logo search
Эссе _ АП(Наумов В

Понятие и правовые основы военной службы

Институт военной службы в современном понимании зародился в Европе в XVII-XVIIIвеках. Именно в это время происходило создание первых регулярных армий, служивших опорой абсолютистским режимам. Росла численность вооруженных сил. Удовлетворить потребности в живой силе за счет наемников или добровольцев становилось невозможно, и на государственном уровне стали вводится различные формы воинской повинности для населения.

С тех пор институт военной службы претерпел существенные изменения. Однако сущность его осталась прежней – государство привлекает граждан для службы в создаваемых им вооруженных силах. Таким образом, военную службу можно определить как особый вид установленной государством на основании закона деятельности человека в специально создаваемых государственных организациях, решающих задачи по защите государства специфическими военными методами.

Рассмотрим то, как решается вопрос с понятием военной службы в законодательстве РФ.

Основным нормативным правовым актом в этой сфере, помимо Конституции, является Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В нем дается легальное определение военной службы, как «особого вида федеральной государственной службы, исполняемой гражданами … в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войсках и органах» (ст.2). Таким образом, военная служба это один из видов государственной службы Российской Федерации.

Ее характерными признаками являются:

Д.Н. Бахрах выделяет также следующие признаки военной службы:

Существует еще одно принципиальное отличие военной службы от иных видов публичной службы: ее комплектование осуществляется не только на добровольной основе, но и на основе призыва.

Следует отметить, что в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба организуется не только в собственно Вооруженных Силах, но и во Внутренних войсках МВД, железнодорожных войсках, органах ФСБ, ФПС, СВР, ФАПСИ, МЧС и некоторых других структурах. Если проанализировать цели деятельности этих ведомств и методы их достижения, то окажется, что они во многом схожи с целями деятельности Вооруженных Сил РФ. Видимо этот факт дал повод Д.Н. Бахраху считать военную службу частью милитаризованной службы, в которую он включает еще правоохранительную, таможенную и горноспасательную службы2.

Точка зрения Д.Н. Бахраха не единственная. Например, Г.В. Атаманчук считает государственную службу целостным социально-правовым институтом и не подразделяет ее на иные службы. Он лишь условно выделяет в ней гражданскую государственную, военную государственную (к ней относится служба в армии и во всех, приравненных к ней структурах) и специальную государственную службу3.

Однако большая часть ученых солидарна с российским законодателем, и не отходит от принципов, установленных ФЗ «О системе государственной службе РФ». Напомним, что данный Федеральный закон выделяет три вида службы: государственную гражданскую, государственную военную и правоохранительную.

На первый взгляд подобные споры имеют исключительно научный характер. Однако это не так. Ответ на вопрос о месте военной службы в системе государственной службы имеет также важное практическое значение, поскольку позволяет сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе в целом и военной службе в частности.