logo
Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан

2.2 Формирование Вооруженных Сил Республики Казахстан

Одной из волнующих и наиболее острых проблем в переустройстве общества является судьба Вооруженных Сил. И это естественно, ибо армия -- один из тех инструментов государства, который во многом определяет его судьбу, внутреннюю стабильность, место и роль в современном мире.

Уберечься от войны стало первейшей заботой человечества. Избавиться от печальных реалий нашего времени -- войн, конфликтов, военных угроз и источников военной опасности, по крайней мере, в обозримой перспективе, оказывается невозможным без опоры на армию.

До эпохи всеобщего благоденствия еще далеко. Вероятность развязывания так называемых малых, локальных и региональных конфликтов возросла. В современных условиях не может быть гарантий от увеличения военной опасности и перерастания ее в определенных условиях в направленную и непосредственную военную угрозу. Поэтому предотвращение войны становится общегосударственной политической целью.

Безусловно, в современных условиях приоритет должен отдаваться политическим средствам. Однако они будут эффективны лишь в том случае, если политика будет опираться на достаточную экономическую и военную мощь государства. Следовательно, в решении этой важной проблемы наряду с другими государственными институтами должны принимать активное участие и Вооруженные Силы. Именно они призваны обеспечивать территориальную целостность государства от угрозы извне, сдерживание и отражение агрессии силовыми методами.

Реагируя на сложившуюся военно-политическую ситуацию в регионе и исходя из анализа политических и экономических процессов, происходящих на территории Содружества, Республика Казахстан пошла по пути создания своих Вооруженных Сил. [7]

Формирование вооруженных сил любого государства основывается, прежде всего, на национальных интересах. Не Казахстан был инициатором развала военного единства бывшего Союза, напротив, республика до последнего момента отстаивала идею единых, а в последующем -- объединенных вооруженных Сил Содружества. Только после создания собственных вооруженных сил в государствах, ранее входивших в СССР, а затем в СНГ, Казахстан вынужден был принять решение о формировании Вооруженных Сил, летопись которых началась 7 мая 1992 г.

Согласно указу Президента Республики Казахстан «О создании Вооруженных Сил Республики Казахстан» для эффективного управления ими и решения поставленных задач было образовано Министерство обороны республики, взяты под его юрисдикцию все войска, дислоцирующиеся на территории Казахстана. Они составили основу сухопутных войск, военно-воздушных сил, войск ПВО, военно-морских сил, а также боевого, специального, тылового обеспечения и войсковых формирований ГО.

Вооруженные Силы республики строятся на сочетании принципов: всеобщей воинской обязанности и контрактной системы демократического управления и централизации, единоначалия; подконтрольности и подотчетности органам государственной власти. Эти принципы узаконены в Конституции, законах Республики Казахстан по военным вопросам: «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей»,

«О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей» и других законодательных актах.

В Конституции Республики Казахстан определены функции Вооруженных Сил, которые стоят на защите суверенитета и территориальной целостности страны. Исходя из главной функции, определены основные задачи: предотвращение войны путем поддержания высокой боевой готовности как гаранта, сдерживающего агрессию извне; сохранение неприкосновенности границ государства; охрана и оборона военных объектов, государственных учреждении; отражение агрессии и разгром вторгшихся группировок противника; ликвидация последствий агрессии, восстановление стабильного положения на границе.

После распада Советского Союза Вооруженные Силы Республики Казахстан формировались в максимально сжатые сроки. В условиях переживаемых страной трудностей в экономике, перехода к рыночным отношениям в военной сфере была сформирована структура Министерства обороны, органов управления видами вооруженных сил, определена структура и численность армии, разработаны основные правовые документы по созданию и функционированию Вооруженных Сил. Следует отметить, что в интересах обеспечения военной безопасности суверенного государства будет продолжаться совершенствование структуры Вооруженных Сил, будут сделаны решительные шаги к комплектованию войск по контрактной системе, части и соединения будут оснащены современной техникой и должны решиться проблемы подготовки кадров.

Выступая на заседании Совета безопасности республики, Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил РК Н.А. Назарбаев подчеркнул: «Нам нужна армия сильная, оснащенная самым современным оружием, обладающая высокой мобильностью, обученная, подготовленная к действиям в любых условиях в интересах защиты нашего суверенитета».

Внешняя политика Казахстана строится на принципах равноправия и взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела других стран. Республика выступает на международной арене за укрепление мира и безопасности, за урегулирование конфликтов мирным путем. Достигнуты соглашения о ликвидации с территории Казахстана ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Подписан договор о коллективной безопасности, предпринимаются конкретные шаги по согласованию усилий государств, объединенных единым оборонительным пространством, а 31 марта 1993 г. был ратифицирован Устав Содружества Независимых Государств, в третьем разделе которого рассматриваются вопросы о коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве государств Содружества.

Дипломатические и другие мирные усилия не всегда дают полную гарантию предотвращения войн и военных конфликтов. Пример тому -- события в ряде регионов СНГ. Вот почему поддержание обороноспособности страны, как записано в действующей Конституции Республики Казахстан, является одной из ее важнейших государственных функций.

Всесторонне оценивая свои оборонные возможности и прогнозируя масштабы и характер военной опасности, наша республика осуществляет военное строительство совместно со странами СНГ и другими государствами.

Комплекс вопросов, связанных с созданием и функционированием Вооруженных Сил, использованием их в интересах защиты государства, -- предмет рассмотрения военной политики государства. Ее содержание составляет взаимосвязанный комплекс мероприятий государственных органов по развитию всех областей военного дела, обеспечению армии и флота всем необходимым для укрепления боевой мощи. Она охватывает широкий круг проблем: разработку теоретических основ и военного строительства; техническое оснащение Вооруженных Сил; подготовку, расстановку военных кадров; проведение в войсках воспитательной работы; руководство развитием военной науки и военного искусства, принципов боевой и оперативной подготовки войск; повышение мобилизационных возможностей государства и др.

Осуществляя самостоятельное оборонное строительство, Казахстан руководствуется как интересами собственной безопасности, так и оборонными интересами государств СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности.

Сложившаяся ситуация в регионе и государствах Содружества показывает, что решение о создании собственных Вооруженных Сил Казахстана было необходимым и своевременным. Однако их становление проходит в непростой экономической и социально-политической обстановке. Поэтому очень важно не допустить снижения достигнутого уровня боевой готовности войск, совершенствовать обучение личного состава в подразделениях, частях, соединениях по программе боевой подготовки, всячески укреплять воинскую дисциплину и организованность. Вооруженные Силы республики должны сохранить подлинно народный характер и в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами СНГ стать надежным фактором сдерживания агрессора, сохранения мира и стабильности. [8]

Всеобщая воинская обязанность и военная служба

В соответствии с указом Президента Республики Казахстан и приказом министра обороны дважды в год большой отряд воинов, отслуживших установленный срок, прощается со своими частями, сослуживцами, а на их место приходит новое пополнение.

Под боевые знамена частей и соединений становится молодое поколение казахстанцев, чтобы, овладев воинским мастерством, быть надежными защитниками мирного труда людей. Молодое пополнение призвано принять и нести боевую эстафету старших поколений, всемерно умножать боевые традиции, дорожить боевой славой защитников Отечества, своего воинского звания и предназначения.

Руководство страны и Министерство обороны Республики Казахстан в целях развития военного строительства с учетом новых исторических условий делают все возможное, чтобы поддерживать обороноспособность государства на уровне, необходимом для защиты суверенитета страны, территориальной целостности и неприкосновенности ее границ.

При рассмотрении темы необходимо привлечь внимание учащихся к Конституции Республики Казахстан, где сказано:

1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

2. Граждане республики несут военную службу в порядке и видах, установленных законом.

Затем необходимо перейти к рассмотрению требований закона Республики Казахстан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", состоящего из разделов, раскрывающих основные положения военной службы, подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, вопросы организации призыва и увольнения с действительной военной службы, службы в запасе, об ответственности граждан и должностных лиц за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности.

Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" утвержден 19 января 1993 г. Однако естественный процесс развития общества и Вооруженных Сил остро поставил вопрос о необходимости пересмотра целого ряда статей в связи с принятой в 1995 г. Конституцией Республики Казахстан, приведения их в соответствие с действующим законодательством и заключенными международными договорами, повышения уровня и качества организации и проведения работы с гражданами республики по подготовке их к несению срочной службы и ее прохождению.

Всеобщая воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан в целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Казахстан.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на граждан других государств, кроме случаев, предусмотренных международными договорами, а также на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Казахстана. Вместе с тем в законе отмечается, что граждане других государств и лица без гражданства, проживающие в Казахстане, могут нести военную службу в интересах Республики Казахстан. [9]

Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" определяет военную службу как особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан. Время прохождения военной службы засчитывается в общий непрерывный стаж работы.

Видами военной службы являются:

1) Срочная служба солдат, сержантов и старшин.

2) Военная служба по контракту на должностях солдат, сержантов, старшин.

3) Военная служба курсантов военно-учебных заведений.

4) Военная служба прапорщиков по контракту.

5) Военная служба офицерского состава.

Новым положением в законе является то, что военнослужащим Республики Казахстан разрешено проходить военную службу в составе объединенных (коалиционных) вооруженных сил (группировки войск) в соответствии с международными договорами и запрещается проходить службу в вооруженных силах других государств, если это не предусмотрено международными договорами.

В законе конкретизированы и установлены воинские звания. При проведении урока следует обратить внимание учащихся на градацию воинских званий.

Учащимся надо напомнить, что со дня их прибытия в воинскую часть необходимо:

* добросовестно (сознательно) выполнять воинский долг;

* развивать в себе чувство гордости за принадлежность к вооруженным защитникам своей Родины;

* знать и выполнять правила ношения военной формы одежды.

Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" определяет подготовку граждан к военной службе.

В законе определен порядок организации приписки к призывным участкам. Следует обратить внимание учащихся на положение о том, что допризывники, не вставшие на воинский учет без уважительных причин до 1 апреля года, в котором им исполняется 17 лет, считаются уклонившимися от постановки на воинский учет и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Местные правительственные и исполнительные органы, предприятия, учреждения и организации, домовладельцы ведут первичный учет военнообязанных, призывников, а также допризывной молодежи и ежегодно в сроки, установленные Министерством обороны Республики Казахстан, представляют в соответствующие военкоматы списки юношей, подлежащих приписке к призывным участкам. За нарушение правил первичного воинского учета должностные лица этих органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Далее надо сказать, что законом определен порядок призыва граждан на срочную военную службу. Призыв производится на основании Указа Президента Республики Казахстан и приказа министра обороны два раза в год. Призыву подлежат граждане от 18 до 27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва.

Законом определены сроки военной службы военнослужащим срочной службы. Военнослужащие срочной службы, выслужившие установленные сроки, могут быть задержаны на военной службе сроком до двух месяцев по решению Президента Республики Казахстан при введении чрезвычайного положения.

Закон определяет порядок воинского учета военнообязанных и призывников. В нем подробно сказано об общих правилах воинского учета и обязанностях государственных органов, предприятий, организаций, должностных лиц и военнообязанных по выполнению этих правил. [10]

Следует акцентировать внимание учащихся на следующих положениях:

1. Местные представительные и исполнительные органы внутренних дел в пределах своей компетенции производят розыск, задержание лиц, уклоняющихся от выполнения всеобщей воинской обязанности. Оплата расходов по розыску и доставка задержанных производятся за счет этих лиц.

2. Военнообязанные и призывники в случае изменения их семейного положения, адреса, места работы и должности обязаны лично в 7-дневный срок известить об этом орган, где они находятся на воинском учете.

Законом определяется призыв на военную службу по мобилизации, т.е. в военное время.

При разъяснении данных положений следует обратить внимание учащихся на то, что:

1. Призыв по мобилизации производится на основании Указа Президента Республики Казахстан.

2. С объявлением мобилизации ранее принятые решения о предоставлении отсрочек и освобождении от призыва отменяются.

3. В военное время может быть повышен предельный возраст состояния в запасе.

4. Граждане, не явившиеся по призыву в указанные пункты по мобилизации без уважительных причин, привлекаются к уголовной ответственности по законам военного времени.

Учителю следует сказать, что военнослужащие за нарушение воинской дисциплины и совершение правонарушений несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Казахстан. А для военнослужащего срочной службы, самовольно оставившего часть, время нахождения вне части в срок срочной военной службы не засчитывается и продлевается на время его отсутствия в части.

Продление срока службы осуществляется командиром части после принятия решения военной прокуратурой или вынесения судом приговора, не связанного с лишением свободы. Расходы, связанные с розыском и доставкой к месту службы военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, производятся в установленном законодательством порядке.

Обобщая изложенный материал, следует сказать о том, что реализация и точное выполнение закона Республики Казахстан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" создают прочную базу для дальнейшего развития и совершенствования Вооруженных Сил, укрепления безопасности нашей страны.

Боевые традиции вооруженных сил Республики Казахстан. В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания. Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации. [11]

Таким образом, воинское воспитание-целенаправленный процесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитников Республики Казахстан. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи Вооруженных Сил Республики Казахстан, успешного выполнения ими своих задач как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.

Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины.

Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:

- беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;

- непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;

- верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;

- любовь к родной армии и флоту, к своей части, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;

- постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;

- войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.

Воспитательное воздействие боевых традиций заключается, прежде всего в силе примера, которая побуждает новые поколения воинов идти по стопам своих отцов и дедов, множить их славные дела, беззаветно служить Родине. Сила положительного примера - это огромная сила, а когда она сочетается с идейной убежденностью, любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат.

Пропаганда боевых традиций помогает воспитывать воинов, цементировать воинские коллективы, мобилизовать личный состав на совершенствование своего мастерства, укрепление воинской дисциплины, повышение бдительности, боевой готовности войск. В боевых традициях воины находят лучший образец для выборы нравственного идеала, к которому стремятся, которому подражают, который является побудителем их поступков.

Боевые традиции связаны между собой. Они отражают славу, величие и особенности Вооруженных Сил Республики Казахстан служат делу повышения их боеготовности. Боевые традиции явились могучим духовным оружием нашей армии и способствовали ее победам.

Армия и флот неотделимы от своего народа. В армию и флот ежегодно приходит пополнение с трудового фронта. Отслужив в рядах Вооруженных Сил, они снова возвращаются к труду. Да и сама служба в рядах армии и флота есть большой и напряженный труд. Без упорного труда нельзя освоить сложную боевую технику, нельзя воспитать в себе качества воина, всегда готового выступить на защиту Родины и отстаивать ее умело и мужественно.

Приступая к рассмотрению темы, учитель должен напомнить, что созданное на нашей древней земле новое государство -- Республика Казахстан -- заняло достойное место в мировом сообществе и является полноправным членом Организации Объединенных Наций.

Казахстан пользуется авторитетом среди многих всемирных и региональных организаций. За истекшие годы в стране заложены основы новых экономических отношений, созданы рыночные механизмы.

Надо подчеркнуть далее, что укрепление доверительных межнациональных, межконфессиональных отношений в стране, в армии является задачей всего нашего общества. Происходящие события в мире требуют от наших граждан, от военнослужащих страны еще большей консолидации.

Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения воинов в бою и при несении воинской службы. [12]

Замечательны традиции каждого народа -- казахского, русского, татарского, украинского, уйгурского, белорусского, башкирского, польского, немецкого, других народов, населяющих Казахстан. И эти традиции надо изучать, понимать и уважать. Ведь каждая традиция, каждый обычай того или иного народа формировались и закреплялись в течение многих десятилетий.

Учитель должен сказать о такой замечательной традиции, как защита Отечества, отстаивание от любых посягательств своей земли, своего отчего края. Героическая защита родины, Отечества -- это традиция всего нашего многонационального государства, имеющая глубокие корни, уходящие в глубину веков, когда народ, его воины вынуждены были неоднократно с оружием в руках защищать свою свободу от вражеских нашествий, феодального и колониального гнета.

Традиции создавались не в одночасье и не на пустом месте. Казахский народ имеет более чем трех тысячелетнюю историю; вместе с народом развивались и воинские формирования, еще в преддверии новой эры, наносившие сокрушительные удары по войскам Александра Македонского и остановившие продвижение великого завоевателя на восток.

Боевые традиции Вооруженных Сил Республики Казахстан - это традиции, порожденны определенным общественным строем, в них отражаются особенности предназначения Вооруженных Сил Республики Казахстан. Они сложились на заре революционных событий Казахстанского пролетариата, героических подвигов казахстанцев в годы Великой Отечественной войны и впитали в себя все лучшее из героического прошлого.