Вопрос Структура, основные формы и направления морально-психологической подготовки в армиях основных стран мира (сша, фрг, Великобритании и др.).
В целях получения наиболее качественных результатов изучения структуры, основных форм и направлений морально-психологической подготовки в армиях ведущих стран мира проведем ее изучение применительно к организационным формам и структуре морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил России.
I. Анализ структуры, задач и форм психологической подготовки в вооруженных силах стран НАТО показывает, что несмотря на их широкий
спектр и специфические особенности, в общем идентичны и могут быть представлены в виде следующих целевых установок:
- формирование взглядов и убеждений военнослужащих, соответствующих характеру государственной и военной политики;
- обеспечение органов военного управления и офицерского состава оперативной военно-политической и служебно-социальной информацией;
- информационное воздействие на сознание и поведение личного состава с целью формирования побудительных мотивов и духовных стимулов к выполнению задач;
- удовлетворение культурных, религиозных и информационных потребностей;
- реклама военной службы, создание и культивирование положительного имиджа вооруженных сил в общественном сознании;
Специфика психологической подготовки в ВС стран НАТО состоит в том, что она направлена, прежде всего, на воспитание у личного состава так называемой “атлантической солидарности”, а в Германии - отличается еще и
приверженностью к традициям, в США– имеет ярко выраженную направленность на “американизацию сознания и мировоззрения” военнослужащих.
При этом отличительными особенностями информационно-воспитательной работы являются следующие:
1. Наличие в войсках широко разветвленной структуры информационного аппарата, который работает, как правило, до батальона включительно. Например:
- в США эти функции выполняют офицеры по связям с общественностью;
- в Германии - офицеры “внутреннего руководства”, штатные и нештатные офицеры информации и прессы;
- в Великобритании - офицеры просвещения и службы новостей;
- во Франции - офицеры-советники общественных отношений, офицеры по традициям, нештатные офицеры по информации.
2. Насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе. Например:
- в армии США выступает командир, и в первую очередь младший командный состав. Командиры в своей работе опираются на специальный аппарат, состоящий из трех специальных служб: по связям с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников.
3. Мощное информационно-методическое обеспечение деятельности командиров по всестороннему информированию военнослужащих.
- в армии США большой популярностью пользуется справочник офицера армии США, кодекс чести офицера, специальные информационные сборники, “бюллетени для войск”, пресс-релизы, сводки новостей, подборки речей официальных лиц и заготовки 20-ти минутных выступлений перед военной и гражданской аудиторией.
- в бундесвере штабом по вопросам “внутреннего руководства” систематически выпускаются целевые брошюры, бюллетени, информационно-пропагандистские материалы, которые рассылаются до роты включительно. В частях и подразделениях созданы специальные комнаты традиций, в которых собраны военные реликвии вермахта, исторические документы.
- в армии Франции один из отделов службы информации и общественных отношений, в частности, издает “Информационные заметки для командиров частей” (два раза в месяц по 6 тыс. экз.), “Информационный бюллетень” (ежемесячно по 1,6 тыс. экз.), “Информационное досье” (25 тыс. экз.).
- в армии Великобритании служба новостей и центральное книжное депо армейского просвещения. Служба новостей занимается изданием и распространением в частях военных периодических изданий и осуществляет теле и радиовещание.
4. Интенсивное использование религиозного воздействия на военнослужащих.
Официальная статистика США утверждает, что приверженность к религии проявляет практически весь офицерский корпус и более 85% рядового и сержантского состава (в бундесвере ФРГ - 96%). Задачи распространения религиозной информации решают службы военных священников (капелланов). “Военный священник, - говорится в специальной инструкции ВМС Норвегии, - является представителем церкви при командире, советником и руководящей силой в области духовной заботы о подчиненных”. В помощь военным священникам создается религиозный актив.
- в ВМС США таких помощников называют лей-лидерами. На авианосцах имеется по 2-3 штатных капеллана (католик, протестант, иудей), на вертолетоносцах и крейсерах - по одному. За одним капелланом в соединении, как правило, закрепляются 3-5 эсминцев, фрегатов и других кораблей
- в армии Великобритании предлагается не сосредотачивать свои усилия на отправлении церковных служб или заучивании с солдатами Библии, а основную часть своего времени отводить на непосредственное личное участие в тренировках, учениях. Религиозное информирование их тесно связано с пропагандой понятий чести, воинского долга, под которым понимается верное служение британской короне и лояльность по отношению к командованию.
- в бундесвере проблемы духовного воспитания военнослужащих решает военно-церковная служба. Религиозное информирование личного состава
священнослужители осуществляют через участие в работе советов по вопросам “внутреннего руководства” при командирах частей, групповые и индивидуальные беседы, отправление религиозных обрядов и богослужений. В бундесвере ФРГ на каждого капеллана приходится около 1,5 тыс. военнослужащих различных категорий, в том числе 120-130 офицеров).
Французские военные священники объединены в отдельную епархию вооруженных сил, т.е., независимы от гражданской церкви. Их деятельность заключается в проведении религиозных мероприятий и религиозной пропаганды среди неверующих военнослужащих, оказании моральной поддержки нуждающимся. Периодически в вооруженных силах проводится общенациональный религиозный день, ежегодное трехдневное паломничество военнослужащих в святое место, ежемесячно - совместная молитва и изучение Библии католическими священниками, а также регулярные богослужения.
После неудачной войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необходимости перестройки системы военно-политического воздействия на военнослужащих. Военные эксперты США считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели нацию к так называемому “вьетнамскому синдрому”.
Преодолеть его была призвана новая система пропаганды - специальная программа министерства обороны - “Командная информация”. Она предназначена для оказания помощи командирам всех уровней в формировании психологического и нравственного облика американских военнослужащих. Основная цель программы - повлиять на сознание и поведение личного состава, чтобы сформировать политически благонадежных людей, обеспечить морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач. Ее объектом воздействия является в основном рядовой и сержантский состав регулярных войск.
Приоритетными направлениями программы являются: равные права и возможности, предотвращение сексуальных домогательств и отклонений, борьба с употреблением алкоголя и наркотиков, а также юридические права и ответственность военнослужащих; денежное содержание, продвижение по службе.
Основные формы и методы информационно-воспитательной работы:
ФРГ - основной формой идеологической обработки в бундесвере является политическое образование (обязательное для всех категорий военнослужащих). Как правило, оно проводится по пяти основным темам: “Основные права и обязанности военнослужащих”; “Бундесвер и НАТО”; “ Парламентская демократия”; “Роль и задачи бундесвера”; “ Общественно-политические системы европейских государств”. Методами обучения являются: лекции, беседы, семинары, дискуссии, просмотры кино - и видеоматериалов.
В США - широко применяется метод так называемой “индокринации”. Сущность этого метода заключается в том, чтобы научить личный состав воспринимать преподносимые командирами идеалы и ценности, как аксиомы, лишить военнослужащего возможности критически мыслить. Занятия по программе “Командная информация” проводятся еженедельно. Помимо плановых еженедельных занятий организованы и специальные курсы для командного состава, целью которых является обучение командиров всех уровней методам разъяснения подчиненным идеалов американского общества. Цель данного этапа обучения является выработка иммунитета против возможного негативного психологического воздействия.
Информирование:
В вооруженных силах Великобритании, например, оно регулярно осуществляется в специально оборудованных при каждой части “комнатах информации”. Группы и офицеры пропаганды и информации (по связям с общественностью) периодически организуют (до отдельной бригады включительно) пресс-конференции, интервью военного руководства, готовят пресс-релизы, посещения представителями прессы и телевидения воинских частей, материалы для информационных агентств. Во французской армии функционируют в частях комиссии по вопросам информирования и условий службы. Их дополняют ячейки социальной, юридической и административной информации. Бундесвер в Германии для личного состава проводит т.н. “войсковые информации” продолжительностью полчаса. Кроме того, здесь распространено проведение “гражданских
информационных дней”, представляющих собой инструктивные сборы военнослужащих, проводимые периодически в течение 4-5 дней.
Роль СМИ в ИВР
Например, в вооруженных силах США широко применяется сеть телерадиостанций. В действующем состоянии находятся 9200 коммерческих и 1700 государственных радиостанций (из них 400 наземных станций - сугубо военные). Система радио - и телеинформирования американских войск в Европе включает 9 радиостанций и 4 телестудии. Радиовещание для военнослужащих ведется круглосуточно, а телепередачи транслируются до 20 часов в сутки. Так, отдел аудиовизуальных средств службы информации и общественных отношений ВС Франции ежегодно готовит самостоятельно или с гражданскими организациями по заказу МО около 30 фильмов, свыше 20 видеомонтажей, 70 видеоклипов, 700 фоторепортажей и 12 тыс. видеокассет. В составе объединенных командований вооруженных сил США в зонах для организации информационного обеспечения на период боевых действий предусматривается развертывание оперативных центров по связям с общественностью. Особое внимание уделяется печати, непосредственно министерство обороны США выпускает более 20 журналов, а в министерствах видов ВС дополнительно издается еще около 80 наименований. Руководители военных СМИ ВС США большое внимание уделяют публикации материалов по выплатам денежного содержания, компенсаций, льгот и привилегий военнослужащих. До 50% публикаций газет вооруженных сил освещают эти проблемы. Так, например, газета ВМС
США “Нейви таймс” по привилегиям на флоте посвящала до 50% печатных материалов. Особую роль в играет рекламно-пропагандистская служба. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военнослужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы. Например, МО ежегодно проводит социологические опросы с привлечением около 10 тыс. юношей и девушек на предмет их отношения к военной службе. Так, “Принципы обеспечения информацией” в вооруженных силах США, подписанные бывшим министром обороны Диком Чейни, заявлено, что “информация будет утаиваться только тогда, когда она может оказать негативное воздействие на интересы национальной безопасности или будет угрожать безопасности или частной жизни лиц, проходящих службу в вооруженных силах”. Причем такие интерактивные сети, как “Линия жизни” ВМС, сеть для семей военнослужащих “Перекресток” ВВС и, вводимая в ближайшее время, система отслеживания качества жизни министерства обороны “Доступ”.
II. Служба социально-правовой защиты военнослужащих, которая надежно обеспечивает им равные с остальными гражданами политические права и социальные гарантии с учетом специфики военной службы.
В Греции созданы многочисленные ассоциации, благотворительные общества и фонды, целью которых является оказание поддержки и помощи армии.
В бундесвере Германии с целью разрешения проблемных социальных вопросов, тайным голосованием избирают посредников из числа унтер –офицеров между личным составом и командованием.
В США важным инструментом в проведении среди военнослужащих социально-правовой работы служат разработанные МО специальные программы: “Равные права и возможности” и “Повышение уровня жизни личного состава”. Основными целями этих программ является:
- поддержание высокого морального духа военнослужащих и членов их семей и обеспечение высокой эффективности их деятельности;
- повышение привлекательности и престижности военной службы;
- обеспечение и поддержание социально-бытового статуса военнослужащих и членов их семей, необходимого уровня их физического развития и интеллектуального состояния;
- обеспечение занятости и повышение образовательного уровня членов семей военнослужащих;
- создание условий для рационального использования внеслужебного времени военнослужащими и членами их семей;
- поддержание благоприятных условий жизни военнослужащих и внедрение в их сознание уверенности в завтрашнем дне и др.
Программа “Равные права и возможности” была разработана на основе анализа национально-психологических особенностей американцев, что позволило определить эффективные формы и методы воздействия на личный состав. Ее основная задача - создать равные стартовые условия для военнослужащих - представителей всех национальностей и обеспечить их единство и сплоченность перед лицом внешних угроз. Реализация программы осуществляется как в процессе индивидуальной подготовки, так и в составе частей и подразделений в рамках морально-психологической подготовки. Занятия проводятся в форме семинаров и собеседований не реже 1 раз в месяц.
В основе программы “Повышение уровня жизни личного состава вооруженных сил” лежит принцип материальной заинтересованности. Программа содержит пять подпрограмм: “Компенсация и льготы”; “Медицинское обслуживание”; “Сокращение длительности пребывания личного состава вне ППД”; “Жилищное обеспечение”; “Обеспечение семей военнослужащих”. По взглядам МО США, чем выше материальная обеспеченность, тем выше и МПС военнослужащих.
- Значимость и необходимость изучаемого предмета.
- 1. Вопрос. Роль морального фактора в современной войне.
- Факторы войны:
- Вопрос. Цели и задачи морально-психологического обеспечения деятельности войск.
- 3. Вопрос Виды морально-психологического обеспечения деятельности войск.
- Направления психологической работы
- Виды психологической подготовки:
- Виды психологической помощи:
- Характеристика уровней морально-психологического состояния военнослужащих:
- Шкала оценки управляемости морально - психологического состояния (мирное время / угрожаемый период)
- 1 Вопрос. Цели, задачи, принципы и содержание морально-психологической подготовки военнослужащих в армиях зарубежных стран.
- Вопрос Структура, основные формы и направления морально-психологической подготовки в армиях основных стран мира (сша, фрг, Великобритании и др.).
- Принципы качества жизни мо сша:
- 1 Вопрос. Основные направления морально-психологического обеспечения при приведении войск в боевую готовность.
- 1 Омсбр
- 1 Омсбр
- 2 Мсб 1 омсбр
- 2 Вопрос. Морально-психологическое обеспечение перегруппировки войск.
- План мпо (карта № 1) на перегруппировку войсковой части 00000 из пункта постоянной дислокации в район боевого предназначения.
- В пояснительной записке указывается:
- Алгоритм работы для принятия решения по мпо на перегруппировку воинской части в район боевого предназначения.
- Вопрос. Боевое дежурство – неотъемлемый компонент боевой готовности боевой готовности.
- 2 Й. Фактор. Преимущественно операторская деятельность в сложной автоматизированной системе
- Требования к личному составу, привлекаемому к несению бд:
- Требования к системе мпо:
- 2 Вопрос. Основные мероприятия морально – психологического обеспечения боевого дежурства.
- Работы по направлениям мпо:
- Вопрос Алгоритм организации морально-психологического обеспечения в ходе несения боевого дежурства.
- Мероприятия мпо по этапам боевого дежурства.
- Мероприятия мпо в ходе боевого дежурства:
- Система морально-психологического обеспечения караульной службы.
- Алгоритм организации морально-психологического обеспечения караульной службы.
- Вопрос. Система морально-психологического обеспечения караульной службы.
- Получив результаты психологического изучения личного состава, начинается работа по подбору и расстановке состава караула.
- Вопрос 2. Алгоритм организации морально-психологического обеспечения караульной службы.
- Второй этап: Теоретическая подготовка.
- 1). Сверка и доработка документов боевой готовности по морально-психологическому обеспечению;
- 2). Обучение должностных лиц приписного состава отделения воспитательной работы воинской части.
- 3.) Обучение и тренировка должностных лиц овр воинской части по алгоритму при приведении в высшие степени боевой готовности;
- 4). Поддержание в исправном и боеготовом состоянии технических средств воспитания информационно-пропагандистской техники.
- 5). Участие в работе суженной комиссии администрации района по порядку использования его инфраструктуры в интересах выполнения задач мпо оборонительного боя.
- 6). Анализ и оценка морально-психологической и информационной обстановки в полосе ответственности соединения.
- Порядок работы должностных лиц при выработке замысла
- Вопрос. Морально-психологическое обеспечение ведения оборонительного боя.
- Порядок мпо в обороне по направлениям работы:
- Вопрос. Особенности морально-психологического обеспечения различных видов оборонительного боя. В ходе обороны водных рубежей:
- При обороне укрепленного района:
- В ходе обороны города:
- Особенности мпо при организации обороны в различных условиях:
- Учебный вопрос. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения наступательного боя.
- Учебный вопрос. Особенности морально-психологического обеспечения различных видов наступательного боя. В ходе форсирования водных преград:
- При прорыве укрепленного района:
- В ходе овладения городом:
- Во встречном бою
- Вопрос. Морально-психологическое обеспечение при подготовке и проведении тактических воздушных десантов.
- Цель мпо тактического десанта:
- Вопрос. Морально-психологическое обеспечение боевых действий в особых условиях.
- Действие сил и средств мпо:
- Действие сил и средств мпо:
- Действие сил и средств мпо:
- Учебный вопрос. Операции международных сил по поддержанию мира, характер и особенности морально-психологического обеспечения действий войск в миротворческих операциях.
- Виды операций по поддержанию мира:
- Принципы миротворческих операций
- Особенности мпо в миротворческой операции:
- 5. Взаимодействие с органами местного самоуправления:
- Вопрос. Содержание основных мероприятий морально-психологического обеспечения, организуемого в ходе контртеррористических операций.
- Порядок работы зквр на основании решения командира части на операцию и его указаний:
- Особенности ивр в контртеррористической операции.
- Особенности психологической работы в операции:
- Учебный вопрос. Сущность управления морально-психологическим обеспечением боя в современных условиях.
- Вопрос Система управления морально-психологическим обеспечением боя и ее структурные элементы.
- Содержание системы управления:
- Вопрос. Алгоритм управления морально-психологическим обеспечением боя.
- Этап выработки замысла мпо.
- Этап принятия решения по мпо.
- Этап практической работы должностных лиц в подразделениях.
- 1 Вопрос. Сущность психологической войны.
- Методы психологического воздействия в психологической войне
- Виды воздействия в психологической войне.
- 2. Вопрос Характеристика и классификация психологических операций. 26 Формы психологического воздействия:
- Психологические операции, проводимые в мирное время.
- По направленности психологические операции делят на:
- 3 Вопрос. Западная модель органов психологической войны
- Существуют четыре вида таких батальонов:
- Батальон подготовки и распространения материалов
- Батальон тактических психологических операций
- 4 Вопрос. Цели, задачи, масштабы и организация тактической психологической операции.
- Порядок проведения психологической операции:
- Используемая литература:
- Сокращения и абривиатура принятая по предмету
- Содержание: