logo
Боевая служба роты полка оперативного назначения ВВ МВД России по охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при стихийных бедствиях

2. Задачи внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах. Мероприятия по обеспечению сбора и приведению в степени готовности сил и средств

Правовой основой деятельности внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Феде-рации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, указы Президента Российской Федерации, постановле-ния Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

  • Так, ст. 1. Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внут-ренних дел Российской Федерации» определяет, что «Внутренние войска Мини-стерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ВВ) входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обес-печения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств».
  • В ст. 2 Закона указано, что на внутренние войска возлагаются следующие задачи:
  • * участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации (да-лее - ОВД) в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопас-ности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
  • участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  • оказание содействия Пограничным войскам Российской Федерации в охране государственной границы Российской Федерации.
  • Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.
  • Выделяя в данной статье первую задачу, вполне очевидно, что, она как раз и предусматривает участие внутренних войск в предотвращении, пресечении и ликвидации обстоятельств чрезвычайного характера.
  • Раскрытие положений Закона производится также и в нормативных ведом-ственных актах - уставах, наставлениях, приказах. Временный устав внутренних войск в разделах по видам служебно-боевой деятельности частей и соединений различного назначения определяет для каждой категории присущие лишь им за-дачи при чрезвычайных обстоятельствах. Для нас в наибольшей степени пред-ставляют интерес задачи, возложенные на соединения и части оперативного на-значения и специальные моторизованные воинские части.
  • В гл. 3 ст. 125 определено, что на соединения и воинские части оперативно-го назначения и специальные моторизованные воинские части при возникновении чрезвычайных обстоятельств могут быть возложены следующие задачи:
  • участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных колониях (далее ИК);
  • участие в специальных операциях по освобождению заложников, пресече-нию захвата и угона воздушного судна;
  • участие в розыске и задержании особо опасных вооруженных преступни-ков (дезертиров);
  • отражение нападения на военные городки, воинские эшелоны и колонны, охраняемые объекты, сооружения и грузы, а также на места компактного прожи-вания военнослужащих внутренних войск и членов их семей;
  • участие в изъятии оружия и боеприпасов, ядовитых, взрывчатых и радиоактивных веществ, боевой и специальной техники;
  • оказание содействия органам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечении охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях;
  • участие в обеспечении режимно-карантинных мероприятий при стихий-ных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях.
  • Необходимо отметить, что Временный устав ВВ МВД России был введен в действие Указом Президента РФ № 2052 с 1 ноября 1994 года. За прошедший по-сле этого период несколько изменилась обстановка в Российской Федерации. Демократические реформы стали необратимыми, существенно укрепилась государственность, наметились позитивные изменения в экономике. В то же время не удалось добиться коренного перелома в сознании людей в правоохранительной области, в национальных и религиозных вопросах. Более того, начатое в начале 90-х годов сепаратистами наступление на демократические основы Российского государства получило развитие и даже некоторую поддержку от мировых террористических организаций. Все это неизбежно потребовало уточнения положений Временного устава ВВ МВД России.
  • Так, в соответствии с приказом МВД России от 10 сентября 2002 года № 870 дсп внутренние войска при возникновении ЧО могут привлекаться к выполнению следующих задач:
  • участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;
  • участие в освобождении заложников;
  • участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уго-ловные наказания в виде лишения свободы;
  • участие в пресечении террористических акций на территориях, обслужи-ваемых органами внутренних дел, а также в военных городках, в воинских эше-лонах и колоннах, охраняемых объектах, местах компактного проживания воен-нослужащих внутренних войск и членов их семей и отражении нападения на транспорт со специальным грузом;
  • участие в предупреждении и пресечении угона:
  • а) судна водного транспорта;
  • б) железнодорожного подвижного состава;
  • в) воздушного судна;
  • участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, в ла-герях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания и других специальных учреждениях милиции;
  • участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняю-щих уголовные наказания в виде лишения свободы;
  • участие в ликвидации банды;
  • участие в пресечении захвата важных государственных объектов, имею-щих большое значение для обеспечения государственного управления и местного самоуправления, жизнедеятельности населения и работы предприятий (учрежде-ний, организаций);
  • участие в розыске и задержании вооруженных и особо опасных преступ-ников (вооруженных дезертиров);
  • участие в пресечении захвата собственных объектов органа внутренних дел;
  • участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мя-тежа;
  • участие в пресечении блокирования транспортных коммуникаций;
  • участие в ликвидации последствий ЧС:
  • а) техногенного характера;
  • б) природного характера;
  • * выделение войскам и органам пограничной службы Российской Федера-ции сил и средств для участия в пограничных поисках и операциях.
  • Для обеспечения сбора и приведения в степень готовности сил и средств проводятся следующие мероприятия:
  • передача сигнала о возникновении 40 в войска (прием сигнала из войск);
  • оповещение личного состава о полученном сигнале;
  • сбор личного состава;
  • развертывание пунктов управления;
  • подготовка войск к выполнению поставленной задачи;
  • подготовка вооружения и техники;
  • подготовка материальных средств;
  • организация взаимодействия и всестороннего обеспечения;
  • доклад о готовности к действиям.
  • С целью своевременного развертывания сил и средств внутренних войск и последовательного наращивания усилий предусматривается в воинских частях, ВОУВПО иметь:
  • подразделения первой очереди (в полку, учебном заведении - рота, в отдель-ном батальоне - взвод) со сроком готовности 30 мин (в воинских частям по ВГО и СГ - дежурное подразделение со сроком готовности 15-20 мин) при необходимо-сти немедленного реагирования на ситуацию;
  • подразделения второй очереди (выделяемые органам внутренних дел по со-гласованным планам от соединений и воинских частей оперативного назначения, ВОУВПО, учебных воинских частей) со сроком готовности 1 ч 30 мин;
  • основные силы и резервы со сроком готовности 2 ч;
  • воинские части и подразделения специального назначения со сроком готов-ности 1 ч 30 мин.
  • В специальных моторизованных воинских частях такой элемент построения, как подразделения второй очереди не создаются, в связи с тем, что в состав под-разделений, выделяемых для действий по согласованным с органами внутренних дел планам, включается основная часть личного состава.
  • Из состава войск определяются резервы для наращивания усилий:
  • в полку, ВОУВПО - рота, отдельном батальоне - взвод (решением коман-дира воинской части, начальника ВОУВПО);
  • в полку по ВГО и СГ - личный состав свободный от боевой службы, и личный состав подразделений обеспечения со сроком готовности 3 ч;
  • в соединении - батальон, рота (решением командира соединения);
  • в объединениях - бригада, полк, отряд специального назначения (решением командующего войсками объединения);
  • главнокомандующего внутренними войсками - бригады оперативного назначения и отряды специального назначения (решением главнокомандующего внутренними войсками);
  • министра внутренних дел - ВОУВПО и ОДОН (без 5 полка оперативного назначения) (решением Министра внутренних дел).
  • Готовность к действиям в пунктах постоянной дислокации - 1 ч 30 мин; для действий вне пунктов постоянной дислокации в готовности к передвижению, пере-возкам различными видами транспорта-12 ч.
  • Привлечение резервов ВВ МВД России для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении правового режима чрезвычайного положения осу-ществляется на основании Указа Президента Российской Федерации и письмен-ного приказа Министра внутренних дел Российской Федерации.
  • Привлекать резервы ВВ МВД России к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах имеют право:
  • за пределами районов дислокации - Министр внутренних дел Российской Федерации;
  • в пределах районов дислокации для пресечения массовых беспорядков в населенных пунктах - главнокомандующий внутренними войсками МВД России;
  • к выполнению других задач - командующий войсками округа ВВ по просьбе министров (начальников главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.
  • Специальные моторизованные воинские части во всех случаях привлекаются решением старших оперативных начальников (с обязательным уведомлением о принятом решении главнокомандующего внутренними войсками).
  • Таким образом, задачи внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах весьма разнообразны и разносторонне и требую от военнослужащих собранности и исполнительности.