logo
Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации

3. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОДЧИНЕННЫХ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Отношение человека К выполнению своих служебных обязан-ностей в значительной .степени определяется материально-бытовыми условиями, уровнем социальной и правовой защищен-ности. В армии, в силу специфики военной службы последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военно-служащих, их отношении к выполнению, служебных обязанно-стей. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и пра-порщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного им личного состава. Известный русский генерал А.А. Брусилов отмечал: «Ставлю заботу о солдате первейшей обязанностью всех начальствующих лиц».

Обеспечение социальной и правовой защищенности военно-служащих является одной из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения бое-вой готовности и боеспособности войск.

Деятельность органов военного управления, должностных лиц по обеспечению правовой и социальной защиты военно-служащих получила название «военно-социальная работа».

Нормативная база правовой и социальной защиты военнослужащих

Основополагающим документом военно-социальной работы является Конституция РФ. Статья 7 Конституции Российской Федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание усло-вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо ,личным делом самого гражданина, возводится в ранг общегосударственной, политики.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения со-циальной защиты военнослужащих в нашей стране за послед-ние годы разработано и принято значительное количество нор-мативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются за-коны «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходив-ших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военно-служащим, проходящим военную службу на территориях госу-дарств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного поло-жения и вооруженных конфликтов», «О ветеранах», «Об обяза-тельном государственном страхований жизни и здоровья воен-нослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц ря-дового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их пре-доставления.

Созданная законодательная база является основой для прове-дения работы по социальной защите человека в военной форме.

Важным моментом в законотворческой практике нашего госу-дарства стало законодательное определение статуса военнослу-жащих. Это понятие включает в себя совокупность определенных законодательством прав, свобод и обязанностей граждан, нахо-дящихся на военной службе, а также уволенных в запас. Состав-ной частью этого законодательного пакета являются льготы, компенсирующие военнослужащим ограничения некоторых об-щегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Под льготами для военнослужащих понимают-ся предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязан-ностей для других категорий граждан Российской Федерации.

Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. военнослужащие являлись наименее защи-щенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущем-ляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возмож-ности правовой защиты военнослужащих.

Таким образом, законодательство Российской Федерации Нацелено прежде всего на повышение социальной защищен-ности военнослужащих, повышение стабильности их социаль-ного положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.

Правовое воспитание военнослужащих

Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой под-готовки.

С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой сто-роны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значи-тельной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной право-вой подготовке как командиров и начальников, так и подчинен-ных коренятся причины многих социальных проблем военно-служащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, спе-циалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам.