logo
Деятельность заместителя командира подразделения по воспитательной работе по профилактике наркомании среди военнослужащих

1.2 Наркомания в Вооруженных Силах РФ

  • Проблема наркомании, как тяжелейшей болезни, актуальна для армий всех развитых стран, в том числе, и для Вооруженных Сил Российской Федерации. В эпоху научно-технического прогресса вопрос о психическом здоровье личного состава ВС РФ стоит особенно остро.
  • Применительно к Вооруженным Силам, под наркотизмом следует понимать социальное явление - приобщение определенных групп военнослужащих к употреблению наркотиков и других одурманивающих средств и веществ, а также действия их и лиц, связанных с ними, направленные на приобретение, хранение, производство, сбыт этих веществ. Под психической зависимостью от наркотических веществ военнослужащего понимается болезненное стремление (влечение) непрерывно или периодически принимать наркогенный препарат с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения, либо снимать явления психического дискомфорта. Учитывая особенности воинского коллектива (закрытость, однополость, выполнение сложных задач) военнослужащему, употребляющему наркотические вещества, значительно сложнее адаптироваться и реализовать свою потребность в приобретении наркотиков. Следствием толерантности (привыкания к наркотическим препаратам) военнослужащего, становится совершение преступлений: кражи личного имущества, боевой техники, оружия, убийства своих сослуживцев.
  • Настораживают неоднократные случаи “проникновения наркотиков” в подразделения Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных, Внутренних и Пограничных войск, а также на корабли и береговые подразделения ВМФ. Не может не беспокоить и рост, начиная с 1992 года, доли представителей офицерского состава среди контингента, состоящего на медицинском учете в связи с потреблением наркотиков.
  • В Российской армии наибольшее опасение вызывают воинские подразделения, дислоцирующиеся в “наркоопасных” регионах России и ближнего зарубежья: на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, Таджикистане и других. Во всех без исключения регионах отмечается высокий уровень латентности “армейского” наркотизма. Так, по данным военных криминологов, в среднем на одного выявленного потребителя приходится около десяти “неучтенных” лиц.
  • Демографические характеристики наркотизма в населении России в целом и в ее Вооруженных Силах весьма схожи. Вместе с тем, феномен наркотизма среди военнослужащих имеет ряд существенных особенностей:
  • наблюдается преобладание в ВС РФ среди потребителей и распространителей наркотиков и других одурманивающих средств мужчин 18-22 лет, что обусловлено возрастом призыва на военную службу;
  • в подавляющем большинстве данный контингент составляют лица со средним и неполным средним образованием, выпускники ПТУ;
  • имеется прямая зависимость между “объемом” призыва на военную службу (поступлением в ВС по контракту) лиц, относившихся до начала службы к контингенту повышенного социального риска (употреблявших наркотические вещества, имеющих приводы в милицию) и распространением наркотизма в армейской среде;
  • следует говорить о распространенности в Вооруженных Силах РФ большей частью не наркоманов, а лиц, допускающих эпизодическое немедицинское употребление наркотиков и токсических веществ (и наряду с ними, естественно, собственно наркоманов);
  • среди военнослужащих распространен такой вид наркотизма, как потребление токсических веществ: лакокрасочные средства, горюче-смазочные материалы и проч. Это объясняется их большей доступностью по сравнению с наркотиками.
  • Выделяется ряд специфических факторов, которые оказывают влияние на негативный рост показателей наркотизма среди военнослужащих:
  • в армию и на флот призывается все большее число лиц, привлекавшихся к административной и уголовной ответственности, имеющих психические отклонения;
  • большую опасность представляет наличие в стране значительной сырьевой базы для производства наркотиков;
  • дислокация воинских частей в “наркоопасных” регионах облегчает военнослужащему установление контактов с потребителями и распространителями наркотических веществ;
  • серьезные нарушения деятельности военкоматов по призыву на военную службу (низкий медицинский и психологический контроль, большое количество уклоняющихся призывников и проч.) способствуют приходу в части и подразделения ВС РФ лиц, употребляющих наркотики;
  • на распространение наркотизма в Вооруженных Силах непосредственно влияют нередкие факты нарушения правил учета, хранения, отпуска и списания специфических лекарственных препаратов в воинских частях и лечебных учреждениях МО РФ;
  • систематическое нахождение военнослужащих в стрессовых ситуациях (нерешенные личные, семейные, служебные проблемы) способствуют употреблению наркотических веществ в Вооруженных Силах.
  • Употребление и распространение наркотиков не обошло и наше училище. За последнее десятилетие из НВВКУ было отчислено порядка тридцати курсантов (приложение 1).
  • Таким образом, можно констатировать, что Вооруженные Силы, как один из основных государственных институтов имеют все социальные болезни, присущие российскому обществу, в том числе наркотизм и токсикоманию.
  • Заместитель командира роты по воспитательной работе, решая вопросы искоренения наркомании и токсикомании в Вооруженных Силах, имеет широкое поле деятельности. На условном домедицинском этапе он участвует в программах первичной профилактики зависимости от наркотических и токсических веществ; выявляет лиц, входящих в группы риска и работает с ними; содействует привлечению к лечению лиц, нуждающихся в нем. Устанавливает контакт с семьями таких лиц, оказывает им консультативную помощь и иную поддержку. ЗКРВР тесно взаимодействует с командиром и медицинским персоналом.
  • II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ
  • Защита от наркомании и токсикомании в воинских коллективах является одним из основных аспектов деятельности заместителя командира роты по воспитательной работе и возможно лишь при повседневном взаимодействии органов военного управления и воспитательной работы, работников военно-медицинской службы и органов военно-социальной работы.
  • Среди положительных условий борьбы с наркоманией и токсикоманией в ВС РФ хочется отметить сам уклад жизни воинских подразделений, жестко регламентированный воинскими уставами, приказами министра обороны и другими нормативными документами. Офицеру-воспитателю необходимо участвовать в проведении боевой и физической подготовки. Проверять наличие полного и качественного обеспечения всеми видами довольствия, обеспечивать содержательную и интересную по форме воспитательную работу, способствующую физическому совершенствованию и духовному обогащению военнослужащего как личности, формировать у него здоровые интересы и наклонности, оптимизм, уверенность в своих силах.
  • Заместителю командира подразделения по воспитательной работе необходимо предупреждать случаи приобретения, употребления и распространения наркотических и токсических веществ среди военнослужащих. Это обеспечивается системой мероприятий, направленных на предотвращение их проникновения в подразделение, активное раннее выявление лиц, склонных к употреблению, допускавших или допускающих употребление наркотиков, принятие к ним мер дисциплинарного, правового, воспитательного и медицинского характера.