logo
Оборонно-промышленный комплекс России

1.3 Оборонный заказ как основа государственного управления ОПК РФ

Основой государственного управления оборонно-промышленным комплексом служит размещение оборонного заказа. Государственный оборонный заказ является правовым актом, предусматривающим поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности.

Предпосылками формирования оборонного заказа являются положения военной доктрины, федеральной программы производства вооружений и военной техники, программ военно-технического сотрудничества с другими государствами, мобилизационного плана экономики и некоторые другие условия.

Разработка оборонного заказа осуществляется во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и проектом федерального бюджета на соответствующий год. Министерство экономического развития и торговли России утверждает план-график работ по формированию оборонного заказа, который доводится до сведения всех разработчиков.

Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ. Ими являются: производство продукции (работы, услуги по видам); работы по реализации международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений; мероприятия по мобилизационной подготовке экономики; работы по строительству, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обороны; материально-технические ресурсы, по которым поставщикам устанавливаются квоты их обязательных поставок (государственное бронирование) государственным заказчикам и исполнителям.

В оборонном заказе указываются также сроки поставок; прогнозируемая стоимость (цена); перечень государственных заказчиков и предполагаемых исполнителей и другие условия. В государственном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа Правительство РФ устанавливает предприятиям квоты обязательных поставок головному исполнителю оборонного заказа по складывающимся на рынке ценам.

Государственный заказчик отвечает за своевременное доведение оборонного заказа до исполнителя, за целевое использований выделяемых ему средств из бюджета. Выполнение оборонного заказа экономически стимулируется ассигнованиями из федерального бюджета на строительство, освоение новой техники, гарантированием фиксированного уровня рентабельности и другими мерами.

Государственные заказчики совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ проводят конкурсы по размещению оборонного заказа на поставку продовольствия для обеспечения военных и приравненных к ним потребителей.

При заключении государственных контрактов на выполнение оборонного заказа используются данные органов государственной статистики об уровне и динамике рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары с учетом инфляции, прогнозируемой Министерством экономического развития России. При согласовании с поставщиками договорные цены предусматриваются на уровне не выше среднерыночных, действующих в соответствующих субъектах РФ. Закупки и поставки производятся на основе прямых договоров, заключаемых с отечественными товаропроизводителями. Заказы на продовольственное обеспечение размещаются в субъектах РФ по месту дислокации войск.

Оборонный заказ на всех этапах разрабатывается и реализуется в соответствии с требованиями законодательства по обеспечению режима сохранения государственной тайны. Оборонный заказ является обязательным, если его размещение не приносит убытков при исполнении.

Быстрый рост государственного оборонного заказа (ГОЗ) России начался в 2005 году, когда он увеличился почти на треть по сравнению с предшествующим годом, составив 148 миллиардов рублей. Через год (2006г.) была утверждена Государственная программа вооружения на период 2007-2015 годов (ГПВ-2015). Благодаря нарастающему военному финансированию она стала первой подобной программой в России, которая действительно начала исполняться (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Оборонный заказ РФ в 2004-2011гг. (млрд.руб.)

Этот факт позволил промышленности приступить к выстраиванию более или менее долгосрочных производственных планов.

В целом можно утверждать, что сегодня ГОЗ является определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных инструментов промышленной политики государства. С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта страны, и это первая предпосылка к формированию в России устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на экспорт. Общеизвестно, что до середины 2000-х годов стабильное экономическое положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована за рубежом, остальные едва держались на плаву.

Точная номенклатура вооружений, закупаемых в рамках ГПВ-2015, неизвестна, однако в 2006 году руководство Министерства обороны России озвучило общие запланированные показатели: программа включала оснащение 200 соединений и частей. Вооруженные Силы РФ получали около 3000 единиц нового вооружения различного предназначения и более 5000 модернизированного различного назначения. Сухопутные и Воздушно-десантные войска перевооружали на новое, модернизированное вооружение, а это более 300 батальонов, несколько ракетных бригад. В ВВС и ПВО предусмотрели поступление более тысячи боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. В ВМФ - несколько десятков кораблей, подводных лодок, в том числе пять стратегических ракетоносцев.

В ценах 2005 года на ГПВ-2015 планировалось выделить 4,94 триллиона рублей, из которых для Министерства обороны предназначалось 4,51 триллиона рублей (91 процент). Из общей суммы 63 процента планировалось потратить на закупку новых ВВТ, на НИОКР закладывалось еще 20 процентов бюджета программы.

ГПВ-2015 с точки зрения объемов финансирования делилась на два этапа: 2007-2010 годы и 2011-2015 годы, так как по многим видам ВВТ предполагалось резко нарастить закупки именно после 2010 года.

20 октября 2010г. Была утверждена Государственной программы вооружения на период 2011-2020 годов (ГПВ-2020), которая, построена на основе «второй части» ГПВ-2015, но является «дополненной и расширенной» с учетом новых реалий. В ГПВ-2020 основной приоритет отдан закупкам сложных высокотехнологичных образцов (более 70% от объема программы). Также учтены уроки последних вооруженных конфликтов, в первую очередь - в Южной Осетии. Исходя из этого, доля серийных закупок современных и перспективных образцов в новой ГПВ-2020 превышает аналогичный показатель ГПВ-2015 на 15-20%.

Важным нововведением ГПВ-2015 стал переход на трехлетние контракты. Между тем фактическое исполнение этих контрактов столкнулось с рядом трудностей, вызванных в первую очередь ущербностью механизма ценообразования.

Таким образом, несмотря на общую правильность идеи перехода к среднесрочной контрактации закупок, на практике она сталкивается с рядом традиционных неразрешенных моментов. К традиционным проблемам также относятся высокие ставки кредитования.

Новой тенденцией ГОЗ, стал рост закупок ВВТ у зарубежных производителей. Раньше велись единичные закупки в интересах Сухопутных войск, но потенциальное приобретение нескольких универсальных десантных кораблей типа Mistral может резко повысить долю иностранных вооружений в Российской армии.

В число ключевых приоритетов вошли: развитие стратегического ядерного потенциала; средств ракетно-космической обороны; оснащение войск современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи, а также укрепление военной инфраструктуры. Отчасти перемены в приоритетах были вызваны российско-грузинской войной 2008 года, в результате чего в ГОЗ-2010 попало такое направление, как «обеспечение работ по усилению контингента наших Вооруженных Сил и строительство соответствующей военной инфраструктуры на важнейших стратегических направлениях, включая Южное, и модернизация Черноморского флота». Рассмотрим подробнее.

1. Стратегические ядерные силы.

Приоритет финансирования стратегических ядерных сил (СЯС) в России никогда не подвергался сомнению. Однако на протяжении 2000-х годов относительная доля СЯС в расходах на оборону снижалась, что, очевидно, связано не со снижением приоритета СЯС, а с ростом абсолютного бюджета МО. Если в 1999-2000 годах на СЯС уходило порядка 95 процентов объема ГОЗ, то в 2007-м на «ядерные» цели было потрачено только 23 процента средств.

Вероятно, в последующие годы эта цифра оставалась на том же уровне, что косвенно подтверждается тем, что ГПВ-2015 предполагает выделение порядка 20 процентов средств на закупку ВВТ для стратегических ядерных сил.

Основными закупочными программами для РВСН являются программы по закупке межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» (разработка которой была завершена в рамках ГПВ-2015). В 2007-2009 годах было закуплено 24 МБР «Тополь-М» (в том числе 15 мобильных) и три первые серийные мобильные МБР «Ярс». Кроме того, продолжалось финансирование работ по поддержанию в боевом составе ракетных комплексов предыдущего поколения: Р-36М/М2, УР-100НУТТХ и РТ-2ПМ. Очевидно, что к 2015-2017 годам объем средств на поддержание в строю старых систем будет снижаться, что в случае сохранения нынешнего уровня закупок новых МБР может означать снижение доли расходов на Ракетные войска стратегического назначения.

В то же время, вероятно, увеличится доля морской ядерной составляющей. Сейчас основными активно финансируемыми программами являются строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 и разработка главного оружия для них - баллистической ракеты «Булава-30». Несмотря на то, что стапельный период строительства головного РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий» был успешно завершен в 2008 году и с 2009-го лодка проходит испытания, программа остается в подвешенном состоянии из-за неудачных пусков «Булавы». Между тем ведется строительство серийных РПКСН проекта 955А «Александр Невский» и «Владимир Мономах», начато фактическое строительство четвертого РПКСН этого проекта «Святитель Николай». Параллельно со строительством РПКСН четвертого поколения ведется активная работа по модернизации РПКСН предыдущих проектов 667БДРМ и 667БДР, которые составляют основу морских стратегических ядерных сил. В 2007-2009 годах был закончен ремонт двух РПКСН проектов 667БДРМ и 667БДР, а также произведена закупка для них порядка 20 баллистических ракет Р-29РМУ-2 «Синева», причем их производство ведется на основе долгосрочного контракта. Так, по состоянию на начало 2008 года ОАО «Красноярский машиностроительный завод» имело заказ на производство ракет «Синева» до 2014 года.

Авиационная компонента СЯС также получала финансирование, и основной программой здесь стала закупка и модернизация стратегических бомбардировщиков Ту-160. В 2007-2010 годах ВВС закупили один новый бомбардировщик, достроенный из задела, и модернизировали три строевых Ту-160. Одновременно проводился ремонт стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.

Таким образом, с учетом масштаба проводимых работ можно констатировать, что в СЯС наибольшим приоритетом пользуется морская компонента и основные средства ГОЗ выделяются на нее. В случае успешного окончания испытаний «Булавы» расходы на морские стратегические вооружения могут даже возрасти, так как придется закупать боекомплект для строящихся РПКСН - по 16-20 ракет на каждый крейсер, а кроме того, очевидно, ускорятся темпы достройки РПКСН.

А ГПВ-2020 приоритетом в военном строительстве остаются стратегические ядерные силы. В ближайшие 10 лет они должны практически полностью обновить свой состав: 80% комплексов РВСН составят системы нового производства и лишь 20% - системы советского производства с продленными сроками эксплуатации.

2. Космические войска.

В области закупок для Космических войск можно констатировать стабильное положение. Последние годы Космические войска проводят примерно равное количество пусков ракет-носителей. Номенклатура запускаемых спутников довольно обширна: в ней имеются спутники разведки, связи, ретрансляционные, предупреждения о ракетном нападении и навигации. В то же время значительные финансовые ресурсы выделяются на разработку ракеты-носителя нового типа «Ангара» (в том числе наземной инфраструктуры для нее), однако сроки готовности постоянно переносятся. Как представляется, резкого роста расходов на Космические войска в относительных цифрах ожидать не следует.

Кроме спутников, в соответствии с концепцией военно-космической обороны до 2016 года планируется принять на вооружение новые РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Воронеж-ДМ», загоризонтные РЛС «Контейнер», «Небо», «Подлет» и «Резонанс», работы по которым также финансируются. В 2007-2008 годах руководство Космическими войсками подтвердило курс на отказ от использования РЛС СПРН, расположенных вне территории России, и по мере отказа от них на территории России планируется развернуть еще две РЛС СПРН - «ближе к Уралу и на Дальнем Востоке». В общей сложности МО планирует закупить пять или шесть РЛС СПРН «Воронеж-ДМ» с целью создания полного радиолокационного поля над территорией России к 2015 году.

3. Военно-воздушные силы.

В области закупок для ВВС в последние годы происходит наиболее динамичное развитие. Именно на 2007-2010 годы пришлись окончание постройки первых опытных экземпляров российского истребителя пятого поколения Т-50 и начало его летных испытаний. Очевидно, что финансирование этой программы продолжится и она, вероятно, будет оставаться самой затратной для ВВС. Кроме того, ВВС активно наращивают закупки новой техники. Так, в 2008-2009 годах были заключены контракты на поставку 130 самолетов. Из них следует отметить крупнейший в постсоветское время контракт на поставку 48 истребителей Су-35С, четырех Су-30М2 и 12 Су-27СМ3 на общую сумму 80 миллиардов рублей. Вторым по объему стал контракт на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34 стоимостью 33,6 миллиарда рублей.

В период действия ГПВ-2015 впервые после почти 15-летнего перерыва новая авиационная техника стала передаваться в ВВС. В 2007-2009 годах в войска было поставлено порядка 40 новых самолетов, однако большая часть из них (31) пришлась на истребители МиГ-29СМТ/УБТ, выкупленные МО после отказа от них Алжира. Эта сделка стоимостью 25 миллиардов рублей, судя по всему, не была предусмотрена ГПВ-2015 и фактически стала «сверхплановой» закупкой ВВС. Начались также закупки вертолетов: промышленность выпустила около 40 вертолетов для нужд российских Вооруженных Сил, включая около 20 новейших боевых Ми-28Н. В 2010-м к этому числу должны добавиться еще 27 самолетов и более 50 вертолетов (включая восемь Ми-28Н и шесть Ка-52А).

На рассматриваемый период пришлось и серийное производство новой ЗРС С-400. В 2007-2009 годах в войска было передано два дивизиона С-400 и еще пять предполагается поставить в 2010 году. Кроме того, были завершены испытания ЗРПК «Панцирь-С1», а с 2009-го начались поставки серийных комплексов в войска.

Активно осуществлялись ремонт и модернизация авиационной техники. Основными программами стали модернизация истребителей Су-27 до уровня Су-27СМ, фронтового бомбардировщика Су-24М до уровня Су-24М2 и штурмовиков Су-25 до уровня Су-25СМ.

Также велись работы по модернизации истребителей МиГ-31Б и ряда самолетов специального назначения и военно-транспортной авиации, но объемы этих работ были незначительны.

4. Военно-морской флот.

За последние годы ВМФ удалось завершить строительство ряда долгостроев, которые находились на стапелях еще с советских времен, а также заложить корабли новых проектов. Так, в 2010 году наконец спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 885 «Северодвинск», что является этапным моментом в ходе реализации программы, а в 2009-м заложили однотипную АПЛ «Казань». В 2010 году после почти шести лет испытаний была передана флоту головная дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 677 «Санкт-Петербург», в 2008-м Северный флот пополнился опытной подводной лодкой проекта 20120 «Саров».

В рамках одного из недавно обозначенных приоритетов ГОЗ - усиление Черноморского флота: в августе 2010 года была заложена ДЭПЛ проекта 06363 «Новороссийск» и до конца года ожидается закладка еще двух однотипных кораблей.

При этом закупочная политика ВМФ получила большую известность благодаря обсуждению возможности закупки до четырех французских универсальных десантных кораблей типа Mistral. Контракт подписали на 2 корабля в июне 2011 года с французской компанией DCNS . Общая сумма контракта -- почти 1,5 млрд. евро. Это крупнейший для ВМФ контракт, не считая программы строительства РПКСН, а также беспрецедентный случай в отношении закупки столь дорогостоящей зарубежной техники.

В области надводного флота следует отметить положительную динамику. Был достроен фрегат проекта 11540 «Ярослав Мудрый» (начало строительства - в 1986 году) и введен в строй головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», а также спущен на воду первый серийный корвет того же проекта «Сообразительный». Продолжалось строительство головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», в 2009 году была произведена закладка однотипного фрегата «Адмирал флота Касатонов», который спущен на воду 12 декабря 2013 года. Кроме того, в 2007-2009 годах флот пополнился одним морским тральщиком проекта 02668 и пятью десантными катерами. В августе 2010-го произошла закладка малого ракетного корабля проекта 21631 «Град Свияжск», который стал головным в серии из пяти подобных кораблей. Корабль был спущен на воду 9 марта 2013 года.

Наряду с крупными боевыми единицами велось строительство вспомогательных кораблей и катеров, которых было построено не менее десяти.

ВМФ также активно проводил ремонты подводных лодок и надводных кораблей. Не считая стратегических ракетоносцев, в 2007-2009 годах был произведен ремонт четырех АПЛ и одной ДЭПЛ, а также нескольких кораблей первого и второго рангов, включая тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Впрочем, в 2009-м средства на ремонт кораблей были сокращены, что не замедлило сказаться на темпах ремонта, в частности АПЛ проектов 949А и 971 Северного флота.

5. Сухопутные войска.

Сухопутные войска за рассматриваемый период не переживали серьезных потрясений в области закупочной политики и финансирования. Анализ динамики закупок военной техники показывает, что Сухопутные войска продолжают планомерное перевооружение на танки Т-90А (закуплено порядка 156 танков) и модернизированные Т-72БА (около 100 единиц), а также отработанные образцы военной техники, такие, как БТР-80, БМП-3 и БМД-3/4. В небольших количествах производилась закупка новых бронеавтомобилей «Тигр» и «Дозор». Примерно на одинаковом уровне остаются ежегодные закупки автомобильной техники и закупки и ремонт артиллерийских орудий.

При этом с наибольшими затруднениями идет закупка новых оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М»: за три года в войска поступило порядка двух дивизионов этих комплексов. Из специфики закупочной политики Сухопутных войск следует отметить отказ руководства МО от финансирования ряда НИОКР (разработка танка нового поколения «объект 195», самоходной артиллерийской системы «Коалиция-СВ»), а также первые закупки образцов вооружений и комплектующих иностранного производства. В частности, израильских беспилотных летательных аппаратов, французских тепловизоров Thales Catherine и итальянских легких бронированных машин IVECO LMV. http://vpk.name/news/47577_gosudarstvennyii_oboronnyii_zakaz_rossii.html

В Российской Федерации функции заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу выполняет Рособоронпоставка. Ознакомимся с результатами ее деятельности в 2013 году (ГОЗ-2013).

Работа по размещению ГОЗ-2013 осуществлялась в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

По состоянию на 01 сентября 2013 года Рособоронпоставкой приняты в работу Заявки по 680 позициям (1050 лотам) на сумму 322,4 млрд руб., из них размещено 1039 лотов на сумму 317,9 млрд руб., что на 796% и 84% превышает количество размещенных заданий в рамках ГОЗ-2011 и ГОЗ-2012 соответственно (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика размещения ГОЗ

Одной из проблем до сих пор остается качество подготовки Технического Задания, что приводит не только к отсрочке размещения заказа, но и к многочисленным запросам разъяснений положений документации на этапе размещения заказа. В целом по ГОЗ-2013 по состоянию на 01 сентября 2013 года от участников размещения заказов поступили 417 запросов на разъяснение положений документации по 241 лотам (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура запросов разъяснений

По результатам проведенных Рособоронпоставкой торгов по номенклатуре Министерства обороны Российской Федерации в рамках ГОЗ-2013 заключены 762 государственных контракта на сумму 248,7 млрд. руб., общая сумма экономии - 3,3 млрд. руб. Из заключенных контрактов 152 являются долгосрочными и 8 кредитными со сроком исполнения до 2020 года (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Динамика заключения контрактов

Экономия по результатам торгов 2013 года возросла по сравнению с ГОЗ 2011 года и ГОЗ 2012 года в сопоставимом периоде времени - в 25,5 и 5,5 раз соответственно. http://rosoboronpostavka.ru/osnovnye%20itogi%20razmesheniya%20goz%202013.php Как видим, государственный оборонный заказ является эффективным инструментом реализации государственных решений в военно-технической и промышленной сферах.