logo
Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан

Введение

Уставы Вооруженных Сил РК представляют собой свод законов воинской службы, основу воспитания и обучения личного состава. В них определены права и обязанности военнослужащих и характер взаимоотношений между ними. Они строго и точно регламентируют все стороны быта, повседневной жизнедеятельности войск, дают исчерпывающие указания по вопросам поддержания твердой воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках.

При изучении положений уставов, не связанных с практическими действиями, применяются преимущественно методы рассказа, беседы, используются плакаты, диафильмы, учебные кинофильмы, видеофильмы. Обязанности дневального и часового изучаются на практических занятиях на специально оборудованных для этого местах методом военной игры.

В ходе изучения уставов необходимо приводить примеры бдительного несения службы лицами суточного наряда, рассказывать о героических поступках, совершенных воинами Вооруженных Сил при выполнении служебного долга как в мирное, так и в военное время.

Чтобы развить у обучаемых воинскую смекалку и помочь им сознательно усвоить положения уставов, целесообразно в процессе занятий широко практиковать самостоятельную работу обучающихся, а проверку знаний проводить не только методом опроса, но и в специально создаваемой игровой обстановке, требующей от обучаемых принятия самостоятельных решений и выполнения практических действий в роли дневального, часового, дежурного по роте и т.п. В результате изучения общевоинских уставов обучаемые должны знать их законодательную основу, обязанности солдата, дневального по роте, требования уставов по укреплению воинской дисциплины, обязанности часового по бдительной охране и стойкой обороне доверенного поста при нахождении в карауле и уметь правильно выполнять их; методически правильно проводить занятия с учащимися по изучению положений общевоинских уставов.

Знания и навыки, полученные на занятиях по уставам, должны совершенствоваться на всех занятиях по начальной военной подготовке, физической культуре и при проведении оборонно-спортивных мероприятий.

Кроме общевоинских уставов, имеются и другие уставы и что они способствуют формированию у военнослужащих высоких морально-политических и боевых качеств. Уставы различны по своему назначению, но все их требования направлены на выполнение одной цели -- установить в войсках твердый порядок, дать единые установки по обучению и воспитанию военнослужащих, по организации боя, четко определить круг обязанностей воинов и их взаимоотношения. Идейное содержание воинских уставов полностью отвечает интересам нашего государства, каждого военнослужащего. Положения уставов тесно связаны с принципами общечеловеческой морали. В них воплощены указания Президента о защите Родины.

Обращение к проблеме организации и методики проведения факультатива по изучению Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК в 10 классе общеобразовательной школы является актуальным. Актуальность проблемы выявляет противоречие между:

- необходимостью формирования качественных знаний старшеклассников по изучению всех разделов начальной военной подготовки и недостаточностью использования для этого факультатива по изучению Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК в 10 классе общеобразовательной школы.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какова возможная методика проведения факультатива по изучению Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК в 10 классе общеобразовательной школы?

Цель дипломной работы является разработка методики проведения факультативной работы по изучению Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК в 10 классе общеобразовательной школы.

Объект исследования: процесс обучения начальной военной подготовке в старших классах общеобразовательной школе.

Предмет исследования: факультативная работа по изучению Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК в 10 классе общеобразовательной школы.

Цель, объект и предмет, а также задачи исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: если процесс обучения Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК организовать через факультативные занятия, то осуществится совершенствование военных знаний, так как факультативные занятия способствуют развитию у учащихся интереса к предмету.

Задачи дипломной работы:

- раскрыть понятие о воинских уставах Вооруженных Сил Республики Казахстан;

- выявить значение уставов в жизни и деятельности воинского коллектива;

- рассмотреть общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан;

- провести эксперимент по проверке влияния факультатива Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан на формирование военных знаний старшеклассников.

Методы исследования: анализ научно-педагогической, дидактической, военной литературы по проблеме исследования, тестирование, эксперимент.

Новизна исследования заключается в раскрытии основ факультатива по по изучению Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК в 10 классе общеобразовательной школы.

Практическая значимость определяется тем, что методические рекомендации и дидактические разработки факультатива дают возможность учителю, опираясь на них, правильно использовать их, обеспечив тем самым, оптимальное развитие военных знаний старшеклассников.

На защиту вносятся:

1. Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан представляют собой свод законов воинской службы, основу обучения и воспитания личного состава. В них определены права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними.

2. Уставы строго и точно регламентируют все стороны быта, повседневной деятельности и жизни войск, дают четкие указания по вопросам поддержания твердой воинской дисциплины, организованности и установленного порядка в войсках.

3. Изучение Общевоинских уставов Вооруженных Сил РК эффективно через факультативные занятия, так как факультативные занятия способствуют развитию интереса к предмету, формированию военных знаний.

Апробация результатов исследования:

Горохов А.С., Гакашин М.Б. Изучение общевоинских уставов вооруженных сил Республики Казахстан в общеобразовательной школе / Материалы международной научно-практической конференции «Научный прогресс на рубеже тысячелетий», 27 мая - 05 июня 2012 г., Чехия.