Анализ действующей системы мотивации профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и направления ее совершенствования

дипломная работа

2.1 Действующая система мотивации профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

В последние годы Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, руководством Министерства обороны уделяется повышенное внимание вопросам повышения престижа и привлекательности военной службы улучшения материального положения военнослужащих.

Денежное довольствие военнослужащих является частью национального дохода, которая поступает в личное потребление военнослужащих и распределяется в соответствии с количеством и качеством, особенностями и условиями профессиональной деятельности.

Денежное довольствие, стимулируя деятельность военнослужащих, сочетает общественные и личные финансово-экономические интересы военнослужащих и выражает денежную оценку участия военнослужащего в совокупном общественном труде. Право военнослужащих на денежное довольствие определено Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», а в соответствии со статьей 12 этого же Федерального закона размеры его определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации. Непосредственно порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.

В понятие системы денежного довольствия входят нормы и правила выплаты денежного довольствия военнослужащим. Действующая система денежного довольствия военнослужащих построена на основании определенных закономерностей. При определении норм денежного довольствия учитываются объективные факторы. В совокупности принципы дают общую характеристику оплаты деятельности военнослужащих, они показывают, какие основные факторы принимаются во внимание при решении вопросов размера денежного довольствия.

Один из главных принципов, на основе которого построено денежное довольствие военнослужащих - это установление величины денежного довольствия военнослужащих в зависимости от количества и качества их труда. Использование указанного принципа в отношениях с военнослужащими позволяет государству наиболее полно учесть количество и качество труда и конкретно виды их воинской деятельности.

Основным показателем, определяющим количество труда военнослужащего, является исполняемая им должность. В самом наименовании должности предполагается объем работы военнослужащего, предусматривается его практический стаж, образование, необходимые для успешного выполнения должностных обязанностей.

Вторым принципом построения денежного довольствия военнослужащих является установление величины денежного довольствия с учетом особенностей воинской службы. Проводя сравнение военной службы с работой в гражданских организациях необходимо сказать, что военная служба отличается повышенной ответственностью перед народом и страной. Вооруженным Силам доверено священное дело - охрана мирного труда народа, независимости и целостности государства. Для того чтобы армия и флот могли выполнять эти важные задачи, жизнь и деятельность воинских частей организуется в строгом соответствии с воинскими уставами. Соблюдение высокой воинской дисциплины, неукоснительное выполнение уставов и приказов командиров является обязательным для каждого военнослужащего.

Военная служба требует высокой степени напряжения всех физических и духовных сил военнослужащего, постоянной готовности выступить с оружием в руках на защиту Родины, стойко переносить связанные с ней тяготы и лишения.

Военной службе присущи своеобразные для нее трудности: войска ежегодно выходят в лагеря, учебные центры, в любое время года, суток, в любую погоду проводятся учения, где до предела заполнен трудовой день и не может быть речи о нормированном рабочем дне.

У военнослужащего строго регламентировано прохождение службы. Военнослужащий, как правило, не имеет права выбора места службы, он не может по своему усмотрению перейти из одной воинской части в другую, изменить место службы, переменить должность.

Военная служба связана с бытовыми трудностями. Ввиду проживания многих военнослужащих в военных городках, нередко вдали от крупных населенных пунктов, им не всегда предоставляется возможность устроить на работу членов семьи.

В ряде случаев военнослужащим приходится нести службу в отрыве от семьи, особенно на флоте.

Вполне естественно, что правительство при определении размеров денежного довольствия военнослужащих учитывает все эти специфические условия службы.

Так, в соответствии с решением Правительства в целях усиления социальной защиты военнослужащих и членов их семей Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 значительно расширен перечень местностей, для стимулирования военнослужащих проходить службу в северных районах нашей страны.[4, c.14]. За это военнослужащим выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка за службу в районах крайнего севера, а так же они имеют дополнительный перечень гарантий и компенсаций за службу в этих районах.

Следующий принцип построения денежного довольствия военнослужащих - это установление размера денежного довольствия с учетом порядка прохождения службы различными категориями военнослужащих.

Военнослужащие по прохождению службы делятся на несколько групп:

1) офицерский состав (в том числе офицеры, призванные на военную службу);

2) прапорщики и мичманы;

3) военнослужащие, проходящие службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава;

4) военнослужащие-женщины;

5) военнослужащие, проходящие службу по призыву.

Сроки обязательной военной службы для каждой группы военнослужащих различны, так же как различен уровень удовлетворения натуральными видами довольствия. Если для военнослужащих, проходящих службу по призыву, срок службы установлен 12 месяцев и основная форма удовлетворения социально-экономических потребностей этой категории военнослужащих - натуральное довольствие, то для офицерского состава это по праву пожизненная профессия, и подавляющая часть их материальных и культурных потребностей удовлетворяется за счет денежного довольствия.

Учитывая то, что офицеры несут основную ответственность за боевую готовность воинских частей, размер денежного довольствия офицерского состава значительно выше, чем у других категорий военнослужащих.

Профессия военного не должна оплачиваться хуже других профессий государственной службы, а военная карьера быть не менее привлекательной, чем другие.

Однако в последние годы из-за определенной критики армии и флота, низкого уровня размеров денежного довольствия, отсутствия жилья упал престиж военной службы. Это, в свою очередь, привело к сокращению количества молодежи, желающих стать офицерами.

Для решения существующих проблем социально-экономического обеспечения необходимо законодательно пересмотреть размеры оплаты трудовой деятельности военнослужащих, неукоснительно выполнять уже принятые решения по денежному довольствию военнослужащих, по предоставлению им установленных гарантий и компенсаций.

В Министерстве обороны Российской Федерации был разработан и 18 апреля 2008 года опубликован программный документ - «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года». Генеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.

Но самое главное, что существует проект Федерального закона Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. "О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации".

Настоящий проект устанавливает денежное довольствие и другие выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.[13, с.1].

Реформа денежного довольствия подразумевает рост выплат военнослужащим в среднем в 2-3 раза при одновременном увеличении доли оклада в них с 20 до 70%. В результате минимальное денежное довольствие курсанта-контрактника должно составить 18,2 тыс. руб., рядового-контрактника - 24,8 тыс., сержанта-командира отделения - 34,6 тыс., лейтенанта-командира взвода - 50 тыс., полковника - командира бригады - 93,8 тыс. руб. При этом в новой системе денежного довольствия существенно сократится число дополнительных выплат, основную сумму будет содержать оклад денежного содержания, а так же Правительством России планируется изменить размеры дополнительных выплат. Изменится процентная надбавка за выслугу лет, денежное вознаграждение за классную квалификацию, процентная надбавка за секретность и другие выплаты. А оклады по воинскому званию и по воинской должности станут на порядок выше предыдущих (см. Приложения № 5 и 6). Но, к сожалению, пока это только лишь проект Федерального закона и хочется верить, что его утвердят без существенных изменений и тогда, я уверен, что престиж военной службы в Вооруженных Силах значительно повысится и будет мотивация профессиональной деятельности военнослужащих на много выше, чем сегодня.

Таковы принципы, на основании которых строится денежное довольствие военнослужащих, и которые учитываются при установлении видов и разработке норм денежного довольствия.

Принципы построения системы денежного довольствия военнослужащих следует рассматривать в комплексе, между ними существует связь и взаимообусловленность. Нельзя сделать правильный вывод о денежном довольствии военнослужащих, принимая во внимание лишь один какой-нибудь принцип, без учета других. Такое суждение о денежном довольствии не позволит дать правильную характеристику труда военнослужащих, в полной мере оценить его количество и качество, а также условия, в которых военнослужащие выполняют свой воинский долг.

За последние годы в результате проведения в Вооруженных Силах Российской Федерации реформы по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих несколько раз были изменены оклады денежного содержания. В связи с этим изменились и суммы дополнительных видов денежного довольствия, так как они напрямую зависят от размера окладов по воинскому званию и по воинской должности.

Были проведены следующие повышения окладов по воинскому званию и по воинской должности: с 1-го января 2007 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.01.07 № 33 оклады были увеличены на 10 %; с 1-го декабря 2007 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.12.07 № 510 - на 15 %; с 1-го февраля 2008 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 1.02.07 № 35 - на 9 %; с 1-го октября 2008 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 1.02.08 № 35 - на 9 %; а также запланировано еще одно повышение окладов денежного содержания с 1-го августа 2009 года на 8,5 % и совсем недавно денежное довольствие было повышено на 6,5 % Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 225 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти". Следовательно, экономика оказывает влияние на проявление и действие принципов. Вот почему принципы денежного довольствия надо рассматривать в тесной связи с состоянием экономики страны.

Виды, нормы и правила выплаты денежного довольствия военнослужащим устанавливаются и закрепляются в соответствующих законодательных актах и являются объектом государственного регулирования. Они устанавливаются с учетом объективных условий, состояния экономики, жизненного уровня народа и необходимости укрепления обороноспособности страны.

Общая сумма ассигнований, предназначенных для выплаты денежного довольствия, составляет фонд денежного довольствия Министерства обороны, который ежегодно утверждается в составе сметы Министерства обороны. Ассигнования из федерального бюджета на выплату денежного довольствия на 2011 год составляют 313,8 млрд. руб. Утвержденная смета на 2011 год - http://www.mil.ru/849/11873/1062/1347/1816/13139/index.shtml

Расходы на выплату денежного довольствия по смете Министерства обороны относятся на статью расходов 0126, которая называется «Денежное довольствие военнослужащих». Денежное довольствие военнослужащих хозрасчетных предприятий и строительных организаций выплачивается за счет средств этих предприятий и организаций.

В этой статье сосредоточены все виды денежного довольствия, которые можно свести в три группы:

1) оклады денежного содержания по воинскому званию и воинской должности;

2) дополнительные виды денежного довольствия;

3) путевое довольствие.

К окладам денежного содержания относятся оклады по воинским званиям и оклады по воинским должностям военнослужащих. Такое деление окладов денежного содержания является наиболее целесообразным. Оно отвечает специфике воинской службы, способствует росту квалификации, наиболее полному удовлетворению личных потребностей военнослужащих в соответствии с их служебным положением, стимулирует деятельность и безупречность службы.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.[6, ст.12].

В денежном довольствии, помимо окладов денежного содержания, большое значение имеют установленные для различных групп военнослужащих дополнительные выплаты, которые составляют около 70% от денежного довольствия. Чтобы учесть те различия в условиях труда, прохождении воинской службы, квалификации, сложности работы и ответственности отдельных категорий военнослужащих, которые не учитываются окладами денежного содержания.

Все дополнительные виды денежного довольствия имеют строго целевое назначение. По этому признаку их можно разделить на 5 групп:

1) стимулирующие длительную службу. Дополнительные виды денежного довольствия, относящиеся к этой группе, такие как процентная надбавка за выслугу лет, единовременное денежное вознаграждение за непрерывную службу в ВДВ, денежное вознаграждение за длительную и непрерывную службу на кораблях и другие, предназначены для того, чтобы материально заинтересовать военнослужащих в длительности их службы в армии и на флоте, а также некоторых родах войск и видах Вооруженных Сил.

Выплаты стимулирующего характера предназначены для того, чтобы материально заинтересовать военнослужащих в длительности их службы в армии и на флоте, а также некоторых родах войск и видах Вооруженных Сил. Самой распространенной надбавкой, стимулирующей общую продолжительность военной службы в Вооруженных Силах России, является процентная надбавка за выслугу лет на воинской службе.

До 1 июля 2002 года ее получали все военнослужащие, проходящие службу по контракту, после первого года службы. С 1 июля 2002 г. данная надбавка выплачивается после 6 месяцев службы, и максимальный ее размер увеличен до 70% (см. Приложение № 7).

2) выплачиваемые за особые условия службы. Служба военнослужащих в некоторых видах и родах войск, на отдельных должностях и в ряде местностей проходит в условиях, отличающихся от условий прохождения службы в других родах войск, местностях и должностях. Поскольку эти различия являются значительными, то они находят отражение в денежном довольствии в виде надбавок и вознаграждений, таких как процентная надбавка за службу в районах крайнего севера, надбавка за особые условия службы, морское денежное довольствие и ряд других;

3) стимулирующие более квалифицированный труд (повышение квалификации). Чтобы материально заинтересовать военнослужащих в повышении качества своего труда, квалификации, устанавливаются специальные выплаты. Так, военнослужащим, занимающим одноименные должности, но труд которых является более квалифицированным, более качественным, установлена выплата денежного вознаграждения за классную квалификацию, квалификационную категорию;

Рисунок 1

4) для поощрения высоких достижений в служебной деятельности. Целью дополнительных выплат денежного довольствия этой группы является стимулирование личных достижений военнослужащих в служебной деятельности, их безупречной службе и дисциплинированности. К ним относятся: награждение деньгами офицеров частей постоянной боевой готовности, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, денежное вознаграждение за окончание военно-учебных заведений, премии военнослужащим за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, премии личному составу авиации за высокое качество боевой подготовки и полетов без катастроф и аварий и некоторые другие;

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2008 года № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации», командирам воинских частей представлено право награждать деньгами офицеров добившимся высоких результатов при проведении командно-штабных, тактических учений, боевых стрельб, участия в походах, личной дисциплинированности. По результатам 2008 года на премирование офицеров в 2009 году государством было выделено 25 млрд. руб., на 2010 государство выделило 33 млрд. руб. и на 2011 год спланировано 42 млрд. руб. Согласно этому приказу офицеры в отдельных воинских частях за свою безупречную службу ежемесячно получают от 35 тыс. до 150 тыс. рублей.

Но дополнительно к 400-му военнослужащие могут каждый квартал получать крупные денежные средства по особому приказу. Это приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (издан на замену приказа Министра обороны РФ № 115 от 28.03.2009г.). Военнослужащие получают премии по данному приказу за счет экономии фондов денежных средств и, хочу еще раз отметить, немаленькие.

Таким образом, получается, что премии получают те, кто лучше служит, исчезает уравниловка в денежном довольствии, повышается социальный статус офицеров, улучшается материальный уровень семей. А с другой стороны система выплаты премий несовершенна и не справедлива, поделило офицеров на достойных и недостойных, создаются благоприятные условия для коррупции, конфликтов, как между офицерами, так и их семьями, то есть вредит моральной обстановке в войсках.

5) носящие характер компенсаций и гарантий. Цель этих дополнительных выплат денежного довольствия заключается в том, чтобы компенсировать определенный натуральный вид довольствия или какое-то нереализованное ранее право военнослужащим или изменения, связанные с прохождением военной службы. К ним относятся оплата детского сада военнослужащими в размере 80% и другие.

Сравнивая дополнительные виды денежного довольствия с заработной платой рабочих и служащих, можно сделать вывод, что часть их аналогична выплатам из денежного довольствия, но с некоторыми отклонениями, например: процентная надбавка за непрерывный стаж работы (службы) в отдаленных местностях, выходное пособие, процентная надбавка за выслугу лет. А часть из них вызывается особенностями военной службы и имеет место только в денежном довольствии военнослужащих, а именно: материальная помощь, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы, морское денежное довольствие, курсантская должностная надбавка и ряд других выплат.

Проведем сравнительный анализ денежного довольствия, прожиточного минимума и средней заработной платы.

Таблица 1

Анализ денежного довольствия и средней заработной платы в России

Возраст (лет)

Должность

Денежное довольствие (руб.)

Прожиточный минимум (руб.)

Средняя заработная плата (руб.)

22-26

Командир взвода

16305

5978

29000

26-35

Командир роты

18347

35-45

Командир батальона

21225

Из таблицы 1 видно, что денежное довольствие командира взвода меньше средней заработной платы на 78% , командира роты меньше - на 58%, командира батальона - на 37%. Следовательно, действующую система денежного довольствия, военнослужащих не обеспечивает привлекательность военной службы, так как она почти всегда была соизмерима со средней номинальной заработной платой, приходящейся на одного наемного работника, которая растет более заметными темпами. И это очень серьезная проблема, которую необходимо срочно решать, потому что на данный момент ни о какой мотивации профессиональной деятельности военнослужащих не может быть и речи.

Делись добром ;)