logo search
lection 3

11 Вопрос: Криминалистическое исследование письма.

Криминалистическое исследование письма является одним из видов криминалистического исследования документов. Оно проводится с целью установления лица выполнившего определенный текст или исполнившего конкретную подпись, что значительно облегчает установление обстоятельств расследуемого преступления и лиц, его совершивших.

Письмо- это средство запечатления и передачи мыслей с помощью письменных знаков (условных обозначений). Умение писать приобретается в результате длительного обучения и формирования сложных устойчивых навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека. В основе образования навыка лежит ее рефлекторная деятельность.

В письме необходимо различать две стороны: смысловую и графическую. Все, что касается содержания написанного относится к смысловой стороне письма, является письменной речью. Графическую сторону письма составляет почерк - относительно устойчивая система движений, отображающаяся в рукописях.

Научными предпосылками судебного почерковедения служат индивидуальность и относительная устойчивость письма. Под индивидуальностью почерка понимают его неповторимость. Даже если пишущий умышленно стремится искажать свой почерк, сделать его неузнаваемым, он не в состоянии отказаться от всех привычек, и движений отработанных до автоматизма. Таким образом, для отождествления личности необходимо использовать совокупность признаков, характеризующих письменную речь и почерк, т.е. письмо в целом.

Признаки письменной речи основываются на смысловой стороне письма. Манера изложения содержания текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас, все это, взятое в совокупности, у разных людей различно и как правило не может быть изменено по желанию пишущего. Поэтому указанные особенности используются для идентификации.

Признаки письменной речи подразделяются па общие и част­ные.

Общие признаки письменной речи — это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас.

Стилистические признаки характеризуют язык, архитекто­нику текста, стиль изложения (официально-деловой, научный, технический, производственный, литературно-художественный, публицистический, бытовой, профессиональный, характерный для преступной среды и проч.).

Лексико-фразсологические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т, п. Среди них можно выделить: профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий; архаизмы — устаревшие слова и вы­ражения; диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности; варваризмы — употребление слон из других языков; жаргонизмы — слова искусственного, услов­ного языка определенных групп людей (жаргона).

Грамматические (орфографические, синтаксические, пунк­туационные) признаки отражают знание исполнителем грамма­тических правил письма. В соответствии с ними общин уровень грамотности исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.

Частные признаки письменной речи:

признаки орфографических навыков — устойчивое непра­вильное написание слов;

признаки пунктуационных навыков, в том числе своеобраз­ное использование тех или иных знаков препинания, разделе­ние текста на абзацы, разделы;

признаки лексико-фразеологических навыков — использо­вание слои в несвойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульга­ризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;

признаки синтаксических навыков — определенное наруше­ние правил синтаксиса, своеобразное использование синтакси­ческих конструкций и т. п.;

признаки стилистических навыков — устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции из­ложения.

Судебная автороведческая экспертиза производится с целью установления автора данного текста па основании анализа отобразившихся в нем особенностей письменной речи. Необ­ходимость в установлении авторства возникает нередко в слу­чаях, когда анонимный документ написан под диктовку или переписан другим лицом, напечатан на пишущей машинке, принтере или другим способом, Путем автороведческого ис­следования возможно также дать автору текста определенную характеристику на основании ряда выявленных признаков, как-то: пола, возраста, образовательного и культурного уров­ня, профессии, происхождения из определенной местности, а также судить о факторах, действовавших на него в период соз­дания текста.

Вопросы диагностического характера, выносимые на разре­шение этого рода экспертизы:

каков пол и примерный возраст автора текста;

каковы социальные характеристики лица (уровень и направ­ленность образования, интеллект, профессия, уровень культуры п т. п.) автора текста;

составлен ли этот текст с намеренным искажением пись­менной речи или лицом в необычном психофизиологическом состоянии.

Вопросы идентификационного характера:

является ли автором текста данное лицо;

является ли автором текста нескольких документов одно и го же лицо.

Объектами автороведческой экспертизы являются тексты документов, исполненные в бытовом, деловом, публицистиче­ском, научном стилях письменной речи. Ими могут быть руко­писные и машинописные документы, документы, изготовлен­ные полиграфическим способом, их копии. Решение вопроса об авторстве текста возможно, если исследуемый текст содер­жит не менее 500 слоя.

