logo
Анализ деятельности Управления ВВС Министерства обороны Российской Федерации в развитии коммерческого использования транспортной авиации вооруженных сил

1.2 Нормативно-правовые основы развития коммерческого использования транспортной авиации вооруженных сил

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 6-П По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М.Ширяева: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. N 6-П // Российская газета. 2003. 26 апреля. разъяснено, что «в силу статей 15 (ч.2), 17 (ч.3), 19 (чч.1 и 2) и 55 (чч.1 и 3) Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)//Российская газета. 1993. 25 декабря. и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц.

При этом возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. Сама же возможность ограничений, как и их характер, должна обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Государство передало военное имущество войскам целевым назначением - для выполнения задач защиты государства от вооруженного нападения извне - и по этой причине не может распоряжаться им без согласия Вооруженных Сил во избежание подрыва их боевой и мобилизационной готовности к отражению вооруженных посягательств на суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. В целях недопущения такой ситуации государством установлен особый порядок передачи в аренду военного имущества, характеризующийся: установлением приоритета интересов обороны над экономическими интересами при решении вопроса о возможности аренды военного имущества; четко выраженной этапностью процесса сдачи военного имущества в аренду (выявление временно неиспользуемого имущества, определение возможности сдачи его в аренду, подготовка и подписание договора аренды, передача военного имущества арендатору); разграничением компетенции государственных органов и должностных лиц на каждом из указанных этапов; наделением балансодержателя и органов военного управления правом осуществлять контроль исполнения арендатором обязательств по договору аренды.

Во-вторых, в силу особенностей различных видов аренды, выделяемых в ГК РФ (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий и финансовая аренда), право на существование в Вооруженных Силах имеют только аренда зданий и сооружений (ст.ст.650-655 ГК РФ) и аренда транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.ст.642-649 ГК РФ). Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994года 51-ФЗ ред. 2 февраля 2009г.) // Собрание Законодательства РФ. 1994. 32. Ст. 3302; 2009. №7. Ст.775.

Исходя из субъектного состава договора проката (ст.626 ГК РФ) арендодателем в нем могут выступать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, профессионально осуществляющие сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, которые в составе поднадзорных органам военной прокуратуры министерств, ведомств и органов отсутствуют.

Не может применяться в войсках и аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем (ст.632 ГК РФ) арендодатель, помимо основных обязанностей, присущих всякому договору аренды транспортного средства, оказывает арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, которые должны обеспечить его нормальную и безопасную эксплуатацию. Задача арендодателя - обеспечить такой состав экипажа транспортного средства и уровень его квалификации, которые соответствовали бы условиям договора, обязательным для сторон правилам, а также требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Расходы на эксплуатацию транспортного средства распределяются между арендодателем и арендатором. Часть из них, связанная с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату сборов, а также топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, возложена на арендатора. Другая часть расходов остается на арендодателе, в том числе расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое страхование в силу закона или договора является обязательным (ст.637 ГК РФ). Расходы на содержание экипажа и оплату его услуг также остаются на арендодателе, поскольку последний является их работодателем. Вместе с тем члены экипажа подчиняются только тем его распоряжениям, которые относятся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства. В остальных вопросах, связанных с эксплуатацией транспортного средства (выбор пунктов назначения, маршрутов движения, определение количества перевозимых пассажиров или груза, его характера и т.д.), экипаж подчиняется арендатору, который использует арендованное транспортное средство по своему усмотрению, исходя исключительно из собственных, как правило, коммерческих интересов. Таким образом, при аренде транспортных средств, относящихся к военному имуществу, с экипажем, состоящим из военнослужащих, последние в период выполнения заданий арендатора вынуждены будут исполнять обязанности, не связанные с военной службой. Однако это противоречило бы Федеральному закону «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, которым установлены ограничения права военнослужащих на труд (п.7 ст.10), обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ ред. 23 июля 2008 г.) // Российской газете. 1998. 2 июня; Российская газета. 2008. 25 июля.

Военнослужащим запрещено заниматься иной, кроме непосредственной служебной, деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы, указанных в ст.37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Поскольку состояние на военной службе определяется моментами поступления и увольнения с военной службы, т.е. является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п.8 ст.10) также установлено, что привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается только в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы. Например, по решению Правительства Российской Федерации на основании специально издаваемых постановлений военнослужащие могут участвовать в уборке урожая и заготовке кормов. В соответствии со ст.17 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ в исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации для обеспечения режима чрезвычайного положения в качестве дополнительных сил могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Сдача в аренду транспортного средства с экипажем, состоящим из военнослужащих, влечет причинение материального ущерба государству, так как в течение срока аренды в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» (ст.ст.3, 12) членам экипажа ежемесячно из федерального бюджета будет продолжать выплачиваться денежное довольствие за пребывание на военной службе и выполнение возложенных служебных обязанностей, хотя они фактически будут исполнять обязанности, не связанные с военной службой и не относящиеся к служебным. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в ред. 23 июля 2008 г.) // Российской газете. 1998. 2 июня; Российская газета. 2008. 25 июля.

