logo
Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации

4. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Обращение к проблемам этикета далеко не случайно. Культу-ра взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения определяют лицо современного командира. Опыт показывает, что от этого зависят успехи и в деловой, и в профессиональной деятельности любого человека.

Знание правил этикета помогает командиру вести воспита-тельную работу грамотно и активно, интересно и умело руково-дить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту. Высокая культура человече-ских взаимоотношений -- неотъемлемое качество российского офицера.

Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом офицера, единством слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т.е. проникнутых уважением к личному достоинству подчиненных, отношений. В то же время этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нужным и заботам людей, а значит, устраняет пита-тельную почву для беспорядка и неорганизованности.

Понятие и структура воинского этикета

Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Россий-ской Федерации. В соответствии с другими сферами человече-ского общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий являет-ся носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, воинский этикет есть часть духовной культуры военнослужащих. Он представляет собой систему исторически сложившихся и законодательно закрепленных в общевоин-ских уставах и других документах правил поведения и общения в различных сферах служебной и неслужебной деятельности.

Изучение требований воинского этикет должно начинаться с уяснения его структуры. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, военнослужа-щего во многом оценивают по тому, как он выражает свои мыс-ли. Причем речь может быть или устной, «ли письменной. Суще-ствуют этикетные требования к докладу начальнику и выступле-нию на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, раз-говору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, соста-вить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Гром-кость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуа-ции ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль для военнослужащего играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляд-- все это также учитывается при оценке культуры обще-ния военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета сле-дующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения» (статья 60). Эти правила далее предписывают военно-служащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях. Это деление ярко показывает, что для этикета одинаково важно и то, как человек говорит (пишет), и то, как он двигается.

Воинский этикет-- эго свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиции Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимо-отношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к гражданскому населению. К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежли-вость составляет, по сути основу этикета, представляя собой со-блюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) -- это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени со-ответствующую ситуации. Скромность -- это стиль вежливого по-ведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчи-вых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и опре-деляет культуру общения военнослужащего.

С нравственностью воина и требованиями воинского этикета неразрывно связаны и требования воинских уставов. Устав тре-бует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить вой-сковым товариществом и т. д. (Устав внутренней службы, ста-тья 13). Этикет показывает, в каких формах должны проявляться эти качества в различных ситуациях.

Поведение человека в военной форме -- та внешняя сторона, по которой окружающие в значительной мере судят о надежно-сти, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Ве-теран, глядя на молодого человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выво-ды. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и по-ведение представителей той армии, которая одержала столько славных побед. Этикет важен для военнослужащего во всех об-ластях человеческого общения: в служебной деятельности, в об-щественных местах и семье.

В наше время основные этикетные нормы для военнослужа-щих заложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Рос-сийской Федерации. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоян-но служить примером высокой культуры, скромности и выдер-жанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое досто-инство и уважать достоинство других... Взаимоотношения меж-ду военнослужащими строятся на основе взаимного уважения». Заботясь о высокой культуре взаимоотношений военнослужа-щих, командир должен всегда исходить из того, что она опирает-ся на прочную правовую базу. Уставы предписывают нам образ-цы взаимоотношений, соответствующие современным принци-пам общения между людьми в условиях военной организации.

Командир должен прежде всего выступать примером для сво-их подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание на плечи подчиненных своих функ-циональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное «тыканье».

Соблюдение требований этикета позволяет каждому военно-служащему ощутить себя членом единого коллектива, почувство-вать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по во-просам службы обращаться друг к другу на «вы», предваряя обра-щение словом «товарищ». В других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие и, как правило, равные в воинских званиях и должностях могут обращаться друг к другу на «ты».

Самое ценное качество командира -- уметь организовать лю-дей, вызвать у них энтузиазм для выполнения поставленной зада-чи. А достичь этого можно лишь развивая все лучшее, что есть в людях, признавая их достоинства и поощряя за усердие.

Поведение в быту

Этикет предписывает военнослужащему быть точным. Следо-вательно, техническим атрибутом его этикета должны быть часы. Важно, чтобы они были достаточно неброскими, с хорошим об-зором в различных условиях.

Соблюдение требований бытового этикета нередко напрямую связано с сохранением здоровья военнослужащего. Недопустимо совместное использование опасных и безопасных бритв, игл для шитья и т. д. Такого рода «взаимовыручка» может быть чревата самыми печальными последствиями для здоровья.

Часто нарушение этикетных требований бывает связано с ку-рением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызы-вать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопусти-мо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для куре-ния только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Недопустимо приветствовать не только начальников, но и просто знакомых, держа сигарету во рту. В Уставе внутренней службы, кстати, го-ворится (статья 17), что военнослужащий «должен... воздержи-ваться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

Культура речи и внешнего вида

Важным элементом культуры является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превра-щался в своего рода «школу злословия». Между тем сквернословие -- нередко бич в воинских подразде-лениях.

Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного,-- забота о своей внешности. Элегантный внешний вид -- свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т. д. -- показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что одна только кра-сивая военная форма заставит окружающих уважать их. Умение вести себя просто необходимо. И рассчитывать здесь только на один отдельный элемент: одежду, умение говорить или изящно двигаться -- очень трудно.

Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмот-реть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведе-ния на каждый случай. Есть один общий принцип, который вы-ручает почти всегда: помните о чести собственной и отдавайте должное достоинству окружающих.