logo
Актуальные вопросы воспитания личного состава вооруженных сил Российской Федерации

1. ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Происходящие в мире и стране события убедительно сви-детельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом. В Кон-цепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере вы-делены в отдельное направление и включают в себя такие во-просы, как защита национальных духовных ценностей, пропа-ганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества реше-ния этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Россий-ской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня стал-киваются с теми же проблемами, что и общество в целом. По-этому важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других «опросов отводится информационной работе. Это направление деятель-ности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных ус-ловиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.

Информационно-воспитательная работа как фактор боеготовности войск

Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух соединений и частей.

В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужа-щих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим тра-дициям российских армии и флота.

Для опытного командира совершенно очевидно, что качество выполнения задач его подчиненными во многом зависит от их настроя, убежденности в необходимости защиты Родины, готов-ности к самопожертвованию во имя Отечества. Это обусловлено усвоением каждым военнослужащим ценностей и интересов го-сударства и общества, формированием их взглядов в области го-сударственного развития и военного строительства, информиро-ванностью о вероятном противнике и многим другим.

Вот почему при организации информационной работы нужно в полной мере осознавать ее многоплановость и всевозрастающее значение как во всех сферах повседневной жизни армейских и флотских коллективов, так и в ходе ведения боевых действий.

Цели и задачи информационной работы

Под информационной работой понимается целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воз-действия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Главная цель-- способствовать укреплению убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Оте-чества, формирование у каждого военнослужащего чувства от-ветственности за судьбу армии и флота, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.

Информационная работа в ходе боевой подготовки

Боевая подготовка является важнейшей составляющей жизнедеятельности Вооруженных Сил. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения вооруженной борьбы, формирование у вои-нов военного профессионализма, передача им военно-специальных знаний и навыков практических действий в соот-ветствии со спецификой данного подразделения и части нераз-рывно связаны с развитием их мировоззрения, освоения ими ис-торического опыта и воинских традиций российских армии и флота, формированием морально-психологических и боевых ка-честв. То есть с воспитанием личности военнослужащего, воору-женного защитника Отечества.

В ходе занятий следует рассматривать весь учебный материал через призму проблем военного строительства, разъяснять лич-ному составу цели и ожидаемые результаты шагов, предприни-маемых государством в целях укрепления обороны страны, раз-вития Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при необходимости связывать его с внешнеполитическими задачами России, ее национальными целями и интересами. Весь комплекс задач, решаемых в Ходе занятий по боевой подготовке, необхо-димо тесно увязывать с проблемами, стоящими перед данными соединением, частью и подразделением, соотносить с их специ-фикой и выполняемыми задачами.

Следует постоянно помнить, что на таких занятиях не может и не должно быть второстепенной информации. Вся информа-ционная работа офицеров и прапорщиков должна способство-вать повышению профессионализма каждого воина, его уверен-ности в своих возможностях, в своих товарищах, в оружии и боевой технике. Она должна оказывать позитивное воздействие на повышение слаженности, боевого мастерства расчетов, эки-пажей и подразделений и, в конечном счете, на боеготовность части и соединения.

Общественно-государственная подготовка - важнейшая форма информационно-воспитательной работы

Ключевую роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная подготовка (ОПТ). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию на сознание личного состава. Целью общественно-государственной подготовки является формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верно-сти воинскому долгу, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военнослужащих.

В сравнении с другими видами информационного воздействия общественно-государственная подготовка имеет наиболее разра-ботанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до военнослужащих вопросы государст-венной политики, отечественной истории, права и др.

Она является наиболее эффективным каналом получения во-еннослужащими системы знаний, способствующих формирова-нию у воинов чувства чести и достоинства, национальной гордо-сти, ответственности за судьбу своего народа, убежденности в необходимости твердого отстаивания интересов Российской Фе-дерации, т. е. всего того, что лежит в основе мировоззрения за-щитника Отечества.

Информирование

Другой эффективной формой информационного обеспечения задач, решаемых Воо-руженными Силами, Российской Федера-ции, является информирование личного состава.

Информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) во-енно-учебных заведений-- 1 раз в неделю по 1 часу; офице-ров--2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих--Не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, информирование, являясь оперативной фор-мой, позволяет своевременно разъяснить проводимые государст-венными органами мероприятия по военному строительству, ук-реплению обороноспособности страны, обеспечению безопасно-сти российского общества и др.; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями; приказы и директивы министра обороны, ко-мандиров и начальников.

Информационная работа - постоянная забота командира

Наряду с названными формами в интересах информационного обеспечения повышения боевой готовности соединений и частей, постоянная забота укрепления воинской дисциплины и право порядка в воинских коллективах следует использовать культурно-досуговую работу с личным составом. В первую очередь имеются в виду тематиче-ские вечера, устные журналы, викторины, художественная само-деятельность и многое другое. Речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен немалый опыт. Творче-ское их использование дает возможность сделать информацион-но-воспитательную работу не только более разнообразной, но и повышает ее эффективность, придает большую убедительность предлагаемой воинам информации, помогает более глубокому ее осмыслению.

Кроме перечисленных форм информационно-воспитательной работы, направленной на решение задач боевой подготовки и боевого дежурства, следует использовать и другие способы ин-формационного воздействия на личный состав. Так, немаловаж-ную роль в жизни воинского коллектива способна играть стенная печать. Различные формы ее использования позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию оп-ределенного отношения воинов к успехам и проступкам сослу-живцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных в интересах повышения боего-товности подразделений, укрепления правопорядка и воинской дисциплины. Однако в некоторых подразделениях значение стенной печати порой недооценивается. В этих условиях задача офицеров и прапорщиков заключается в том, чтобы превратить эту работу из необходимой формальности в значительное под-спорье в информационно-воспитательной работе. Для этого необходим творческий подход к ней, правильная оценка и осозна-ние командиром всех возможностей средств наглядной опера-тивной информации.