logo search
ЛЕКЦИИ ПО БЖ и МК(1)

Предисловие

 

Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям. С момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью человека. Перечень опасностей, которым подвергается человек на протяжении своей жизни весьма значителен. Только негативных факторов, воздействующих на человека насчитывается более 100 видов. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только отдельному индивиду, но и той или иной социальной группе, народности, государству, всему человечеству. Поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности главная задача для личности, нации, государства, всего мирового сообщества. При этом следует учитывать то, что абсолютной безопасности не бывает. В то же время существующие потенциальные опасности не означают то, что они неотвратимо реализуются. Кроме того, в случае реализации той или иной потенциальной опасности они могут принести, в зависимости от людских действий, различные по масштабам последствия. Для профилактики опасностей и защиты от них, выработке надлежащего мировоззрения и поведения людей служит наука безопасность жизнедеятельности.

Опасности по своей природе скрыты, постоянны и всеобщи. На Земле нет человека, которому не угрожают опасности. Более того, опасности угрожают и всему человечеству. И не в силах науки избавить человека и общество от существующих опасностей. Задачей науки безопасность жизнедеятельности - снизить потенциальный уровень опасностей и уменьшить последствия от их действий. Можно сказать, что задача науки безопасность жизнедеятельности состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а в том, чтобы на основе изучения общих проблем опасностей выработать такие рекомендации, которые позволят достичь приемлемого уровня безопасности, т.е. такого уровня, с которым можно смириться. Иными словами безопасность жизнедеятельности разрабатывает рекомендации по уменьшению вероятности реализации опасностей и снижению уровня от их действий до допустимых значений, т.е. такие рекомендации, которые не позволяют полностью обезопасить человека и общество от существующих опасностей, но способствуют тому, что последствия от этих опасностей будет значительно меньше, чем если бы эти рекомендации не были разработаны и реализованы.

Таким образом, областью изучения науки безопасность жизнедеятельности является весь спектр опасностей, которым подвергается человек и общество, взаимодействующие со средой обитания. В этом плане следует заметить, что многие исследователи проблем безопасности жизнедеятельности ограничивают область изучения этой науки техносферой. Однако техносфера – это часть биосферы, тесно с ней связанная, и очень часто происходит так, что стихийные бедствия приводят к техногенным авариям и катастрофам и, наоборот, техногенные аварии и катастрофы приводят в действие стихийные силы природы.