logo
Адаптация курсантов к военно-учебной деятельности

2. Конгруэнтность как психолого-педагогический аспект профессионального становления курсантов военного вуза

Лица, поступающие в военный вуз, являются представителями различных социальных групп и, отсюда, являются носителями различных, конкретных ценностей и образа жизни. Человек входит в специфическую военную среду со своими целями; ценностями, взглядами, и он предпочитает "...самостоятельно формировать, для себя цели жизни, принимать решения о путях достижения этих целей и их осуществлять" [4].  

Военная организация предъявляет к нему свои требования, устанавливает свои проверенные практикой правила. Наиболее ценным из них, по утверждению генерала И. Амилахори,  является то, что «войска должны черпать свою боевую мощь в своих духовных, нравственных силах, а не искать её в материальном или численном превосходстве над противником».

Задача исследования военно-профессионального становления курсантов  заключается в анализе сложных социально-психологических противоречий. Курсанты оказываются сразу вовлеченными не только в учебный процесс, но и в процесс военно-профессиональной деятельности, особых деловых и общественных отношений. Практика показывает, адаптироваться к ним способен далеко не каждый молодой человек.

Овладение профессиональной деятельностью в системе высшего военного образования может выступать средством достижения определенных индивидуальных ценностей, но в процессе ее освоения (в ходе образовательного процесса) может стать привлекательной сама по себе, в случаях, когда ценностное содержание воинской деятельности согласуется с личными ценностными приоритетами [5].

Такое гармоничное согласование представлений личности об общественных ценностных нормах и индивидуальных ценностных ориентациях, реализуемых личностью в своем поведении, может быть, на наш взгляд, измерено психодиагностическими  методиками и определено как конгруэнтность личности. Несмотря на то, наш подход к изучению конгруэнтности несколько отличается от подхода таких исследователей как К. Роджерса, Ч. Осгуда, Э. Шострома, Т. Мерри и др., он может иметь свое теоретическое и практическое значение.

Ценностный подход изучения и развития конгруэнтности уже используется в некоторых прикладных отраслях психологических знаний: психотерапии, профориентологии, организационной психологии, управлении персоналом, нейролингвистическом программировании, психологическом консультировании и др.

Диагностика конгруэнтности личности на различных этапах учебно-воспитательного процесса представляется важным этапом психологического сопровождения курсантов. Проведённое исследование подтверждает роль уровня конгруэнтности как показателя адаптированности личности к воинской деятельности. В свою очередь, эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

Для изучения ценностной сферы личности в психологии используется ряд методик: «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ») И. Г. Сенина, опросник ценностей М. Рокича (адаптация А. Гоштаутаса, А.А. Семенова и В.А. Ядова в ИСЭП АН СССР), «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) и «Методика предельных смыслов» Д. А. Леонтьева, методика “Изучение ценностей” Г. Олпорта, опросник “Ценности личности” Л. Гордона и др.  Однако, применение данных методик не позволяет получить целостное представление о конгруэнтности личности. 

Плодотворным направлением в решении актуальных задач, стоящих перед исследователями конгруэнтности личности, на наш взгляд, является   теоретический и методологический подход к изучению ценностей личности Ш. Шварца, разработанный во второй половине ХХ века. Согласно него, ценности личности существуют на двух уровнях: нa уровне нормативных идеалов и нa уровне индивидуальных приоритетов. 

Уровень нормативных идеалов более постоянен и отражает представления человека о том, как следует поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Уровень индивидуальных приоритетов более зависим от внешней среды, и соотносится с конкретными поступками человека [6]. Поскольку на обоих уровнях исследуются одни и те же ценности, открывается возможность определения конгруэнтности личности. 

В рамках данного подхода было проведено исследование конгруэнтности личности курсантов и офицеров. Исследование проводилось на базе учебных групп курсантов 1-4 курсов обучающихся по гуманитарной специальности «Педагог-психолог», и офицеров, прибывших  из войск для обучения на командном факультете (КФ) с целью повышения профессиональной квалификации. К участию в исследовании было привлечено по 30 человек из каждой учебной группы (в общей сумме 120 человек, что представляло собой генеральную совокупность по курсантам гуманитарной специальности на весенний семестр 2006 года) и 30 офицеров командного факультета (репрезентативная выборка). Общее количество обследованных составило 150 человек. 

Таким образом, на основании значений уровня конгруэнтности может быть сделано предположение о наличии или отсутствии конфликтов внутри личности. Связь уровня конгруэнтности с карьерной ориентацией «Вызов» так же свидетельствует о стремлении человека с высоким уровнем конгруэнтности отстаивать свою мировоззренческую позицию. Однако, это отрицательно воспринимается в военной среде со стороны командования, несмотря на то, что карьерная ориентация «Вызов» положительно коррелирует с карьерной ориентацией «Служение» («добиваться гармонии между людьми», «работа с людьми», «служение государству», «желание сделать общество лучше»), важной для военнослужащих.  

Как показало наблюдение, взаимодействие курсантов с высоким уровнем конгруэнтности с некоторыми командирами и преподавателями приводит  к конфликтным отношениям, хотя за выполнение служебных обязанностей во время стажировок в войсковых частях они получают самую высокую положительную оценку, что явно указывает на необходимость индивидуального подхода к данной категории курсантов в ходе образовательного процесса. 

Таким образом, успешное развитие профессионально важных качеств личности курсанта, а также актуализация его учебного и профессионального потенциала, возможны только при условии определенного уровня конгруэнтности личности, в структуре индивидуальности каждого человека, выбравшего профессиональный путь офицера. 

В связи с этим, можно предложить различные направления работы с ценностной сферой курсантов в рамках психолого-педагогического сопровождения в военном учебном заведении для следующих должностных лиц:

· психолог - помощь в осознании курсантами собственных ценностных иерархий и личной конгруэнтности (неконгруэнтности);

· профессорско-преподавательский состав и офицеры-воспитатели - формирование у курсантов профессиональных ценностей;

· офицерский состав - демонстрация образцов поведения в соответствии с профессиональными ценностями на основе личной примерности.

Результатом действий вышеупомянутых лиц должна стать сформированность и относительная устойчивость наиболее и наименее приоритетных элементов ценностной сферы курсантов, а также осознание курсантом собственной иерархии ценностных приоритетов, пониманию их роли в успешности настоящей и предстоящей профессиональной деятельности.