logo
Медицинское обеспечение населения при проведении мероприятий гражданской обороны

4. Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения)

Цель медико-психологического обеспечения сил ГО в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и последствий применения противником современных средств поражения - сохранение здоровья и работоспособности личного состава формирований и своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы. Оно включает комплекс лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые проводятся на всех этапах действий сил ГО.

Медико-психологическое обеспечение личного состава формирований организует старший медицинский начальник, назначенный в район стихийного бедствия или на объект, где произошла авария, или заведующий городским (районным) отделом здравоохранения соответствующей администрации города (района).

Медицинское обеспечение осуществляют медицинские пункты, которые развёртываются, как правило, вблизи мест, где действуют формирования, или непосредственно на участках работ. На медицинском пункте личному составу оказывают неотложную медицинскую помощь, проводят амбулаторное лечение, делают при необходимости предохранительные прививки и т.д. Персонал медицинского пункта ведёт также наблюдение за выполнением установленного режима работ, за санитарно-гигиеническим состоянием территории, а также за состоянием питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания и организации отдыха личного состава.

Личный состав формирований, не имеющих медицинских пунктов, обслуживается сохранившимися в районе бедствия поликлиниками, больницами, санитарно-эпидемиологическими станциями. Для этих целей также используются ближайшие лечебно-профилактические учреждения.

Успех медицинской помощи пострадавшему личному составу формирований в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и применения противником современных средств поражения, во многом зависит от своевременно и правильно оказанной первой медицинской помощи на месте работы. В связи с этим личный состав должен уметь оказывать первую помощь в порядке само- и взаимопомощи. У каждого бойца формирования должны быть индивидуальные средства медицинской защиты: перевязочный пакет, аптечка индивидуальная, а при необходимости - и специальные средства профилактики (антидоты) АХОВ.

После оказания первой медицинской помощи, получивших травмы, направляют на медицинский пункт формирования или в ближайшее лечебное учреждение, где им оказывают врачебную помощь. Пострадавшие и больные не должны задерживаться на медицинском пункте, а по возможности направляться в медицинские учреждения за пределы района стихийного бедствия, аварии, катастрофы или района поражения оружием массового уничтожения.

В нашей стране для ликвидации последствий стихийных бедствий создаются правительственные комиссии (республиканские, областные, городские, районные). Правительственные комиссии могут создаваться и в случае возникновения крупных аварий и катастроф. Эти комиссии призваны непосредственно руководить организацией и осуществлением общегосударственных мероприятий по оказанию всесторонней помощи пострадавшему населению -- решение жилищной проблемы, обеспечение общественного и санитарного порядка в районе стихийного бедствия, создание условий для нормальной работы коммунально-бытовых, торговых, детских, медицинских учреждений и др.

Правительственные комиссии обеспечивают мобилизацию всех имеющихся государственных ресурсов, активно привлекают население к борьбе с последствиями стихийного бедствия. При этом проблемы, связанные с благополучием и охраной здоровья пострадавших, рас-сматриваются как вопросы первоочередной государственной важности,

В состав правительственных комиссий входит руководители органов здравоохранения -- начальники МС ГО. Для оперативного руководства силами МС ГО привлекаются штабы службы. С первого дня стихийного бедствия в штабах МС ГО устанавливается круглосуточное дежурство ответственных работников штаба; персонал больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений переводится на круглосуточный режим работы, все силы и средства медицинской службы приводятся в действие.

Первая медицинская помощь в районе стихийного бедствия осуществляется сначала самим населением в порядке само- и взаимопомощи а также силами имеющихся в этом районе СД. Кроме того, для оказания первой медицинской помощи пораженному населению привлекаются силы и средства станций скорой и неотложной медицинской помощи, которые часто смогут прибыть на место значительно раньше вводимых спасательных и медицинских формирований и первыми начать оказание медицинской помощи пораженным (схема 1).

Медицинская помощь пораженным на объектах народного хозяйства организуется начальниками МС ГО этих объектов, а в жилых кварталах -- начальником МС ГО городского района (города). Медицинские работники станций скорой и неотложной медицинской помощи и СД вместе со спасательными формированиями прибывают в заранее указанные районы работ и начинают розыск и оказание первой медицинской помощи пора-женным, оказавшимся вне завалов (очагов поражения), По мере извлечении людей из-под завалов СД и медицинский персонал скорой помощи оказывают первую медицинскую помощь и этим пораженным

В случае возникновения большого количества санитарных потерь следует определять места погрузки пораженных на транспорт. Эти места должны выбираться так, чтобы к ним был возможен подъезд, и было удобно выносить пораженных. Пораженные, имеющие легкие повреждения, должны выходить к местам погрузки самостоятельно по указанному им безопасному направлению. Отсюда пораженных эвакуируют в ближайшие стационарные или амбулаторные, поликлинические учреждения, где им оказывается первая врачебная помощь. В некоторых случаях для оказания первой врачебной помощи могут быть привлечены ОПМ, сформированные на базе лечебно-профилактических учреждений, расположенных за зоной стихийного бедствия.

Следует иметь в виду, что в амбулаторно-поликлинических учреждениях, которые становятся своеобразным первым этапом, а системе ЛЭО пораженного населения, пораженные не могут оставаться на длительное время. Поэтому штабы МС ГО должны предусмотреть выделение достаточного количества транспортных средств для эвакуации пораженных в стационарные лечебные учреждения. При этом эвакуация должна быть организована таким образом, чтобы в амбулаторно-поликлинических учреждениях пораженные оставались лишь на срок, который необходим для оказания им первой врачебной помощи, и не задерживались там дольше, чем это необходимо.

Опыт ликвидации последствии ташкентского землетрясения показывает, что основной массе пораженных может быть оказана первая врачебная помощь именно амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Так, из 1623 случаен травм, которые были зарегистрированы в Ташкенте в период землетрясения, первая врачебная помощь была оказана персоналом станции скорой помощи в 496 случаях, приемных отделений больниц - в 346 случаях и амбулаторно-поликлинических учреждений - в 781 случае.

Вторым и окончательным этапом в системе ЛЭО пораженного населения при стихийных бедствиях могут служить близлежащие лечебные учреждения, расположенные вне зоны действия стихийного бедствия. Лишь позднее, в некоторых случаях потребуется перевод части пораженных в другие, узкоспециализированные медицинские учреждения.

Для правильной организации эвакуации пораженных и оказания им специализированной медицинской помощи штаб МС ГО должен быстро получить сведения о состоя-нии лечебно-профилактических учреждений и степени их загруженности, определить, с каких объектов или кварталов города и какое количество пораженных можно госпитализировать и ту или иную больницу.

На основании правильной оценки сложившейся обстановки штаб МС ГО должен отдать соответствующие распоряжения главным врачам .подобных учреждений, станциям скорой помощи, ОПМ, поликлиническим учреждениям. В этих целях штаб МС ГО должен иметь и постоянно поддерживать устойчивую связь со всеми учреждениями и формированиями. При госпитализации пораженных необходим строго дифференцированный подход. Госпитализации должны подлежать только те пострадавшие, стационарное лечение которых является абсолютно необхо-димым. Пораженные легкой и средней тяжести, госпитализация которых не является необходимой, должны продолжить лечение амбулаторно.

Наряду с мероприятиями по оказанию помощи пораженным, имеющим различные травматические повреждения, необходимо и оказание помощи лицам, у которых возникли нервно-психические расстройства, обострения " соматических и эндокринных заболеваний, преждевременные роды и т. п.

Ведущая роль в организации оказания помощи такого, рода больным должна принадлежать станциям скорой и, неотложной медицинской помощи, персонал которых необходимо заранее готовить и нацеливать на решение этой важной задачи. Работники скорой помощи должны быть заранее оснащены седативными, сердечнососудистыми и другими средствами, необходимой аппаратурой и инструментарием и хорошо знать особенности лечения этих осложнений. Для оказания помощи такого рода больным целесообразно заранее наметить, а после возникновения стихийного бедствия активно использовать бригады специализированной медицинской помощи (акушерско-гинекологические, психоневрологические, кардиологические и т.д.)

Необходимо учесть, кроме того, что в момент стихийного бедствия (особенно землетрясения) возможно разрушение медицинских учреждений, что вызовет необходимость передислокации больных, персонала и имущества, развертывания лечебных учреждений в малоприспособленных помещениях. Поэтому важно заранее предусмотреть и подготовить для этих целей ряд зданий (школы, детские сады и т. д.). Передислокация больниц и других медицинских учреждений в условиях стихийного бедствия -- тяжелая и трудоемкая работа, требующая высокой организованности и высоких моральных качеств всех медицинских работников.

Во время ташкентского землетрясения работниками здравоохранения были выполнены очень трудоемкие работы по защите больных. Только в течение первых суток было выписано из поврежденных стационаров на амбулаторное лечение более 2000 больных и более 1000 больных были переведены в другие лечебные учреждения. Часть нетранспортабельных больных размещались в летних павильонах и палатках на территории больниц.

В связи с тем что в результате стихийного бедствия часто происходят изменения в размещении медицинских учреждений и населения, начальники медицинской службы должны пересмотреть распределение кадров, провести большую работу по оснащению новых лечебных учреждений инвентарем, перепрофилированию коечного фонда, пересмотру границ врачебных участков между поликлиниками, открытию на новых местах аптек, аптечных киосков и ларьков, которые могли бы полностью удовлетворять спрос населения в необходимых медикаментах и средствах ухода за больными.

В некоторых случаях целесообразно создавать передвижные врачебные и аптечные пункты (в автобусах), предназначенные для оказании медицинской помощи населению в местах его временного размещения. Для медицинского обслуживания больных необходимо привлекать студентов медицинских академий на врачебные и фельдшерские должности, персонал научно-исследовательских институтов, а также персонал временно свернутых лечебно-профилактических учреждений.

В деле организации медицинской помощи пораженным и больным большое значение имеет проведение разъяснительной и санитарно-просветительной работы среди населения.

Анализ причин травм, сделанный на основе изучения прошедших землетрясений, показывает, что в 10% случаев травмы были получены непосредственно от обвалов и обрушений стен и крыш зданий, в 35% - от падающих конструкций и обломков сооружений и зданий и в 55% причинами травм было неправильное поведение самих пострадавших, неосознанные действия их, обусловленные страхом, паническим состоянием (выпрыгивание из окон, ушибы о различные предметы и т. п.). Поэтому МС ГО должна вместе с органами исполнительной власти принимать активное участие в разъяснительной работе, объясняя населению правила поведения и профилактику травматизма при стихийных бедствиях. В тех районах, где стихийные бедствия встречаются часто, санитарно-просветительная и разъяснительная работа должна проводиться постоянно, быть целенаправленной и конкретной.

Наконец, следует отметить громадную важность проведения в зоне стихийного бедствия комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий направленных ни предупреждение вспышек массовых инфекционных заболеваний.

В результате стихийного бедствия иногда тысячи семей лишаются крова и оказываются в непривычных, крайне неблагоприятных условиях. Переселение людей в палаточные городки и сохранившиеся здания, разрушение коммунальных сетей и ухудшение банно-прачечного обслуживания создают благоприятные условия для возникновения инфекционных заболеваний.

В этих условиях перед медицинской службой возникает трудная задача - предупреждение появления инфекционных заболеваний и недопущение завоза их извне. Решение этой задачи будет осложняться тем, что при стихийных бедствиях могут разрушаться инфекционные больницы и противоэпидемические учреждения. В случае выхода из строя ЦГСН, являющийся центром всей противоэпидемической работы, возникает необходимость ввода в район стихийного бедствия ППЭО, которые должны взять на себя функции ЦГСН.

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при возникновении инфекционных заболеваний в районе стихийных бедствий не имеют принципиальных отличий от проведения этих мероприятий в очагах массовых инфекционных заболевании.

Активное выявление больных, своевременная их изоляция и госпитализация, дезинфекционные мероприятия в квартирных очагах и местах общего пользования, дезинсекция и дератизация, выдача средств экстренной неспецифической, а при необходимости и проведение специфи-ческой профилактики создают условия для быстрейшей локализации и ликвидации очагов инфекционных заболеваний.

Бесперебойное снабжение населения доброкачественной питьевой водой, централизованный вывоз бытового мусора и нечистот, обеспечение доброкачественным и полноценным питанием, снабжение моющими средствами, бесперебойная работа бань, душей, санитарных пропускников будут в значительной степени способствовать профилактике инфекционных заболеваний.

Необходимо помнить, что наиболее уязвимыми в отношении инфекционных заболеваний являются дети.

Организация медицинской помощи при массовых пожарах и наводнениях имеет некоторые специфические особенности. Так, в крупных очагах пожаров следует учитывать, что пораженные могут быть не только среди населения, но и среди личного состава формирований, занятых ликвидацией стихийного бедствия. Кроме того, МС ГО должна быть готова к оказанию медицинской помощи большому числу ожоговых пораженных, а также пострадавшим от угарного газа и дыма.

Первую медицинскую помощь в этих случаях следует организовывать таким образом, чтобы осуществлялся тщательный розыск пострадавших на задымленной территории. При этом санитарные дружинницы должны обязательно работать попарно и следить за состоянием друг друга. Санитарные дружинницы должны быть хорошо подготовлены к оказанию первой медицинской помощи ожоговым пораженным и быстрому выносу их из задымленной атмосферы. Транспортные средства, выделяемые для эвакуации пораженных из зоны пожара, должны подаваться настолько близко к местам оказания медицинской помощи, насколько позволяет пожарная обстановка.

Первая врачебная и специализированная медицинская помощь должна быть также максимально приближена к очагу пожара. Эти виды медицинской помощи осуществляются силами имеющихся лечебно-профилактических учреждений или ОПМ. При наличии большого количества пораженных лечебные учреждения и ОПМ должны усиливаться ожоговыми БСМП и необходимым оборудованием. В этих условиях лечебные учреждения становятся однопрофильными ожоговыми больницами и часто являются первым и единственным этапом медицинской эвакуации. При развертывании ОПМ в них будет оказываться только первая врачебная помощь и в этой ситуации сохранится принятая в ГО система ЛЭО.

Некоторые особенности имеются и в организации медицинской (особенно специализированной) помощи пострадавшим при наводнениях. Эти особенности диктуются, прежде всего, характером поражений при этом стихийном бедствии. Основная масса пострадавших при наводнениях будет терапевтического профиля, так как наиболее частым следствием пребывания людей в воде (особенно в весенний и осенний период) являются пневмонии.

Естественно, что оказание первой медицинской помощи тонущим будет сводиться к искусственной вентиляции легких, непрямому массажу сердца согреванию, а первая врачебная помощь будет ограничиваться простейшими манипуляциями, направленными на поддержание жизненных функций организма (введение сердечных и успокаивающих средств, согревание). Вся тяжесть работы в этих случаях, видимо, ляжет на лечебные учреждения, которые будут оказывать специализированную медицинскую помощь и часто будут первым и единственным этапом медицинской эвакуации. Лечебные учреждения должны подготовить максимальное число коек для пострадавших терапевтического профиля, иметь необходимое оборудование и лекарственные препараты. Возможно, что некоторые из них будут усиливаться терапевтическими БСМП.

Следует остановиться и на некоторых особенностях организации медицинской помощи пораженным при возникновении крупных аварий и катастроф. К таким особенностям следует отнести:

1) возможность оказания первой медицинской помощи пораженным силами СД, оказавшихся в составе работающей смены, а также в порядке само- и взаимопомощи. Как бы ни велика была по своим масштабам авария, она никогда не захватывает все предприятие целиком. В то же время производственная деятельность на участке (в цехе), где произошла авария, неизбежно прекратится. Для оказания первой медицинской помощи пораженным все СД и СП предприятия (при хорошей организации) могут быть быстро приведены в готовность и приступить к оказанию первой медицинской помощи. Одновременно к этой работе можно подключить целый ряд рабочих и служащих. При необходимости для оказания помощи могут быть использованы и СД близлежащих предприятий;

2) возможность быстрого привлечения в достаточно большом количестве сил и средств станций скорой и неотложной медицинской помощи, а также близлежащих поликлинических учреждений для оказания первой врачебной помощи и последующей эвакуации (машинами скорой помощи) пораженных в стационарные лечебные учреждения. Эта возможность обусловливается сравнительной ограниченностью масштабов катастрофы, что позволяет организовать оказание первой врачебной помощи силами учреждений здравоохранения без привлечения ОПМ. Лишь при больших масштабах катастрофы может возникнуть необходимость привлечения ОПМ для оказа-ния первой врачебной помощи пораженным;