logo search
курс лекций по МПО

Вопрос Структура, основные формы и направления морально-психологической подготовки в армиях основных стран мира (сша, фрг, Великобритании и др.).

В целях получения наиболее качественных результатов изучения структуры, основных форм и направлений морально-психологической подготовки в армиях ведущих стран мира проведем ее изучение применительно к организационным формам и структуре морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил России.

I. Анализ структуры, задач и форм психологической подготовки в вооруженных силах стран НАТО показывает, что несмотря на их широкий

спектр и специфические особенности, в общем идентичны и могут быть представлены в виде следующих целевых установок:

- формирование взглядов и убеждений военнослужащих, соответс­твующих характеру государственной и военной политики;

- обеспечение органов военного управления и офицерского сос­тава оперативной военно-политической и служебно-социальной инфор­мацией;

- информационное воздействие на сознание и поведение личного состава с целью формирования побудительных мотивов и духовных стимулов к выполнению задач;

- удовлетворение культурных, религиозных и информационных потребностей;

- реклама военной службы, создание и культивирование положи­тельного имиджа вооруженных сил в общественном сознании;

Специфика психологической подготовки в ВС стран НАТО состоит в том, что она направлена, прежде всего, на воспитание у личного состава так называемой “атлантической солидарности”, а в Германии - отличается еще и

при­верженностью к традициям, в США– имеет ярко выраженную направленность на “американизацию созна­ния и мировоззрения” военнослужащих.

При этом отличительными особенностями информационно-воспитательной работы являются следующие:

1. Наличие в войсках широко разветвленной структуры информационного аппарата, который рабо­тает, как правило, до батальона включительно. Например:

- в США эти функции вы­полняют офицеры по связям с общественностью;

- в Германии - офицеры “внутреннего руководства”, штатные и нештатные офицеры информации и прессы;

- в Великобритании - офицеры просвещения и службы новос­тей;

- во Франции - офицеры-советники общественных отношений, офицеры по традициям, нештатные офицеры по информации.

2. Насыщенность высококвалифицированными специалистами по информационной работе. Например:

- в армии США выступает командир, и в первую очередь младший командный состав. Командиры в своей работе опираются на специальный аппарат, состоящий из трех специальных служб: по связям с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников.

3. Мощное информационно-методическое обес­печение деятельности командиров по всестороннему информированию военнослужащих.

- в армии США большой популяр­ностью пользуется справочник офицера армии США, кодекс чести офи­цера, специальные информационные сборники, “бюллетени для войск”, пресс-релизы, сводки новостей, подборки речей официальных лиц и заготовки 20-ти минутных выступлений перед военной и граж­данской аудиторией.

- в бундесвере штабом по вопросам “внутреннего руководства” систематически выпускаются целевые брошюры, бюллетени, ин­формационно-пропагандистские материалы, которые рассылаются до ро­ты включительно. В частях и подразделениях созданы специальные комнаты традиций, в которых собраны военные реликвии вермах­та, исторические документы.

- в армии Франции один из отделов службы информации и общественных отношений, в част­ности, издает “Информационные заметки для командиров частей” (два раза в месяц по 6 тыс. экз.), “Информационный бюллетень” (ежемесяч­но по 1,6 тыс. экз.), “Информационное досье” (25 тыс. экз.).

- в армии Великобритании служба новостей и цент­ральное книжное депо армейского просвещения. Служба новостей занимается изданием и расп­ространением в частях военных периодических изданий и осуществляет теле и радиовещание.

4. Интенсивное использование религиозного воз­действия на военнослужащих.

Официальная статистика США утверждает, что приверженность к религии проявляет практически весь офицерский корпус и более 85% рядового и сержантского состава (в бундесвере ФРГ - 96%). Задачи распространения религи­озной информации решают службы военных священников (капел­ланов). “Военный священник, - говорится в специальной инструкции ВМС Норвегии, - является представителем церкви при командире, советником и руководящей силой в области духовной заботы о подчиненных”. В помощь военным священникам создается религиозный актив.

- в ВМС США таких помощников называют лей-лидерами. На авианосцах име­ется по 2-3 штатных капеллана (католик, протестант, иудей), на вер­толетоносцах и крейсерах - по одному. За одним капелланом в сое­динении, как правило, закрепляются 3-5 эсминцев, фрегатов и других кораблей

- в армии Великобритании предлагается не сосредотачивать свои усилия на отправлении церковных служб или заучивании с солдатами Библии, а основную часть своего времени отводить на непосредственное личное участие в тренировках, учениях. Религиоз­ное информирование их тесно связано с пропагандой понятий чести, воинского долга, под которым понимается верное служение британской короне и лояльность по отношению к командованию.

- в бундесвере проблемы духовного воспитания во­еннослужащих решает военно-церковная служба. Религиозное информирование личного состава

священнослужители осуществляют через участие в работе советов по вопросам “внутреннего руководства” при команди­рах частей, групповые и инди­видуальные беседы, отправление религиозных обрядов и богос­лужений. В бундесвере ФРГ на каждого капеллана приходится около 1,5 тыс. военнослужащих различных категорий, в том числе 120-130 офицеров).

Французские военные священники объединены в отдельную епар­хию вооруженных сил, т.е., независимы от гражданской церкви. Их деятельность заключается в проведении религиозных мероприятий и религиозной пропаганды среди неверующих военнослужащих, ока­зании моральной поддержки нуждающимся. Периодически в вооруженных силах проводится общенациональный религиозный день, ежегодное трехдневное паломничество военнослужащих в святое место, ежемесячно - совместная молитва и изучение Библии католическими священника­ми, а также регулярные богослужения.

После неудачной войны во Вьетнаме руководство Пентагона сделало выводы о необходимости перестройки системы военно-политического воз­действия на военнослужащих. Военные эксперты США считают, что именно недостатки в информировании войск и общественности привели на­цию к так называемому “вьетнамскому синдрому”.

Преодолеть его была призвана новая система пропаганды - специальная программа министерства обороны - “Командная информация”. Она предназначена для оказания помощи командирам всех уровней в формировании психологического и нравственного облика американских военнослужащих. Основная цель программы - повлиять на сознание и поведение личного состава, чтобы сформировать политически благонадежных людей, обеспечить морально-психологическую готовность к выполнению поставленных задач. Ее объектом воздействия является в основном рядовой и сержантский состав регулярных войск.

Приоритетными направлениями программы являются: равные права и возможности, предотвращение сексуальных домогательств и отклонений, борьба с употреблением алкоголя и наркотиков, а также юридические права и ответственность военнослужащих; денежное содержание, продвижение по службе.

Основные формы и методы информационно-воспитательной работы:

ФРГ - основной формой идеологической обработки в бундесвере является политическое образование (обязательное для всех категорий военнослужащих). Как правило, оно проводится по пяти основным темам: “Основные права и обязанности военнослужащих”; “Бундесвер и НАТО”; “ Парламентская демократия”; “Роль и задачи бундесвера”; “ Общественно-политические системы европейских государств”. Методами обучения являются: лекции, беседы, семинары, дискуссии, просмотры кино - и видеоматериалов.

В США - широко применяется метод так называемой “индокринации”. Сущность этого метода заключается в том, чтобы научить личный состав воспринимать преподносимые командирами идеалы и ценности, как аксиомы, лишить военнослужащего возможности критически мыслить. Занятия по программе “Командная информация” проводятся еженедельно. Помимо плановых еженедельных занятий организованы и специальные курсы для командного состава, целью которых является обучение командиров всех уровней методам разъяснения подчиненным идеалов американского общества. Цель данного этапа обучения является выработка иммунитета против возможного негативного психологического воздействия.

Информирование:

В вооруженных силах Великобритании, например, оно регулярно осуществляется в специально оборудованных при каждой части “комнатах информации”. Группы и офицеры пропаганды и информации (по связям с общественностью) пе­риодически организуют (до отдельной бригады включительно) пресс-конференции, интервью военного руководства, готовят пресс-ре­лизы, посещения представителями прессы и телевидения воинских час­тей, материалы для информационных агентств. Во французской армии функционируют в частях комиссии по воп­росам информирования и условий службы. Их дополняют ячейки соци­альной, юридической и административной информации. Бундесвер в Германии для личного состава проводит т.н. “войсковые информации” продолжительностью полчаса. Кроме того, здесь распространено проведение “гражданских

информационных дней”, представляющих собой инструктивные сборы военнослужа­щих, проводимые периодически в течение 4-5 дней.

