logo
Влияние веса парашютиста на скорость падания

1.1 Творцы белых куполов

Только после изобретения и усовершенствования парашюта появилась возможность создания военно-воздушные войска. И первыми они появились в России.

Путь, проделанный от первого эскизного наброска до современного парашюта и парашютных систем, которыми пользуются космонавты, летчики, воины Воздушно - десантных войск, парашютисты спортсмены и люди других профессий, был долгим и трудным.

В 1495 году, когда еще в помине не было никаких летательных средств, человек всерьез задумался над тем, как обеспечить безопасный спуск с высоты.

"Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна, каждая сторона которого имеет 12 локтей в ширину и столько же в вышину, он может броситься с любой большой высоты, не подвергая себя опасности". Это из работы гениального итальянского художника, архитектора Леонардо да Винчи " О летании и движении тел в воздухе". Описанное и нарисованное им устройство и считается первым достоверным прообразом нынешнего парашюта (приложение№1 рис 1).

Прошло немногим более ста лет, и в труде инженера - механика из Флоренции Фауста Веранцио "О машинах" появилось описание нового, хотя и похожего устройства, способного перемещать человека с высоты на поверхность земли. В 1617 году Веранцио продемонстрировал свой аппарат в действии, спустившись на нем с крыши башни.

Особого желания прыгать с крыш люди не испытывали. Но вот человек научился подниматься в небо, и парашют из экстравагантной диковинки превратился в жизненную необходимость.

Первым воздухоплавателем в России, а скорее всего и в мире, стал наш соотечественник подьячий Крякутный. Это он в 1731 году соорудил шар, наполнил его дымом и оторвался от земли. И только полвека спустя в небо поднялись известные братья Монгольфье. Каждый воздухоплаватель поднимающийся в небо надеялся вернуться на землю. Многие воздушные путешествия заканчивались трагедией. И тогда встал вопрос: как уберечься от гибели и вернуться на землю. Французский физик Себостьян Ленорман построил своими силами аппарат, испытал его и назвал придуманное устройство - парашют, которое скоро вытеснило из обихода все остальные.

В 1797 году зафиксирован первый добровольный прыжок человека с аэростата, совершенный Жак Гарнереном.

Парашюты становились все более надежным средством спасения. Но не прекращались случаи, когда аэронавт, уже преодолевший с помощью парашюта высоту, получал травмы, и порой смертельные, пи приземлении. Все парашютисты того времени раскачивались в воздухе, и иногда так сильно, что возникала угроза неожиданного удара парашютиста о землю. Как же погасить или хотя бы уменьшить это раскачивание? Начались поиски.

Англичанин Коккинг изменил форму парашютного купола, сделал его похожим на полусложенный зонтик, обращенный вершиной к земле. Такое устройство, по мнению изобретателя, должно было вписаться в сопротивляющуюся воздушную среду и стабилизировать положение парашютиста. В 1834 году, испытывая свое устройство, Коккинг погиб.

А выход оказался простым - отверстие в полюсной части купола, через которое проходил бы воздух!

Честь изобретения первого в мире парашюта, который можно было компактно упаковать в ранец и взять с собой в небо, принадлежит русскому конструктору Г.Е. Котельникову в 1912году, которое он назовет РК-1 (приложение№1 рис 2). Однако к производству такой парашют принят не был. Хотя испытания показали его надежным. Военное ведомство заинтересовалось этим изобретением лишь тогда, когда началась Первая мировая война.

Большой вклад в организацию парашютостроения в России вложили конструкторы М. Савицкий, И Глушков, Н. Лобанов и многие другие.