Судебная лингвистическая экспертиза письменных и устных текстов — новый род судебных почерковедческих экспертиз. Необходимость производства подобных экспертиз в гражданском, арбитражном, уголовном процессе, административном произ­водстве связана с тем, что в современных социально-экономи­ческих условиях множатся судебные иски по защите чести, достоинства и деловой репутации, авторских и других смежных прав. Без использования специальных лингвистических позна­ний, как правило, невозможно разрешение дел о плагиате, про­изводстве и распространении контрафактной книгопечатной продукции, Весьма востребованы экспертизы этого рода при расследовании и судебном рассмотрении дел об оскорблениях и клевете, возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды, призывах к свержению конституционного строя. Ре­зультаты лингвистического анализа содержательно-смысловой и формальной сторон речевого произведения являются основ­ным источником доказательственной информации как при разрешении гражданско-правовых споров, так и при расследова­нии и судебном рассмотрении уголовных дел, дел об админист­ративных правонарушениях. Следует подчеркнуть, что никаких других источников доказательств по делам этих категорий обычно не существует.

Вопросы диагностического характера, выносимые на разре­шение судебных лингвистических экспертиз письменных и уст­ных текстов:

- является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык предположительно является для него род­ным;

- носителем, какого наречия (диалекта, говора) является автор текста;

является ли творчески-самобытным название, коммерческое имя, товарный знак, слоган, доменное имя;

- содержатся ли в данной статье негативные сведения об оп­ределенном физическом лице, его деятельности и о его личных, деловых и моральных качествах, юридическом лице и др.

Признаки почерка подразделяются на общие и частные. Общие -характеризуют почерк в целом как систему движений. Частные - отражают особенности движений при выполнении отдельных букв их частей и межбуквенных соединений.

К общим признакам почерка относятся:

А) Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка:

-выработанность почерка т.е. уровень владения техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи. По степени выработанности почерк может быть высоковыработанным, маловыработанным и средним;

-координация движений при письме, т.е. точность в соблюдении параметров движения букв и сочетаний элементов, слов, фраз. Она может быть высокой, средней и низкой.

-темп письма (скорый, медленный, средний);

-строение почерка (в его основе находятся характеристики о простоте или сложности почерка).

Б) Признаки отражающие структурные характеристики движений.

-преобладающая форма движений (в соответствии с прописью таковой является прямолинейно-дуговая);

-преобладающее направление движений (здесь необходимо говорить о движениях при выполнении основных и дугообразных элементов);

-размер почерка (определяется относительно строчных букв: большой - более 5 мм; средний - от 2 до 5 мм; малый - до 2 мм.);

-преобладающая протяженность движений по горизонтали и вертикали составляющая разгон почерка (бывает большим, средним, малым, смешанным);

-связность (непрерывность) движений (три степени: большая, средняя, малая, т.е. слитно три и более буквы);

-нажим почерка, т.е. степень и характер затрачиваемых усилий при письме. В) Признаки почерка, отражающие пространственную ориентацию

фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

(топографические).

-размещение самостоятельных фрагментов документов - заголовков и обращений, дат, подписи, текста относительно срезов;

-наличие количество и размер красных строк;

-размер интервалов между строками;

-размер интервалов между словами (малый - равен ширине буквы);

-размещение линии письма относительно бланковой строки;

-положение строк относительно горизонтальных срезов письма;

-форма линии письма в строке (прямая, дуговая, извилистая, ступенчатая);

-наличие в записях арабских и римских цифр.

Частные признаки почерка проявляются в особенностях выполнения букв, их частей и соединений и отражают устойчивую для каждого лица систему мелких автоматизированных движений.

К частным признакам почерка относятся следующие:

-форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейные, дуговые, петлевые, угловатые, извилистые);

-направление движений (снизу вверх; слева направо, левоокружное и наоборот);

-протяженность движений;

-связность движений, т.е. вид соединения элементов в буквах, а так же вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами);

-относительное размещение точек начала, окончания, соединения и пересечения движений;

-последовательность движений;

-сложность движений при выполнении букв (различают обычные, упрощенные и усложненные движения в сравнении с прописями).

Почерк характеризуется:

индивидуальностью, состоящей в неповторимости совокуп­ности признаков почерка конкретного лица;

стереотипностью, воспроизводимостью в почерковых реали­зациях признаков почерка определенного лица в одних и тех же вариантах при минимуме разброса;

вариационностью - устойчивым видоизменением почерка од­ного и того же лица, отображенным в его рукописях, которое является средством приспособления к различным условиям их выполнения.

Существуют основной и дополнительные вариан­ты почерка. Для выполнения подписей используется подпис­ной почерк — программа реализации зрительно-двигательного образа с помощью индивидуальной и динамически устойчивой системы движений;

динамической устойчивостью, состоящей в воспроизводи­мости (повторяемости) свойств почерка (его признаков) и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях, не вызывающих резкого наруше­ния процесса письма.

Указанные признаки имеют большое идентификационное значение для розыска лица оставившего тот или иной текст. Решение такой задачи складывается из четырех этапов:

-осмотр и изучение документа;

-составление розыскной таблицы;

-проверка почерков;

-назначение и производство криминалистической экспертизы.

Уже на стадии предварительного исследования документа возможно установле­ние умышленного изменения \искажения\ письменной речи и почерка, которые могут иметь место при маскировке своего письма и при подражании \имитации\ письму другого лица. Эти изменения вызывают необходимость перестройки присущего опре­деленному лицу динамического стереотипа, сложившегося в процессе формирования навыков письма.

Различают следующие виды маскировок:

-письменной речи \изменение степени стилистических, лексических и грамма­тических признаков\. Так, маскировка стиля изложения содержания рукописи обыч­но состоит в употреблении не свойственных ее автору предложений, в изменении ло­гической связи между предложениями, манеры изложения и построения всей рукописи в целом. При маскировке лексических признаков преступники нередко прибегают к употреблению в тексте нецензурных и жаргонных слов выражений свойственных ли­цам другого возраста, пола, профессии, национальности.

Маскировка общего уровня грамотности заключаются обычно в уменьшении ав­тором рукописи, присущей ему степени грамотности путем подражания письму мало­грамотного лица и внесения в текст синтаксических, орфографических и пунктуацион­ных ошибок. В случаях повышения степени грамотности, чаще всего, фрагментарно воспроизводятся тексты, выполненные более грамотными людьми;

-признаков почерка сознательное изменение устойчивых движений. При та­кой маскировке в рукописях обычно имеются две группы признаков почерка - остав­шиеся без изменения и измененные. Наиболее часто умышленное искажение почерка производится способом : скорописной маскировки при которой сохраняется скоропис­ная форма письменных знаков, а изменяются степень выработанности почерка, его сложность, наклон, размер, разгон, связность, а также отдельные частные признаки;

-подражанием печатному шрифту и - выполнением непривычной для письма рукой; и др.

Как показывает практика, полного изменения признаков письменной речи и по­черка при их умышленном искажении, обычно, достигнуть не удается и в рукописях сохраняется ряд признаков, присущих письменной речи и почерку их исполнителя. Вместе с тем, в рукописях, выполненных с умышленным изменением письменной речи и почерка, содержится ряд специфических измененных признаков, характер которых во многом определяется способом умышленного изменения.

Методика исследования подписей в принципе не отличается от исследования тек­стов, но возможности установления исполнителя по ним более ограничены.

Подделка подписи может производиться: по памяти, рисованием и копирова­нием. Первые два вида решаются средствами графической экспертизы.

Копирование производится: на просвет, через копировальную бумагу передавливанием штрихов, с помощью промежуточного клише и др. способами. При этом достигается наибольшее внешнее сходство по штрихам и размерам с подлинной подписью.

Признаки подделки подписи: замедленный темп движения-остановки, изломы, извилистость штрихов, однообразный нажим, дорисовки, наличие следов предвари­тельной подготовки карандаша или копировальной бумаги, не совпадения вдавлен­ных штрихов со штрихами красителя и др. При влажном копировании - нарушение проклейки бумаги, наличие посторонних штрихов, откопировавшихся вместе с под­писью и др.

При подготовке материалов для криминалистического исследования почерка (подписи), основная задача следователя состоит в том, чтобы представить в распоряжение эксперта доброкачественные сравнительные образ­цы: свободные, условно-свободные и экспериментальные.

