1.2 Законодательные основы и структура органов управления оборонно-промышленным комплексом
Основным документом стратегического планирования в Российской Федерации является Военная доктрина РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. В Военной доктрине учитываются основные концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на определенный период, стратегии национальной безопасности РФ, а также соответствующие положения концепции внешней политики РФ и морской доктрины РФ. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция РФ. Действующая Военная доктрина РФ утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146.
Основным законом, регулирующим основы существования и функционирования оборонно-промышленного комплекса РФ является Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ «Об Обороне».
Данный Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Структура органов управления ОПК достаточно сложна.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации и утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации и т.д.
Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.
Государственная Дума принимает федеральные законы в области обороны.
Правительство Российской Федерации руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.
Основные федеральные органы управления ОПК России:
Исполнительная власть:
1. Министерство обороны РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны;
2. Министерство промышленности и торговли РФ осуществляет регулирование в сфере промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений;
3. Федеральное космическое агентство осуществляет регулирование в сфере проведения организациями ракетно-космической промышленности работ в области ракетно-космической техники военного назначения и боевой ракетной техники стратегического назначения;
4. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
5. Военно-промышленная комиссия РФ является постоянно действующим органом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;
6. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.
Законодательная власть:
1. Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создан постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ от 26 февраля 2014 г. N 44-СФ. Основными задачами Экспертного совета являются законодательное обеспечение эффективного функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и совершенствование правового регулирования в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
- Введение
- 1. Теоретические аспекты изучения оборонно-промышленного комплекса РФ
- 1.1 Понятие и состав ОПК РФ
- 1.2 Законодательные основы и структура органов управления оборонно-промышленным комплексом
- 1.3 Оборонный заказ как основа государственного управления ОПК РФ
- 2. Современное состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса Хабаровского края
- 2.1 Характеристика предприятий ОПК Хабаровского края
- 2.2 Модернизация производства предприятий ОПК
- Вопрос 16. Размещение предприятий оборонно-промышленного комплекса в России
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- 33.Управление в оборонно-промышленном комплексе
- 12. Оборонно-промышленный комплекс.
- 5.4. Управление оборонно-промышленным комплексом
- 3. Развитие оборонно-промышленного комплекса:
- 5.1.2.2. Развитие оборонно-промышленного комплекса
- Оборонно-промышленный комплекс России: структура и направления его развития.
- 26. Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса