logo search
курс лекций по МПО

Учебный вопрос. Операции международных сил по поддержанию мира, характер и особенности морально-психологического обеспечения действий войск в миротворческих операциях.

После окончания второй мировой войны, когда закончилось противостояние двух военных коалиций, ведущие мировые державы вновь приступили к переделу мира, но уже совсем другими способами. Период с 1945 по 60-десятые годы 20–го. столетия ознаменовался волной национально-освободительного движения и завоевания колониями независимости. Но нищие освободившиеся страны вновь попали в зависимость от бывших митрополий уже в экономическом плане. За время своего владычества, митрополии устроили свое административное деление. И границы между колониями, что в последствии стали предметом территориальных споров, которые вылились в локальные и региональные вооруженные конфликты и войны (Израиль – Палестина; Индия – Пакистан; Ирак–Кувейт). На эти конфликты не могла не реагировать, созданная в 1949 году ООН, которая была призвана соблюдать незыблемость границ государств. С началом деятельности Организации Объединенных Наций в районы вооруженных конфликтов от имени Совета Безопасности стали направляться межнациональные вооруженные силы в целях разъединения конфликтующих сторон. И по ее решению был создан международный военный контингент для обеспечения мира между воюющими странами и решения спорных вопросов исключительно дипломатическим путем. Наступила эра миротворческих операций по обеспечению мира в горячих точках планеты.

Миротворческие операции имеют ряд серьезных отличий от общепринятых боевых действий. Поэтому операции международных сил по поддержанию мира выступают в качестве объекта для морально-психологического обеспечения. Миротворческие операции имеют задачу по разъединению конфликтующих сторон и локализации конфликтов.

Российская Федерация, начиная с 1992 г. включилась в миротворческие акции как на территории бывшего СССР, так и в других регионах планеты. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на своем заседании 5 января 1996 г. проголосовал на направление российского воинского контингента в составе многонациональных сил в Боснию и Герцеговину. Необходимо также отметить, что поддержание мира и стабильности является неотъемлемым условием существования Содружества Независимых Государств, обеспечивающим экономическое и социально-политическое развитие каждого из его участников и Содружества в целом. На территории СНГ миротворческие силы применялись в Абхазии, южной Осетии, Приднестровье.

К сожалению в настоящее время США и страны блока НАТО стали использовать миротворческие операции как продукт политики двойных стандартов для прикрытия своих захватнических целей – отторжения тех территорий, которые они считают «зоной своих жизненных интересов», причем как правило, находящихся за тысячи километров от ее границ. Они стали использовать миротворческие операции как ширму и инструмент вторжения в другие страны. Яркий пример тому расчленение Союзной Югославии, когда в Косово по их мнению необходимо было провести миротворческую операцию для победы косовских экстремистов и изгнания сербов со своей земли. Мнение ООН было проигнорировано, мандата на операцию выдано не было, Белград не просил ввода войск НАТО, а следовательно – это была агрессия, названная миротворческой операцией.

Миротворческая операцияэто комплекс мероприятий, спланированных по целям, задачам и проводимый государством или группой государств в целях локализации и прекращения вооруженного конфликта без применения силы на территории другого государства на основании мандата, выданного ООН.