеет степень развития такой способности человека, как наблю­дательность. Наблюдательный человек в состоянии воспринять не только внешний облик в целом, но и отдельные его детали, признаки.

Изобразительные способности у субъекта - носителя медленного образа - означа­ют его способности воспроизводить (изображать) внешний облик человека. Общеизвестно, что профессиональные художники, актеры, фотографы отличаются наблюдательностью, точ­ностью анализа признаков.

Имеется ряд профессий или постоянных занятий, которые связаны с накоплением опыта, навыков, развивающих способность к наблюдению, запоминанию! и воспроизведе­нию внешних признаков человека. Это профессии парикмахера, гримера, косметолога, порт­ного, массажиста и некоторые другие.

2) Временные субъективные факторы проявляются в определенных обстоятельствах. К их числу относится роль человека в событии, настроение, эмоции, состояние человека в си­туации восприятия.

На содержание мысленного образа оказывают влияние и факторы объективного харак­тера, такие как характеристики внешнего облика объекта восприятия и условия восприятия.

К характеристикам внешнего облика объекта, оказывающих влияние на восприятие и формирование мысленного образа относятся пол, возраст, антропологический тип и другие общефизические признаки внешности. Замечено, что при сходстве внешних характеристик личности воспринимающего и воспринимаемого мысленный образ оказывается более точным. При прочих равных условиях, человек с яркой внешностью, отдельными броскими предметами запоминается лучше.

К другим важным объективным факторам относится условия восприятия - освещение объекта, расстояние до него наблюдателя, продолжительность восприятия, положение на­блюдаемого в процессе восприятия его внешности.

Сохранение мысленного образа зависит от психологических особенностей очевидца и условий формирования мысленного образа, поэтому он может сохранятся различное время и быть более или менее отчетливым. Только в крайних случаях содержание мысленного образа остается достаточным для использования в установлении личности спустя месяцы после на­блюдения скрывавшегося.

Однако, такие случаи единичны и объясняются особенностями памяти конкретного человека. В связи с этим необходимо стремиться в ходе собирания информации о признаках внешности к быстрейшей и надежной фиксации сведений, содержащихся в мысленном обра­зе.

Информация о внешности, содержащаяся в памяти людей, может быть непосредст­венной, т.е. полученной при личном восприятии, или опосредствованной, т.е. исходящей от других лиц. Естественно, что наибольшее значение для целей установления личности имеет непосредственная информация, что очень важно учитывать при оценке достоверности соб­ранных сведений.

Описание - это второй тип источников-носителей информации о внешнем облике че­ловека.

Описание служит материальной формой отображения внешнего облика человека, оно также субъективно по своей природе. Сведения, имеющиеся в описании, зависят от многих личностных характеристик не только очевидца, но и человека, составляющего описание.

Описание признаков внешности обычно содержится в разных документах.

В заявлениях, письмах о совершившихся или готовящихся преступлениях, наряду с социально-демографическими данными об определенном лице, могут иметься сведения о признаках его внешности.

Более подробные сведения о признаках внешности можно найти в протоколах допроса потерпевших, свидетелей, протоколах осмотра места происшествия, предъявления для опо­знания, актах освидетельствования живых лиц, протоколах осмотров трупов, рапортах, справках и других документах.

В медицинских документах имеются антропологические сведения, данные о перене­сенных заболеваниях, хирургических операциях, которые часто оставляют заметные следы на теле и лице. Для установления личности человека по его останкам очень важные сведения из стоматологических учреждений, так как состояние зубов достаточно полно фиксируется в его медицинской карте.

В материалах военкоматов, наряду с социально-демографическими сведениями о при­зывниках, имеются данные об их признаках внешности. Может быть, информация о некото­рых признаках внешности в документах ДОСААФ, спортивных обществ, например, антро­пометрические данные и т.п.

Описание признаков внешности содержат сводки-ориентировки, розыскные письма, плакаты-листовки и другие материалы.

Другой большой группой носителей информации о внешности являются наглядные изображения внешнего облика человека. Это, прежде всего фотоснимки, их репродукции, в том числе типографские, кинокадры, видеомагнитные записи и телевизионные изображения, рентгеноснимки и флюрограммы.

Фотоснимки - наиболее часто носитель информации о признаках внешности. По ним можно составить целостное представление о внешнем облике человека. Из всех видов фото­портретов наиболее пригодны для установления личности сигналетические (опознаватель­ные) снимки.

Часто используются и фотокарточки для паспорта, удостоверения личности, различ­ных пропусков, личного дела и других документов.

Иногда в качестве носителей информации используются портреты, изготовленные ти­пографическим способом (публикация фотоснимков в местных газетах, изготовление специ­альных листовок-плакатов).

Источниками данных о внешности человека могут быть кинокадры, которые дают полное представление о функциональных (походке, мимике и т.п.) и многих других призна­ков внешности, а также видеомагнитофонные записи.

Данные о внешности могут отражать рентгеноснимки, флюрограммы. Наряду со строением черепа и других частей скелета они фиксируют контуры наружных покровов тела, отчасти признаки внешнего строения лица и головы. Особенно ценны в этом смысле про­фильные изображения головы.

Внешность человека может быть отражена в субъективных портретах.

При установлении личности умерших в качестве источников данных о внешности мо­гут использоваться маски с лица, которые снимаются с лиц умерших, не подвергавшихся значительным посмертным изменениям. Источниками информации о внешности умерших могут быть и останки человека - труп, череп, кости скелета.

2. Собирание информации о внешности человека в целях установления личности про­изводится в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Фиксация (закрепление) информации о внешности завершает процесс ее собирания. Она производится с помощью описания, фотографирования, изготовления субъективных портретов, посмертных масок, реконструкции лица по черепу.

Описание - наиболее распространенная форма фиксации информации о внешнем об­лике человека. Различают два вида описания: произвольное и систематизированное.

Произвольное - это описание, данное свидетелем, очевидцем в словах и выражениях, используемых в обычной речи.

Систематизированное (упорядоченное) - это описание внешности по методу словесно­го портрета.

Словесный портрет - это метод систематизированного (упорядоченного) криминали­стического описания внешнего облика человека при помощи специально выработанной тер­минологии в целях розыска и установления преступников и иных лиц.

Что означает термин "систематизированное (упорядоченное) описание"? Такое описа­ние должно быть:

достоверным, т.е. описание должно содержать лишь несомненно установленные при­знаки внешности;

полным - т.е. в него должно быть включено достаточное для установления человека количество признаков;

определенным, т.е. в описании должен быть четко определен вариант признака, что исключает возможность различных толкований описаний;

-единообразны, т.е. должна применяться единая терминология повсеместно.

Описание по методу словесного портрета осуществляется при соблюдении определен­ных правил:

1) МАКСИМАЛЬНАЯ ПОЛНОТА ОПИСАНИЯ, НО БЕЗ ИЗЛИШНЕЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ.

Соблюдать это правило необходимо потому, что заранее, когда составляется описание неизвестно, какой из признаков внешности сыграет главную роль при установлении личности.

Однако это не означает, что во всех случаях нужно очень подробно описывать все при­знаки. Полнота описания, прежде всего, зависит от того для каких целей составляется описа­ние. Для проведения отождествления требуется более подробное описание, чем для розыска.

Подробно целесообразно описывать лицо без вести пропавшего, неопознанный труп, неизвестного больного, т. е. лиц, которые будут поставлены на учет.

Максимальная полнота описания должна определяться в соответствие с назначением этого описания. Так, описание внешности трупа будет значительно полнее, чем описание, предназначенное для ориентировки.

Определение признаков внешности следует осуществлять применительно к "нормаль­ному" положению тела человека, за которое принята вертикальная ориентация фигуры. Го­лова должна при этом быть ориентирована относительно горизонтальной плоскости, прохо­дящей через нижний край глазниц и верхние края ушных отверстий.

Признаки определяются с учетом характеристик внешности при обычном ее виде: чер­ты лица находятся в нормальном состоянии при сомкнутых без напряжения челюстях, спо­койном, устремленным вперед взгляде.

2) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПИСАНИЯ.

Для более легкого запоминания, уменьшения возможности упущения отдельных при­знаков, а также для облегчения сравнительного исследования различных описаний, внешние признаки человека необходимо описывать в определенном порядке - от общего к частному, сверху вниз.

В начале описания указывается поло-возрастная и национальная принадлежность лица, а затем последовательно характеризуются:

а) анатомические признаки: фигура в целом (рост, телосложение), голова (лицо), от­дельные ее части, туловище и конечности;

б) функциональные признаки;

в) особые (броские) приметы:

Описание составляется последовательно от общего к частному (от целого к части), т.е. в начале характеризуется элемент внешности в целом, а затем его части. Например, сначала описывается лицо в целом, а затем лоб. Или описывается нос в целом, а затем переносье и т.д.

Описание частных элементов составляется в определенном порядке главным образом по принципу "сверху вниз". Так, при фиксации элементов лица в начале характеризует воло­сяной покров (прическу), затем лоб и другие элементы. Завершается описание указанием признаков подбородка.

Элементы внешности характеризуются как в положении анфас, так и в профиль. При составлении описаний анатомических элементов внешности указываются их формы (контур, величина, положение, цвет, количество, наличие, степень симметрии (парные элементы), а также степень выраженности (см. раздаточный материал)).

Сопутствующие элементы (одежда, мелкие носильные вещи) характеризуют по их производственным и отражательным признакам.

Во внешнем облике человека выделяют и составляют описание особенностей, а также особых примет.

К особым приметам относятся:

признаки резко отклоняющиеся от групповых;

характеристики непостоянных и случайных элементов внешности;

- крайние степени выраженности определенного элемента;

характеристики заметных следов травм и операций;

аномалии и уродства;

характеристики признаков и содержание татуировок.

3) УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.

В практике работы органов внутренних дел часто приходится сталкиваться с описани­ем внешних признаков человека, даваемым свидетелем, потерпевшим. Как правило, это опи­сание производится посредством бытовой терминологии, обычными житейскими словами: "красивые глаза", "милое лицо", "глаза туманные" и т. п. Описания, составленные бытовыми терминами, разными лицами понимаются по-разному.

Единообразное описание внешних признаков человека возможно только при употреб­лении специальной терминологии. Именно за счет правильного применения специальных терминов, которые разработаны медиками, математиками и др. специалистами, можно точно описать внешность человека, устранить разночтение описания.

Подробно специальную терминологию мы будем изучать на практических занятиях.

4) ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ ГОЛОВЫ (ЛИЦА) ОПИСЫВАЮТСЯ В АНФАС И ПРОФИЛЬ ПО ПРИЗНАКАМ: РАЗМЕР, ФОРМА, КОНТУР, ПОЛОЖЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ЦВЕТ.

Размер определяется визуальным сравнением с размером других частей тела, головы. Выражается в таких понятиях, как малый (низкий), средний, большой (высокий).

Например, высота лба определяется в сравнении с другими частями лица: носовой, ро­товой.

Форма выражается применительно к формам геометрических фигур (круглый, оваль­ный, треугольный, прямоугольный, квадратный и т. д.) или в сравнении с формой общеизве­стных предметов (грушевидный, миндалевидный).

Контур может быть выражен сравнением с очертаниями линий (прямой, дугообразный, выпуклый, извилистый и т. п.).

Положение определяется по отношению к вертикали, горизонтали и другим частям лица (тела) и выражается в таких относительных понятиях, как горизонтальный, опущенный, скошенный, приподнятый: выше, ниже, правее.

Положение лба: вертикальный, выступающий, скошенный. Положение основания но­са: горизонтальное, опущенное, приподнятое.

Цвет характеризуются в общепринятых понятиях. Например, волосы черные, светло-русые, русые, темно-русые, рыжие и т. п. (для определения цвета элементов внешности, осо­бенно предметов одежды, используется общепринятая терминология спектра цветов, можно использовать криминалистический атлас цветов).

Особенность означает редко встречающийся признак (это может быть очень своеоб­разная форма, контур, размер, положение или цвет элементов лица).

Следует иметь ввиду, что для одних элементов анатомии основным будет такой при­знак, как размер, для других - форма или положение и т. п. :

Таковы основные правила описания внешних признаков человека по методу словесно­го портрета. Более подробно мы будем их рассматривать на семинаре и отрабатывать на практических занятиях.

Иногда по описаниям трудно воссоздать внешний облик, устанавливаемого лица. В таких случаях целесообразно получить субъективный портрет.

Субъективные портреты - это изображение лица, фигуры человека, изготовленные в соответствие с представлениями о его внешности.

Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами, в том числе оперативными работниками, следовате­лями, специалистами (криминалистом, художником).

Значение субъективных портретов заключается в том, что они дают цельное зритель­ное представление о неизвестных лицах, заменяют по существу фотографическое изображе­ние, когда при отсутствии снимков необходимо разыскать и установить лицо исключительно по его внешнему облику.

Субъективные портреты, в основном, достаточно, похоже, отражают внешний облик человека. Тем не менее, внешность человека в них отображается не совсем точно и полно. Это объясняется: во-первых, тем, что воспроизводятся лишь те признаки, которые человек хорошо запомнил, остальные признаки случайны и отражаются в портрете как нейтральные, допускаемые очевидцем для создания деятельности изображения; во-вторых, тем, что субъ­ективные портреты не воспроизводят внешность с "фотографической точностью". Степень соответствия портрета облику в каждом конкретном случае определяется множеством усло­вий.

Современной криминалистической практике известны три основных разновидно­сти субъективных портретов: рисованные, композиционно-фотографические и компо­зиционно - рисованные.

Работа при изготовлении любого вида субъективных портретов складывается из трёх этапов: подготовительного, собственного изготовление субъективного портрета.

1-й этап - подготовительный: включает в себя предварительного изучения мыслитель­ного образа создания условия для изготовления портрета, получение произвольного описа­ния скрывшегося преступника.

1-я задача предварительного изучения мыслительного образа решается специалистом путем выяснения условий его формирования и сохранения памяти человека. Эти условия вы­ясняются в ходе ознакомления с материалами дела, в ходе беседы с инициатором составле­ния портрета (оперативным работником или следователем), а также в ходе беседы с очевид­цем. Учитывая ответственный характер этого этапа, беседу с очевидцем необходимо прово­дить с максимальной эффективностью, а не сводить её к формальному ознакомлению с ан­кетными данными и выслушиванию краткого рассказа очевидца о пришествии. В ходе бесе­ды с очевидцем специалист должен создать атмосферу доверия, постараться расположить со­беседника к себе, учесть основные черты его характера (сдержанность, развязанность, склон­ность к фантазированию и т.д.).

В ходе этой беседы решается, и вторая задача этапа имеется ли возможность составле­ния портрета, создается условие для его изготовления.

Если после беседы с очевидцем ясно, что он способен к правильному восприятию, имел возможность, условия для наблюдения, время, прошедшее с момента формирования мысленного образа не слишком велико, то ему разъясняется содержание предстоящей работы, возможности которыми располагает специалист. Разъясняя роль очевидца в создании портрета, особенно подчёркивается, что не ставится цель получить портрет, обладающий "фотографическими" свойствами, а имеется в виду создать похожее на него изображение.

2-я задача, решаемая на подготовительном этапе - это получение от очевидца произ­вольного описание скрывшегося преступника или иного лица.

Не следует стремиться получить детальное описание, необходимо лишь составить представление о наиболее наглядных элементах внешности, которые будут служить отправ­ными точками при подборе изображений для составления субъективного портрета.

3-й задачей, которая решается в рамках предварительного этапа изготовке субъектив­ного портрета является техническая подготовка к изготовлению. Подбирается необходимый материал, если будет рисоваться рисованный портрет; для составления фото- или рисовано - композиционных портретов приводятся в рабочее состояние, имеющихся в распоряжении специалиста комплекты и устройства.

Второй этап - изготовление субъективного портрета заключается в получении пер­вого варианта портрета, отработки его оценки портрета очевидцем, доводки, уточнения портрета очевидцем и утверждения портрета очевидцем. Важно отметить, что в зависимости от вида получаемого портрета различается метод его изготовления.

Рисованные субъективные портреты - это рисунки фигуры в целом, лица человека. Они готовятся обычно художником, хотя не исключается возможность изготовления их са­мим носителем мыслительного образа или по его показаниям оперативным работником, сле­дователем.

Композиционно - фотографические портреты или составленные фотопортреты, или фо­то роботы представляют собой композицию изображения человека, как правило, его лица, из фрагментов фотоизображений различных лиц.

В законченном виде фото композиционные портреты представляют собой лицо чело­века в анфас и выглядят они как обычные фотоснимки.

Идея изготовления портретов неизвестных преступников по показаниям очевидца из фрагментов фотографий была выдвинута и подтверждена в криминалистической практике в 1952 году П. Шабло, начальником региональной службы полиции в Лилле (Франция). Метод получил название фоторобот. Вскоре был предложен ряд модификаций метода, приспособ­лений и приборов для изготовления фото композиционных портретов.

Виды композиционно - фотографических портретов

а). Мозаичного вида. Для отборов фрагментов изображений используют одномасштабные исходные портреты, причём формы и размеры фрагментов произвольные.

б). Композиционные фотопортреты, изготовленные при помощи фотороботов блочно­го типа. Блок представляет собой сброшюрованные фрагменты фотоизображений лиц, закре­плённых с левой стороны. Перекидывая листы - фрагменты можно получить варианты ком­позиционного портрета.

в). Ленточные фотороботы. Этот прибор состоит из 5 гибких лент, несущих изображе­ния: лобной (без бровей), орбитальной (глаза и брови), носовой, ротовой, подбородочной об­ластей лица.

г). Полипроектный фоторобот. Этот прибор позволяет одновременно демонстрировать четыре фрагмента изображения лица на экране. С его помощью можно демонстрировать портрет целиком, изменять размеры демонстрируемого участка по вертикали, а также изме­нять пропорции лица.

Композиционно - рисованные портреты составляются из заранее заготовленных ри­сунков элементов лица. Получаемый портрет выглядит рисованным.

Метод и один из вариантов прибора по изготовлению композиционно -рисованных портретов разработан американским криминалистом Мак-Дональдом и группой специали­стов фирмы "Тоунсенд" в 1959 году ( так называется система "айдентикит" - идентификаци­онный комплект). Вскоре аналогичные приборы были созданы в социалистических странах - Польской Народной Республике, Германской Демократической Республике и в 1968 году - в нашей стране (разработанной во ВНИИЦ СССР ИКР). Обладая теми же положительными ха­рактеристиками фото - композиционных портретов, композиционно - рисованный портрет более широко применяется из-за простоты его получения из научно - типизированных рисун­ков элементов лица.

Применяемый в нашей стране идентификационный комплект состоит из научно обоб­щённых рисунков, детализированных по системе словесного портрета, соответствующих типу лица типичных представителей наиболее распространённых антропологических групп на­селения нашей страны. Комплект рисунков обеспечивает в принципе возможность получения изображения любого типа лица, похожего на оригинал.

Все рисунки, помещённые в альбом, снабжены номерами. По этим номерам легко най­ти нужную плёнку среди набора диапозитивов. Кроме альбома, в комплект входит набор ри­сунков на тонкой прозрачной плёнке. Каждому рисунку альбома соответствует его точное изображение на плёнке. На плёнке помещён индекс рисунка, состоящий из буквенного обо­значения элемента и цифры номера варианта.

Порядок работы с прибором ИКР-2 заключается в следующем. По альбому-реестру подбирается тип лица и нужные варианты элементов внешнего облика, затем находят их в наборе диапозитивов и устанавливают в кассету. В первую очередь отыскивают и устанавли­вают наиболее запомнившиеся изображения элементов внешнего облика, а если таковых нет, то начинают с прически. Затем подбирается и устанавливается изображение нижней части лица, после этого-брови, глаза, нос, в конце - рот.

Таким образом, смонтирован портрет в первоначальном виде. Монтаж завершается определением взаиморасположения изображений, что достигается перемещением в зажимах диапозитивов вверх-вниз.

Полученное изображение оценивается очевидцем, и если оно не удовлетворяет его, то в это изображение вносят изменения. Затем очевидец опять оценивает составленный субъек­тивный портрет, после чего его фотографируют, размножают, фиксируют буквенно-цифровую формулу.

На третьем этапе осуществляется фиксация действий по изготовлению субъективного портрета (составляется справка).

К справке прилагается фототаблица с промежуточными и окончательными варианта­ми портретов.

В последнее время сфера применения субъективных портретов для фиксации инфор­мации о признаках внешности расширилась. Эти портреты стали изготовляться в целях опо­знания обезображенных, разложившихся трупов, особенно при необходимости использова­ния средств массовой информации.

Субъективные портреты также стали применяться при собирании информации о при­знаках внешности по черепу. В данном случае субъективные портреты заменяют графиче­ский способ реконструкции.

Требованиям, предъявляемым к методам фиксации информации о внешности че­ловека, наиболее удовлетворяет фотосъемка. Фотографические изображения или фотокар­точки, фотоснимки, фотопортреты - это целостные изображения человека, как правило, его лица, иногда лица и фигуры. Они могут быть подгрудными, поясными, изображения в рост. Фотографии в виду большой полноты отражения в них признаков внешности человека, объ­ективности, простоты получения, хранения, передачи, концентрации в альбомах и картоте­ках, использования в условиях оперативной и следственной работы получили большое рас­пространение в криминалистической практике. Применение фотографий для целей розыска и идентификации личности преступников началось еще в прошлом веке. К началу нынешнего столетия (1893г.) А. Бертильоном был предложен метод специальной криминалистической, так называемой сигналитической (опознавательной) фотографической съемки с использова­нием условий, правил съемки, применяемых без существенных изменений до сих пор.

Основные правила производства опознавательной фотосъемки.

а) Съемка производится при стандартном положении головы.

б) При сигналитической съемке обязательно фотографирование человека в двух пози­циях: анфас и правый профиль. При съемке в профиль голова фотографируемого располага­ется так, чтобы нижние края глазниц и козелки ушных раковин располагались в одной плос­кости с оптической осью объектива фотокамеры.

Срединная линия лица при съемке анфас должна совпадать со средней вертикальной линией видоискателя фотокамеры. Для съемки в профиль голова располагается так, чтобы прямая линия "угол правого глаза - козелок" составили угол в 15 с горизонтальной прямой линией и правый козелок - нижний край глазницы. В криминалистической литературе встре­чается рекомендации снимать дополнительно в 3/4 оборота головы. Эти рекомендации безус­ловно полезны и в необходимых случаях должны быть учтены.

В необходимых случаях получается снимок в полный рост. При наличии важных при­мет лица, не получивших отображения на упомянутых видах съемок производится съемка лица в любом другом положении, обеспечивающем фиксацию этих примет.

При съемке трупов кроме съемки анфас и в правый профиль обязательно получение снимка левого профиля и еще 2-х снимков в 3/4 оборота головы справа и слева.

в) К основным требованиям сигналитической съемки относится масштаб получаемого изображения - 1/7 натуральной величины нагрудных портретов и 1/20 - в рост. Такое изобра­жение является наименьшим по размерам, отвечающим необходимым требованиям четкости и удобства изучения по снимкам лица.

г) Освещение, применяемое при сигналитической съемке, должно полностью и без ис­кажения выявлять признаки внешности. Таким требованиям удовлетворяет освещение под углом 40-45* к плоскости лица, причем несколько сверху, во избежание глубоких теней на другой стороне лица применяют отражающий экран.

д) Фон - светло-серый, гладкий. Расстояние фотографируемого от него - 1м.

е) Фотографируемый должен быть без головного убора, волосы и детали одежды не должны закрывать существующих элементов лица, в частности ушных раковин, лба. Состоя­ние черт лица должно быть спокойным, при устремленном перед собой взгляде.

Перед фотографированием трупа лицу умершего придается прижизненный вид. Лицо и волосы очищаются от грязи, тщательно гримируются следы травм, пятна, веки раскрыва­ются, глазные яблоки смазываются глицерином для придания им прижизненного блеска.

ж) Ретушь фотоснимков не допустима.

При обнаружении останков человека с разрушенными мягкими тканями прибегают к той или иной разновидности реконструкции останков (графической, скульптурной), которую поручают лицам, владеющим специальной методикой, чаще всего это антропологи или су­дебные медики.

Научная методика реконструкции лица по черепу была предложена советским ученым М. М. Герасимовым. Первая реконструкция в криминалистических целях была изготовлена в 1939 году.

Методика восстановления базируется на статистически определенных зависимостях, существующих между строением костей черепа и толщиной, формой покровных тканей го­ловы и лица. Метод позволяет провести реконструкцию черт внешности не точно, а лишь в известном приближении к действительности, ряд черт (строение ушной раковины, волосяной покров и др.) восстанавливается по усмотрению реконструктора. Тем не менее, отраженных в реконструкции признаков оказывается достаточно для ее успешного использования в целях установления личности.

Так, например, в реконструкции находит отражение близкое к действительным при­знакам возраста, пола, формы и контура затылочной части головы, контуры и относительные размеры свода головы, общий контур лица в анфас и в профиль; степень полноты, величина, пропорции и общая асимметрия лица, общий облик лица - монголоид или европеоид (а не­которых случаях и более точное определение антропологического типа), контуры, форма, размеры положения лба, степень выраженности лобных бугров, межбровья, размерные ха­рактеристики носа, контур его спинки, положение основания, степень его симметрии, общий характер разреза глаз, положение углов глаз, протяженность ротовой щели, толщина и поло­жение губ, величина, форма и положение подбородка, степень оттопыренности ушных рако­вин.

Во многих случаях перечисленных признаков оказывается достаточно, если они наглядны, для близкого к действительности восстановления внешнего облика погибшего. Од­нако, следует иметь в виду, что скульптурный портрет может представить неузнаваемый внешний облик, поскольку не содержит характерных для данного лица признаков, невосста­новимых в реконструкциях - характерное выражение лица, индивидуализирующие лицо внешности, например, складки кожи и т.п.

Графические реконструкции лица по черепу выполняются на той же основе.

И пластические и графические реконструкции лица по черепу производятся в НИЛ МВД РФ и БСМЭ.

Изготовление масок с лица является надежным способом фиксации признаков внеш­ности умерших, погибших, если посмертные изменения незначительны.

Маска передает элементы лица в натуральную величину, отражает объем деталей строения и обеспечивает изучение лица погибшего в необходимых ракурсах. Маску реко­мендуется снимать до вскрытия трупа, так как после него в ряде случаев существенно изме­няется степень выраженности многих элементов лица.

Процесс изготовления маски делится на два основных этапа: получения формы (нега­тивная отливка) и получение самой маски (позитивная отливка).

Маски (слепки) делаются, как правило, из гипса, могут быть получены из силиконо­вых масс (пасты "СКТН", пасты "К").