logo
Военная реформа 1920-х годов в Советской Армии

§ 1. Начало работы по реформированию вооруженных сил

25 ноября 1920 г. на заседании Революционного Военного Совета Республики (РВСР) был заслушан доклад заместителя Председателя РВСР Э.М. Склянского «О сокращении численности армии». Принятым решением Главному командованию предлагалось в недельный срок разработать план сокращения вооруженных сил на 2 миллиона человек к 15 января 1921 г. с таким расчетом, чтобы оставить на довольствии 3,5 миллиона человек171. Однако уже 2 декабря 1920 г. в адрес членов РВСР, ряда ответственных военных работников, Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрод) и других адресатов, секретариатом Реввоенсовета было направлено письмо с просьбой «внести изменения в пункт 4 протокола заседания РВСР от 25 ноября 1920 г., где ошибочно значится «оставить на довольствии 3 Vi млн. едоков», следует читать «оставить на довольствии 3 млн. 300 тысяч едоков» 17".

В последующих пунктах указывалось на необходимость: разработки плана увольнения из армии «в бессрочный отпуск» родившихся до 1888 г. включительно; установления числа сохраняющихся стрелковых и кавалерийских частей; скорейшего окончания обработки материалов переписи Красной Армии; определения мер «к поднятию качества частей»; увеличения числа курсов по подготовке комсостава; обсуждения с Народным комиссариатом путей и сообщений (НКПС) вопроса о возможности ведения краткосрочных отпусков; установления программы частичной мобилизации и т.д.

6 декабря 1920 г. РВСР вернулся к вопросу о сокращении численности армии. На этот раз было принято решение о создании комиссии из представителей Полевого штаба, Всероссийского главного штаба (Всероглавштаба), Центрального аппарата снабжения, Народного комиссариата внутренних дел (Наркомвнудела) и Наркомпрода -- ей предстояло определить численность армии в целом и по возрастным категориям в частности174.

В целом же демобилизация армии проходила в тяжелой обстановке. В отдельных районах страны еще продолжалась вооруженная борьба. Учитывая международную и внутреннюю ситуацию, советское правительство вынуждено было провести демобилизацию тремя последовательными этапами: декабрь 1920 г. - декабрь 1921 г. - численность вооруженных сил была сокращена с 5,5 до 1,6 миллиона человек.

май -- октябрь 1922 г. -- численность вооруженных сил сокращена до 796 тысяч человек.

январь - февраль 1923 г. - численность вооруженных сил сокращена до 610

тысяч человек .

Сокращение армии давало возможность уменьшить расходы на ее содержание и освободившиеся средства перевести на развитие промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Это позволяло также направить на восстановление народного хозяйства сотни тысяч демобилизованных красноармейцев и десятки тысяч командиров и политработников.

Таким образом, в короткие сроки необходимо было демобилизовать почти 5 млн. военнослужащих, определить принципы дальнейшего строительства вооруженных сил, реорганизовать структуру соединений и частей, перестроить систему материального обеспечения войск, позаботиться о единой подготовке командных и административных кадров, улучшить обучение и воспитание личного состава.

В результате демобилизации Красная армия не могла обеспечить нужную подготовку всего призывного контингента, поэтому у ряда военных работников, как в аппарате, так и в войсках возобновились надежды в отношении перехода к милиционной системе военного строительства. На 2-м Всероссийском съезде политработников, проходившем во второй половине декабря 1920 г., с докладом по этому вопросу выступил начальник Политического управления РВСР И.Т. Смилга. Не отрицая возможностей перехода к милиции, он отметил, что ее основой должен являться территориальный принцип формирования и обучения. «Будут ли боеспособны эти местные милиционные части?» - спрашивал докладчик. И опираясь на опыт гражданской войны, отвечал отрицательно: «Комплектованные из «земляков» части хорошо дрались на чужой стороне. Но на родине они никуда не годились. Солдата тянуло к хате, и он дезертировал и во время наступления, и во время отхода, не желая расставаться с домом. Создать сплоченную боеспособную армию можно только усилиями страны в целом» . Последовал вывод о малой пригодности «милиции для России в данный момент».

Выступивший с содокладом член РВСР Н.И. Подвойский высказал противоположенную точку зрения на милиционную систему, пытаясь обосновать не только возможность перехода к ней, но и необходимость. Хорошие войска, по его мнению, могла дать «только милиционная система», при которой «совершенно отсутствует муштра, а происходит нормальное воспитание - и физическое, и культурное, и техническое -- юношей от 16 до 18 лет и притом не в одиночку, а массовое...» . Все это - без отрыва от производительного труда. «... Наше военное строительство -- подчеркнул в завершении содокладчик, -- должно быть построено на массовом вовлечении в работу всех трудящихся при помощи наших партийных и профсоюзных организаций»

Вопросам вовлечения широких масс в строительство Красной Армии была посвящена речь Председателя РВСР Л.Д. Троцкого: «Если в условиях войны почти половина партии находилась в армии, то в мирный период так продолжаться не может. В мирное время держать части во «внутренней спайке» труднее, чем в ходе войны. Война требует величайших жертв не только материальных, но и духовных, отказа от широких идейных интересов, порождает «духовный аскетизм», который по окончании войны «до известной степени ищет возмещения в усиленной критике, усиленном обсуждении всего»179.

Таким образом, к окончанию гражданской войны среди военных в отношении перспектив военного строительства продолжали иметь место две различные точки зрения:

сохранить армию как постоянную, регулярную, высоко технически оснащенную, уменьшаемую количественно за счет роста качества;

скорейшим образом переходить к территориально-милиционной системе комплектования вооруженных сил.

Этой же проблеме уделяло внимание партийно-политическое руководство страны. Вопрос о практическом переходе к территориально-милиционной системе обсуждался на IX съезде РКП(б), проходившем с 29 марта по 5 апреля 1920 г. 180 «Переход к милиционной системе, - говорилось в решении съезда, - должен иметь характер необходимой терпимости, в соответствии с военным и международно-дипломатическим положением Советской республики, при непременном условии, чтобы обороноспособность последней во всякий момент оставалась на должной высоте»

Вопрос о переходе к территориально-милиционной системе вновь был поставлен на X съезде партии, проходившем с 8 по 16 марта 1921 г. «По вопросу о милиционной системе, -- говорилось в постановлении съезда, -- у партии нет никакого основания пересматривать свою программу. Формы, методы и темп перехода к милиции целиком зависят от международной и внутренней обстановки, от продолжительности передышки, взаимоотношений города и деревни и пр. Неправильной и практически опасной для настоящего момента является агитация некоторых товарищей за фактическую ликвидацию нынешней Красной Армии и немедленный переход к милиции»

Однако процесс сокращения и реорганизации вооруженных сил, сокращение расходов на их содержание, серьезно сказывались на состоянии мобилизационной готовности . Армия сокращалась в количественном отношении, но при этом качественно не улучшалась. Об этом свидетельствуют тезисы о состоянии Красной Армии начальника мобилизационного отдела Штаба РККА Н.Л. Шпекторова от 20 января 1924 г. Он отмечал ее низкую мобилизационную готовность, отсутствие мобилизационного плана: «На случай внезапной мобилизации имеются лишь общие соображения, которые могут быть осуществлены лишь при исключительном напряжении сверху донизу и притом с преобладанием кустарных методов» 187.

2 июня 1923 г. Пленум Центральной контрольной комиссии (ЦКК)191 совместно с Рабоче-крестьянской инспекцией (РКИ) приняли решение об инспекции военного ведомства. К работе в значительном количестве были привлечены военные специалисты. Инспектированию подверглись все центральные ведомства Наркомата по военным и морским делам (Наркомвоенмор), управления, части и соединения Западного, Украинского, Московского и Северо-Кавказского военных округов, в каждом из которых выделялись для этих целей по одному корпусу, дивизии и полку193.

После доклада о проделанной работе выступил И.В. Сталин, который в следующих словах характеризовал состояние Красной Армии: «Если... нам пришлось бы впутаться в войну, нас разгромили бы в пух и прах». На основании выступлений в резолюции февральского Пленума ЦК РКП(б) 1924 года указывалось: «Заслушав доклад комиссии и единогласно принятые ею резолюции Пленум ЦК констатирует наличие в армии серьезных недочетов (колоссальная текучесть, полная неудовлетворительность постановки дела снабжения и пр.), угрожающих армии развалом»

Выводы, и предложения военной комиссии ЦКК-РКИ имели решающее значение при выработке плана реформы. 4 февраля 1924 г. Реввоенсовет СССР назначил специальную комиссию под председательством М.В. Фрунзе, которой было поручено разработать план проведения реформы199.

Для предварительной разработки отдельных положений1 реформы были образованы 5 подкомиссий: организационная, снабженческая, политработы, отчетности и по прохождению службы командного состава. В помощь комиссии было решено привлечь командующих военными округами, начальствующий состав центральных и местных военных органов, а также предложить через РВС СССР командующим округами заняться в своих округах проработкой поднятых вопросов по реорганизации военного аппарата, системы управления и отчетности .

Подкомиссии развернули широкую деятельность. Каждая из них разделилась на ряд секций. Для участия в секциях были привлечены многие строевые командиры и политработники. Работа секций обсуждалась на заседаниях подкомиссий, а выводы последних утверждались на заседании комиссии РВС СССР.

Результатом работы подкомиссий и комиссий стал конкретный план проведения военной реформы, одобренный ЦК РКП(б). План этот предусматривал решение следующих основных задач:

Развитие военной системы СССР, что конкретно означало усовершенствование территориальных формирований, развертывание строительства национальных формирований, укрепление организационной структуры Красной Армии и поднятие ее технической оснащенности.

Совершенствование работы органов военного управления СССР посредством внесения большей плановости, притока молодых военных кадров, реорганизации системы органов снабжения в соответствии с новыми условиями существования в мирной обстановке.

Укрепление командных кадров армии и флота, что предполагало переход к единоначалию.

Упорядочение системы обучения и воспитания в армии, что означало создание условий для организации нормального обучения и воспитания, разработку и внедрение воинских уставов и наставлений.

Усиление партийно-политических органов и партийно-политической работы в армии посредством обновления кадров партполитработников, ликвидации отрыва партийных организаций и партийной работы в РККА от общепартийных организаций и общепартийной работы, максимальное вовлечение партийного комсостава в партийно-политическую работу и всего комсостава в политико-просветительскую работу.

На основании предложенного специальной комиссией Реввоенсовета плана проведения военной* реформы в апреле 1924 г. Пленум ЦК РКП(б) постановил незамедлительно начать. военные преобразования и выделить соответствующие финансовые средства .

Однако вопреки этому решению продолжались настойчивые попытки финансово-хозяйственных органов сократить расходы на военные нужды. Народный комиссариат финансов (Наркомфин) предложил сократить вооруженные силы до 450" тысяч человек, сэкономив при этом 45 млн. рублей . По заверению военных такая экономия- средств не могла способствовать реальной положительной динамике: «.. .только на повышение одной зарплаты требуется 26 млн. рублей»208.

Подобные споры можно было бы принять за межведомственную борьбу за финансирование. Военные хотели больше денег, финансисты им сопротивлялись. Однако с доводами первых нельзя было не согласиться. Ведь армия в 450 тысяч человек в расчете на огромную территорию Советского Союза вряд ли могла обеспечить надежную обороноспособность.

В конечном счете, бюджет Наркомвоенмора на 1924 - 1925 год составил 380,1 млн. рублей вместо запрашиваемого минимума в 400 млн.209 И даже при этом попытки урезать военный бюджет продолжались. Только после принятия в августе 1924 г. специального постановления РВС СССР, в котором говорилось, что сокращение сметы до 380 млн. рублей неизбежно приведет к полному уничтожению армии, вопрос о сокращении военного бюджета правительством больше не поднимался210.

Сохранение бюджета в предложенных Реввоенсоветом рамках позволило продолжить работу по подготовке военной реформы.

Основные направления военной реформы 1920-х годов были продиктованы сложившейся ситуацией и сводились к реорганизации и укреплению аппарата управления, введению смешанной системы комплектования (сочетанию кадровых и территориально-милиционных формирований), перестройке системы подготовки военных кадров, введению единоначалия, укреплению воспитательной работы среди бойцов.