1.3. Военная доктрина Российской Федерации
Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ № 706 от 24.01.2000 г. Она представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина является документом переходного периода – периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений. В военной доктрине развиваются основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 г. и конкретизируются некоторые установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Правовую основу военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, распространением ее на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.
Необходимо отметить, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира. В этой связи Российская Федерация:
• исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;
• сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;
• проводит совместную с Республикой Беларусь оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств – участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;
• придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;
• рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;
• отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях;
• строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;
• пунктуально выполняет международные договоры Российской Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности;
• выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за решительное повышение эффективности этого режима путем сочетания запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний;
• содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией, согласование военных доктрин, планов, мероприятий и другой деятельности.
Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.
Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.
Россия не применит ядерного оружия против государств – участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме случаев нападения на Российскую Федерацию, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности.
Военную безопасность России обеспечивает военная организация нашего государства. Она включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплекса страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
Главной целью военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Военная организация России постоянно развивается. На современном этапе основными направлениями ее развития являются:
• приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;
• повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы государственного и военного управления;
• совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации государства на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;
• совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
• повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки;
• совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров, специалистов ведущих боевых специальностей);
• повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;
• совершенствование специального информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;
• укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины;
• реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы;
• развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
• совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом.
Приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.
Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.
Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области обороны. Под его общим руководством осуществляется подготовка граждан к военной службе, воинский учет, а также учет транспортных средств, предназначенных для Российских Вооруженных Сил и других войск.
Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами, с учетом характера современных войн, который определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:
• по военно-политическим целям – справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);
• по применяемым средствам – с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;
• по масштабам – локальной, региональной, крупномасштабной.
Основные общие черты современной войны:
• влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;
• коалиционный характер;
• широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
• активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
• стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;
• применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;
• маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил и десантов войск специального назначения;
• поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;
• проведение воздушных кампаний и операций;
• катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
• высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения;
• участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.
Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил России и других войск для отражения агрессии против нее.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Для создания и развития военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, ведение ими военных действий, осуществляется оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны под руководством Правительства Российской Федерации.
Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твердое выполнение военной доктрины.
- Анатолий Тихонович Смирнов, Виктор Алексеевич Васнев Основы военной службы: Учебное пособие Введение
- Раздел I. Основы обороны государства
- Глава 1. Оборона государства – система мер по защите его целостности и неприкосновенности
- 1.1. Конституция Российской Федерации об организации обороны государства
- 1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
- 1.3. Военная доктрина Российской Федерации
- 1.4. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне»
- Глава 2. Вооруженные Силы Российской Федерации
- 2.1. История создания Российских Вооруженных Сил
- 2.2. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания
- Сухопутные войска (св)
- Военно-Воздушные Силы (ввс)
- Военно-Морской Флот (вмф)
- Ракетные войска стратегического назначения (рвсн)
- Воздушно-десантные войска (вдв)
- Войска воздушно-космической обороны
- 2.3. Основные задачи современных Вооруженных Сил России
- 2.4. Другие войска, их состав и предназначение
- Глава 3. Воинская обязанность
- 3.1. Основные понятия воинской обязанности
- 3.2. Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского учета
- Первоначальная постановка граждан на воинский учет
- Обязанности граждан по воинскому учету
- 3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе
- Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям
- 1. Командные воинские должности
- 2. Операторские воинские должности
- 3. Воинские должности связи и наблюдения
- 4. Водительские воинские должности
- 5. Воинские должности специального назначения
- 6. Технические воинские должности
- 7. Прочие воинские должности
- 3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе
- Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
- Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан
- Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования
- 3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу
- Глава 4. Военная служба
- 4.1. Правовые основы военной службы
- Статус военнослужащих
- Права военнослужащих
- Льготы военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- 4.2. Международное гуманитарное право
- 4.3. Военная присяга – клятва воина на верность Родине
- 4.4. Прохождение военной службы по призыву Призыв на военную службу
- Прохождение военной службы
- Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный распорядок
- 4.5. Прохождение военной службы по контракту
- 4.6. Как стать офицером Российской армии
- Подготовка и поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования
- Организация учебного процесса в военных образовательных учреждениях профессионального образования
- 4.7. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
- Военные сборы
- Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
- 4.8. Ответственность военнослужащих
- Дисциплинарная ответственность
- Уголовная ответственность
- 4.9. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – закон воинской жизни
- Глава 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества
- 5.1. Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
- 5.2. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
- Основные виды воинской деятельности и их особенности
- Операторские воинские должности в Сухопутных войсках
- Технологические воинские должности в Военно-Воздушных Силах
- Технологические воинские должности в Военно-Морском Флоте
- 5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих Общие требования воинской деятельности к уровню подготовки призывников
- Морально-психологические требования
- 5.4. Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
- 5.5. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации
- Раздел II. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи
- Глава 6. Символы воинской чести
- 6.1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы
- 6.2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе
- 6.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Ритуал приведения к Военной присяге
- Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части
- Ритуал вручения личному составу вооружения и военной техники
- Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас или вышедших в отставку
- 6.4. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- Форма одежды старшин, сержантов и солдат, проходящих военную службу по призыву
- Глава 7. Боевые традиции Вооруженных Сил России
- 7.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – главные качества защитника Отечества
- 7.2. Памяти поколений – дни воинской славы России
- 18 Апреля – день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242)
- 21 Сентября – день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарским войском в Куликовской битве(1380)
- 7Ноября – день освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612)
- 10 Июня – день победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709)
- 9 Августа – день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714)
- 24 Декабря – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием а. В. Суворова (1790)
- 11 Сентября – день победы русской эскадры под командованием ц. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)
- 8 Сентября – день Бородинского сражения русской армии под командованием м. И. Кутузова с французской армией (1812)
- 1 Декабря – день победы русской эскадры под командованием п.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)
- 23 Февраля – день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918), День защитников Отечества
- 5 Декабря – день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941)
- 2 Февраля – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943)
- 23 Августа – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943)
- 27 Января – день снятия блокады города Ленинграда (1944)
- 9Мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
- 7.3. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
- Раздел III. Гражданская оборона
- Глава 8. Гражданская оборона – составная часть системы обороноспособности страны
- 8.1. Гражданская оборона, ее предназначение и задачи
- 8.2. Современные средства вооруженной борьбы и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
- Ядерное оружие
- Химическое оружие
- Бактериологическое оружие
- Обычные средства поражения
- 8.3. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 8.4. Эвакуация населения из зон поражения
- Правила поведения при эвакуации
- 8.5. Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
- Убежища
- Противорадиационные укрытия (пру)
- 8.6. Средства индивидуальной защиты
- 8.7. Гражданские организации гражданской обороны. Основные мероприятия по защите населения
- Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
- Мероприятия медицинской защиты
- Правила поведения в очаге радиоактивного заражения
- Правила поведения в очаге химического заражения
- Правила поведения в очаге бактериологического заражения
- Правила поведения при землетрясениях
- Правила поведения при наводнениях
- 8.8. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении
- Приложение 1. Учебные сборы
- 1. Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках
- Размещение и быт военнослужащих
- Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
- Организация караульной службы, обязанности часового
- Строевая подготовка
- Строи и управление ими
- Строевые приемы и движение без оружия
- Воинское приветствие
- Огневая подготовка
- Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
- Порядок сборки автомата после неполной разборки
- Приемы и правила стрельбы из автомата
- Производство стрельбы
- Начальное упражнение для стрельбы из автомата
- Тактическая подготовка
- Современный общевойсковой бой и его характеристика
- Действия солдата в бою
- Физическая подготовка
- Утренняя физическая зарядка
- Приложение 2. Альтернативная гражданская служба
- Глава 1. Общие положения
- Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы
- Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
- Приложение 3. Символы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Приложение 4. Ордена и медали России
- Приложение 5. Военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- Приложение 6. Погоны и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
- Приложение 7. Положение о подготовке граждан РоссийскойФедерации к военной службе (извлечения)
- I. Общие положения
- II. Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе
- III. Добровольная подготовка граждан к военной службе
- Приложение 8. Перечень военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
- Список литературы
- Примечания