Роль СМИ в ИВР

Например, в вооруженных силах США широко применяется сеть телерадиостанций. В действующем состоянии находятся 9200 коммерческих и 1700 государственных радиостанций (из них 400 наземных станций - сугубо военные). Система ра­дио - и телеинформирования американских войск в Европе включает 9 радиостанций и 4 телестудии. Радиовещание для военнослужащих ведется круглосу­точно, а телепередачи транслируются до 20 часов в сутки. Так, отдел аудиовизуальных средств службы информации и общест­венных отношений ВС Франции ежегодно готовит самос­тоятельно или с гражданскими организациями по заказу МО около 30 фильмов, свыше 20 видеомонтажей, 70 видеокли­пов, 700 фоторепортажей и 12 тыс. видео­кассет. В составе объединенных командований вооруженных сил США в зонах для организации информационного обеспечения на период боевых действий предусматривается развертывание оперативных центров по связям с общественностью. Особое внимание уделяется печати, непосредственно министерство обороны США выпускает более 20 журналов, а в министерствах видов ВС дополнительно издается еще около 80 наименований. Руководители военных СМИ ВС США большое внимание уделяют публикации материалов по выплатам денежного содержания, компенсаций, льгот и привилегий военнослужащих. До 50% публикаций газет вооруженных сил освещают эти проблемы. Так, например, газета ВМС

США “Нейви таймс” по привилегиям на флоте пос­вящала до 50% печатных материалов. Особую роль в играет рекламно-про­пагандистская служба. Основная ее цель - создание и поддержание в сознании военнос­лужащих и широких слоев общественности привлекательного имиджа вооруженных сил и военной службы. Например, МО ежегодно проводит социологические опросы с привлечением около 10 тыс. юношей и девушек на предмет их отношения к военной службе. Так, “Принципы обеспечения информацией” в вооруженных силах США, подписанные бывшим министром обороны Ди­ком Чейни, заявлено, что “информа­ция будет утаиваться только тогда, когда она может оказать нега­тивное воздействие на интересы национальной безопасности или бу­дет угрожать безопасности или частной жизни лиц, проходящих службу в вооруженных силах”. Причем такие интерактивные сети, как “Линия жизни” ВМС, сеть для семей военнослужащих “Перекресток” ВВС и, вводимая в ближайшее время, система отслеживания качества жизни министерства обороны “Доступ”.

II. Служба социально-правовой защиты военнослужащих, которая надежно обеспечивает им равные с остальными гражданами политические права и социальные гарантии с учетом специфики военной службы.

В Греции созданы многочисленные ассоциации, благотворительные общества и фонды, целью которых является оказание поддержки и помощи армии.

В бундесвере Германии с целью разрешения проблемных социальных вопросов, тайным голосованием избирают посредников из числа унтер –офицеров между личным составом и командованием.

В США важным инструментом в проведении среди военнослужащих социально-правовой работы служат разработанные МО специальные программы: “Равные права и возможности” и “Повышение уровня жизни личного состава”. Основными целями этих программ является:

- поддержание высокого морального духа военнослужащих и членов их семей и обеспечение высокой эффективности их деятельности;

- повышение привлекательности и престижности военной службы;

- обеспечение и поддержание социально-бытового статуса военнослужащих и членов их семей, необходимого уровня их физического развития и интеллектуального состояния;

- обеспечение занятости и повышение образовательного уровня членов семей военнослужащих;

- создание условий для рационального использования внеслужебного времени военнослужащими и членами их семей;

- поддержание благоприятных условий жизни военнослужащих и внедрение в их сознание уверенности в завтрашнем дне и др.

Программа “Равные права и возможности” была разработана на основе анализа национально-психологических особенностей американцев, что позволило определить эффективные формы и методы воздействия на личный состав. Ее основная задача - создать равные стартовые условия для военнослужащих - представителей всех национальностей и обеспечить их единство и сплоченность перед лицом внешних угроз. Реализация программы осуществляется как в процессе индивидуальной подготовки, так и в составе частей и подразделений в рамках морально-психологической подготовки. Занятия проводятся в форме семинаров и собеседований не реже 1 раз в месяц.

В основе программы “Повышение уровня жизни личного состава вооруженных сил” лежит принцип материальной заинтересованности. Программа содержит пять подпрограмм: “Компенсация и льготы”; “Медицинское обслуживание”; “Сокращение длительности пребывания личного состава вне ППД”; “Жилищное обеспечение”; “Обеспечение семей военнослужащих”. По взглядам МО США, чем выше материальная обеспеченность, тем выше и МПС военнослужащих.