Свободными называются рукописи и подписи, выполненные до возбуждении уголовного дела (начала производства по граж­данскому делу) и вне связи с ним. Ими могут являться материа­лы личной и служебной переписки, автобиографии, анкеты, заявления, конспекты, дневники, подписи в платежных ведо­мостях и кассовых ордерах и другие тексты, выполненные соб­ственноручно. Эти образцы могут быть обнаружены по месту работы, учебы, в отделениях милиции, связи, банках, военкома­тах, дома или у родственников и т. д, При их обнаружении не­обходимо удостовериться, действительно ли они написаны ли­цом, заподозренным в исполнении рукописи или подписи. Сво­бодные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст. Поскольку, несмотря на относительную устойчивость, почерк человека может все-таки изменяться с те­чением времени, желательно, чтобы свободные образцы были выполнены примерно в то же время, что и исследуемый доку­мент. Если это невозможно, необходимо выяснить, не перене­сло ли лицо, почерк которого исследуется, за истекший период каких-либо заболеваний, влияющих на почерк (например, заболеваний глаз, руки, психических и проч.), не связано ли изме­нение почерка с преклонным возрастом. Используемый вариант почерка зависит от содержания документа. Поэтому при иссле­довании объемных рукописей предоставляются аналогичные сравнительные материалы. Образцы должны быть выполнены в тех же условиях, что и текст (например, стоя, в том же состоя­нии). Темп письма должен сохраняться, а если рукопись выпол­нена с подражанием какому-либо шрифту, следует разыскать свободные образцы, написанные тем же способом.

Условно-свободными называют тексты и подписи, выполненные после возбуж­дения уголовного дела, но не для экспертизы. К ним относятся протоколы допросов, объяснения, жалобы, ходатайства и другие рукописи, выполненные во время ведения следствия).

Экспериментальными называют образцы, которые выполняются специально для производства экспертизы. Они должны быть сопоставимы с ис­следуемой рукописью (подписью) по всем вышеуказанным па­раметрам. Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включаются слова или фразы из исследуемого доку­мента, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию). Знаки препинания не указываются, правописание слов не объясняется, пишущему предлагается писать так, как он считает правильным. Экспериментальные образцы почерка могут быть отобраны в условиях, максималь­но приближенных к предполагаемым условиям выполнения ру­кописи (подписи), что особенно важно для установления состояния писавшего, в любом виде и количестве, при их изготовлении можно наблюдать за процессом письма. Однако при исполнении пишущий может пытаться умышленно искажать свой почерк.

Для своевременного и качественного проведения исследования в распоряжение эксперта следует предоставить документ подлежащий анализу и доброкачественные сравнительные образцы.

Количество образцов оговаривается со специалистом - почерковедом. При отборе образцов создаются привычные для пишущего условия письма. Образцы должны повторяться не менее трех раз. Если лицо, у которого отбираются образцы почерка, старается его изменить, то необходимо ускорить диктовку, увеличить объем текста или объявить длительный перерыв.

Собрав необходимые материалы, следователь выносит постановление о назначении почерковедческой экспертизы, после чего направляет документ в экспертное учреждение.

В производстве почерковедческой экспертизы выделяются предварительное. раздельное, сравнительное исследования, оценка результатов и формулирование выводов.

На первой стадии эксперт проверяет наличие представленных документов и их достаточность для производства экспертизы, уясняет поставленные вопросы, знакомится с документом в целом, затем с конкретным объектом. Во второй стадии выявляются и анализируются признаки письма в исследуемом документе и образ­цах раздельно. На третьей стадии путем сопоставления фиксируются совпадающие и различающиеся признаки письменной речи, общие и частные признаки почерка. Эксперт обращает внимание на частоту повторяемости разных вариантов как в исследуемой рукописи, так и в образцах почерка предполагаемого исполнителя. Наибольшее идентификационное значение имеют частные признаки, поскольку общие, носят как правило групповой характер. Раздельное и сравнительное исследования сопровождаются составлением разработок и таблиц признаков. В заключительной стадии дается оценка различающимся и совпадающим признакам и формулируются выводы. В заключении эксперт должен объяснить происхож­дение совпадающих и различающихся признаков, и опираясь на имеющиеся методики и свой опыт дать положительный или отрицательный вывод о тождестве.

Таким образом, следует отметить, что криминалистическая экспертиза почерка, как наиболее сложная из производимых в рамках криминалистического исследования документов, требует не только грамотного и профессионального отношения к объектам, но и творческого подхода к процессу назначения и производства экспертиз и исследований.

Почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.

В соответствии с этими целями, при решении идентификаци­онных задач почерковедческой экспертизы могут быть поставле­ны следующие вопросы:

- кем из числа указываемых лиц выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи и данном документе;

- кем выполнена подпись от имени определенного лица: им самим или другим лицом;

- тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста и одном документе выполнены одним лицом.

Диагностические задачи связаны с решением вопросов:

- выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной;

- к какой возрастной группе относится автор рукописного текста;

- не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполни­теля позе и т. п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и проч.), намеренно измененным почерком, с подражанием по­черку конкретного лица, левой рукой;

- не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом?