logo search
Аварийно-спасательные работы в условиях тушения пожаров

Особенности проведения аварийно-спасательных работ на пожарах в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях

Статистика неумолима: ежегодно в Москве происходит 18-20 тысяч пожаров, в огне которых гибнет до 500 человек. При этом до 80% пожаров приходится на здания жилого сектора и производственные здания.

На всех этапах проведения аварийно-спасательных работ (АСР) каждая минута и даже секунда могут стать решающими в борьбе за спасение человеческих жизней и сохранение материальных ценностей. Поэтому важно отыгрывать время начиная от момента получения информации о пожаре.

Прием информации осуществляется в установленном порядке спасателем, выполняющем обязанности оперативного дежурного. Вызов на пожар может поступить по телефону, радиосети №170 ГУ МЧС России по г. Москве или транковой связи.

Практика показывает, что в большинстве случаев вызов на пожар поступает от диспетчера пожарной охраны.

Получив информацию о направлении дежурной смены на пожар, оперативный дежурный фиксирует точный адрес пожара в специальном журнале и подает сигнал: "Дежурная смена выезд - ПОЖАР" или "Тревога - ПОЖАР".

Следующий этап - сбор и выезд на пожар по указанному адресу. В поисково-спасательных отрядах города Москвы этот этап сокращается до 30-40 секунд с момента получения сообщения о пожаре. Например, в зимнее время, чтобы не тратить время на прогрев двигателя и салона аварийно-спасательного автомобиля, его оборудуют специальным обогревателем.

Определяющим фактором при следовании к месту пожара являются правильно выбранный кратчайший маршрут, мастерство водителя и знание особенностей района пожара.

Движение аварийно-спасательного автомобиля с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью по кратчайшему маршруту и грамотное использование специальных сигналов позволяют значительно сократить время прибытия спасателей. Прибыв по указанному адресу, важно быстро оценить сложившуюся обстановку и разместить аварийно-спасательный автомобиль так, чтобы он не был поврежден осколками стекол и предметов, падающих сверху и во-вторых, чтобы подача аварийно-спасательного инструмента ко всем участкам проведения АСР осуществлялось максимально удобно и быстро.

На пожарах оперативной группе РТП могут быть поставлены в основном следующие задачи:

- спасение людей (вывод пострадавших из задымленных помещений);

- вскрытие металлических конструкций;

- вскрытие металлических дверей (решёток) в жилых домах, металлических дверей гаражей;

- разборка деревянных и металлических конструкций;

- обследование помещений после ликвидации пожара;

- обеспечение работы следователей прокуратуры административного округа или города Москвы;

- освещение места пожара.

Для выполнения вышеперечисленных задач автомобиль должен иметь необходимое оснащение. Достаточность аварийно-спасательного инструмента (АСИ) является немаловажным фактором для успешного и оперативного проведения аварийно-спасательных работ на пожаре.

Для успешного проведения работ для спасения людей на пожаре в составе АСИ необходимо иметь: трехколенную выдвижную лестницу; комплект спасательного снаряжения "Слип-эвакуатор" (модель "Качели"); альпинистское снаряжение; защитный капюшон "Феникс"; маски для пострадавших.

Для вскрытия и разборки: дисковую бензопилу (бензорез); дисковую пилу по металлу аккумуляторную (РМS-18); цепную бензопилу; комплект "Weber Hydraulik" для вскрытия дверей; комби-ножницы ручные КНР-70 или КНР-80.

Для освещения места пожара: генератор "Honda" и осветители суммарной мощностью до 2кВт с возможностью установки их на стойки высотой 2 - 2,5м или на крышу аварийно-спасательного автомобиля для освещения места пожара после ликвидации и обеспечения работы следователей прокуратуры округа или города Москвы; фонари ФОС 3-5/6 или ФПС-4/6В; мобильную осветительную установку (МОУ) "Световая башня".

Появление в поисково-спасательных отрядах МОУ "Световая башня" позволяет осветить площадь до 10000 кв. м в местах отсутствия или отключения электрической сети. Установка изготовлена из специальной ткани, при её надувании источник света поднимается на высоту до 7 метров. Время надува тканевого цилиндра диаметром 500 мм - до 30 сек., время полного разгорания лампы - 5 мин. Ветроустойчивость "Световой башни" с растяжками - до 20 м/сек.

Установка с бензиновым электроагрегатом "ВЕПРЬ" с двигателем "Honda" позволяет подключать дополнительные электроинструменты мощностью до 1,5 кВт.

Для транспортировки пострадавших необходимо иметь бескаркасные плащевые носилки; носилки вакуумные; комплект шин (вакуумная, транспортная); специальный щит.

Поисково-спасательные формирования Москвы имеют на вооружении стандартные трехколенные раздвижные лестницы (Л-3К) длиной (раздвинутой) - 10,7 м, что позволяет производить подъем спасателей в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания.

Дисковые бензопилы (бензорезы) чаще всего используются с абразивными дисками для резки металла при ведении специальных работ по вскрытию дверей, решеток и других металлоконструкций. В основном спасатели снабжены бензорезами фирм Husqvarna, Stihl и Partner (США).

Эффективным оказывается применение при сильном задымлении дисковой аккумуляторной пилы по металлу (PMS-18).

Сегодня поисково-спасательные отряды Москвы оснащены в основном цепными бензопилами двух ведущих производителей - Stihl (Германия) и Husqvarna (Нидерланды). Последняя обычно применяется в ходе пилки деревянных конструкций, в том числе перекрытий и перегородок при проведении разборки завалов.

ВНИМАНИЕ! При вскрытии цепной пилой полов, имеющих покрытие с волокнистой основой (линолеум, ковры, ковролин) для предотвращения наматывания нитей покрытия на ведущую звездочку, необходимо освободить пол от покрытия.

Инструменты, которые, как правило, нужны для выполнения аварийно-спасательных работ, находятся в грузовом отсеке или в салоне автомобиля, лестница "трехколенка" закреплена на крыше автомобиля.

Слаженность действий расчета спасателей, четкое знание каждым своих обязанностей позволяют избежать суеты и потерь драгоценного времени при ведении АСР.

Спасение людей при пожаре должно проводиться с использованием технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Люди перемещаются с использованием технических средств в безопасное место для защиты их от воздействия ОФП. Перемещение спасенных людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших.

При спасении людей необходимо руководствоваться следующими правилами:

- выводить пострадавших независимо от степени задымления (загазованности) помещений или путей эвакуации только в сопровождении спасателя;

- в качестве путей эвакуации в первую очередь использовать внутренние и маршевые лестницы;

- спуск людей по наружным лестницам выполнять со страховкой спасательной веревкой.

Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется с использованием дыхательного аппарата (то есть надеванием на пострадавшего маски) или защитного капюшона "Феникс", что обеспечивает надежную эвакуацию из задымленных помещений.

Наличие защитного капюшона "Феникс" у каждого спасателя позволяет применять его для экстренной эвакуации жителей из задымленных квартир. В этом случае каждый спасатель может одновременно выводить 2-х пострадавших, т.е. одного в маске пострадавшего, а второго в защитном капюшоне "Феникс". Защитное время "Феникса" - не менее 20 минут.

Внимание! Необходимо помнить, что при надевании на пострадавшего маски время безопасной работы в дыхательном аппарате уменьшается вдвое. Капюшон не требует соблюдения размерного ряда и не имеет ограничения по пользователям (для граждан в очках, с бородой, для детей).

Наличие у каждого спасателя ЗК "Феникс" и маски пострадавшего позволяет звеном спасателей вывести из задымленной зоны одновременно 6 человек.

Спуск осуществляется по ручной пожарной лестнице "трехколенке" или с использованием комплекта "Слип-Эвакуатор" (модель "Качели"), который обеспечивает принцип челночного спасения (одного за одним) людей (грузов), что позволяет уменьшить время эвакуации.

Комплект "Слип-Эвакуатор" (модель "Качели") приказом Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 31.12.2002г. №59 включен в состав рекомендуемой базовой комплектации среднего аварийно-спасательного автомобиля.

При спасении людей им оказывается необходимая первая медицинская помощь, а после вывода (выноса) пострадавшие передаются бригадам "Скорой помощи".

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех комнат (мест) на возможное нахождение в них людей и доклада РТП о выполненных работах.