Проблема разграничения на практике (в том числе при осуществлении прокурорского надзора за законностью использования в Вооруженных Силах военно-транспортной авиации) отношений аренды воздушного судна и его фрахтования осложняется тем, что Воздушный кодекс не содержит подробной регламентации порядка заключения договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), из которого можно было бы сделать вывод о содержании прав и обязанностей сторон, возможности заключения фрахтователем договоров с третьими лицами об использовании воздушного судна (субфрахтование), распределении между фрахтовщиком и фрахтователем бремени ответственности за вред, причиненный транспортному средству или причиненный этим средством третьим лицам.

По нашему мнению, положения о том, что по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты «одно или несколько воздушных судов», должны быть исключены из редакции ст.104 Воздушного кодекса. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. 23 июля 2008г.) // Российская газета. 1997. 26 марта; Российская газета. 2008. 26 июля. Целесообразно также дополнить его новыми статьями, более подробно и четко регламентирующими права и обязанности сторон, а также их ответственность по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), с выделением их отличий от прав, обязанностей и ответственности арендодателя и арендатора воздушного судна, в том числе касающихся разрешения или запрета передачи воздушных судов в субаренду и субфрахт.

Также в силу отсутствия в Воздушном кодексе норм, устанавливающих особенности формы договора аренды и порядка его заключения, а также запрещающих или ограничивающих сделки аренды на воздушном транспорте, в ст.104 Воздушного кодекса либо в другой, специально включенной в него статье следует оговорить, что в случае передачи воздушного судна в аренду (в том числе с экипажем) форма и порядок заключения договора аренды воздушного судна определяются в соответствии с нормами ГК РФ о договоре аренды (фрахтовании на время) транспортного средства (§3 гл. 34 Кодекса). Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994года № 51-ФЗ (в ред. 2 февраля 2009г.) // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; 2009. №7. Ст.775. Это позволит исключить объективные предпосылки для злоупотреблений, связанных с передачей в пользование недобросовестным владельцам находящихся в федеральной собственности воздушных судов без ведома собственника «под прикрытием» заключенных договоров фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

Отношения аренды военного имущества отличает также специфический субъектный состав - особое положение в договоре аренды балансодержателя военного имущества, который практически всегда участвует в договоре на стороне арендодателя либо вообще наделяется собственником правомочиями последнего. Балансодержатель - хозяйствующий субъект арендодателя. Он не наделен правом заключать договор аренды, его заключает соответствующий комитет по управлению имуществом, являющийся в этом случае титулодержателем. Но подпись балансодержателя в договоре на стороне арендодателя требуется. В случае отказа балансодержателя от подписи комитет по управлению имуществом заключает договор независимо от позиции балансодержателя, а балансодержатель обязан выполнять обязательства арендодателя по договору». В.В. Витрянский считает, что в связи с четким определением новым ГК РФ соотношения правомочий субъекта права хозяйственного ведения и собственника его имущества фигуре балансодержателя не остается места в арендных отношениях. По его мнению, начиная с момента введения в действие части первой ГК РФ (1 января 1995 г.) соответствующие положения Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 1230, наделявшие комитеты по управлению имуществом полномочиями по сдаче в аренду недвижимого имущества, принадлежавшего государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, утратили силу, поскольку право распоряжения этим имуществом (в том числе путем сдачи его в аренду с согласия собственника) принадлежит исключительно предприятию как субъекту хозяйственного ведения (ст.ст.294, 295 ГК РФ). Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994года № 51-ФЗ (в ред. 2 февраля 2009г.) // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; 2009. №7. Ст.775. Что касается учреждений, то они не вправе, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, распоряжаться имуществом, закрепленным за ними собственником либо приобретенным на средства, выделенные по смете. Но и собственник не наделен правами по распоряжению этим имуществом (п.1 ст.298 ГК РФ). Для того чтобы распорядиться зданием, сооружением, нежилыми помещениями, закрепленными на праве оперативного управления за учреждением, собственник должен сначала изъять это имущество у последнего, что допускается только в отношении излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества.

Однако в условиях Вооруженных Сил балансодержатели военного имущества как субъекты вещного права продолжают активно участвовать в арендных отношениях. Они выявляют временно неиспользуемое недвижимое военное имущество, инициируют и согласовывают возможность его сдачи в аренду с вышестоящими органами военного управления и иными компетентными органами, на них возложена обязанность по подготовке проекта договора аренды, а также передача объектов недвижимости арендатору и контроль исполнения последним обязательств по договору. К тому же балансодержатели военного имущества, как правило, сами являются титулодержателями и в этом отношении не связаны с комитетами по управлению государственным имуществом, которые без согласия балансодержателя не вправе распоряжаться закрепленным за ними военным имуществом, в том числе сдавать его в аренду.

Особое положение балансодержателей военного имущества находит отражение и в заключаемых Министерством имущественных отношений Российской Федерации договорах о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления. Эти договоры имеют типовую форму для всех воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России. В них балансодержатель именуется «арендодатель» и указывается, что Минимущество России (именуется «министерство») возлагает на балансодержателя исполнение предусмотренных законом обязанностей арендодателя по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, устранению его недостатков, выявленных арендатором, и капитальному ремонту за свой счет переданного в аренду имущества.