logo
Военно-транспортный самолёт Ил-76

Модификации самолета

· Ил-76 (Candid по классификации НАТО), первая серийная модификация. Первый полёт прототипа 25.03.1971 под командованием Э. И. Кузнецова. Первый полёт серийной машины 5.05.1973.

· Ил-76М (модифицированный), с усиленным фюзеляжем. Грузоподъемность повышена до 42 тонн. Первый полёт 24.03.1978.

· Ил-76Т (транспортный, Candid-А по классификации НАТО) -- гражданская модификация Ил-76М. На самолёте демонтирована кормовая пушечная установка, автомат выброса дипольных отражателей, десантное оборудование и электронные устройства военного назначения. Первый полёт 4.11.1978.

· Ил-76МД (модифицированный дальний, Candid-B по классификации НАТО) -- модифицированная версия Ил-76М. Усилена конструкция планера и шасси. Грузоподъемность повышена до 48 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 190 т. Дальность полёта с загрузкой 40 т увеличена до 4200 км. Время автономной эксплуатации увеличено до двух месяцев. Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Первый полёт 6.03.1981.

· Ил-76ТД (транспортный дальний) -- гражданская модификация Ил-76МД. Демонтировано оборудование военного назначения. Грузоподъёмность машины составила 50 т. Максимальная взлётная масса 190 т. Дальность полёта с максимальной загрузкой 3600 км. Первый полёт 5.05.1982.

· А-50 (Mainstay по классификации НАТО) -- самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полёт 1978.

· А-60 -- летающая лаборатория, самолет-носитель лазерного оружия. Построен в единственном экземпляре ОКБ Бериева на базе Ил-76МД. Первый полёт -- 19.08.1981. По окончании испытаний самолёт находился на аэродроме Чкаловский. Сгорел в начале 1990 года.[2]

· Ил-76К -- Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Построен в единственном экземпляре. Первый полёт 2.08.1981.

· Ил-78 (Midas по классификации НАТО) -- самолёт-заправщик на базе Ил-76МД. Первый полёт 26.06.1983.

· Ил-76МД «Скальпель» -- версия Ил-76МД, переоборудованная в самолёт-госпиталь. На борту находятся три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии. Первый полёт 23.07.1983. По сообщениям СМИ в июле 2008, военно-медицинский самолёт «Скальпель» находится в эксплуатации.[3]

· Ил-76ПС (поисково-спасательный). Первый полёт 18.12.1984.

· Ил-76ТД «Антарктида» -- модифицированный вариант самолёта Ил-76ТД. Первый полёт 17.11.1985.

· Ил-78М -- (Ил-78 Модифицированный). Первый полёт 7.03.1987.

· Ил-76ПП (постановщик помех) -- модифицированный вариант самолёта Ил-76МД. Создан в единственном экземпляре. Первый полёт 29.04.1987.

· Ил-76МДК «Космос» -- самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости[4] [5]. У самолёта усилено крыло и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системах для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким материалом, на полу закреплены спортивные маты. Первый полёт 6.08.1988. Создано три таких самолёта, все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский».

· Ил-76П -- самолёт для тушения пожаров. Способен брать на борт 32 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 22.09.1989.

· Ил-76ЛЛ (летающая лаборатория) -- самолёт для отработки и испытания авиационных двигателей. Первый полёт в 1991 году. На самолёте изменена конфигурация электронного оборудования и радиолокационных станций. Для проведения испытания исследуемый двигатель подвешивается на пилон вместо штатного № 2.

· Ил-76МД пожарный вариант -- модифицированный вариант самолёта Ил-76МД для тушения пожаров. Способен брать на борт 42 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 28.01.1993.

· Ил-76СК -- воздушный командный пункт (заводское обозначение Ил-76ВКП). Оснащён комплексом связного оборудования (включая спутниковую связь). Построено 2 самолёта.

· Ил-76МФ -- модификация самолёта Ил-76МД. По сравнению с базовой моделью длина фюзеляжа увеличена на 6,6 м благодаря вставке дополнительных секций по 3,3 м за и перед крылом. Таким образом, длина грузового пола у Ил-76МФ составила 31,14 м по сравнению с 24,5 м у Ил-76МД. Модернизация коснулась также и бортового радиоэлектронного оборудования. В приборное оборудование включены два экранных индикатора, добавлен блок спутниковой навигации. Благодаря более современному оборудованию удалось исключить из экипажа бортрадиста, то есть экипаж уменьшен до пяти человек. Использование более мощных и более экономичных двигателей ПС-90А-76 позволило увеличить дальность полёта. Дальность полёта Ил-76МФ с нагрузкой 40 тонн составляет 5800 км по сравнению с 4700 км у Ил-76МД. Грузоподъемность увеличена до 60 т. Максимальная взлётная масса увеличена до 210 т. Первый полёт совершён 1 августа 1995. Государственные совместные испытания планируется завершить в 2009 году, а с 2010 года -- поставлять ВВС России. .

· Ил-76ТФ. В настоящее время создаётся гражданская модификация Ил-76МФ с более экономичными двигателями ПС-90А-76. На нём планируется уменьшение экипажа до 3-4 человек.

· Ил-476 -- глубокая модификация самолёта Ил-76. Грузоподъемность 50 тонн, скорость - 850км/ч, дальность полета - 6000км.

· Ил-76ТД-90ВД -- гражданская модификация самолёта Ил-76ТД. Использует более экономичные двигатели ПС-90А (Ил-76ТД-90ВД).